Образ Петра I в произведениях А.С. Пушкина (урок внеклассного чтения в 7-м классе)

Разделы: Литература


Оформление доски:

1. Эпиграф:

То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

«Стансы» А.С. Пушкин.

2. Список произведений:

1826г. – стихотворение «Стансы».

1827г. – незаконченный роман «Арап Петра Великого».

1828г. – поэма «Полтава».

1833г. – поэма «Медный всадник».

1835г. – стихотворение «Пир Петра Первого».

1832-1837 г.г. – исторический труд «История Петра I».

3. Лексическая работа:

Стансы (от итал. «остановка») – стихотворение, состоящее из нескольких четверостиший, в котором конец строфы служит концом предложения.

Патриот – человек, горячо любящий свою страну и беззаветно ей служащий.

Реформатор – тот, кто осуществляет реформу чего-нибудь, преобразователь в какой-либо области.

Деспот – самовластный человек, попирающий чужие желания, не считающийся ни с кем, самодур.

Крепостник – помещик, сторонник и защитник крепостного права.

4. Фотография памятника «Медный всадник» в Санкт-Петербурге.

Ход урока

1. Чтение эпиграфа.

- Кому посвятил эти строки А.С. Пушкин?

2. Слово учителя.

Эпоха и личность Петра Великого привлекали Пушкина на протяжении всей его зрелой деятельности. Достаточно взглянуть на хронологический список произведений, героем которых является Петр I.

Сегодня на уроке мы поразмышляем с вами над тем, почему именно Петр I становится одним из любимых героев пушкинских произведений; почему так часто поэт, писатель и историк обращает свой взор к Петру; чем объяснить его интерес к этой личности.

3. Работа над стихотворением «Стансы».

а) чтение наизусть;

б) работа над лексическим значение слова «стансы»;

в) история создания стихотворения (индивидуальное задание);

В 1825 году на русский престол вступил царь Николай I. Начало его правления совпало с восстанием декабристов. Восстание было подавлено, а декабристов Николай строго наказал. У многих из них были найдены вольнолюбивые стихи Пушкина. Царь «милостиво» простил поэта: он понимал, как велики талант и влияние Пушкина на молодежь, и решил его «приручить». Царь намекнул о предстоящих великих реформах и предложил поэту высказать свои соображения о народном воспитании и образовании. Пушкину были близки мысли о просвещенном монархе, заботящемся о благе народа. Ответом на предложение царя стало стихотворение «Стансы».

г) Какие заслуги Петра ставит в пример новому императору поэт?

-В годы правления Петра I Россия сделала большой шаг вперед в своем развитии благодаря различным реформам, предпринятым царем. Петр I был предан России и верил в ее силы: « не презирал страны родной, он знал ее предназначенье».

-Он постоянно тянулся к знаниям, сам учился и заставлял учиться других: «самодержавною рукой он смело сеял просвещенье».

-Пушкин восхищается его огромной работоспособностью и пишет о нем «на троне вечный был работник», «неутомим». Царь не боялся никакой работы, сам освоил несколько ремесел и специальностей: инженер, плотник, кузнец, плотник, токарь, шил одежду, обувь. Вот какие заслуги Петра I ставит Пушкин в пример его царствующему правнуку Николаю1.

4. Анализ образа главного героя стихотворения «Пир Петра Первого» (индивидуальное задание).

Вывод: Образ императора безупречен: царь великодушен, гостеприимен, заботится о просвещении России и ее поданных.

5. Анализ образа Петра I в романе «Арап Петра Великого» (индивидуальное задание).

В незаконченном романе «Арап Петра Великого» мы видим царя глазами прадеда поэта Абрама (Ибрагима) Ганнибала, сына абиссинского эмира, похищенного турками и присланного ко двору Петра I, который его воспитал.

- Каким видит Ибрагим Петра I, вернувшись из Франции, чем восхищается? Что подчеркивает Пушкин в образе своего героя?

6. Образ Петра I в поэме «Полтава».

На суше и на море Петр I был первоклассным полководцем и флотоводцем. Им были созданы российская армия и российский флот, сумевшие победить сильного противника – Швецию.

- Каким предстает перед нами Петр I со страниц поэмы «Полтава? Какими литературными приемами пользуется поэт для изображения своего героя?

В центре поэмы изображение полтавского боя - решающей битвы русского и шведского войска. Для раскрытия образа Петра I Пушкин использует антитезу, противопоставляя ему Карла 12. Петр "весь, как божия гроза», «движенья быстры», «он промчался пред полками». Он воплощает в себе силу и энергию молодого российского государства. А Карл XII, наоборот, «бледен, недвижим», «несомый верными слугами в качалке».

- Что можно сказать о выражении глаз, лица Петра I? Какие тропы использует поэт?

Метафоры: «глаза сияют» - излучают радость, ликование, предчувствие победы, «он поле пожирал очами». Эпитеты: «лик ужасен» - т.е. грозен для врага, а для своих солдат он «прекрасен».

- Какие литературные приемы использует Пушкин, чтобы показать стремительность действий Петра, его силу?

Чтобы показать стремительность действий Петра, его силу Пушкин использует сравнения: «он весь, как божия гроза», «могущ и радостен как бой».

- Обратите внимание на лексику, придающую речи приподнятость и торжественность.

Автор использует устаревшие слова и формы: «лик», «прах», «сии», «глас»; высокую лексику: «вдохновенный», «жребий». Эти слова придают речи приподнятость и торжественность. Благодаря этому мы проникаемся величием и важностью предстоящего события. Петр – подлинный национальный герой, присутствие которого вселяет во всех мужество, отвагу и уверенность в победе.

Подведение итогов 1-ой части урока.

- Вернемся к вопросу, поставленному в начале урока, и ответим на него: Почему А.С. Пушкин так часто обращает свой взор к Петру I?

Пушкин так часто обращает свой взор к образу Петра I, т.к. он видит в нем образец для его царствующего правнука Николая I, обещавшего в те годы осуществить новое преобразование России. Пушкин мечтает о реформах, подобных петровским по своим масштабам и значительности, о которых он писал: «Россия вошла в Европу, как спущенный корабль, при стуке топора и при громе пушек. Но войны, предпринятые Петром Великим, были благодетельны и плодотворны. Успех народного преобразования был следствием Полтавской битвы, а европейское просвещение причалило к берегам завоеванной Невы».

7. «История Петра».

Слово учителя: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», - писал Пушкин в романе «Арап Петра Великого». И, следуя за мыслями Петра I, изучая его дела, сумел правильно понять и дела, и мысли этого человека. По-новому открылся ему царь-реформатор. Пушкин увидел в нем не только умного, мудрого полководца и человека, который много работал на благо своей страны и народа, но и жестокого, самовластного царя.

Как это произошло? В 1832 году по поручению Николая I Пушкин начинает писать «Историю Петра I», хотя надо отметить, что собирать материалы он начал десятью годами раньше, в 1822. Для этой цели в его распоряжение были представлены архивы империи, тайные документы. Но этому прозаическому произведению не суждено было быть законченным, работу над ним прервала смерть поэта.

Николай I, рассмотрев незавершенный исторический труд Пушкина, указал: «Сия рукопись издана быть не может по причине многих неприятных выражений на счет Петра Великого». И рукопись, состоящая из 31 тетради, была забыта и потеряна. Лишь спустя почти сто лет случайно были найдены эти тетради, листочки из них подкладывали в клетку попугаю. Сохранилось всего 22 тетради, остальные безвозвратно потеряны. Впервые исторический труд Пушкина был опубликован в 1938 году.

Что же неприличного усмотрел в рукописи Николай I? Работая над историческим трудом, Пушкин увидел, что Петр I был не только преобразователем, патриотом, но и деспотом, крепостником.

Лексическая работа. Объясним значения этих слов.

Важнейшим из исторических суждений Пушкина о Петре, о его противоречивой исторической деятельности можно считать это: «Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые суть ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости, вторые – жестоки, своенравны и, кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности, или, по крайней мере, для будущего, - вторые вырвались у нетерпеливого самовластного помещика».

Эта мысль подкрепляется и обогащается многими страницами «Истории Петра I».

Многие «временные» указы Петра Пушкин называет «тиранскими», «жестокими». Так за ослушание приказов «юфть для обуви делать не с дегтем, а с ворваньем салом» и «делать полотна широкие вместо узких» карается конфискацией и галерами. Пушкин этот факт дополняет своим замечанием: «как обыкновенно кончаются хозяйственные указы Петра». Историка поразил контраст между незначительностью преступления и жестокостью наказания.

Вот еще замечания о последних годах правления Петра: «издал указ, превосходящий варварством все прежние». «История представляет около его всеобщее рабство… все состояния, окованные без разбора, были равны перед его дубинкою» (Дубинка упоминается Пушкиным и в художественном произведении «Арап Петра Великого».) «Все дрожало, все безмолвно повиновалось».

Стремясь определить, кем был Петр, Пушкин писал в черновике «после смерти деспота», и рядом «после смерти великого человека». Эти строки показывают, как ясно видел Пушкин двойственность, противоречивость исторической деятельности Петра. Это осознание нашло отражение в поэме «Медный всадник».

8. Анализ образа Петра в поэме «Медный всадник».

Лишь ты воздвиг, герой Полтавы,
Огромный памятник себе,

- так заканчивает свою поэму «Полтава» А.Пушкин. Финальные слова одной поэмы становятся началом другой:

На берегу пустынных волн
Стоял он, дум великих полн,
И вдаль глядел…

В «Полтаве» Пушкин утверждает, что все, что движимо узкими личными интересами, страстями – все преходит, теряется без остатка. Только большими патриотическими делами во благо родины и народа исторический деятель может создать себе нерушимый памятник.

- О каком нерушимом памятнике идет речь? Это добрая вечная память потомков.

А рукотворным памятником Петру I можно считать город Петербург.

- Выразительное чтение наизусть вступления к поэме «Медный всадник».

- Каким изображен Петр в этих строках?

Во введении к поэме возникает величественный образ Петра – преобразователя, осуществляющего великое национальное дело, о котором мечтали многие поколения – укрепление Русского государства на берегах Балтийского моря. Петр выступает как покоритель природы, ее стихий, как воплощение победы культуры и цивилизации над дикостью, отсталостью. Вступление – это гимн Петру-преобразователю, реформатору.

- Можно ли из вступления понять, какие чувства испытывает автор?

Пушкина переполняет гордость. Он гордится делами Петра, гордится мощью, красотой, архитектурной стройностью Петербурга.

Слово учителя: В дальнейшем повествовании поэмы на смену Петру придет другой, необычный, литературный герой – Медный всадник. Он представляет собой образную интерпретацию скульптурной композиции, выполненной иностранным скульптором Фальконе и его талантливой ученицей Колло. Находится памятник в Петербурге на площади Декабристов (бывшая Сенатская площадь), открытой к Неве.

Медный всадник – это сложная скульптурная композиция. Ее основной смысл задан единством коня и всадника, каждый из которых имеет самостоятельной значение. Петр одет в отвлеченную одежду, которую скульптор назвал просто «героической». Он подчеркивал, что хочет изобразить Петра не полководцем, а законодателем: «Надо показать людям более прекрасный образ законодателя, благодетеля своей страны…Природа и люди воздвигали перед ним самые трудные препятствия, которые он поборол своим могучим гением и упорством». «Мой царь не держит никакого жезла, - заметил Э.Фальконе в письме к Д.Дидро, - он простирает свою благодетельную руку над объезжаемой страной. Он поднимается на верх скалы, служащей ему пьедесталом, - это эмблема побежденных им трудностей».

Такое понимание роли Петра лишь отчасти совпадает с пушкинским. Интерпретация Петра у Пушкина богаче и значительнее скульптурной аллегории.

Проверка домашнего задания: К сегодняшнему уроку я просила вас прочитать поэму «Медный всадник» и выписать в тетрадь определения, которыми автор наделяет этого фантастического героя. Прочитайте ваши записи.

«Кумир на бронзовом коне», «ужасен он в окрестной мгле», его «волей роковой» «мощный властелин судьбы», «державец полумира», «горделивый истукан».

- Какие свойства в образе Петра оттеняет эта совокупность определений?

Деспотические свойства, прямо противоположные тем, какими обладал главный герой во вступлении.

Слово учителя: В поэме словно происходит раздвоение личности царя: два противоположных начала нашли отражение в разных литературных героях: образе Петра и образе Медного всадника. Эти противоречия в основателе новой столицы отражаются и в облике самого города. Пушкин видел и нам показал в поэме, как богатство и роскошь соседствуют с бедностью («Город пышный – город бедный»). Именно Петр закрепил это социальное неравенство, закрепил абсолютную монархию в России.

- Можно ли из дальнейшего повествования поэмы понять отношение автора к своему герою – Медному всаднику?

Это отношение неоднозначно. Это уже не великий преобразователь, а грозный, ужасный царь, который, совершая великие деяния в интересах государства, совсем не думает о простых бедных людях. Все его реформы тяжелым бременем легли на плечи народа: за время царствования Петра население России сократилось на 1/3.

- Кому в конечном итоге отдает свои симпатии автор: бедному Евгению, который мечтает о личном счастье, о мирной семейной жизни, или Петру, одновременно патриоту-рефоматору и деспоту-крепостнику?

Слово учителя: Для А.С.Пушкина оба героя равновелики. Прав Петр со своими грандиозными планами. Не менее прав Евгений, требующий покоя и счастья. На историческом и бытовом материале поэт решает философские вопросы большой важности: человек и государство, государство и частная жизнь, человек и историческая необходимость.

Подведение итогов урока.

- Каким предстает перед нами Петр I со страниц произведений А.С.Пушкина?

Слово учителя: Закончить урок хочется знаменитым обращением поэта к Медному всаднику, в котором раскрывается единство противоречий в облике и деле Петра:

О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной,
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?

«Над бездной» - значит, не дал упасть в нее, но «поднял на дыбы», и поднял «железной уздой».

Домашнее задание: Подумайте, почему А.Пушкин не стал дописывать свой роман «Арап Петра Великого», почему он остался незаконченным.

Список литературы:

  1. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. – М.: Художественная литература, 1986.
  2. Пушкин А.С. Собрание сочинений: В 10-ти т. М.:Современник, 1982.
  3. Аникин А. Муза и мамона: социально-экономические мотивы у Пушкина. – М.: Мысль,1989.
  4. Благой Д. Мастерство Пушкина. М.: Советский писатель, 1955.
  5. Ишимова А.О. История России для детей: В 2кн. – М.: Мысль, 1993.
  6. Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. - М.: «Детская литература», 1964.
  7. Фейнберг И. Незавершенные работы Пушкина. – М.: «Советский писатель», 1969.
  8. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии Родная литература для 7 кл./ М.А. Снежневская, П.А. Шевченко, Т.Ф. Курдюмова и др.; Под ред. М.А.Снежневской. – М.: Просвещение, 1990.
  9. Золотарева И.В., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Программы 68 и 102 часа.- М.: «ВАКО», 2004.
  10. Литература: Справ. материалы: Кн. для учащихся/ С.В. Тураев, Л.И. Тимофеев, К.Д. Вишневский и др. – М.: Просвещение, 1988.
  11. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка. – М: Азбуковник, 1988.