Что такое «небо»? По определению, небо – это пространство над поверхностью земли или любого другого астрономического объекта. Это сухое определение предоставило нам факты, но не раскрыло сути явления. Что заставляет людей из века в век смотреть на это явление и восхищаться им?
Возможно это цвета. Ночью, днем, на закате и во время восхода солнца, ’ небо меняет свой цвет. От красочных пятен и ярких цветов до нежнопастельной градиентной заливки. Кого-то небо притягивает из-за своей недосягаемости, а кого-то своими игривымиГ облачками. А для большей части людей, именно совокупность всех этих факторов сделала небо столь привлекательным. Люди придумали множество определений и сравнений цветам и состояниям небесного купола, облакам, осадкам, совершенно различным в зависимости от времени года и суток.
Вот и рассвет над землей занимается,
Бледно алеет восток.
В облачной дымке заря загорается...
Птица ночная в трущобы скрывается,
Звери уходят с дорог.
Как нежно и проникновенно Николай Александрович Морозов описывает совершенно обычное ежедневное явление. Мы почти видим белосерое небо с прозрачными облаками и легким красноватым оттенком у горизонта.
А как глубоко, искусно видит свое небо Ф.И.Тютчев:
Небесный свод, горящий лавой звездной,
Таинственно глядит из глубины, –
И мы плывем, пылающею бездной
Со всех сторон окружены.
Или в другом отрывке:
Там, где с землею обгорелой
Слился, как дым, небесный свод...
Федор Иванович представляет свое небо как потустороннюю сказку, нежную, волшебную, поэтическую выдумку. Такую выдумку, какая может быть доступна лишь единицам. Человек подчас должен находиться на одной волне, в нужном настроении, с окружающим миром, чтобы увидеть и прочувствовать красоту природных явлений. Большей же частью, люди, занятые повседневными делами просто не видят ни восходов, ни закатов, ни кружевного рисунка облаков.
А.А. Фет рисует свое небо и небесные тела в нем, обычно добавляя изюминку в стихи антропоморфизмом, например, отождествляя Луну с живым существом:
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна...
Немного в другом стиле, но с тем же смыслом, описал небесное тело и А.К.Толстой в своем стихотворении «Дождя отшумевшего капли»:
Луна на меня из-за тучи Смотрела, как будто в слезах...
Очень часто небо не является главным предметом художественного произведения, но как основополагающий элемент для создания у читателя ' общего впечатления, атмосферы стиха, небо очень популярно не только в XIX веке. Как пример из интересующего нас периода, можно привести отрывок из еще одного стихотворения АА.Фета «Чудная картина»:
Чудная картина,
Как ты мне родна
Белая равнина,Полная луна
Свет небес высоких,
И блестящий снег,И саней далеких
Одинокий бег...
Читатель сразу представляет бескрайние просторы, которые невозможно окинуть взглядом. Спокойствие и полная луна в небе формируют ощущения стабильности, вечности: все приходит и уходит, а бескрайность русских равнин видели наши прадеды, и потом будут любоваться правнуки.
Небо издавна являлось предметом преклонения. Древние строили всю свою жизнь на пророчествах, которые подсказывали небесные светила. Мир изменился, люди стали более заняты, меньше поднимают голову, меньше оглядываются по сторонам, почти не любуются окружающим миром. Остался лишь небольшой процент романтиков, которые могут разглядеть мощную красоту заката, слабую улыбку рассвета, горькие слезы дождя. Эти романтики – поэты. Они открывают остальным людям мир своими стихами, рисуют своими гениальными строками картины природы, которые невозможны без основного фона – описания неба.
Осязаемо чувственное видение природы как женского тела "создает" повествователь в рассказе «Свидание» из «Записок охотника»: «Я сидел в березовой роще осенью, около половины сентября... Небо то всё заволакивалось рыхлым белыми облаками, то вдруг местами расчищалось на мгновенье, и тогда из раздвинутых туч показывалась лазурь, ясная и ласковая, как прекрасный глаз. Я сидел и глядел кругом, и слушал» (тургеневский наблюдатель как камера обскура открыт полноте женственности природы, так же, как и она ему). То был не смеющийся трепет весны, не мягкое шушуканье лета, не робкое холодное лепетание поздней осени, а едва слышная, дремотная болтовня (истома усталости)... Внутренность рощи, влажная от дождя, беспрестанно изменялась, смотря по тому, светило ли солнце или закрывалось облаком; она озарялась вся, словно вдруг в ней всё улыбнулось: тонкие стволы не слишком частых берез внезапно принимали нежный отблеск белого шёлка (сам образ берёзы в русской культуре и фольклоре часто уподоблялся молодой девушке, вокруг нее справляли девичьи обряд), лежавшие на земле мелкие листья вдруг пестрели и загорались червонным золотом, а красивые стебли высоких кудрявых папоротников, уже окрашенных в свой осенний цвет, подобный цвету перезрелого винограда, так и сквозили, бесконечно путаясь и пересекаясь перед глазами (невзирая на то, что рассказчик, по его словам, «сидел»); то вдруг опять всё кругом слегка синело: яркие фаски мгновенно гасли, березы стояли все белые, без блеску, белые, как только что выпавший снег, до которого ещё не коснулся холодно играющий луч зимнего солнца,– и украдкой, лукаво, начинал сеяться и шептать по лесу мельчайший дождь. Листва на берёзах была ещё почти вся зелена, хотя заметно побледнела; лишь кое-где стояла одна, молоденькая, вся красная или вся золотая, и надобно было видеть, как она ярко вспыхивала на солнце, когда лучи его внезапно пробивались, скользя и пестрея, сквозь частую сетку тонких веток, только что смытых дождём». Конечно, это взгляд не охотника. Так видеть природу во всей ее женственной полноте может чисто тургеневский художник– визионер. И потому даже название рассказа – «Свидание» можно скорей отнести не к трогательному свиданию-расставанию молодой крестьянкой девушки с «по всем признакам избалованным камердинером молодого, богатого барина», с которым она, видимо, имела короткую связь и от которой он сейчас хотел быстро и без долгих, слезных прощаний избавиться. Нет, это свидание рассказчика с «увядающей» осенней природой, «сквозь невеселую, хотя и свежую улыбку, казалось, прокрадывался унылый страх недалекой зимы». Недаром этот короткий рассказ закольцован именно этими потрясающими видениями неба, берёз, травы и даже осенних паутинок. А «образ бедной Акулины», который, якобы, «долго не выходил из головы» рассказчика, был, думается, только сюжетным поводом.
В «Войне и мир» также образ неба играет большую роль. Описаний природы, таких, как в романах и повестях Тургенева, мы не найдем. Тургеневский пейзаж философский, свойственна ему и эстетическая функция. В «Войне и мире» важна символическая безделица, и часто это лишь компонент пейзажа, обладающий правами действующего лица. Считается, что дуб князя Андрея – символ его судьбы, облака – символ мирной жизни и т. д. Но это верно лишь отчасти. В существенно большей степени дуб, облака – персонажи, на равных разговаривающие с героем. Они не столько олицетворяются, сколько, как, допустим, в сказках, являются живыми, наделенными душой и всеми функциями то ли волшебных помощников, то ли просто сказочных персонажей.
Главная роль среди таких помощников и собеседников князя Андрея принадлежит небу. С небом связана вся его жизнь. Оно ему первый советчик и утешитель.
«Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, что узнал его наконец», – думает Болконский на поле Аустерлица. С этих пор начавшаяся ему правда о активный жизни, о ничтожестве Наполеона стала его путеводной звездой. Болконский не стремится больше игрывать важную роль в политической жизни, не связывает свою судьбу с военной карьерой.
После разговора с Пьером в Богучарове князь Андрей ещё как бы советуется с небом. «В первый раз после Аустерлица он увидал то высокое, вечное небо, которое он видел, лежа на Аустерлицком поле, и что-то давнехонько заснувшее, что-то лучшее, что было в нем, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе».
Полюбив Наташу, Болконский соединяет ее со своими заветными 'мечтами о небе. Для князя Андрея Наташа – это «девочка, которая хотела улететь в небо». Это самое главное, что полюбил он в ней, и после, накануне Бородина, Болконский, вспоминая о Наташе1, скажет себе ещё раз, что любил ее душу, ведь «небесная душа» Наташи и «небесная душа» Болконского нашли приятель друга.
После измены Наташи небо для князя Андрея превратилось в узкий, тесный, «давивший свод». Лучшие надежды были утрачены.
С небом связаны и этапы судьбы Пьера. Комета 1812 года, предвещавшая ужас и конец света, по мнению большинства, для Пьера оказывается путеводной звездой. Радостно смотрит он на небо после разговора с Наташей об Анатоле. Пьер полюбил Наташу, и небо «сказало» ему об этом. «Пьер, только глядя на небо, не чувствовал оскорбительной низости всего земного в сравнении с высотою, на которой находилась его душа», – описывает Толстой. Образ неба не померк в сознании любимых героев автора и в страшное час войны. Для князя Андрея важен вопрос о том, как «Бог оттуда смотрит и слушает...». У неба герой Толстого пытается получить ответ на вечные вопросы о жизни и смерти. Высокое справедливое небо Аустерлица осудило стремление к славе и войну ради мелких интересов честолюбия, престижа, карьеры. Как «поступит» оно на тот самый раз, ведь Болконский не хотел больше быть военным, но битва против врагов родной земли заставляет его взять в руки оружие?
Ответа на вопрос о том, как небо допускает войну и другие ужасы и несправедливости, Болконский не получает. Однако позже, смертельно раненный, он вспоминает Наташу, и его душой овладевает успокоение. «Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам» – вот что приходит к князю Андрею как ответ с неба. Ведь эту любовь завещал Бог людям на земле. Князь Андрей не перестает любить Наташу, но находит в себе силы простить Анатоля, причинившего ему так много зла. Небо как бы поднимает его душу на новый период нравственных исканий.
С вопросами к небу обращается и страдающий в плену Пьер Безухое. Он видит «полный месяц» и «бесконечную даль». Как нельзя тот самый месяц и даль закрыть в сарае с пленниками, так нельзя и закрыть человеческую душу. Благодаря небу Пьер ощутил себя свободным и полным сил для новой жизни.
Итак, в «Войне и мире» Л. Н. Толстого образ неба символичен. Небо олицетворяет справедливость и вечность, с небом в жизни героев связано все лучшее. Но не только счастливые моменты жизни, а и минуты духовных откровений связаны с небом. Думается, что небо было для Толстого и его любимых героев, если можно так сообщить, перифразом Бога. Ведь Толстой не дает Богу на небе имени ни Христа, ни Саваофа, ни Аллаха и т. д. Бог, по мысли Толстого, един, слово «небо» заменяет название непостижимого Божества. Наряду с этим, у Лермонтова сопоставление земли и неба предстает как абстрактное понятие Добра и Зла, Дух и Плоть, Ангел и Демон...
Образ неба в русской прозе XIX века
Проект урока в 10 классе
Замысел данного урока может быть реализован на одном из обобщающих занятий по русской литературе 19 века в 10 классе, а также в рамках элективного курса филологической направленности.
Урок предполагает обращение к ряду знаковых текстов русской литературы 19 века, а точнее, к тем эпизодам, где возникает образ неба. Для нас важно будет увидеть в небе не элемент пейзажа, а сюжетную единицу, которая тесно связана с главными образами. Рассматривая эпизоды из уже прочитанных произведений, мы имеем возможность взглянуть на героев подчас с неожиданной стороны, прочесть философский подтекст, глубже понять авторский замысел.
Первый этап – установление ассоциативных связей.
Приложение 1, Приложение 2 Слайд 2
Небо... Какие ассоциации возникают у вас в связи с этим словом? «Простор», «свобода», «жажда полета», «крылья», «безграничность», «недосягаемое», «высота», «мечта»... Попытаемся в течение урока обращаться к составленному нами смысловому ряду.
Издавна в сознании человека небесное было противопоставлено земному. Люди вглядывались в небо, пытаясь объяснить происходящие с ними события, обращаясь с молитвой к Богу, ища ответ у небесных светил.
Ученик, заранее поработавший с дополнительными источниками, рассказывает о народных представлениях о небе:
Слайд 3
- Небесный столб (жердь, палка, кол) как ось, вокруг которой вращаются планеты;
- Небо как выпуклая крышка, потолок, покрывающий землю;
- Небо как полотно, свиток пергамента или твердая корка в семь слоев;
- Небо как место, где находится Рай;
- Небо как существо, способное вознаграждать и карать;
- Звезды как символ человеческой жизни.
Обращение к фольклорным представлениям позволяет расширить ассоциативные связи. Анализируя эпизоды из художественных произведений, стоит возвращаться к тем представлениям о небе, которые существовали в сознании людей еще в древности.
Второй этап – анализ эпизодов.
Слайд 4
А.Н.Островский. Драма «Гроза» (1859)
Один за другим читаем два эпизода, связанные с главной героиней пьесы. Слайд 5
«Катерина. Отчего люди не летают?
Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.
Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь?» (Действие 1. Явление 7)
«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела». (Действие 2. Явление 8)
Прочитав фрагменты текста, отвечаем на вопросы: что мы узнаем о Катерине из этих эпизодов? Как образ неба (здесь он тесно связан с мотивом полёта) позволяет объяснить этот сложный женский образ?
Стоя на земле, Катерина мечтает «глядеть с неба на землю». Эти мечты вновь подчеркивают ту самую «нездешность» героини, ее непохожесть на всех других персонажей пьесы.
Стоит отметить, что мотив полёта, означающий стремление к свободе, попытку освободиться от запретов, возникает еще в нескольких произведениях русской и зарубежной прозы 19 века.
Гиперссылка на слайде 5 (переход к слайду 6)
И.С.Тургенев. Роман «Накануне» (1860)
Говоря о Елене Стаховой, необходимо проанализировать три текстовых фрагмента. Здесь стоит предложить ученикам выделить ключевые слова, связанные с мотивами неба и полёта.
«Ее душа и разгоралась и погасала одиноко, она билась, как птица в клетке, а клетки не было: никто не стеснял ее, никто ее не удерживал, а она рвалась и томилась... Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России. Потом она утихала, даже смеялась над собой, беспечно проводила день за днем, но внезапно что-то сильное, безымянное, с чем она совладеть не умела, так и закипало в ней, так и просилось вырваться наружу. Гроза проходила, опускались усталые, невзлетевшие крылья...»
Подчеркнув ключевые слова, обсуждаем: в чем смысл сравнения души с птицей в клетке? Как можно объяснить метафору усталых, невзлетевших крыльев?
Слайд 7
Интересно также обратиться к эпизоду, в котором Елена стоит у открытого окна: «долго глядела она на темное, низко нависшее небо; потом она встала, движением головы откинула от лица волосы и, сама не зная зачем, протянула к нему, к этому небу, свои обнаженные, похолодевшие руки;
потом она их уронила, стала на колени перед своею постелью, прижалась лицом к подушке и, несмотря на все свои усилия не поддаться нахлынувшему на нее чувству, заплакала какими-то странными, недоумевающими, но жгучими слезами».
Стоит предложить ученикам самостоятельно сформулировать вопросы к данному фрагменту. Одним из таких вопросов, возможно, станет следующий: для чего Елена протягивает руки к небу? Если она обращается с мольбой, то чего просит?
Слайд 8
Третий эпизод, к которому мы обращаемся, представляет собой фрагмент дневника Елены: «...Чего мне хочется? Отчего у меня так тяжело на сердце, так томно? Отчего я с завистью гляжу на пролетающих птиц? Кажется, полетела бы с ними, полетела – куда, не знаю, только далеко, далеко отсюда ...А кажется, я бы умела любить!»
Отметив, что внутренний монолог Елены явно созвучен монологу Катерины Островского, попытаемся ответить на те вопросы, которые тургеневская героиня задает сама себе.
Интересно, что мечты о полете отсылают нас не только к произведениям русской литературы. Можно вспомнить Эмму Бовари из романа Флобера: «Ей хотелось вспорхнуть, как птице, улететь куда-нибудь далеко-далеко...»
Гиперссылка слайда 8 (переход к слайду 9)
Читая эпизод, рассказывающий о мечтах Эммы, подумаем: всегда ли мотив полёта связан с мечтой о свободе? Или это свобода, но уже несколько в ином качестве? Ведь героиня Флобера прежде всего хочет «улететь» от себя самой, собственного греха.
Слайд 10
Говоря о мотиве полёта в литературе 19 века, стоит вспомнить эпизод из романа Л.Н.Толстого «Война и мир», в котором князь Андрей слышит диалог Наташи Ростовой Сони в Отрадном:
«Нет, ты посмотри, что за луна!... Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Душенька, голубушка, поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки, – туже, как можно туже натужиться надо. Вот так!»
Заметим, напрямую Наташа не говорит о полёте, но читатель верно угадывает желания толстовской героини. Как, впрочем, и герой романа – Андрей Болконский, которому вдруг откроется истина, что «жизнь не кончена в тридцать один год». Вспомним, что осознать это он сумеет именно после того, как вспомнит «эту девочку, которая хотела улететь в небо».
Завершая разговор о мотиве полёта, можно задать ученикам вопрос: как характеризует каждую из героинь желание летать? Скорее всего, ребята придут к выводу, что полёт для Наташи всё же нечто иное, нежели для Елены Стаховой или Катерины.
Слайд 11
И.С.Тургенее. Роман «Отцы и дети» (1862)
Начать разговор о роли мотива неба в романе Тургенева, можно обратиться к иллюстрации И.Архипова: какой эпизод запечатлел художник? Почему разговор Базарова и Аркадия у стога так важен?
Слайд 12
Следует вспомнить, что отрицающий всё скептик и циник Базаров в этом разговоре предстает как рефлектирующий герой, задумывающийся о своем месте в этом мире, о своем назначении, о том, что такое «человек».
Теперь стоит обратиться к текстовому фрагменту. Отец Базарова, видя лежащих у стога друзей, произносит: «Лежа на «земле», глядеть в «небо»... Знаете ли – в этом есть какое-то особое значение!
Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть, – проворчал Базаров...»
Здесь можно использовать метод реконструирования текста: прочитав часть эпизода, предложить ученикам продолжить фразу Базарова.
Затем обращаемся к ответу тургеневского героя. Как такое отношение к небу характеризует Евгения (вспоминаем созданный в начале занятия ассоциативный ряд)?
Ученики отмечают, что данный эпизод способен многое рассказать о герое: отношение к небу, лишенное всякого романтического налёта, характеризует Базарова не хуже, чем подробное разъяснение Аркадием сути нигилизма в беседе с Павлом Петровичем.
Слайд 13
Образ неба возникает также в начале романа, когда вернувшийся домой Аркадий едет рядом с отцом.
«Какой зато здесь воздух! Как славно пахнет! Право, мне кажется, нигде в мире так не пахнет, как в здешних краях! Да и небо здесь...
Аркадий вдруг остановился, бросил косвенный взгляд назад и умолк.
– Конечно, – заметил Николай Петрович, – ты здесь родился, тебе все должно казаться здесь чем-то особенным...
– Ну, папаша, это все равно, где бы человек ни родился.
– Однако...
– Нет, это совершенно все равно».
Обращаем внимание на многоточие, которым завершается первая фраза Аркадия. В чем причина этой недоговоренности? Почему так меняется интонация, с которой произносил герой первые фразы? О каком «косвенном взгляде назад» говорит автор?
Неподдельная искренность, с которой Аркадий восхищается небом, воздухом родных мест, сменяется тоном безразличия, который объясняется стремлением подражать Базарову. Но нигилист ли Аркадий?
Слайд 14
Л.H. Толстой. «Война и мир» (1865–1868)
Роман прочитан. Стоит предложить детям самостоятельно вспомнить, в каких эпизодах романа ключевую роль играет образ неба. Одной из первых, несомненно, будет названа сцена ранения князя Андрея в сражении под Аустерлицем.
Слайд 15
Просмотр видеофрагмента.
«Что это? я падаю? у меня ноги подкашиваются», подумал он и упал на спину. Он раскрыл глаза, надеясь увидать, чем кончилась борьба французов с артиллеристами, и желая знать, убит или нет рыжий артиллерист, взяты или спасены пушки. Но он ничего не видал. Над ним не было ничего уже, кроме неба – высокого неба, не ясного, но все-таки неизмеримо высокого, с тихо ползущими по нем серыми облаками. «Как тихо, спокойно и торжественно, совсем не так, как я бежал, – подумал князь Андрей, – не так, как мы бежали, кричали и дрались; совсем не так, как с озлобленными и испуганными лицами тащили друг у друга банник француз и артиллерист, – совсем не так ползут облака по этому высокому бесконечному небу. Как же я не видал прежде этого высокого неба? И как я счастлив, я, что узнал его наконец. Да! все пустое, все обман, кроме этого бесконечного неба. Ничего, ничего нет, кроме его. Но и того даже нет, ничего нет, кроме тишины, успокоения. И слава Богу!..»
Отмечаем: высокому бесконечному небу противопоставлена здесь суета земной жизни. Мы невольно возвращаемся к антитезе «земля – небо», возникшей в древних народных представлениях. Можно попытаться ответить на вопрос: что «обретает» в этом эпизоде Андрей Болконский? Почему, по его словам, неба он «не знал», «не видел» прежде?
Слайд 16
С.Г.Бочаров пишет: «Честолюбивые планы, мечты о Тулоне и славе... были... суетой – небо Аустерлица сейчас говорит Андрею об этом... Его чувство ценностей жизни другое под небом Аустерлица».
Следует вспомнить, что именно на фоне этого величественного неба столь мелким и ничтожным кажется Андрею былой кумир – Наполеон.
Второй эпизод, в котором возникает образ неба, это монолог Пьера Безухова в плену (том 4).
Слайд 17
«– Ха, ха, ха! – смеялся Пьер. И он проговорил вслух сам с собою: – Не пустил меня солдат. Поймали меня, заперли меня. В плену держат меня. Кого меня? Меня! Меня – мою бессмертную душу! Ха, ха, ха!.. Ха, ха, ха!.. – смеялся он с выступившими на глаза слезами... Высоко в светлом небе стоял полный месяц. Леса и поля, невидные прежде вне расположения лагеря, открывались теперь вдали. И еще дальше этих лесов и полей виднелась светлая, колеблющаяся, зовущая в себя бесконечная даль. Пьер взглянул в небо, в глубь уходящих, играющих звезд. «И все это мое, и все это во мне, и все это я! – думал Пьер. – И все это они поймали и посадили в балаган, загороженный досками!»
Здесь вновь небо «сопутствует» герою Толстого, находящемуся в духовном поиске. Что же осознаёт Пьер? Какая мудрость открывается герою, взглянувшему на небо, будучи, казалось бы, несвободным?
Слайд 18
Можно обратить внимание на то, что в дневниках Толстого философские рассуждения нередко соседствуют с описанием неба: «25 августа. Сейчас глядел на небо. Славная ночь. Боже, помилуй меня. Я дурен. Дай мне быть хорошим и счастливым. Господи, помилуй. Звезды на небе...» (1855 год).
Читая этот и другие фрагменты, можно сделать вывод: взглянув на небо, писатель, так же, как и его герои, задумывается о вечном: о жизни и смерти, о свободе, о назначении человека, смысле своего существования...
Слайд 19
Третий этап урока – подведение итогов. Интересно будет услышать эмоциональный отклик детей, поэтому предлагаю завершить занятие написанием творческой работы, предложив ребятам порассуждать на тему «Я гляжу в небо...». Можно рекомендовать ученикам соотнести свои мысли с монологами, которые анализировали во время урока. Какие идеи, звучащие в высказываниях героев Островского, Тургенева, Толстого, близки (или не близки) мне? Почему? О чём я задумываюсь, перечитывая эти эпизоды?
Аннотированная таблица ссылок
№ | Название изображения | Ссылка |
1. | «Гроза». Художник Б.Кустодиев | http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f5449e.jpg |
2. | П.Стрепетова в роли Катерины. | http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7929.php |
3. | И.Глазунов. Бессонница | http://www.glazunov.ru/116.htm |
4. | Елена Стахова. Кадр из фильма «Накануне» | http://www.liveinternet.ru/users/puchkova/post112233281/ |
5. | Кадр из фильма «Мадам Бовари» | http://studnet.engec.ru/films/page/5/ |
6. | Базаров. Художник К.Рудаков | http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=41f55998.jpg |
7. | Разговор Базарова и Аркадия. Художник И.Архипов | http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=429b165b.jpg |
8. | Князь Андрей со знаменем в руках. Художник В.Серов | http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4207f7e1.jpg |
9. | Наполеон Бонапарт. Художник Жак-Луи Давид | http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Jacques-Louis_David_008b.jpg |
10. | Небо. Фотография | http://taktaktaaak.livejournal.com/ |
11. | Пьер в плену. Художник А.Николаев | http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=4793ccf4.jpg |
12. | Лев Толстой. Фотография 1856 года | http://www.a4format.ru/photo.open.php?file=40fe532d.jpg |