Образ куклы в истории и литературе. 5-й класс

Разделы: Литература

Класс: 5


Цель:

  • Пролистать страницы истории появления кукол.
  • Представить куклу, как исторический и литературный образ.
  • Обсудить необходимость чтения художественных произведений, героинями которых являются куклы.
  • На примере произведений Л.Н.Толстого, В.Г. Короленко, Ю. Олеши, Е.Носова, В.Гюго определить место образа куклы в литературе.

Задачи:

  • Образовательные: прививать любовь к чтению произведений русской и зарубежной литературы; сконцентрировать внимание учащихся на ценностях родного языка.
  • Воспитательные: воспитывать чувства порядочности, милосердия, ответственности; учить умению понимать и ценить прекрасное.

Оборудование: проектор, презентация на тему “Куклы в истории и литературе”, выставка кукол, фотовыставка на тему “Я и мои игрушки”, сигнальные карточки, лоскутки для изготовления кукол.

Ход урока

1. Организационный момент

1. Обращаем внимание на представленную выставку кукол и Фоторепортаж на тему “Игрушки детства”.

2. Запись темы и эпиграфа к уроку

Ночь пришла. Усталых кукол
сонный сумрак убаюкал.
Были куклы на тростях, оказались на гвоздях.
И висят они, бедняжки, как пальто или фуражки.
В темноте и в тишине видят публику во сне.

“Марионетки”
(В. Берестов)

3. Вступительное слово учителя

Сегодня на уроке мы поговорим о кукле. Нужна ли она современным детям? Что вносит в наш мир? А может, в компьютерный век она совершенно не нужна? Русские народные сказки – наше детство, это та пора нашей жизни, которая никогда и никем не забывается. Кукла напоминает нам, что кроме компьютеров и сверхскоростей, есть просто жизнь человека. В этой жизни, играя с куклами, девочка учится быть матерью, воспитательницей, учительницей, мастерицей. Кукла – самая жизнестойкая игрушка, неотъемлемая часть детства. Русская кукла – уникальное явление.

4. Основное содержание урока

Учитель: История русской куклы богатая и интересная. Но самое главное то, что наши куклы все разные. Вот, например, игрушки-“потешки” крестьянской детворы прошлого века. Кажется, чему могли научить примитивные куклы из тряпочек и соломы, а также “дитяшки”, “потешки”, “скелетки” из лучины? Одна из наиболее древних – деревянная кукла.

Слайд, см. Приложение 1

Ученик (выбирает соломенную куклу из экспонатов выставки)

А я хотел бы добавить, что там, где растили хлеб, кукол делали из соломы. Скрутят жгутик золотой косицей, – лёгкая, шуршащая кукла – забавница, будто готова закружиться в танце. Глаз не отвести, загляденье! Кукол сворачивали из лопуха и цветов, домики мастерили из прутьев и соломы, а посуду делали из глины, овощей.

Слайд

Вопрос к классу: Давайте попробуем вспомнить, есть ли художественное произведение, в котором речь идёт о глиняной кукле?

Ученик выбирает глиняную куклу из экспонатов выставки.

Ответ ученика: В рассказе Л.Н. Толстого “Кавказский пленник” я встретилась с куклой из глины. Её сделал русский офицер Жилин для татарской девочки Дины. Кукла была с носом, руками, ногами, в татарской рубахе. А Дина убрала её лоскутками и качала, как ребёнка. Дина полюбила куклу, а потом и подружилась с мастером и помогла ему бежать из плена.

“Кто тебе без меня кукол делать будет”, – говорил Жилин, прощаясь с Диной.

Учитель раздаёт детям сигнальные карточки, в которые в течение урока нужно будет вносить слова – ассоциации, связанные с поступками людей по отношению к куклам.

Учитель: Тряпичные куклы появились в начале 20 века. Они были даже в самых бедных семьях. Куклу брали с собой на жатву, в гости и даже невесте в приданное давали. Шили этих кукол для создания оберегов. Мне нравится 12 “куколок – лиходеек”. Висели они над печкой на красной нитке, оберегая хозяев от болезней в течение целого года. А звали их Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Вертея, и Авея.

Слайд

Учитель: Сегодня на наш урок я пригласила учителя технологии , Марию Дмитриевну, она вместе с вами изготовит куклу – оберег. Мария Дмитриевна и з-5 девочек мастерят куколки – обереги, затем дарят их гостям со словами: “Пусть и вас теперь хранят эти маленькие милые игрушки”.

Ученик выбирает тряпичную куклу из экспонатов выставки.

Не меньший интерес может вызвать и Зольная кукла, изготовленная из мешочка с древесной золой. А кукла – Купавка жила всего один день. Делали их в дни начала купания Ивана Купалы, чтобы сплавить по воде. Считалось, что вместе с куклой уплывут от людей и недуги и несчастья. А мы с мамой сшили вот такую тряпичную куклу, которую сажаем на самовар, когда всей семьёй садимся пить чай. Я думаю, что она тоже является хранительницей благополучия нашей семьи.

Слайд

Учитель: Дети с куклой открывали мир, учились творчеству. По кукле судили о мастерстве её хозяйки. Девочек учили шить, вышивать, одевать куклу. Именно куклы готовили девочек к жизни. Уже с пяти лет девочки знали много колыбельных песен. Качая спать куклу, они напевали их.

Слайд

Звучит музыка “Колыбельная Светланы”.

Учитель: В 19 веке особенно красивы был куклы – талии. Лёгкие, набивные, фигурки изящные, лицо белое, с румянцем, ротик маленький, волнистые волосы. Иногда вот про такую девочку говорят: “Как куколка!”

В каком художественном произведении вы встречались с такой куклой?

Ученик выбирает куклу из экспонатов выставки.

Одной из первой кукол, с которой я встречалась, была кукла – красавица из рассказа В.Г. Короленко “В дурном обществе”. Вася и Валёк думали, что кукла спасёт жизнь маленькой Маруси. И действительно, эта большая кукла с ярко раскрашенным лицом, роскошными льняными волосами очень подействовала на девочку. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг ожила. Но ненадолго. Вскоре она слегла, никого не узнавала. Но когда Вася вынул куклу из рук девочки, она горько заплакала. Мальчик положил куклу на место. Он понял, что кукла – это первая и последняя радость недолгой жизни Маруси.

Слайд

Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

Звучат ответы детей: жалость, боль, разочарование, грусть.
Ученик выбирает куклу из экспонатов выставки.

Я уверена, что подобные чувства может вызвать у нас и рассказ В. Гюго “Козетта”. И снова мы можем увидеть куклу. Эта кукла – мечта маленькой девочки Козетты, которая оказалась совсем одна, брошенная матерью, ненужная хозяйке. Нищая, голодная, она мечтала о кукле, которую видела в витрине магазина. И вот оно, счастье. Незнакомец, остановившийся переночевать у Тенардье, был возмущён поведением хозяйки. Она ногой ударила Козетту за то, что девочка дотронулась до куклы её дочек. Незнакомец вышел, но через несколько минут вернулся. Он нёс в руках чудесную куклу. “Это тебе”, – сказал он Козетте, девочка порывисто схватила куклу. “Я назову её Катериной”,-сказала Козетта. На кукле было чистое розовое платье, украшенное лентами. Огромные глаза блестели в темноте. Незнакомец забрал Козетту с её красавицей – куклой. Они были счастливы.

Слайд

Учитель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку. Совсем немного кукол осталось стоять там. Какая кукла напоминает вам куклу Козетты.

Ученик выбирает куклу из экспонатов выставки.

Мне понравилась эта кукла. Вы узнали её? Правильно, это кукла наследника Тутти из романа – сказки Ю.Олеши “Три толстяка”. Тутти было 12 лет. Его Единственным другом была дорогая, искусно сделанная кукла, которая ничем не отличалась от живой девочки. Тутти сидел с куклой в парке и ждал солнечное затмение. И вдруг появилось 12 гвардейцев. Они решили отомстить трём толстякам, своим врагам, а пострадали Тутти и его кукла. Один из гвардейцев выхватил саблю и ткнул ею куклу. Другие сделали то же самое и убежали. Тутти обнимал поломанную куклу и рыдал. Теперь её платье было изорвано, и на груди чернели дыры от сабельных ударов. Ещё час назад она умела сидеть, стоять, улыбаться, танцевать. Теперь она стала простым чучелом, тряпкой. Где-то в горле и в груди у неё под розовым шёлком хрипела сломанная. Она умерла. Горе наследника Тутти не имеет границ. Он не хочет другой куклы. Он хочет, чтобы эта кукла воскресла. Мальчик не представляет жизни без неё.

Слайд

Учитель: Какие чувства вызвал у вас этот рассказ?

Звучат ответы детей: жалость, боль, разочарование, грусть, обиду на взрослых.

Да, вы возмущены поведением взрослых, а всегда ли только они обижают? Давайте вновь обратимся к нашей кукольной выставке.

Ученик выбирает куклу из экспонатов выставки.

Мне жалко куклу из рассказа Евгения Носова “Кукла”.

Слайд

Она валялась в грязном придорожном кювете, раскинув ноги и руки.

Большая, с лёгкой улыбкой на припухлых по – детски губах, светлые шелковистые волосы на голове были местами обожжены, глаза выдавлены, а на месте носа дыра, прожжённая, должно быть сигаретой. И страшно то, что этот случай не единственный. То тут, то там, под забором или в мусорке валяются брошенные куклы. Бывают эти куклы даже целые, в платье, с бантом в волосах, а бывают, – без головы или без обеих ног. Трудно это представить. “Вроде и понимаешь: кукла. Да облик – то человеческий, говорит школьный сторож Акимыч. Иную так сделают, что и от живого дитя не отличишь. А плачет по -людски. И когда это подобие человека валяется растерзанное у дороги – не могу видеть. Мы хотим научиться видеть красоту даже в куклах, наших маленьких подружках детства. Мы хотим научиться добру. Это трудно или легко?

Вокруг нас столько зла! Наверное, поэтому, похоронив куклу, Акимыч с болью проговорил: “Всего не закопать…”

Учитель: Похожа судьба этой куклы на трагедию куклы поэта К. Случевского.

Куклу бросил ребёнок. Кукла быстро свалилась,
Стукнулась глухо об землю и навзничь упала…
Бедная кукла! Ты так неподвижно лежала
Скорбной фигуркой своей, так покорно сломилась,
Руки раскинула, ясные очи закрыла…
На человека ты, кукла так походила!

А теперь давайте посмотрим, что же увидели вы, познакомившись с самыми разными куклами, какие чувства вызывают у вас эти маленькие существа?

Рассматриваем сигнальные карточки, рассуждая, как чаще относятся люди к куклам, хорошо или плохо?

Положительно Отрицательно
Часть детства. Жалость.
Шили одежду, одевали. Издевательство.
Пели колыбельные. Брошенные куклы.
Украшали свадебный кортеж. Плачут как люди.
Помогает подружиться.  
Продлевает жизнь.

Делает счастливой.

 
Учит быть добрыми.  

Учитель: Делаем вывод: И всё-таки добрых ассоциаций гораздо больше. В заключение урока я хочу обратиться ко взрослым. Если бы всё это видели мы, если бы души наши не были глухими. Наверное, вначале у нас появились брошенные куклы, а потом и брошенные дети. Их становится всё больше и больше. Лохматые, грязные, в жалких обносках. Их узнают по запаху сырых подвалов и мусорных свалок. Мы встречаем этих детей на улицах и не сильно задумываемся, откуда берутся эти бродяжки, обитатели вокзалов, чердаков и подземных теплотрасс. Они существуют на обочине взрослого мира, выброшенные взрослыми, как куклы, которые нам надоели и которых выбрасываем мы.