Образ матери в произведениях Н.А. Некрасова

Разделы: Литература


Задачи урока:

  • дидактическая - рассмотреть, как показан в произведениях Н.А.Некрасова образ самого дорогого и любимого человека - образ матери, как этот образ трансформируется и перед нами предстаёт образ русской женщины, образ Родины; проанализировать главу " Крестьянка" из поэмы Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" - образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, как собирательный образ русской женщины-матери; развивать умение ориентироваться в текстах, выбирать фрагменты из произведений для доказательства поставленной проблемы, развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать, сравнивать, развивать логическое мышление, речь, память;
  • воспитательная - воспитывать любовь, уважение к святому слову "мама"; любовь, уважение к женщине; чувство патриотизма к Родине.

Оборудование:

  • напечатанные стихи "Родина" Н.А.Некрасов,
  • отрывок из поэмы Н.А.Некрасова "Мать" разложены на парте;
  • на доске: эпиграф, тема, план урока, таблица, репродукции художников.

Ход урока

1. Организационный момент.

Приветствие детей и гостей.

2. Слово учителя.

Вопросы:

- Кто дает человеку жизнь?

- Какое первое слово произносит ребёнок? (Мама.)

Мама - это человек, который на протяжении всей жизни учит нас добру, знакомит нас с окружающим миром . Мама- это человек, который радуется нашим удачам и переживает за нас, если мы попали в беду.

3. Цели урока: Сегодня мы на нашем уроке поговорим о стихотворениях Н.А.Некрасова, где поэт воспел образ матери.

Эпиграф:

В насмешливом и дерзком нашем веке
Великое, святое слово: мать
Не пробуждает чувства в человеке
Но я привык обычай презирать.
Из поэмы Н.А.Некрасова "Мать".

- Актуальна ли данная тема для нашего времени?

План урока:

1). Образ матери в поэме Н.А.Некрасова "Мать".

2). Образ Родины в стихотворении Н.А.Некрасова "Родина".

3). Образ русской женщины в поэме Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" .

4.Слово учителя.

Самым родным, любимым и дорогим человеком была для Николая Алексеевича его мама Елена Андреевна (урожденная Закревская).

- Как поэт мог отблагодарить её за то, чему она его научила?

(Только воспев её образ в своих стихах).

- Вспомните, кто из поэтов 19 века также широко осветил в своём творчестве эту тему ? (Никто.1. У А.С.Пушкина не сложились отношения с родителями. Его воспитывала няня. 2. У М.Ю.Лермонтова мама умерла,когда ему было три года. Его воспитывала бабушка. И одной из тем его творчества была тема одиночества).

- Вспомните, что вы знаете о матери Н.А.Некрасова? Как ей жилось с отцом Николая Некрасова?

5. Сообщение учеников.

Елена Андреевна в доме мужа терпела обиды и унижения, какие не всегда выпадали на долю крепостной. Она сумела пробудить в сыне отвращение к окружающей грязи и невежеству, она передала ему свою любовь и доброту, чуткость, стремление к справедливости. Поэтому-то первым слушателем и критиком стихов была она. И Николенька в семилетнем возрасте преподнёс свои первые стихи " любимой маменьке".

Любовью к ней озарено всё его поэтическое творчество.

Мать пробудила в сыне сочувствие людскому горю, не дала его сердцу ожесточиться и очерстветь.

6. Работа с поэмой "Мать".

Данная поэма была задумана в конце пятидесятых годов 19 века как большая поэма о матери и писалась до конца жизни. К сожалению, из-за недостатка времени, болезни она не была завершена в полном объёме и части поэмы не связаны композиционно, но образ матери виден в каждой строке.

- Что пишет поэт о матери в своей поэме?

- Какая у неё душа?

- Кто "наполнил жизнь поэта борьбою за идеал добра и красоты"?

- В каких строках поэт говорит, что образ матери будет жить вечно?

Слово учителя.

В своих стихах Н.А.Некрасов воспевает образ матери, образ женщины.

Именно страдания матери, её тяжёлая судьба побудили поэта создать столько стихов, протестующих против угнетения женщины ("В дороге", "Убогая и нарядная", "В полном разгаре страда деревенская" и другие).

7. Oбратимся к стихотворению "Родина" 1846 г., где также с благоговейною любовью показан этот образ.

Вопросы:

1). Найдите строки о детстве писателя.

2). Что поэт пишет о своей маме?

3). Какой вывод можно сделать? (Он верный, любящий сын, он человек, для которого это слово священно. Любая женщина - чья-нибудь мать. И у Н.А.Некрасова образ матери трансформируется в образ русской женщины, образ Родины.)

8. Образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной в поэме "Кому на Руси жить хорошо" глава "Крестьянка".

Вы читали поэму Н.А.Некрасова "Мороз, Красный нос", познакомились с образом русской женщины Дарьи. Образу Дарьи близок образ главной героини из поэмы "Кому на Руси жить хорошо"- образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной.

Вопросы:

1). От чьего лица ведется повествование в главе "Крестьянка"?

2). На что похож рассказ? (На исповедь).

3). Что подразумевает исповедь? (Это рассказ о наболевшем. Искренность).

4).Как жилось Матрёне в собственном доме? Приучена ли она была к работе?

5). Что изменилось в жизни Матрёны, когда она вышла замуж? (Жизнь беспрекословное повиновение мужу, свёкру, свекрови, золовкам; работа с утра до ночи; никто не пожалеет, не скажет ласковое слово).

6). Бивал ли её муж? ("Корчагу подымала я:" ).

7). Кто согнал "весь гнев с души" Матрёны? (Сын Дёмушка)

8). Какой притчей начинается глава "Демушка"? Как эта притча связана с судьбой Матрены Тимофеевны? (Самое страшное испытание для матери- смерть сына).

9). Как вы думаете, почему Савелий-дедушка, повинный в смерти годовалого Демушки, был прощен Матреной Тимофеевной?

10). Какие еще беды поджидали Матрену Тимофеевну? (По ходу урока заполняется таблица.) (Бесхлебица, рекрутчина).

Теперь одно богачество:
Три озера наплакано
Горючих слез, засеяно
Три полосы бедой.

Самостоятельная работа.

Испытания, которые легли на плечи Матрены Тимофеевны Черты характера
беспрекословное повиновение мужу, свекру, свекрови, золовкам;

работа с утра до ночи;

никто не скажет ласковое слово, не пожалеет;

смерть сына;

бесхлебица;

наказание плетьми за сына;

мужа взяли в рекруты и т. д.

сила воли, покладистость, трудолюбие, сдержанность, умение отказать себе в чем-либо, доброта, милосердие, мудрость, сила духа, смелость, гордость, жалость, сердечность, выдержка, упрямство, целеустремленность и т.д.

11).Как вы думаете счастливая ли Матрена Тимофеевна?

12). Как Матрена оценивает свою жизнь?

13). Исповедь Матрены- это рассказ о частной женской судьбе или это голос самого народа? (Образ собирательный).

14). Как сама Матрена объясняет, можно ли "между бабами счастливую искать"? (см. поэму).

15). Каков смысл притчи в главе "Бабья притча"? (Притча - это иносказательный рассказ с нравоучением).

На доске эпиграф:

Ключи от счастья женского,
От нашей вольной волюшки,
Заброшены, потеряны
У бога самого!
:::::::
Какою рыбой сглонуты
Ключи те заповедные,
В каких морях та рыбина
Гуляет - бог забыл!..
(Из поэмы Н.А.Некрасова)

16). Матрена Тимофеевна великомученица или победительница?

9. Какое значение имеет образ матери во всем творчестве Н.А.Некрасова?

10. Заключительное слово учителя.

Современный исследователь творчества Некрасова Н.Н.Скатов писал:

"В поэзии Некрасова мать всегда была безусловным, абсолютным началом жизни, воплощенной нормой и идеалом ее.

В этом смысле мать есть главный положительный герой некрасовской поэзии. Сам образ родины, России у поэта неизменно соединяется с образом матери. Родина - мать, матушка - Русь - именно от Некрасова, через его поэзию эти привычные уже сейчас сочетания вошли в нашу жизнь, в наше сознание". (Скатов Н.Н. Поэма Н.А.Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" // Русская литература 18-19 вв., М.: Просвещение, 1995 г.)

11. Оценивание ответов.