Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы (из опыта работы)

Разделы: Литература, Внеклассная работа


Нравственно-эстетическое воспитание подрастающего поколения - важная задача школы. В ее решении особую роль играют уроки литературы, «уроки нравственного прозрения».Составной частью нравственного воспитания на уроках литературы является определение важнейших нравственных проблем произведения, их сопоставление с нравственными ценностями сегодняшнего дня. Заканчивать изучение того или иного произведения целесообразно уроком-диалогом по теме «Нравственные уроки романа».

За годы обучения школьник овладевает сотнями понятий: давление, классы, государство, переменная, катод, биссектриса, рефлекс, клетка... Мир же нравственных категорий, этических понятий, знакомящих с богатством душевной жизни, раскрывается только на уроках словесности: гуманизм, духовность, красота, идеал, доброта, имидж...

Однако изучение литературы не сводится к иллюстрированию тех или иных понятий. На уроке необходимо создавать ситуацию проживания того или иного события, чтобы вызвать у ребят желание поразмышлять над нравственной проблематикой через постижение художественных образов. Например, в 7 классе после прочтения отрывка «Наталья Савишна» из повести «Детство» Л.Н.Толстого правомерен вопрос:

- В чем выражалась любовь Натальи Савишны по отношению к детям?

- Что больше интересует писателя - поступок или его нравственный смысл?

Учащиеся приходят к осознанию того, что каждый человек должен думать о нравственных последствиях своих поступков.

Отбирая нравственно-этические категории для более внимательного рассмотрения на уроке, следует учитывать, что нередко сам автор особо выделяет какой-то ключевой идейно-нравственный образ-понятие. В названии комедии Грибоедова «Горе от ума» ключ к ее осмыслению. Что означает слово «ум», «умный» в контексте? Умный - это не только понятливый, толковый и сметливый, смышленый, смекалистый, рассудительный. Все эти слова применимы и к Фамусову, и Молчалину. Однако, о них не скажешь: «Горе от ума».

В грибоедовское время проблема ума осмыслялась очень широко, как проблема интеллигентности, культуры. Понятию «ум», «умный» придавалось особое значение. Оно ассоциировалось с человеком независимых убеждений. Ум и энергия Молчалина направлены не на добро, не на общественное благо, а питают лишь эгоизм. Ум Чацкого - оружие добрых и справедливых, неспособных к хитрости. Грибоедов своего героя назвал «здравомыслящим», его ум есть проявление «здравости» как нравственного здоровья.

На уроке литературы необходимо говорить о слагаемых нравственного благородства: душевная искренность, честность, внутренняя свобода . Ум Молчалина - это хитрый ум постоянно оглядывающегося человека, которому неведом смысл служения Отечеству.

Литература в школе - это формирование идеалов, нравственных представлений, воспитание художественного вкуса, эстетического идеала. Необходимо при изучении произведения использовать прием «погружения» произведения в широкий литературный контекст. Например, истина и нравственность в литературе 19 века («Идиот» Достоевского) и в литературе XX века («Котлован» А.Платонова); понятие «гуманизм» в литературе XX века («Разгром» А.Фадеева, «Доктор Живаго» Б.Пастернака).

Одно и то же нравственное и эстетическое понятие может иметь разную смысловую наполненность в одном и том же произведении. В пьесе «На дне» М. Горького за правду ратуют и Бубнов, и Сатин. Но это две разные правды.

Оно и то же понятие, если его рассматривать, используя прием литературных реминисценций, может наполняться новыми оттенками значений. Вопрос, в чем истинная красота человека, актуален при изучении произведений «Война и мир» Л.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.Достоевского, на внеклассном мероприятии(Литературны салон «Белые одежды» В.Дудинцева, «Белый пароход» Ч.Айтматова)…

Понятие «добра» звучит на уроках внеклассного чтения по повести Ч.Айтматова «Белый пароход». Главный герой Момун - «неисправимо добрый человек», служащий красоте. Автор в ходе повествования не раз скажет, в чем красота Момуна. Этой же цели отвечают уроки, построенные в форме диалога двух писателей.

- Что такое красота в понимании Достоевского?

- Почему человека XX века красота не облагораживает, а пугает?