Нравственное воспитание учащихся на уроках литературы в начальных классах

Разделы: Литература


“Добро творить, как воздухом дышать, -
Потребность, людям данная от Бога.
Лучами сердца Мир отогревать,
И отдавать, и не считать,
Что отдал много…”.
Марианна Озолиня

Образовательная система “Школа 2100” сформировалась в ходе психолого-педагогического исследования, соотношения особенностей обучения и развития школьников. Основная особенность системы заключается в согласовании ведущей роли обучения с бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности. Цель системы – целостное развитие ребёнка, его интеллекта, воли, чувств, эмоционально – нравственной сферы.

Я уверена, что в детстве чувство всегда предшествует размышлению и является первым учителем, и невозможно повлиять на чувства ребёнка, если не прикоснуться к его душе. Любой урок в начальной школе формирует ум, душу и сердце ученика, но уроки литературы самые ведущие в педагогическом процессе. Они образуют духовную базу будущей личности ребёнка, на них возлагается задача развития и обогащения духовного мира детей и каждого отдельного ученика, их нравственного становления. Что обеспечивает эффективность нравственного воспитания на уроке? Нравственно – эмоциональный заряд методов и приёмов работы учителя, стиль складывающихся взаимоотношений между учителем и детьми на уроке, нравственная направленность личности учителя, его отношение к изучаемому материалу.

На уроке постоянно возникают определённые деловые и нравственные отношения между учащимися. Решая познавательные задачи, поставленные перед классом, учащиеся общаются между собой, влияют друг на друга.

Книга – это открытие мира. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребёнка. Слово может окрылить его, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее. Учебник Р.Н.Бунеева “Литературное чтение” стремится воспитывать ребёнка не в лоб, не путём прямых нравоучений и назиданий, но, пробуждая в нём чувство участия, сочувствия, сопереживания к таким же, как он сам, к животным и птицам, воспитывая в нём чувство прекрасного, которое поможет в жизни.

Не все, проводимые в школе уроки “толкают” ученика задуматься, осмыслить, самостоятельно вернуться еще раз к тому, что он увидел и услышал. Без этого возвращения, без умения задуматься и осмыслить все образовательные усилия оборачиваются равнодушием и пассивностью ученика. Как правило, возвращаются только к тому, что имеет личностный смысл именно для него и значимо. Огромное значение имеет характер бесед по содержанию произведения. Они не должны быть назидательными, сугубо нравоучительными, подводить детей к готовым выводам. Нужно, чтобы дети больше размышляли сами.

Существуют разные формы занятий на уроках литературы, но их объединяет одно – они дают школьнику возможность поделиться радостью пережитого. Вот строки из сочинений моих учеников, которые были написаны после изучения сказки “Маленький принц” Антуана де Сент- Экзюпери.

Что я ценю в жизни?

“В жизни я ценю каждый её момент. За одну секунду жизни можно перевернуть весь её смысл. Скажешь что-нибудь плохое, и тебя уже больше не будут уважать, а без уважения ничего не добьёшься. Ещё нужно ценить в жизни мир. Если не будет мира, тогда на земле будет голод, война, жертвы, взрывы. Я ценю жизнь в гармонии с самим собой. Это значит, не надо ничего делать против своей совести”. (Будник Илья)

“Самое ценное в жизни – это сама жизнь. Она, как свет, которому нельзя погаснуть, который нужно беречь”. (Кусяпкулова Мадина)

Что значит быть добрым?“

Быть добрым может каждый, но для этого нужно приложить максимум усилий и трудолюбия. В каждом добром человеке есть и зло. Я очень хочу попросить, чтобы все вокруг стали добрее, ведь, если вы будете злиться, то зло победит добро, и мир погибнет”. (Разживин Игорь)

“Добрым человеком не любой может стать, а только тот, кто старается этого добиться. Никогда не жалейте свою добрую частичку души. За это вам отплатят сполна. Доброта – это ценное качество в человеке, и она помогает в трудную минуту”. (Макарова Виолетта)

Опыт работы по комплексу Бунеева Р.Н. “Литературное чтение” показывает, что чтение и литература – неиссякаемый источник нравственного воспитания. 21 век – век компьютеров. Но, чтобы простое человеческое слово не утратило свою силу, чтобы литературные произведения заставляли смеяться и плакать. Наша задача – взрастить душу ребёнка и разжечь огонёк доброты, милосердия и человечности в каждом из них.

Лучами земля опоясана, цветами земля опоясана,
Ходите дорогами ясными, летайте высокими трассами,
Орбитой любви и привета пусть станет вся наша планета.
Стремитесь открыть, это важно, звезду человечности в каждом.