Эпиграф (слайд №1)
Цели:
Образовательные:
- познакомить с творчеством А.Н.Толстого;
- показать становление царя-реформатора;
- раскрыть закономерность и своевременность его появления и необходимость реформ;
- рассмотреть связь содержания произведения с социокультурным аспектом эпохи
- совершенствовать навык самостоятельной исследовательской работы;
- выявить качества Петра,позволяющие и сегодня бытьсимволом России.
Развивающие:
- развивать образное мышление, речь, логику;
- развивать умение сопоставлять, сравнивать, устанавливать ассоциативные связи;
- развивать интерес к русской литературе и истории.
Воспитательные:
- показать, что нравственные ценности русской классической литературы не имеют временных ограничений;
- формировать гражданскую позицию.
Метапредметные учебно-информационные умения:
- умение читать, осмысливать и пересказывать текст;
- умение извлекать информацию из разных источников;
- умение отбирать материал по заданной теме;
- умение подбирать цитаты;
- умение перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами.
Тип урока: анализ художественного текста.
Оборудование: портреты А.Н.Толстого и Петра Первого, текст художественного произведения, презентация к уроку, мультимедийные ресурсы.
Технологии: проблемно-поисковый принцип исследования художественного текста, ИКТ, система Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека.
Методические приёмы: создание проблемной ситуации, поисковая деятельность, «ассоциативный портрет».
Время проведения: 90 минут.
Ход урока
I. Организационный этап
Задачи: обеспечить внешнюю обстановку для работы на учебном занятии, психологически подготовить обучающихся.
II. Актуализация субъективного опыта учащихся
Задачи: обеспечить мотивацию и включение в деятельность, актуализировать субъективный опыт учащихся, личностный смысл, опорные знания, способы деятельности, ценностные отношения.
Задание: назовите слово, которое ассоциируется у вас с именем Петра Первого.
Учитель проговаривает все ассоциации учеников, связывая их логически, класс записывает характеристику личности – своеобразного вывода. Каждый ученик создаёт свой контекст восприятия, высказываний товарищей. Изучение темы начинается с диалога «ученик – учитель – ученик» (слайд №2)
Вывод: эти качества и определили место Петра в истории Отечества. Эпоху начали называть петровской. В современном проекте «Личность в истории» из 50 имён среди деятелей науки, культуры, политиков Петр был среди первых по популярности. Те черты, которые вы назвали, и являются критериями на «узнаваемость» и историческую значимость. Пётр Первый – имя, символизирующее нацию.
Постановка целей для учащихся.
III. Аналитическая работа с текстом
1. Слово учителя.
Если оглянуться на историю нашей страны, сможем ли мы найти там ответы на сегодняшние «вечные вопросы общественной жизни» (Кто виноват? Кому на Руси жить хорошо? Что делать? «Отчего сие? Сидим на великих просторах – и нищие…»)? Сможем ли объяснить или хотя бы понять современный мир через прошлое? В истории России были переломные периоды, определяющие её судьбу. Одной из таких ключевых эпох была петровская. Почти три века отделяет нас от того времени, но все эти годы русская литература обращалась к теме Петра:
М.Ломоносов, А.Кантемир, А.Пушкин, Д.Мережковский, Ю.Тынянов, А.Платонов, Ю.Герман, Д.Гранин. Литература о Петре примечательна не только количеством созданных произведений, но и противоречивостью оценок Петра – от «строителя чудотворного» до «царя-антихриста». Пушкинская традиция оказала наибольшее влияние на А.Н.Толстого.
То мореплаватель, то плотник,
…………………………………
На троне вечный был работник.
Эти строчки пушкинских «Стансов» могли бы стать своеобразным эпиграфом к роману «Пётр Первый».
ЦИТАТЫ (на доске) (слайд №3)
- «Книга надолго, если не навсегда».
А.М.Горький - «Я в восхищении от толстовского «Петра» и с нетерпением жду его продолжения. Бесподобная вещь!»
Б.Пастернак - «Алексей Толстой – писатель Божьей милостью, обладатель божественного языка, прозрачного и чистого, словно родниковая вода. Мы всегда считали его одним из своих Учителей. Он – недостижимая вершина по части владения русским языком».
Б.Стругацкий
2. Пришло время нам познакомиться с писателем. Презентация об А.Толстом (опережающее индивидуальное задание)
3. Анализ художественного текста.
Слово учителя. А.Толстой пишет: «Становление личности в исторической эпохе – вещь очень сложная. Это одна из задач моего романа». Образ Петра складывается в романе постепенно на фоне важнейших исторических событий конца 17 века.
ВОПРОС. Каких событий? Как показана Толстым допетровская Русь? (попробуем проследить по тексту положение всех социальных слоёв) (слайд №4)
4. Составление таблицы (подготовленные сообщения)
Задание для класса: выделить ключевые слова (обратить особое внимание на глаголы), записать их в таблицу, попытаться сделать вывод. (слайд №5 )
Дворянство | Бояре |
Стрельцы |
Купечество |
Народ |
Кн. 1, гл. 1(2) (4) Стр. 7-9 «Все народы живут в богатстве, в довольстве, одни мы нищие». (4) «Такая тягота от даней, оброков, пошлин, – беги без оглядки». (4) Гл. 2 «Князь Одоевский промышляет разбоем» (кн.1, гл.1(4) |
Стр. 20 кн.1,гл.1(10) «Как враги на Москве» Гл. 2 «Думали о налоге на соль и лапти» (кн.1,гл.3,6)
|
(кн.1, гл.1,10) Стр. 20 |
«Наши купчишки от жадности только товар гноят» (кн. 1, гл. 1 (4) «Стонало всё мелкое купечество» «Торговлишка плохая. Своему не продашь – гол. За границу не повезёшь – не на чем. Моря чужие» (гл.2, п.1) «Купечество живёт по закону: не обманешь – не проживёшь» кн.1, гл.1 (10) Молодой купец Иван Жигулин: «Иноземцы у на десять лет вперёд все ворванье сало откупили… И поморы обнищали… не ходят бить зверя, а разбрелись врозь…Нам, русским людям, на север ходу нет теперь…» |
«Но прорва – этакое государство! – разве его напитаешь?» Иван Бровкин отдаёт сына боярину за недоимку в вечную кабалу (3) стр. 7 (кн.2, гл. 2,1) «Мужик с поротой задницей ковырял кое-как постылую землю» «Посадский человек от нестерпимых даней и поборов выл на холодном дворе» стр. 39 Раскол. Чтобы, «хоть души спасти», сжигают себя, «запираются в монастырях и бьются с царским войском, посланным брать их в кандалы» (кн.1, гл.3,п. 5) (гл.3,п. 5) «Народ забыл смирение и страх… Живыми в огонь кидаются, этот ли народ не страшен»! (кн.1, гл.3, 6) Как в чуму- рознобежит народ, - отчаянно. Леса полны разбойников… И те уходят куда глаза глядят… Скоро пустыней назовут русскую землю! Приходи, швед,англичанин, турок – владей… |
Работа с ключевыми словами.
Вывод: «Над Москвой, над городами, над сотнями уездов, раскинутых по необъятной земле, кисли столетние сумерки-нищета, холопство, БЕЗДОЛЬЕ
5.
Слово учителя: Преобразования необходимы всем.
«Явился Пётр,» – пишет Н.М.Карамзин. Именно такую Россию он наследует.
Гл. 5 (12) «Не мила, не уютна была русская земля – хуже всякой горькой неволи».
В становлении Петра важны несколько эпизодов, показанных в романе. Остановимся на некоторых из них. Известный писатель, историк, Н.М.Карамзин писал: (слайд №7,8 )
1. «Он явил великодушие, проницание, волю непоколебимую, деятельность, неутомимость редкую: исправил, умножил войско, одержал блестящую победу над врагом искусным и мужественным: завоевал Ливонию, сотворил флот, основал гавани, издал многие законы мудрые, привел в лучшее состояние торговлю, рудокопни, завёл мануфактуры, училища, Академию, наконец, поставил Россию на знаменитую степень в политической системе Европы».
Слово учителя:
Мужание Петра началось с поездки в Архангельск. Баловство закончилось. Пётр «в возрасте больших дел».
Анализ эпизода (кн.1, гл. 5, п. 15)
ВОПРОС: Каким вы увидели здесь Петра Первого?
(Умение трезво оценивать обстановку. Жизнь является учителем Петра. Любит Россию, болеет за неё, хочет изменить всё, мудрость).
Анализ эпизода (кн. 1, гл. 7, п. 8, 9)
ВОПРОС: Какие свойства характера Петра Первого вы могли бы назвать? (целеустремлённость, стремление к знаниям, трудолюбие, ум, простота, мудрость. Не Россия для него, а он - для России.)
Роман Толстого можно смело назвать летописью жизни Петра, основанной на исторических документах и серьёзных исторических изысканиях.
Сравнительный анализ с книгой «Очерки из истории Петра Великого и его времени» С. Князькова, 1909 г. (слайд №9)
(Сравнительный анализ даёт нам возможность убедиться, что образ Петра исторически выверен писателем)
2. «Говоря о превосходных его дарованиях, забудем ли почти важнейшее для самодержцев дарование употреблять людей по их способностям». (слайд №8)
Слово учителя: (слайд № 9) Их ещё называли «птенцы Петровы», они пошли за Петром, поверили ему, разделили с ним все трудности. Это Меньшиков, Демидовы, Яков Гордон, Фёдор Апраксин, князь Ромодановский и др. Особое место занимает Франц Лефорт. Он не только поддержал Петра, принял его идеи, но во многом вдохновил его на все преобразования. Пётр сказал о нём: «Плохим был адмиралом, а стоил целого флота».
Анализ эпизода (кн. 1, гл. 5, п. 16) (диалог Винниуса с Петром)
Работа со словом «становой».
Т Становой – основа чего-нибудь, нечто главное. (словарь С.И.Ожегова)
«Неизведанное чудилось в них Петру, будто под ногами прощупывалась становая жила. Сие уже не какие-нибудь три потешных полка, а толща, сила».
«Ты возвеличь торговых людей, вытащи их из грязи, дай им силы, и будет честь купца в одном честном слове, - смело опирайся на них»
(купец Жигулин) гл. 16
Иван Бровкин (из народа)
Демидовы (т. 2, гл. 3, п. 4)
Талантливый народ (индивидуальное задание)
Покажи на примерах талантливость народа.
- Андрюшка Голиков (живописец, богомаз, иконописец изПалехи) кн. 3, гл. 2, п. 5
- Воробьёвы (кузнецы, оружейники, колокольщики) кн. 3, гл. 5, п. 1
- Бровкины
- Жёмов (кн. 1, гл. 5, п. 10; кн. 2, гл.1, п. 10)
Какое отношение Петра к ним?
Новые люди Петра – те, что по указания царя Петра:
«Отныне знатность по годности считать» - одним талантом
Своим выбились из курной избы (кн. 3, гл. 2, п. 4)
Историческая справка или экскурс в историю: Балтийский флот, в создание которого царь вложил немало личного труда, был его гордостью. В 1724 году флот насчитывал 32 линейных корабля и свыше 100 судов меньшего размера. Сухопутная страна, три десятилетия назад не имевшая ни одного военного корабля, превратилась в могучую морскую державу, располагавшую самым мощным флотом на Балтийском море. Флот надёжно защищал морские рубежи России, в том числе столицу империи – Петербург. (слайд № 10)
Слово учителя:
Для Петра война не была забава, а горькая, но необходимая для блага России забота. Может быть, наиболее ярко проявился в Петре именно полководческий талант. В романе показаны и поражения, и победы Петра. Обратимся к тексту. (сообщение учащегося)
Анализ азовских походов. Нарва. Обращение к солдатам (фрагмент фильма с подлинным текстом Петра) Афоризмы Петра.
Вопрос: Можно это назвать поражением Петра? («Конфузия – урок добрый… Славы не ищем… И ещё десять раз разобьют, потом уж мы одолеем»; «Нарва - ключ ко всей войне»)
Слово учителя: Организующим моментом романа «Пётр Первый» является не сюжет, а система персонажей. В центре повествования находится Пётр, все остальные персонажи группируются вокруг него. В романе есть те, кто сопоставим с Петром. Это либо правители: Софья, Август, КарлXII, турецкий султан, либо реформаторы: Василий Голицын.
Индивидуальное задание (опережающее): сопоставить Петра с князем В.Голицыным, с Карлом XII, Августом Великолепным. (Проследить их отношение к Отечеству, к своим подданным, к власти). Сделать вывод.
Вывод: Василий Голицын прогрессивный государственный деятель, понимающий, что перемены необходимы. (кн. 1, гл. 3, п.6) стр. 86, (кн. 1, гл. 2, п. 5.) Его высказывания разумны. Многое, что говорит Василий Голицын потом берёт Пётр, но у него не хватает ни власти, ни воли, ни настойчивости. У него нет никакой поддержки, даже в лице Софьи. Софья отстаивает традиции боярской старины. Польский король Август, утончённый и образованный почти не занимается государственными делами, его интересуют балы, наряды, красавицы. В романе показана полная его несостоятельность во всех отношениях. Карл XII главным своим занятием сделал войну. Есть некоторое его сходство с Наполеоном, он также любуется собой, полон величия, но А.Толстой, характеризуя Карла, использует сравнение: глаза Карла – «фонари души» (сравните с «зеркалом души») Позирование, притворство – вот его качества. Он получает удовольствие от сражений, передвигая свои полки, как шахматные фигуры. Отличительной чертой шведского короля Толстой считает стремление к личной славе. Его не интересует благополучие собственной страны.
Петр – тактик, стратег, искусный полководец, он прост, не стремится к личной славе, служит России, занимается любой, даже чёрной работой. Петра отличает личная скромность.
Слово учителя: Обратимся вновь к Карамзину (слайд 11, 12, 13).
3. «Пётр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государства. Сей Дух и Вера спасли Россию во время Самозванцев: он есть не что иное, как привязанность к нашему особенному, не что иное, как уважение к своему народному достоинству».
4. «Искореняя древние навыки, представляя их смешными или глупыми, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека к великим делам?»
5. «Пётр объявил себя главою Церкви, уничтожив патриаршество, со времён петровых упало духовенство в России. С ослаблением Веры государь лишается способа владеть сердцами народа в случаях чрезвычайных, где нужно всё забыть, всё оставить для Отечества».
А как вы проголосовали бы в современном проекте? Предлагаю ответить на вопрос (письменно): Почему и в 21 веке Пётр – имя, символизирующее нацию?