Цели: знакомство с творчеством писателя; обучение анализу прозаического текста; нравственное воспитание учащихся.
Теория литературы: рассказ (повторение понятия)
Оборудование: портрет Л. Андреева, выставка книг, фотографии четвероногих друзей, стенд “Советуем прочитать”.
В рассказе “Кусака” героем является собака, ибо всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями и в великом безличии и равенстве сливается воедино перед грозными силами жизни.
Л. Н. Андреев
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово учителя.
Л. Н. Андреев – один из самых ярких, своеобразных писателей начала 20 века. В его творчестве нашли отражение и традиции русской классики, сознательное использование художественного опыта Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, Г. Успенского, В. Гаршина, и интенсивные поиски новых форм, своего стиля, столь характерные для литературы того периода.
Включенные в программу 7-го класса произведения русской литературы 20 века позволяют проследить и сопоставить зависимость процесса формирования и воспитания личности от социальных условий (автобиографические повести Л. Н. Толстого и М. Горького о детстве). Но не в меньшей степени, чем социальная среда, определяет уровень духовности человека его общение с миром природы. В произведениях В. Маяковского, А. Платонова, Ф. Абрамова человек рассматривается как часть природы, и если он следует “закону жизни”– осознаёт это единство и равенство, способен “любить без понятия” (Платонов), чувствовать какую-то непонятную вину” (Абрамов) перед уничтожаемой природой, жертвовать собой ради других, – значит, в жизни его есть великий смысл. Равнодушие, жестокость по отношению к природе – это прямой путь к бездуховности.
Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с творчеством Л. Андреева и его рассказом, в котором показаны с необычайным мастерством жизнь и страдания бездомной собаки. (Обратить внимание учащихся на эпиграф). Отношение к животным является у Л. Андреева одним из критериев нравственности.
3. Краткий биографический очерк Л. Андреева.
4. Беседа с учащимися.
А) Есть ли у кого-нибудь из вас собака? Расскажите о ней. Что она значит для вас? Смогли бы вы её предать, обмануть? За что вы её любите?
Б) А теперь поговорим о месте собаки в жизни человека .Один из учащихся рассказывает сказку о том, как подружились человек и собака. Есть такая ненецкая сказка .Когда собака была еще только диким предком теперешней собаки, она искала себе сильного и смелого товарища и защитника. Попробовала дружить с зайцем, но когда она стала лаять, заяц испугался, душа у него ушла в пятки, и он сказал, что на лай придёт волк и съест их обоих. Тогда собака ушла жить к волку. Однако и волк не одобрил её ночного лая: придёт, мол, медведь и их обоих задерёт. Решив, что медведь – богатырь всех сильней, собака пошла к нему. Новые товарищи дружно провели день. Настала ночь. Медведь задремал, а собака опять в полночь залаяла. Проснулся медведь и принялся собаку ругать: “Молчи ты! Чего лаешь? Услышит человек, придёт, убьёт нас!”
Поняла собака, что и медведь трус, и пошла человека искать. Нашла его и предложила жить вместе. Человек согласился и увёл собаку к себе домой. В полночь, когда человек спал, собака залаяла А человек не встаёт. Громче залаяла собака. Проснулся человек и сказал: “Эй, собачка моя, коли ты голодна, так поешь, а мне спать не мешай”. Собака замолчала, поела да легла спать. С тех пор она у человека и осталась. И сейчас живёт.
В) Любовь человека к четвероногому другу нашла отражение и в фольклоре. Загадки и приметы, связанные с собаками, зачитает следующий ученик:
Собака яму роет – к покойнику.
Собака играет – к свадьбе.
Собака воет – к пожару.
Жмётся к хозяину – к несчастью.
Не ест крошки после больного – к близкой смерти.
Траву жуёт – к дождю.
Мало ест – к ненастной погоде.
Ноги тонки, бока звонки, а хвост закорючкой.
Не говорит, не поёт, а кто к хозяину идёт, она знать даёт.
Днём молчит, ночью ворчит.
На сене лежит, сама не ест и другим не даёт.
Четыре четырки, две растопырки, седьмой вертун, а сам ворчун.
5. А теперь перейдём к работе над рассказом “Кусака”. Вы должны были дома составить план рассказа. Давайте посмотрим, что у вас получилось.
а) (Свои планы зачитывают 1–2 ученика). Он может быть примерно таким:
- Жизнь собаки до встречи с “добрыми” людьми.
- Как Кусака получила своё имя.
- Дружба Кусаки с дачниками.
- “Всей своей собачьей душой расцвела Кусака”.
- Наступление осени, отъезд дачников.
- Кусака снова одна.
б) Пересказ близко к тексту.
в) Беседа по вопросам:
- Какое настроение вызвал у вас рассказ?
- Какую роль в повествовании играет пейзаж, помогает ли он почувствовать настроение собаки? *Как Кусака выражала свою любовь и ненависть?
- Как люди относились к Кусаке? *Почему собаку не взяли с собой в город?
- Как вы думаете, кто будет больше скучать и почему – Лёля о Кусаке или Кусака о Лёле?
- Какой ещё пример жестокости людей можно найти в рассказе?
- Как меняется внешность собаки от того, чувствует ли она любовь людей? (Сначала она грязная и некрасивая, затем она “изменилась до неузнаваемости”, в конце “вновь промокшая, грязная”).
- Как вы думаете, если бы собака жила в других условиях, была бы у неё та же кличка?
6. Звучит песня в исполнении Т. и С. Никитиных “Собака бывает кусачей”. Сопоставить отрывок из рассказа (1 и последний абзацы) и слова песни:
Собака хватает прохожих за пятку,
Собака съедает гражданку лошадку
А с ней гражданина кота,
Когда проживает собака не в будке,
Когда у неё завывает в желудке,
И каждому ясно, что эта собака –
Круглая сирота.
(В песне о страданиях собаки говорится с шутливой интонацией, в отличие от рассказа, в котором звучат грустные, печальные, безысходные нотки.)
7. Отметить мастерство писателя в изображении чувств и переживаний собаки, её облика, поведения. Найти в тексте приёмы олицетворения, эпитеты, сравнения.
Эпитеты: долгая морозная зима, добрые люди, тупая злоба, чёрные окна, остророгий месяц, тихая дача, ясное небо, горячее солнце, непримиримая злоба, жёлтый и анемичный луч солнца, неприветное небо.
Олицетворения: месяц посылал свой робкий луч, частыми дождями заплакало небо, заскрипели возы, застонали половицы, дождь то принимался идти, то утихал, свет боролся с тьмой, стонет и рвётся к свету беспросветно-тёмная ночь.
Сравнения: дети шумные, звонкоголосые, быстрые и светлые, как капельки разбежавшейся ртути; брови Лёли поднялись как ласточки и др.
8. Обратить внимание на стенд “Советуем прочитать”.
9. Выводы, подведение итогов, выставление оценок, беседа об актуальности затронутой в рассказе Л.Андреева проблемы.
10. Домашнее задание:
а) Используя план, написать сочинение – отзыв о рассказе “Кусака”;
б) Прочитать рассказ Л. Н. Толстого “Бешеная собака”, подумать, что общего между
двумя этими рассказами.