Ирина Дмитриевна Петренко
|
Темы Открытых уроков автора
-
Мир «маленького человека» в повести Н.В. Гоголя «Шинель». 9-й классе 2015
«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», – сказал Ф.М. Достоевский. Что же в этом произведении такого, что оно определило пути дальнейшего развития русской литературы? О чем скорбит Гоголь? Что утверждает? Размышляя над страницами произведения, приходим к выводу: нет ничего ценней человека! Писатель и мы вместе с ним скорбим не только о Башмачкине, его личной смерти, трагедии несостоявшейся личности, но и погибели самого звания человека, когда людей делят на «значительных» и «маленьких».
-
Урок литературы по повести Н.С. Лескова "Очарованный странник" "Образ праведника Земли русской" 2014
Учащиеся совершенствуют навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умение выделять главное, определять авторскую позицию. Формируют коммуникативную и культуроведческую компетенции, развивают читательскую культуру, умения понимать авторскую позицию.
-
Урок литературы по повести Н.В. Гоголя "Невский проспект" 2013
В ходе урока школьники знакомятся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект». Учащиеся работают с текстом произведения и приходят к выводу, что Петербург с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман».
-
Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. (Анализ эпизода романа И.С. Тургенева "Отцы и дети") 2012
Учащиеся совершенствуют навыки знаний о романе И.С. Тургенева "Отцы и дети", его идейном содержании. Развивают умения анализировать эпизод, определять его место в образной структуре произведения и значение в осмыслении авторской идеи, обнаруживать связь между эпизодом как самостоятельным фрагментом текста и произведением в целом.
-
Цель занятия: расширить и систематизировать представления учащихся об аллитерации, развитие умений анализировать поэтический текст, находить связь между формой и содержанием стиха.
-
Образ Марьи Болконской в концепции семьи и брака Л.Н. Толстого 2011
В современной действительности проблема построения прочного, долгого семейного союза является важной. Автор пытается показать пути решения данной проблемы, предлагаемые русским классиком, уделявшим данному вопросу особое внимание, и в этом литературоведческая значимость работы. Освещаемая проблема интересна в связи с заявленной выше малоизученностью вопроса, что также обусловливает новизну данного исследования.
Работы учеников
Под руководством автора его учениками на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио ученика» были представлены следующие работы:
-
Сборник стихотворений "Книга жизни"
Представлены авторские стихотворения, дополненные иллюстрационным материалом, прозаическая работа, а также информация об авторе.
-
Образ Марьи Болконской в концепции семьи и брака Л.Н. Толстого
Несмотря на программность и известность рассматриваемого вопроса, целостного анализа в русском толстововедении мы не нашли. Работы Долининой Н. «По страницам «Войны и мира», Потапова И. «Роман Л.Н. Толстого «Война и мир», монографии Бочарова С. и труды некоторых других авторов стали опорными при изучении творчества русского писателя. Что касается образа Марьи Болконской, то во всех монографиях и статьях его комментируют значительно менее полно, нежели образы других главных героев романа. Таким образом, появляется возможность для постижения образа Марьи именно в выбранном нами аспекте.
-
Комплексный анализ стихотворения Б.Л. Пастернака "Весна"
Мир Б.Л. Пастернака это не окружающий нас мир и не наш внутренний мир, это единство и того и другого. Втягивая читателя в свое состояние, поэт буквально заставляет "открыть глаза" и посмотреть на этот прекрасный мир. Ведь поэзия – это активное начало жизни. Все вокруг – поэзия… В этом убеждает нас анализ стихотворения "Весна".
-
"Маленький человек" в повести Ф.М. Достоевского "Двойник"
Маленький человек — тип литературного героя, который возник в русской литературе с появлением реализма. Тема "маленького человека" всегда была одной из самых актуальных и болезненных. В представленной работе показано как Достоевский раскрывает эту тему в повести "Двойник" и кто в его понимании "маленький человек". Также мною был рассмотрен образ господина Голядкина, характер героя и факторы, повлиявшие на формирование его личности.
-
Образ Петербурга в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» и цикле «О погоде» Н.А. Некрасова
В цикле «О погоде» и поэме «Медный всадник» показаны различные образы одного города. В работе подробно рассмотрены взгляды на город, представленные в данных произведениях. Найдены сходства и различия образов Петербурга. Использованы материалы нескольких авторов, а также собственные наблюдения. Данная работа позволяет увидеть, насколько разными могут быть взгляды двух поэтов на один и тот же город.
-
Наименования печатных средств массовой информации Кемеровской области в прагматическом аспекте
В работе исследуются имена собственные, являющиеся названиями газет и журналов, которые издаются, продаются и читаются в нашей Кемеровской области. Имена собственные изучает ономастика. Эргонимы, один из типов онимов, — это собственные наименования деловых объединений людей, предприятий, фирм, обществ и других организаций. Эргонимы – наименования печатных средств массовой информации городов Новокузнецка и Кемерово — рассматриваются не только с точки зрения их воздействия на адресата по различным показателям, но и исследуются как имена собственные. Также в ходе написания работы был проведен лингвистический эксперимент по определению степени популярности местных печатных СМИ и ее обусловленности именем печатного органа.
-
Роман Н.Г. Чернышевского "Что делать?" как утопия
Мало кто читал довольно известный в литературоведческих кругах роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?». Тем не менее произведение публициста, критика, романиста Чернышевского имеет емкую актуальную проблематику. Роман изменил русскую жизнь, человека и литературу. Изучение романа в выбранном нами аспекте представляет большой интерес, поскольку идеи этой утопии в 1917 году воплотились в российскую жизнь, и мы стали и по сей день являемся частью этой жизни. В работе приведена краткая характеристика утопического жанра и выявлены черты утопии в романе «Что делать?»; прослежено развитие утопических идей в романе.
-
Художественное время и пространство в романе В.В. Набокова "Машенька"
Проект представляет собой исследование художественного пространства и времени в романе В.В. Набокова «Машенька». Данная работа включает в себя выдержки, цитаты и тезисы из статей различных авторов по творчеству Набокова, а также собственную разработку и видение роли хронотопа в романе. Работа состоит из трех глав, в которых рассматриваются особенности творчества В.В. Набокова, специфика жанра, основные темы, своеобразие сюжета романа, символика цвета и запаха, а также содержится попытка объяснения необычности финала через хронотоп.
-
Дети на страницах рассказа Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»
Детская тема, столь актуальная для творчества Ф.М. Достоевского, очень остро звучит в рассказе "Мальчик у Христа на елке". Писатель обращает наше внимание на жестокий мир, вызывая жалость и сочувствие ко всем "париям общества". В современном мире по-прежнему льются детские слезы, а тема детских страданий является актуальной. Именно этим вызван интерес к данной теме.
-
Рэй Брэдбери и его роман "451 градус по Фаренгейту"
Работа представляет собой краткие сведения о Рэе Брэдбери и анализ его произведения "451 градус по Фаренгейту", в котором Брэдбери выразил свое отношение к бездуховному обществу.
-
Тема любви в поэзии В.Маяковского
В работе представлены краткие сведения о жизни Маяковского и оценка лирических произведений, в которых поэт выражает свое отношение к любви.
-
Тема любви в творчестве А.Ахматовой
Проект включает в себя краткие сведения о жизни А.Ахматовой, теме любви в ее творчестве. Особое внимание уделяется анализу стихотворения "Песня последней встречи".
-
Стихотворение Н.С. Гумилева "Жираф" в контексте его поэтического творчества
В работе подробно раскрыта тема жизни и творчества Николая Гумилева, и особое внимание уделяется анализу стихотворения "Жираф". Представлены некоторые документы и факты из жизни писателя.