Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (32 МБ)


Цели урока:

Обучающая:

  • актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX в.; показать особенности города “униженных и оскорблённых” в романе “Преступление и наказание”, средства его изображения;
  • совершенствовать умения и навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение.

Развивающая:

  • развивать устную речь учащихся, обогащение словарного запаса; формировать умение самостоятельно работать с дополнительной литературой; вырабатывать умение внимательно читать художественные произведения.

Воспитательная:

  • прививать интерес и уважение к классической русской литературе, воспитывать интерес к чтению; воспитывать самостоятельно мыслящую и глубоко чувствующую личность.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Метод: наглядной передачи информации, диалогического изложения, проблемный

Основные понятия: Петербург в русской литературе XIX века.

Методическое оснащение урока: учебники, тетради, текст романа; ПК, проектор, опорный конспект.

Межпредметные связи: история.

Используемая литература:

  1. Литература. 10 кл. Учебник для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1/ под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2011.
  2. И.В. Золотарева, Т.И.Михайлова. – М.: ВАКО, 2013.
  3. Фефилова Г. Е. Все уроки литературы. 11 класс. 2011.
  4. Ф.М. Достоевский. Преступление и наказание.– М.:Художественная литература,1970.
  5. Пушкин А.С. Сочинения в 2-х т. – М.: Художественная литература, 1982.
  6. Интернет-ресурсы.

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка готовности учащихся к уроку (наличие учебных принадлежностей).

II. Актуализация

ЭПИГРАФ

Редко где найдётся столько мрачных,
резких и странных влияний на душу человека, как в Петербурге.
Ф. Достоевский "Преступление и наказание"

Вступительное слово учителя

Петербург, пожалуй, самый знаменитый, необычный и противоречивый город в нашей стране. Многими поэтами и писателями он был отмечен в произведениях, причем как с хорошей, так и с плохой стороны. Одни воспевали его и называли “окном в Европу”, другие со всей ненавистью и отчаянием говорили о Петербурге как о городе, “построенном на костях”, о “проклятии России”.

Оформление тетрадей

Запишите тему урока: “Образ Петербурга в русской литературе. Петербург Ф.М. Достоевского” и эпиграф к ней.

Задача урока: рассмотреть образ Петербурга в русской литературе. С этой целью перед учащимися ставится проблема: каким изображает Петербург Ф.М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание”

Интерес к этому поистине великому городу не угасал практически с самого его возведения и до наших дней. Давайте совершим небольшой экскурс в историю, вспомним, как образовался город на Неве. (Сообщение учащихся)

Слово учителя

У каждой эпохи свой образ Петербурга. Каждая отдельная личность, творчески переживающая его, преломляет этот образ по-своему. Для поэтов ХVIII века: “Ломоносова, Сумарокова, Державина – Петербург предстает как “преславный град”, “Северный Рим”, “Северная Пальмира”. Им чуждо видеть в городе будущего какое-то трагическое предзнаменование.

Слово учителя

Для Пушкина этот “град Петров”, великолепный, величественный, – “краса и диво” северных стран. Немногие города мира могут сравниться с величием Петербурга! Однако, он – город контрастов. Петербург – город величия и славы, но в то же время это город суеты, забот, повседневных тревог "маленького человека".

В произведениях Н.В. Гоголя город как бы раздваивается: его великолепие отходит на второй план, отступает перед проблемами обезличивания человека. Холодный, равнодушный, бюрократический, он враждебен человеку и порождает страшные, зловещие фантазии.

Петербург в описании Н.А. Некрасова предстает перед читателями резко разделенным на два мира - владельцев "роскошных палат" и обитателей подвалов, "счастливцев" и "несчастливцев".

С сердечной болью описывал Некрасов петербургские углы и ютящийся в них нищий, голодный люд. Вместо роскошных дворцов и великолепных ансамблей Петербурга Некрасов показал окраины, где "каждый дом золотухой страдает", где "штукатурка валится и бьёт тротуаром идущий народ", где мерзнут дети на "ложе своем".

Слово учителя

Петербург как живое существо, как литературный герой по-разному представлен в произведениях классики.

Вашему вниманию представлены отрывки, содержащие описание города разными авторами, назовите произведения, из которых они взяты и их авторов.

...Нет ничего лучше Невского проспекта, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет всё. Чем не блестит эта улица-красавица нашей столицы!.. здесь единственное место, где показываются люди не по необходимости, куда не загнала их надобность и меркантильный интерес, объемлющий весь Петербург... Невский проспект есть всеобщая коммуникация Петербурга... всемогущий Невский проспект! Единственное развлечение бедного на гулянья Петербурга! Как чисто подметены его тротуары, и, боже, сколько ног оставило на нём следы свои!..

С самого раннего утра... Невский проспект пуст... По улицам плетётся нужный народ... В двенадцать часов на Невский проспект делают набеги гувернёры всех наций... Но чем ближе к двум часам...

Всё, что вы ни встретите на Невском проспекте, всё исполнено приличия...

В три часа — новая перемена. На Невском проспекте вдруг настаёт весна: он весь покрывается чиновниками в зелёных вицмундирах...

Но как только сумерки упадут на дома и улицы... тогда Невский проспект начинает шевелиться и оживает. Тогда настаёт то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет...

О, не верьте этому Невскому проспекту!.. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется!.. Всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект.

(Н. В. Гоголь “Невский проспект”)

По оживлённым берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;
В гранит оделася Нева;
Мосты повисли над водами;
Тёмно-зелёными садами
Её покрылись острова <...>.
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой её гранит,
Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный...
(А. С. Пушкин “Медный всадник”)

Подведем итог: писатели придавали городу разные черты, это город великолепия и город униженных и оскорбленных. Город контраста.

Слово учителя

Образ Петербурга занимает видное место и в творчестве Ф.М.Достоевского. Около тридцати лет прожил Достоевский в Петербурге. Здесь создавалась большая часть его произведений, в том числе и романы "Записки из мертвого дома", "Униженные и оскорбленные", "Преступление и наказание", "Братья Карамазовы".

Многие места в Петербурге связаны с именем великого писателя. Среди них - дом в центре города на углу Кузнечного переулка, где в 1846 году и с 1878 по день смерти 09 февраля 1881 года жил Ф.М.Достоевский.

Роман Достоевского "Преступление и наказание" многие критики называют "петербургским романом". И это название в полной мере характеризует произведение. На страницах романа автор запечатлел всю прозу жизни столицы России 60-х годов XIX столетия - города доходных домов, банкирских контор и торговых лавок, города мрачного, грязного, но в тоже время по-своему прекрасного.

III. Формирование новых знаний

Оформление схемы по теме урока

Учащиеся поясняют понятия: пейзаж, сцена, интерьер

Работа с текстом в форме беседы, чтения отрывков, пересказа сцен и комментирование их

Демонстрируется фрагмент из кинофильма.

Анализируем образ Петербурга, согласно схеме:

Петербург Достоевского
|
Пейзажи
|
Сцены уличной жизни
|
Интерьеры

Вопрос

- Каким запомнился Петербург при чтении первых страниц романа?

- Какие городские пейзажи открываются перед вами? (Учащиеся анализируют отрывки из 1 ч. романа с описанием Сенной площади, каморки Родиона Раскольникова, дома процентщицы, клетушек мастеровых, распивочных и т.д.).

Ответы уч-ся

Роман открывается описанием каморки Родиона Раскольникова: “Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру...”. Учащиеся отметят удушающую тесноту помещения и укажут, что каморка Раскольникова – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

IV. Формирование умений, навыков

Ответы уч-ся

Пейзаж летнего Петербурга: “Около харчевен в нижних этажах, на грязных и вонючих дворах домов Сенной площади, а наиболее у распивочных, толпилось много разного и всякого сорта промышленников и лохмотников”. “На улице опять жара стояла невыносимая; хоть бы капля дождя во все эти дни. Опять пыль, кирпич и известняк, опять вонь из лавочек и распивочных ... Духота стояла прежняя; но с жадностью дохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха...”. Все эти отрывки из романа оставляют одинаковое впечатление духоты, передают это состояние как нечто общее в описании городского пейзажа, который прочно связан с образом Раскольникова, пропущен через его восприятие. “Серединные улицы Петербурга, где люди “так и кишат”, вызывают в душе Раскольникова “чувство глубочайшего омерзения”. Тот же отзыв рождает в его душе иного рода пейзаж. Вот он на берегу Невы: “небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая”, сияющий “купол собора”, на котором “сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое украшение”. И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц: “духом немым и глухим полна была для него эта пышная картина”. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

Теперь анализируем сцены уличной жизни: ч.1, гл.1 (пьяный в телеге, запряженной огромными ломовыми лошадьми); ч.1, гл.4 встреча с пьяной девушкой; ч.2, гл.2 (сцена на Николаевском мосту, удар бича и подаяние); ч.2, гл.6 (шарманщик и толпа женщин у распивочной; сцена на...ском мосту).

Вопросы

- Какие эпизоды вас наиболее потрясли?

- Что больше всего поражает в отношениях людей друг к другу?

Беседа по этим сценам

Ответы уч-ся

Сами люди: Раскольников, “замечательно хорош собою”, но опустился и обнеряшился”, это “пьяные”, “всякого рода промышленники и лохмотники”, Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом; старуха-процентщица с “вострыми и злыми глазками” и др.). От встреч с которыми остается ощущение чего-то грязного, жалкого, безобразного. Удушливой скученности толпы противостоит духовное одиночество каждого отдельного человека. В этом обществе он оскорблен, унижен, безмерно одинок.

Теперь перейдем к интерьерам, и мы увидим в них продолжение основного пейзажного мотива.

– Каково ваше самое сильное впечатление, когда вы, “покидая” улицу, “входите” в комнату Раскольникова, в комнату Мармеладовых и др.?

(ч.1,гл.3. Комната Раскольникова – “крошечная клетушка, шагов шесть длиной, имевшая самый жалкий вид... и до того низкая, что чуть-чуть высокому человеку становилось в ней жутко, и все казалось, что вот-вот стукнется головой о потолок...”. Ч.1,гл.2 и ч.2, гл.7 Комната – “проходной угол” Мармеладовых: “Маленькая закоптелая дверь в конце лестницы, на самом верху... Огарок освещал беднейшую комнату шагов в десять длиной; всю ее было видно из сеней. Все было разбросано в беспорядке, в особенности разное детское тряпье...”; Ч.4, гл.4 (комната – “сарай” Сони).

V. Подведение итогов урока.

Выводы по теме урока.

Итак, можем сказать, что изображение городского пейзажа, интерьеров неуклонно преследует одну цель: оставить впечатление чего-то неправильного, грязного, безобразного.

Повтор проблемного вопроса, заданного в начале урока.

Каким изображает Петербург Ф.М. Достоевский в своем романе “Преступление и наказание”

Ответы уч-ся

С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских.

Сцены уличной жизни приводят нас к выводу: от такой жизни люди отупели, смотрят друг на друга “враждебно и с недоверчивостью”. Между ними не может быть иных отношений, кроме безразличия, звериного любопытства, злорадной насмешки.

Интерьеры “петербургских углов” не похожи на человеческое жилье: “каморки”, “проходные углы”, “сараи” - все это темные, сырые “гробы”. Везде присутствует желтый цвет.

Все вместе: пейзажные картины Петербурга, сцены его уличной жизни, интерьеры “углов”, - создают общее впечатление города, который враждебен человеку, теснит, давит его, создает атмосферу безысходности, толкает на скандалы и преступления.

Рефлексия

1. Что нового узнали на уроке? Запишите ответы на вопросы: 1.Что понравилось?

2. Что запомнилось на уроке?

Выставление оценок учащимся.

Домашнее задание

1.Учебник Ч.2.Стр. 228-229 прочитать, ответить на вопрос 7.

2. Подготовить сообщение к следующему уроку по теме: “История создания романа “Преступление и наказание”.