Нравственные уроки рассказа А.И. Солженицына "Матренин двор"

Разделы: Литература


Цели: учить комплексному анализу художественного произведения; вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, актуальность; открыть в рассказе вечные ценности русской духовной культуры: праведность, человечность, смирение.

Решаемые учебные задачи: попытаться понять, каким видится писателю феномен “простого человека”, разобраться в философском смысле рассказа.

Организационная структура урока.

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия материала.

1. Вступительное слово учителя.

Чтение эпиграфа: У тех людей лица хороши, кто в ладах с совестью живет. А.И. Солженицын.

Почти все произведения Солженицына – это отражение его собственной жизни. Не исключением стал и рассказ “Матренин двор”. Некоторое время писатель работал учителем в деревне и жил на квартире у крестьянки Матрены Захаровой. Но рассказ выходит за рамки обычных воспоминаний. В нем автор затрагивает серьезные нравственные проблемы. Какие же уроки мы можем вынести из этого произведения?

2. Запись в тетрадь темы урока, эпиграфа.

Этап 2. Организация учащихся в ходе усвоения материала.

1. Учитель читает фрагмент (описание жилища героини).

2. Работа в группах (обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе).

  • Группа 1. Какие чувства возникают у вас при чтении фрагмента? Какое средство выразительности использует автор при описании избы? Почему именно такой показалась изба рассказчику? Словарная работа: объяснить значение незнакомых слов.
  • Группа 2. А какой была сама Матрена? На какое изображение похоже ее лицо? Чем была для нее работа?
  • Группа 3. Рассказ заканчивается трагически. Рассмотрите события, связанные со смертью Матрены. Как можно назвать смерть Матрены? Почему она осталась не понятой людьми?

Этап 3. Практикум.

1. Анализ эпиграфа.

2. Рассуждение на тему: Кого называют праведником? Какие же нравственные уроки можно вынести из рассказа о Матрене? Каков символический смысл рассказа? Насколько актуальными являются проблемы, поднятые в рассказе? (ответы оформляют письменно или устно).

Этап 4. Проверка полученных результатов.

Зачитывание работ.

Коррекция работ.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Написать мини-сочинение “Существуют ли праведники в наше время?”

Этап 6. Рефлексия.

Чем мы занимались на уроке? Какие чувства возникали в вашей душе?