5 класс (по учебнику А.Г. Кутузова)
Урок «открытия» новых знаний.
Цели:
- обучающая – дать характеристику персонажу по плану, определить причины противоречивости характера героя, сформулировать идею произведения;
- развивающая – продолжить формировать навыки анализа текста, совершенствовать умение устного и письменного высказывания;
- воспитательная – формировать гуманное отношение к миру в контексте общечеловеческих ценностей, воспитывать любознательность, интерес к урокам литературы.
Ход урока
1. Эмоциональный настрой (приветствие)
Здравствуйте, ребята. Рада вас видеть. Садитесь.
К нашему уроку я приготовила вот такой эпиграф:
Выписать «В каждом сердце есть струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного»
Такие хорошие слова мы запишем в тетрадь, а как они связаны с нашим уроком, выясним чуть позже.
2. Актуализация знаний
Ребята, на протяжении нескольких уроков мы изучали разные виды рассказов. Назовите их
(Ответы учащихся: быль, святочный, юмористический).
Приведите примеры изученных нами юмористических рассказов
(Ответы учащихся: Чехов. Лошадиная фамилия. Пересолил. О.Генри Вождь краснокожих).
Какие приемы создания юмористических ситуаций вы знаете?
(Ответы учащихся: прием преувеличения, несоответствия, говорящие фамилии и т.д.)
Дома вы познакомились с рассказом К.Г. Паустовского «Кот-ворюга».
– Определите вид рассказа?
– А почему этот рассказ не сказка?
Но прежде чем говорить о рассказе, надо обязательно вспомнить и сказать «спасибо» автору произведения Константину Георгиевичу Паустовскому.
– Посмотрите на фотографию писателя, как вы думаете, какой он был человек?
СЛАЙД 1 (приложение 1)
Несколько слов я расскажу об этом необычном писателе.
К.Г. Паустовского много путешествовал. Он был в Средней Азии, в Крыму, на Кавказе, в Прионежье, на Балтике. Паустовский переменил много профессий: был кондуктором трамвая, матросом, рабочим, санитаром во время первой мировой войны, служащим, преподавателем литературы, журналистом, участвовал в гражданской и Великой Отечественной войнах. Книги писателя яркие, романтичные, читаются охотно, с увлечением. Но герои его обычны. Обычна русская природа. Рассказы писателя лишены стремительного действия. В них нет необычных приключений, невероятных поворотов, острого конфликта, неожиданных концовок.. Его талант – находить видеть прекрасное в окружающей нас повседневности, в картинах родной природы, в человеке, и даже в коте. Наш рассказ входит в книгу «Летние дни».
Итак, «Кот-ворюга».
Поделитесь впечатлениями о рассказе.
Каково было ваше ожидание от рассказа по названию. Удивил ли вас финал?
– Обратите внимание на слово «ворюга». Если подберем синонимы – «хулиган, вор, бандит». Меняется ли первоначальное отношение? Какую оценку вносит суффикс –юр– (Ответы учащихся: закоренелый, умелый, ловкий, независимый)
Давайте сравним клички кота в начале рассказа и в конце?
Запись на доске. Ворюга и милиционер (слово понятно?). Это слова, похожие по смыслу или противоположны? (Ответы учащихся: антонимы). Но речь идет об одном животном? Что важно понять на уроке? Какова проблема?
Попробуйте сформулировать тему урока. (Ответы учащихся: Образ кота в рассказе «кот – ворюга»)
Какие цели урока поставим? (Ответы учащихся: характер, план характеристики героя, идея, секреты юмора)
Но нельзя достигнуть цели, если не знаем текста рассказа. Проверим себя, выполнив тест.
Слайд 2-5
Обменяемся тетрадками. Проверим работу.
Слайд 6
Поставим отметки и распишемся.
Поднимите руки, кто получил 4, 5. Мы готовы к работе с рассказом.
Слайд 7-9
Историческая справка, подготовленная учеником.
Коты, кошки – удивительные животные. Люди всегда наделяли их человеческой душой, особым характером. Так в Древнем Египте кошки считались воплощением богини плодородия, веселья, богини Баст (Бастет), женщина с кошачьей головой. Кошка была священным животным. И смертная казнь ждала того, кто погубит кота. А красный кот считался воплощением самого главного бога Солнца Ра, который каждую ночь сражается с силами зла и тьмы, его иногда называли Великим котом.
В средние века коты считались слугами нечистой силы. Их боялись и убивали.
Как выдумаете, почему отношение к котам менялось? Да, это загадочные и таинственные создания. Как и наш кот – ворюга, характер которого нам надо понять.
– Кто рассказывает нам о событиях? Рассказчик
– Какова система персонажей в рассказе? Вот с главным героем и будем работать.
Физическая минутка.
Давайте, попробуем изобразить нашего главного героя.
А сейчас попробуем представить себя в роли кота: выгиб спины, зажмурили и открыли глаза, шипим и мяукаем.
Повторим.
Для характеристики нам понадобится план анализа персонажа. Какие пункты плана мы должны записать в тетрадь?
Запись в конце тетради. Запись под диктовку ребят
– Внешность персонажа.
– Поведение.
– Поступки.
– Характер
– Отношение к хозяевам.
– Очень важен портрет героя. Я подобрала иллюстрацию. Докажите текстуально, права или нет?
Слайд 10
Слайд 11
Поработаем по группам. Как вы думаете, какое задание я вам дам? Почему? Вспомним нашу цель. Вспомним правила работы по группам. Какую форму представления материала вам лучше использовать? Кластер (приложение 2)
Задание на карточках. Создайте кластер, используя план характеристики персонажа и текст рассказа. Не забудьте определить изобразительно – художественные средства.
Одна группа выступает, другие группы проверяют свою работу: ставят +, если есть такой пример, – если нет, если не назвали.
Проверим себя! Внимание на слайд 12 (приложение 1)
Беседа
Почему кот изменил свое поведение.
Отчего он раньше был ворюгой.
В чем неожиданность, несоответствие для нас, да, и для кота?
Как решение накормить кота характеризует рассказчика и его друзей.
Как наказали кота? Добротой? Наказание добротой. Давайте вспомним, как называется такой прием. (Оксюморон).
Посмотрите на эпиграф, как он соотносится с финалом рассказа.
Подумайте, какую главную мысль хотел донести до нас, читателей, Паустовский?
Вы обратили внимание, что писатель очеловечивает кота. А если перенести ситуацию на человека. Человеку надо давать шанс исправиться, попробовать понять его мотивацию.
Какие приемы создания юмористической ситуации вы увидели?
Достигли ли мы целей.
Создадим синквейны о нашем герое – коте.
Подведение итогов урока.
– Оправдались ли ваши ожидания от урока? Достигнуты ли цели?
– Какой этап урока вы считаете самым удачным?
Следующий урок мы будем обсуждать ваши работы
Как обычно, заполняем листы самооценки.
Дополнительное задание.
Подумайте, какие из предложенных характеристик, подходят к описанию кота-ворюги в начале рассказа, а какие в конце рассказа. Распределите определения по двум столбикам:
- дикий
- добрый
- ласковый
- нахальный
- бессовестный
- бродячий
- порядочный
- тихий
- спокойный
- хозяйственный
- дерзкий
- наглый
- дружелюбный
- благодарный
Домашнее задание (на выбор):
- Придумайте по 5 «тонких» и «толстых» вопроса.
- Напишите о своем любимце (нарисуйте его или приложите фотографию).
- Опишите день от имени кошки или кота.
- Если у вас нет любимца, опишите фантастическое животное.
- Запишите как можно больше произведений о котах и кошках.
Список рекомендуемых книг о котах и кошках:
- Р. Киплинг. Как кот гулял сам по себе.
- А. Куприн. Ю-ю.
- К. Паустовский. Кот-ворюга.
- Ш. Перро. Кот в сапогах.
- М. Пришвин. Кот.
- Дж. Родари. Джельсомино в Стране Лжецов.
- Э. Сетон-Томпсон. Королевская Аналостанка.
- Э. Успенский. Дядя Фёдор, кот и пёс.
- К. Чапек. Собака и кошка. С точки зрения кошки. Паштет. Большая кошачья сказка.
- Кэрролл Льюис. Алиса в стране чудес.
- Н.В. Гоголь «Вечер накануне Ивана Купала»