Нравственные традиции русской классической литературы в рассказе современного писателя Ю.Оноприенко

Разделы: Литература


Цели урока:

  1. познакомить учащихся с новым современным автором, заинтересовать рассказом;
  2. проследить в данном рассказе лучшие нравственные традиции русской литературы;
  3. воспитывать чувство сострадания в детях, умение понимать чужую боль и помогать в трудную минуту.

Оборудование: выставка иллюстраций художников-передвижников, портреты Ю.Оноприенко, А. Пушкина, Н. Гоголя, колокольчик с бантиком.

Ход урока

1) Слово учителя:

Заходя в кабинет, вы шли мимо двух стендов. Я просила вас обратить на них внимание. Я попросила учеников нашего класса, посещающих художественную школу и увлекающихся живописью, подготовить сообщения о некоторых иллюстрациях. Вслушайтесь в их короткий рассказ и сформулируйте тему, объединяющую эти полотна (см. слайды о художниках-передвижниках и краткую информацию о содержании картин (приложение)).

Итак, конечно же, это тема «маленького человека», задавленного тяжёлой жизнью.

Однако, надо сказать, что первооткрывателями этой темы в русском искусстве были не художники, а писатели, чьё слово, обращённое в защиту маленького человека, прозвучало ещё раньше. Это Пушкин, Гоголь.

С просьбой дать краткую характеристику героям этих писателей я обратилась к ученикам нашего класса.

Рассказ 1-го ученика о герое повести Гоголя «Шинель»: Акакий Акакиевич Башмачкин – маленький чиновник одного из петербургских департаментов. В каком смысле «маленький»? Мал этот человек именно в социальном плане, потому что занимает одну из низших ступенек иерерхической лестницы, потому что он пребывает в узком и замкнутом пространстве своих бытовых интересов. Его человечность проявляется в доброжелательном расположении к людям, в трудолюбии, в сознании служебного долга. Мечтой и смыслом жизни главного героя становится новая шинель. Привыкнув голодать по вечерам, он питался духовно, нося в мыслях идею будущей шинели. «Маленький» в делах человек, однако, вовсе не ничтожное существо в нравственном отношении.

Рассказ 2-го ученика о герое повести Пушкина «Станционный смотритель» Самсоне Вырине: Самсон Вырин – обычный станционный смотритель, который в силу своего низкого социального положения принужден терпеть унижения, оскорбления проезжающих через его станцию людей. Его положение Пушкин усугубляет личной драмой – сбегает с проезжим корнетом из родительского дома единственная любимая дочь. Оставшийся в полном одиночестве герой находит силы жить дальше физически, но душа его болит, воля сломлена. Он не столько живёт, сколько существует, и это-то и страшно: вокруг столько людей, а человек одинок, беспомощен. Одинок хороший человек, честный труженик, обычный, маленький человек. И страшно, потому что таких людей много.

Разговор на сегодняшнем уроке пойдёт о нравственных традициях русской классической литературы в современной прозе, ибо начатая в 19 веке тема маленького человека приобретает актуальность и в наши дни.

Внимание: человек-загадка!!!

Входит человек с колокольчиком, останавливается перед классом, а учитель задаёт вопрос: «Скажите, есть ли среди вас счастливые люди?» Поднимаются руки, много рук, почти все.

Человек встаёт за плечом у одного из счастливых людей.

Учитель: внимание – вопрос!!! Ответьте в конце урока, почему, по мнению А.П.Чехова, за спиной каждого счастливого человека должен стоять человек с колокольчиком?

2) А теперь несколько слов об авторе рассказа: Юрий Оноприенко – немолодой уже писатель, активно печатается в современных литературных журналах «Час России», «Роман-журнал 21 век». Сегодня мы знакомимся с его рассказом «Еда».

Беседа по тексту:

- Что является завязкой рассказа? (Буфетчице Гале пришёл гроб из армии. Читатель сразу составляет у себя в голове впечатление о Гале: простая работящая женщина, перебивающаяся с копейки на копейку, изнурённая тяжёлой работой.)

- О чём вам говорит словосочетание «гроб из армии»? (груз-200, погиб при исполнении воинского долга или самоубийство.)

- Какая версия предлагается в сопроводительном письме? («погиб при исполнении воинского долга»)

- Почему Галя не верит в эту версию? (Она сердцем чуяла ложь, и она оказалась права.)

- Что рассказал Гале сопровождающий груз «веснушчатый солдатик»? Заметим: расплакавшись, ему самому неприятно врать, но он делает это по приказу начальства. (Ванюшка умер от голода, забытый на три месяца на вахте в тайге. Всего таких забытых первогодков было 10.)

- Как пережила Галю это горе? (Она «отвыла» своё и скоро приступила к работе. Глагол «отвыла» не человеческий глагол, выть могут волки, а тут - маленькая хрупкая женщина. И принялась жить дальше. А так как по своей натуре она и так была жалостлива – «обычное дело, а у Гали судороги по сердцу» -, то после смерти сына стала жалеть всех ещё больше. Но жалость её проявилась очень ярко в одном.)

- В чём проявилась жалость? (Она кормила всех, кому нужна была еда.)

- А кому, по мнению Гали, она была нужна? Кого выделяла Галя из толпы? (Курсанты военные, школяры, разная бездомная живность.)

- Что их всех объединяет? (Самые беззащитные.)

- Почему, помогая им, женщина чувствует себя лучше? («Когда тебе плохо, - говорят психологи, - найди того, кому понадобится твоя помощь, забота лечит, заставляет забыть, приглушить свою боль.) Она стала «блаженной».

- Блаженный, по Далю, благополучный, счастливый. А здесь? Мы думаем: юродивый, странный. За что называет её автор блаженной? (За то, что она стала помогать всем без разбору, кормила всех подряд, отдавая то малое из еды, что имела.)

- А как вы думаете, в чьих глазах Галя была блаженной в значении «странной», а в чьих блаженной в значении «счастливой»? (В первом случае – в глазах окружающих людей, во втором – в своих собственных, ведь забота о людях приносит ей радость.)

- «Сколько же вокруг открылось голодного!» Голодные мыши, птички, кошки, даже тощий грач. А почему нет в этом ряду человека? (Она пыталась дать краюху хлеба человеку, но тот грубо отшвырнул её.)

Она кормит тех, кто беззащитней её, кто не сможет найти еду сам. Галя радуется тому, что люди не голодны. Радуясь за людей, Галя, однако, сама ела лишь раз в неделю.

- Чем жила она? Что питало её? (Есть замечательное выражение: «Не хлебом единым жив человек». Оно о том, что надо кроме плотской пищи «кормить» себя и пищей духовной – для души: это добрые поступки, то, что даёт человеку право быть человеком, жить в ладу с собой. К сожалению, о духовной пище сейчас говорят мало, наша жизнь – это поток быстросменяющейся информации: Интернет, компьютерно-виртуальные миры – всё это уродует, а то и стирает в людских сердцах то, что никогда не компенсировалось достижениями науки и техники. Искажаются и уходят «архаичные» понятия КРАСОТЫ, ДОБРА, ИСТИНЫ в прямом, изначальном смысле. А люди, следующие им, вызывают либо насмешку, либо злость.

- Как относятся к Гале окружающие люди? (В рассказе мы видим следующую расстановку сил: Галя со своим «неописуемым хороводом» и «окрестное человеческое поголовье». Поголовье – обычно: крупного рогатого скота, а тут – о людях!!!)

Представитель людей – яркая противоположность Гале – участковый милиционер. Возмущённый беспорядком на вверенном ему участке, милиционер не удивляется, почему женщина помешана на идее накормить всех. Будь он внимательнее к людям, он прочитал бы в этих уставших, полуголодных глазах старой женщины одиночество и смог бы помочь бедной женщине – не так часто потерявшие от горя рассудок матери встречаются ему на пути. Но ему некогда и, обращаясь к кошкам, он произносит: «Завтра вызову живодёров». Неслучайно автор подчёркивает, что душа этого молодчика жаждала почтения, ведь цивилизация предлагает ныне живущим людям индивидуализм, продаваемость и покупаемость всего – и как следствие, невнимание, равнодушие к чужой жизни, к чужой судьбе, нуждающейся в моральной поддержке.

- Что предлагает в качестве взятки Галя? (Самое дорогое, что у неё есть – память о сыне - пойманная им когда-то, а сейчас уже высохшая рыба, которую она бережно хранит завёрнутой в платочек.)

Милиционер на это «плюнул» на пол – плюнул в душу МАТЕРИ!!!

Поэтому так естественно подводит Галя итог: « Всё зло на земле от сытости». И, может быть, права старая пословица, гласящая, что « сытое брюхо к ученью глухо», и не только к ученью, но и к доброте, к состраданию. Нам кажется, что, достигнув определённых высот, мы всегда будем оставаться там, а между тем время может нас поставить в трудное положение, и нам тоже будет нужна помощь. И надо помнить о том, что в мире есть люди, которым нужна ваша помощь, именно ваша, потому что вы удачливы в делах и у вас есть силы поучаствовать в судьбе человека, живущего рядом.

3) А теперь вернёмся к человеку с колокольчиком. Для чего он должен, по мысли А.П.Чехова, стоять за спиной каждого счастливого человека? (Чтобы напоминать ему стуком, «что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти… и никто его не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других».).

Этот рассказ, продолжающий традиции писателей-классиков в изображении маленьких людей, показывает, что проблемы этих людей актуальны и сегодня, несмотря на то, что на улице 21 век!!!