Нравственные уроки повести В.Распутина "Дочь Ивана, мать Ивана"

Разделы: Литература

Класс: 11


Технология подготовки учащихся к ЕГЭ (заданию 27) с русским языком обучения

При подготовке к ЕГЭ (задания С) особую трудность вызывает у учащихся подбор материала для аргументации читательского опыта. С этой целью предлагается работа по выявлению проблем в повести В.Распутина "Дочь Ивана. Мать Ивана".

Цели урока: знакомство учащихся с творчеством писателя В.Г.Распутина; анализ повести «Дочь Ивана, мать Ивана»; понять злободневность проблем, поднятых автором, и извлечь нравственные уроки из произведения, формирование умений выражать собственную позицию и формулировать проблемы, рассматриваемые в тексте.

Наглядно-демонстрационные материалы:

  • Видеозапись: фильм С.Говорухина «Ворошиловский стрелок».
  • Портрет В.Г.Распутина.
  • Репродукция картины И.Глазунова «Вечная Россия» (1988).
  • Диск с песней И.Талькова «Россия».
  • Карточки со словами «Красота души», «Нравственность», «Доброта», «Порядочность», «Любовь к Родине, языку», «Единение».

На доске записана тема урока.

Эпиграфы:

  • «Надо быть сильной. Сильнее себя».
  • «…Необходимо создавать из себя крепкий орешек, чтобы устоять перед безжалостными жерновами жизни…» (В.Распутин)

Слово учителя: Наш урок посвящен творчеству В.Распутина и его повести «Дочь Ивана, мать Ивана». Данное произведение не включено в школьную программу, но является актуальным, так как автору удалось в нем рассмотреть вопросы, связанные с жизнью современного общества.

Вводная часть

- Сейчас мы посмотрим фрагмент художественного фильма, вам, наверное, он известен.

- Да, это эпизод из фильма С.Говорухина «Ворошиловский стрелок». Мы услышали разговор, который «заставил» героя «исправить «судебное решение. То же самое мы увидим и в произведении Распутина. Тема безнравственности современного общества остро стоит в произведениях писателей, поэтов, музыкантов, режиссеров. Одним из первых режиссер этого фильма сказал зрителям о том, что так, как живет сейчас общество, жить нельзя. (Кстати, так назывался и документальный фильм, который был снят в 90-годы). - Вспомним, что такое проблема в художественном произведении.

- Какие проблемы поднимает режиссер в фильме? В чем это выражается?

(Безнравственность, беззаконие, бесчестие, разобщенность, сила власть имущих, проблема воспитания молодого поколения, бесправие простого народа - эти слова пишем на карточки и прикрепляем на магнитную доску).

Основная часть

- Фильм Говорухина созвучен повести В.Г.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана», которая, к сожалению, может быть не произвела должного воздействия на литературную общественность, автор не получил за эту книгу престижной премии. Но мы, читатели, понимаем, насколько значимо это произведение, как оно необходимо. Попробуем в этом разобраться.

- Где происходит действие?

- Кто главные герои? (Простая русская семья)

- Чем занимаются? (Отец - Анатолий, был водителем, остался без работы; мать - Тамара Ивановна - закройщица, раньше работала и водителем, и телеграфисткой, и няней, и заведующей детсадом; имеет сильный характер; дочь Света после окончания 9 класса ушла из школы, закончила курсы продавцов, подрабатывает на рынке, «трясет товаром хозяина»; сын Иван - ученик 10 класса)

- Есть ли в семье нравственные устои? (Да, мать не приемлет действия дочери)

- Автор говорит, что настало «дурное время». В чем это выражается?

(«Народ… тяжелый - сухой порох, да и только, задень ненароком - сразу вспыхивает и чуть не за грудки. Сорвав злость, опять наглухо умолкают, словно боясь уже и себя, убрав глаза, затаив чувства.… Уже и не ругают ни власть, ни порядки, а только терпят».

Показана в повести грязная, «клоачная жизнь «рынков, втягивающих в себя все новые семьи и калечащих их судьбы, и, прежде всего, детей. Говорится о бесстыдстве телепередач, растлевающих молодежь, о лживости учебников по истории, о современной школе, о реформе русского языка, когда правила не понадобятся; автор осуждает и тот факт, когда кинотеатр «Пионер», не поменяв названия, превратили в притон для наркоманов и проституток школьного возраста…)

- Самый драматичный эпизод в повести? (Насилие, совершаемое кавказцем)

- Следует отметить, что в произведении нет национальных выпадов против отдельного народа. В этой повести автор осуждает безнравственность в любом ее проявлении. После распада СССР стали приезжать мигранты, среди них много трудолюбивых людей, но некоторые из приезжающих стали организовывать незаконную торговлю оружием, наркотиками и даже людьми. Известно, что многие казино, рынки открыты в больших городах России не украинцами, не белорусами или представителями, например, прибалтийских республик, а именно выходцами с Кавказа.

- Каким изображен насильник? (Он не просто страшен - он жесток, омерзителен, труслив. Автор пишет, что «…напротив нее через стол, извивался, визжал и кричал… кавказец… черный, безростый, с бешеным лицом и кипящими большими глазами»…)

- Что он говорит матери девочки? («Она врет, плохо врет! Фу! - пыхнул он злобой в сторону Светки. - Ей не жить, если будет врать!»)

- Кавказцы здесь опасны не только для семьи Тамары Ивановны, они, наряду с китайцами, несут угрозу существованию русских, закабаляя их, превращая в своих слуг. Что пишет об этом автор?

(«Китайцы хитрее, кавказцы наглее, но те и другие ведут себя как хозяева, сознающие свою силу и власть. В подчинении у них не только катающая тележки местная челядь, с которой они обращаются по-хамски, но и любой, будь он даже семи пядей во лбу, оказывающийся по другую сторону прилавка. Эта зависимость висит в воздухе, слышна в голосах и лицах».

- В русском народе сильна тяга к справедливости, и, чтобы защитить ребенка и наказать насильника, чужого, живущего до этого не на этой земле, родители идут в прокуратуру, где работают свои люди, русские, живущие издавна на русской земле.

- Помогают им представители правосудия?

(Нет) И тогда на что решается Тамара Ивановна?

(На самосуд)

- Как люди воспринимают ее действие? Что ждет ее? (Суд приговаривает ее к 6 годам лишения свободы. За примерное поведение ее освобождают на полтора года раньше; зал на суде ей аплодировал; Егорьевна говорит, что защищать их, «рожоных» надо. А от кого? (От наркодельцов, идущих ордой на школы и институты, от порнобизнеса, проституции, от сиротства и распродажи детей за рубеж)

- Один из не менее драматичных эпизодов - встреча дочери с арестованной за убийство насильника матерью, Тамарой Ивановной.

«Светка всхлипывает совсем по-детски, но слова, которыми давится она, выговариваются со дна беспросветного отчаяния.

- Мама, как мне теперь жить-то?.. Как? Я сама себя ненавижу. Я с собой не знаю, что сделала бы…Тамаре Ивановне хочется в свою очередь спросить: «А мне как жить? Мне-то как жить, дочь ты моя родная?» Но не спрашивает. «Разве можно сыскать такие слова, которые бы их утешили…Больно, больнее боли больно. Все нутро выгорает».

- О чем плачут мать и дочь? (О тяжелой женской доле, о поруганном материнстве, суд своей совести ждет ее всю жизнь за убийство человека…)

- Почему именно Тамара Ивановна вершит по-своему правосудие?

(Во-первых, В.Распутин считал, что женщина - опора России, хранительница русской жизни и семьи. Женщины в его произведениях умны, самоотверженны, сильны. Вспомним Настёну («Живи и помни»), Анну («Последний срок»), старуху Дарью (Прощание с Матерой), бабку Наталью («Женский разговор»), Пашуту («В ту же землю»), Люсю («Нежданно-негаданно»). Говоря о героинях произведений Распутина, мы вспоминаем строки из стихотворения «Вариации из Некрасова» поэта-эмигранта Наума Коржавина:

…Столетье промчалось. И снова,
Как в тот незапамятный год -
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет.
Ей жить бы хотелось иначе,
Носить драгоценный наряд…
Но кони - все скачут и скачут,
А избы - горят и горят.

Во-вторых, есть ли в произведении персонаж, способный поступить так же, как и Тамара Ивановна?).

- Женщина стреляет из обреза в насильника, а мужчина? Выступает ли он в роли защитника семьи? Может быть, подспудно автор поднимает еще одну проблему - пассивность мужчин? Ведь и название повести говорит об ответственности женщины, а не мужчины: автор мог бы написать сын Ивана, отец Ивана. Но не сделал этого…

- В произведении противопоставлены две жизненные позиции. Первая, я думаю, знакома и понятна большинству: «Нет справедливости в большом - что искать ее в малом! Спасайся кто как может, кто во что горазд», «Такое время - что поделаешь! Знай терпи!»

- Второй позиции придерживаются те герои, которые произносят такие слова (они записаны в качестве эпиграфа)

- Кто из героев живет по правилам большинства, а кто « по правилам» сильных духом?

(К слабым людям, прежде всего, отнесем дочь Тамары Ивановны.)

- Как складывается ее судьба? (Неблагополучно)

- Кого еще причислим сюда же? (Анатолия. Он спит, когда в глухую ночь насилуют его дочь, когда жена его после праздничного ужина готовит обрез. Он пытается разобраться в происходящем с ним, с его семьей, Хочет понять, трус он или нет. Ищет причину, по которой люди перестали себя уважать, стали « на чужое клевать, а от своего нос воротить». (Анатолий: «…втерли в нашу шкуру всякие там вещества, чтобы она на чужое отзывалась с …удовольствием…»)

- Видит Анатолий уродство окружающей его жизни. Но находит ли силы противостоять ему? (Смирился, покорился, даже встречи с женой его тяготят)

- К большинству, наверное, и отнесем еще одного героя. Кого?

(Бомжа-губошлепа, сдающего не свое жилье бандитам-торгашам, проституткам)

- Какие слова вкладывает автор в уста бомжа? Почему?

(Он говорит о якобы вычисленной научно гибели России. Он из интеллигентов, сейчас, живя на своей родной земле, ничего не имеет. Так в гиперболизированном образе изображен представитель одного из лучших сословий нашей страны. А негодяи имеют все, делая деньги на бедах людей, торгуя людьми, наркотиками.

- Как еще можно назвать таких людей, которые жестоки, невежественны, разрушают культуру, не признают традиции?

(Вандалами)

- В каком еще произведении автор обращается к этой теме? («Нежданно-негаданно»)

- А кого из героев отнесем к сильных духом?

(Тамару Ивановну, именно она идет против привычного течения жизни, при котором насильник, дав взятку, может уйти безнаказанным, она пытается восстановить справедливость. Это ей принадлежат слова: «Надо стать сильной. Сильнее себя!»

- А еще кого можно причислить к тем, кто живет по правилам «сильных духом»?

(Ивана)

- Что он говорит?

(«…необходимо создавать из себя крепкий орешек»)

- Что это означает? (Это означает, что надо создавать свой внутренний мир, найти свое место в жизни. Он готов «не сдаться на милость исчужда заведенной жизни…»)

- Что помогает Ивану понять себя, определиться в жизни?

(Драма в семье, стычка скинхедов с наркоманами, рассказы деда о войне, природа, памятные с детства в деревне места возле Ангары)

- Какие увлечения были у него?

(Иван интересовался происхождением слов, историей страны. Он пытается понять свое место в жизни, это происходит благодаря постижению родного языка, увлечению этимологией русских слов, открывшей ему «совсем рядом лежащий потайной и увлекательный мир». Интересуясь языком, Иван понимает культуру, традиции…

И это помогает ему определиться в жизни.

- Каким показан в конце повести Иван?

(Закончил школу, отслужил в армии, решил поставить церковь в селе)

- Какое значение имеет образ Ивана?

(Автор оставляет надежду, что не перевелись на русской земле люди, которых можно назвать достоянием нации, генофондом).

- Страну нашу заполонили китайцы, вьетнамцы, кавказцы и мигранты других национальностей. Как же случилось, что великая страна была опять отдана, как пел певец Игорь Тальков «на растерзание вандалам»?

(«Мы, русские, большой наглости не выдерживаем» - говорит один из героев. И ещё потому, как пишет автор, «власть, она распояску злодею дала»)

И, кажется, что исконно русского ничего не осталось. Выход и решение проблемы автор видит в сохранении русским народом своих национальных традиций, своего языка. Автор утверждает, что именно русский язык - морально-нравственная опора народа и сила, помогающая ему противостоять всему чужому географически, традиционно, духовно и материально и, наконец, это то связующее звено, которое еще может объединить общество.

Завершающая часть

Слово учителя: Итак, какие проблемы можно выявить в повести В.Распутина? (Проблема бережного отношения к родному языку, проблема отвественности родителей перед своими детьми, проблема нравственного выбора (как решает человек ситуацию выбора: юридические нормы или нравственные), проблема бесправия человека в современном обществе, проблема беззакония, проблема воспитания молодого поколения и разобщенности российских людей)

- Какие уроки мы можем вынести из прочитанной повести?

(На карточках слова: «Доброта», «Нравственность», «Красота», «Порядочность», «Любовь к Родине, языку», «Единение»)

- Эти слова во все времена были актуальны в России, а сегодня звучат с особой силой.

- Обратите внимание на репродукцию картины М.Нестерова «На Руси» (Душа народа), которую он написал в 1914 году

- Вглядитесь в эти лица, кого вы узнаете?

Вместе с народом идут христианские писатели Достоевский, Толстой, Владимир Соловьев. За фигурой Достоевского он поместил его героя, «русского инока» Алешу Карамазова. Перед толпой, немного опередив ее, идет мальчик в крестьянском платье с котомкой за плечами. Это смысловой центр картины. Художник хотел сказать словами Евангелия: «Не войдете в царство небесное, пока не будете как дети», то есть добрыми, искренними, отзывчивыми и без злых умыслов. Тогда бы и не совершались безнравственные поступки.

(Звучит песня о России в исполнении Г.Родионова).

Домашнее задание: Сочинение-рассуждение по тексту В.Распутина из повести (задание С).