Образ природы в сказке-были М.Пришвина "Кладовая солнца". 6-й класс

Разделы: Литература

Класс: 6


Цель урока: показать единство человека и природы, раскрыть мастерство М.М.Пришвина как писателя.

Задачи урока: создать атмосферу сотворчества в общении с учащимися, пробудить в них личную заинтересованность в изучении темы, вести совместный поиск.

Оборудование: презентация в программе Power Point .

(Слайд №2 Приложение 1)

Эпиграф:
Я ведь, друзья мои, пишу о природе,
сам же только о людях и думаю.
М.М.Пришвин

Ход урока

1. Слово учителя.

Михаил Михайлович Пришвин - это тот писатель, для которого природа была жизнью, без неё не сформировался бы его талант, его самобытность и он сам как человек. Он своим творчеством утверждал идею единства человека с миром природы. Мне кажется, что прозу Пришвина можно с полным правом назвать "природной мозаикой русского языка".

(Слайд №3 Приложение 1) Недаром К.Г.Паустовский говорил: "Слова у Пришвина цветут, сверкают. Они то шелестят, как травы, то бормочут, как родники, то пересвистываются, как птицы, то позванивают, как первый лёд, то ложатся в нашей памяти медлительным строем".

Давайте же посмотрим, как автору удалось передать это всё нам так, что мы сами видим себя в лесу вместе с Митрашей и Настей, можем наблюдать то, что они наблюдали, слышать то, что они слышали, переживать с ними и за них. Я не зря разделила вас на две группы: "Знатоки природы" и "Знатоки слова". Но цель у вас едина: раскрыть мастерство Пришвина как писателя.

2. Беседа.

"Знатоки слова" - Как назвать одним словом тех, кто действует в произведении? Можно ли сказать, что природа тоже герой, персонаж произведения?

"Знатоки природы" - Кто же первый герой из мира природы? (Ветер-сеятель) А каких героев вы назовёте ещё?

"Знатоки слова" - Какие изобразительные средства помогают автору нарисовать зримую, очень выразительную картину?

(Эпитеты - "злой ветер", метафоры - "ветер-сеятель", олицетворения - "деревья стонали и выли", сравнения - "как живые существа")

- Какую роль играют в тексте эти изобразительные средства?

(Сравнения помогают лучше представить то, о чём пишет автор, украшают произведение и нашу речь. Олицетворения подчёркивают восприятие автором природы как живого существа.)

3. Работа с рисунком Ждановой Насти. (Слайд №4 Приложение 1)

- Что изображено на рисунке?

- Какие слова определяют взаимоотношения ели и сосны?

- Каков символический смысл истории жизни "несчастных деревьев"?

(Причина несчастья деревьев в их разобщённости. Отрывок - миф, отражающий народный взгляд на мир. Пришвин писал в дневнике: ":великое солнце любит все ветки, все лапки, все иголочки:" В этом смысле все люди и все существа составляют одно дерево. Оно счастливо, если счастлива его каждая веточка.)

4. Продолжение беседы.

"Знатоки слова" - Почему автор использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? О чём это говорит? (Лисичка, ёлочки, берёзки:О любви к природе, о том, что он относится к ней ласково, с уважением.)

"Знатоки природы" Автор не просто любит природу, но и очень хорошо её знает. Сколько видов растений и животных он упоминает в произведении?

(Животных - 24, растений - 17)

- В каком эпизоде их встречается наибольшее количество?

5. Работа с рисунком Карташовой Лены. (Слайд №5 Приложение 1)

- Почему автор, описывая Настю на палестинке, говорит о ней: "прежняя Золотая Курочка"?

- Когда Настя вспомнила о брате?

(Настю охватила жадность, она забыла о брате, потеряла человеческий облик. Пень, змея, лось - это часть живой природы, и именно природа вернула Насте человеческий облик.)

6. Продолжение беседы.

"Знатоки природы" - Какова роль Травки в сюжете сказки-были? (Травка - связующее звено между жизнью природы и человека, напоминание о любви и верности, о правде жизни.)

(Слайд №6 Приложение 1)

- Какими средствами автор развивает мысль о единстве жизни всего живого и о самоценности существования каждого отдельного живого существа?

(Наполняет мир голосами, движением, радостью, тревогой и объединяет всё образом солнца. Писатель считал, что, чем богаче внутренний мир человека, тем ему дано больше видеть в природе. Пришвин назвал это "родственным вниманием".)

(Слайд №7 Приложение 1)

- Обладают ли дети "родственным вниманием" к миру? Что видят, слышат и понимают они в лесной жизни? А вы?

7. Викторина.

- Как называется изображение природы в художественном произведении? (пейзаж)

- Куда попал Митраша? (елань)

- Что " в лесу добрее матери бывает"? (компас)

- Как называется лес, в котором растут сосны и ели? (бор)

- Как называется спасительная трава? (белоус)

- Травка и лисичка охотятся; как называется преследование дичи или зверя? (гон)

8. Подведение итогов.

Давайте обобщим, каковы особенности описания мира природы в сказке-были Пришвина? (Слайд №8 Приложение 1)

- В чём смысл названия сказки-были? Как человек должен распоряжаться наследством, которое ему оставила природа?

Солнце - источник всего живого на Земле. И человек, и природа входят в "кладовую солнца". Как растения, умирая и превращаясь в удобрение, передают солнечное тепло, так и мы, люди, должны передавать опыт разумного исследования природы, жить по закону правды, т.е. любви ко всему живому. Поэтому так современно звучат слова Евгения Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя,
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя.

Очень хочется, чтобы вы надолго запомнили образы, нарисованные Пришвиным в "Кладовой солнца", поэтому мы предлагаем заочную экскурсию на болото, по которому блуждали главные герои.

(Группа заранее подготовленных ребят в программе Power Point или в любой другой готовит презентацию-экскурсию по болоту, описанному в сказке-были, используя фотографии, рисунки, иллюстрирующие страницы книги, подбирает к ним строки из изученного произведения Пришвина).

9. Выставление оценок за урок.

10. Домашнее задание. Написать отзыв.