Художественная литература - могучее средство идейно-политического и нравственного воспитания народа в духе передовых общественных идеалов. Искусство художественного слова сближает людей во имя достижения общих целей, приносит им радость познания, развивает благородные чувства, воспитывает любовь и стремление к прекрасному, творческое отношение к жизни.
Воспитательное значение литературы непосредственно связано с её познавательной ролью. Содержание художественной литературы широко дает читателям огромный материал для наблюдений и размышлений. Художественные образы отражают не механически: писатель отбирает наиболее характерные явления, обобщая, типизируя, перерабатывая их в своей творческой фантазии, стремясь отразить жизнь в её движении, развитии, раскрывая её закономерности и высказывая свое отношение к изображаемому. Писатель оценивает изображаемые им явления жизни в свете своих нравственных, социально-политических и эстетических идеалов.
Нравственно-эстетическое воспитание молодежи в стенах школы в условиях социально-экономического развития общества является одной из важнейших задач учителя-словесника. Время требует новых подходов, новых решений.
Вступая в жизнь, молодой человек должен быть устремленным к высоким общественным целям, идейно убежденным, располагать широким кругом знаний о современном производстве и перспективах его развития, иметь четкую жизненную программу и регулировать свое поведение. Низкий уровень нравственной воспитанности отдельных выпускников школ, их поведение чаще всего являются следствием их инфантилизма, отсутствия четких оценочных критериев, несформированной активной жизненной позиции, неумения предвидеть последствия своего поведения, легкомыслия, бездуховности.
Роль школы как основного источника целенаправленного систематического воздействия на нравственное сознание и поведение молодежи все время возрастает. Педагогическая наука разрабатывает оптимальные пути повышения качества воспитательной деятельности школы. В этом направлении возникли и успешно развиваются концепции, рассматривающие нравственное воспитание как выработку системы нравственных отношений личности к действительности (И.С.Марьенко, В.А.Яковлев, Б.Лихачев и др.), как средство управления идейно-нравственным развитием школьника, обеспечения его положения как субъекта деятельности и внутриколлективных отношений и самовоспитания (Г.Н.Филонов, О.С.Богданова, М.Ф.Харламов, Л.И.Новикова, Л.И.Рувинский и др.). Значение этих исследований - в попытке преодолеть традиционные подходы к нравственному воспитанию. Формирующаяся личность ученика рассматривается в них как активно развивающаяся система, способная к нравственной саморегуляции. Исследователями выявлены интегральные критерии нравственного облика личности, в характеристике которых с наибольшей полнотой реализуется способность школьника к сознательному нравственно мотивированному поведению.
По мнению Щурковой Н., методическая система нравственного воспитания организуется в соответствии с научно-теоретическим представлением о нравственном процессе как взаимодействии и взаимовлиянии таких социально-психологических факторов, как нравственная среда, осознание человеком нравственных отношений ("нравственное сознание") и нравственная деятельность [Щуркова, 1990: 14]
Что такое нравственность? По Ожегову С.И., нравственность - это правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение [Ожегов, 1988: 360]
Нравственное воспитание - это целенаправленное формирование у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу, Родине, самому себе и труду как материализованному отношению к человеку.
Мораль и нравственность - понятия-синонимы. Мораль в переводе с латинского так и означает "нравственность". Мораль - система норм и правил, определяющих обязанности человека по отношению к обществу, включает в себя общечеловеческие нормы: любовь к родине, трудолюбие, гуманизм, милосердие, честность, преданность, честь, достоинство, уважение к старшим и многое другое.
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышления, эмоций, речи, творческих начал.
Проблемы образования в XXI в. интересуют ученых и учителей, родителей и учащихся. Особое значение приобретает идея фундаментальных знаний, преодоление разрыва между традициями и современными методологиями, проблемы диалога культур, усвоение знаний в обобщенном виде, воспитание системы нравственных координат личности.
Современный учитель чем-то похож на поэта, о котором С.С.Аверинцев пишет: "Его задача - не только и не столько учить и разъяснять, сколько показывать и внушать".[Аверинцев, 1977: 218]
С позиции современной эстетики и литературоведения художественное творчество сближается с наукой в характере точности постижения мира. Но специфика его в том, что оно дает читателю наглядную, образную картину мира, несет в себе элемент эстетического наслаждения, нравственного урока, наконец, ту духовную радость, испытать которую так важно каждому.
По мнению О.Ю.Богдановой, одна из проблем современной методической науки - это проблема чтения, восприятия художественной литературы как искусства слова; формирование читателя, его духовного мира. [Богданова, 2002: 9] Здесь нельзя не заметить опасности своеобразной инерции неполноценности восприятия, свойственной значительной части молодежи, выражающейся и в выборе книг для чтения, и в оценках прочитанного, и в тех жизненных идеалах, которые формируются под воздействием многих причин. Не следует забывать и о суверенности читательского восприятия. Вспомним строки А.А.Ахматовой:
А каждый читатель как тайна,
Как в землю закопанный клад,
Как самый последний, случайный,
Всю жизнь промолчавший подряд. [Богданова, 2002: 10]
Ведь душа, духовность, нравственность, смысл жизни, совесть, любовь - основные концепты урока литературы. Долгие разговоры о душе у учащихся могут вызвать циничные замечания, да и вообще дети не любят, когда их открыто воспитывают. Воспитываем не мы, а искусство, оно гораздо убедительнее нас.
По мнению Берестовицкой С.Э., нас тревожат две равно вызывающие опасения тенденции: превращение литературы лишь в повод для разговоров на нравственные темы (так называемое "человековедение") и, напротив, игнорирование нравственных проблем, чрезмерное внимание к вопросам эстетическим, без учета возрастных особенностей и интересов учеников [Берестовицкая, 2004: 38]
Хочется привести случай, описанный Василием Андреевичем Сухомлинским в книге "Рождение гражданина": "Никогда не забуду тихого сентябрьского утра, когда до начала уроков ко мне в сад пришел Костя (воспитанники мои тогда учились в 8 классе). В глубоких, тревожных глазах парня я почувствовал какое-то горе. "Что случилось, Костя?" - спросил я. Он сел на скамью, вздохнул и спросил: "Как же так? Через сто лет не будет никого - ни Вас, ни меня, ни товарищей, ни Любы, ни Лизы: Все умрем. Как же это так? Почему?" Потом, после долгих бесед наших о жизни, о труде, о радости творчества и следе, который оставляет на земле человек, Костя сказал мне: "Наверное, счастливее те, которые верят в Бога. Они верят в бессмертие. А нам без конца говорят: "Человек состоит из таких-то химических веществ, нет никакого бессмертия, человек смертен точно так же, как и лошадь". Разве можно так говорить?" [Сухомлинский, 1971: 69]
По мнению Берестовицкой С.Э., так говорить нельзя. Это мы все сейчас понимаем. Но как говорить, что говорить? А ведь русская литература отвечает на эти вопросы: сколько в ней произведений о смысле жизни и смерти, как серьезно она относится к этой теме ("Парадокс" В.Г.Короленко, пронзительные страницы о смерти Андрея Болконского в "Войне и мире" - можно долго перечислять). Проблема Бога, бессмертия - одна из центральных в русской литературе. Всегда ли мы успеваем не то что обсудить её с учениками, но хотя бы коснуться: [Берестовицкая, 2004: 39]
Трудности преподавания литературы в школе связаны с тем, что художественный образ не может быть переведен на язык понятий. Все гораздо сложнее. Требуется усилить внимание к процессу познания художественной литературы, к взаимосвязи образного и понятийного в деятельности школьника.
В совместной деятельности учителя и ученика важно добиться усвоения содержания и общих принципов анализа, владения теоретическими понятиями и развития эмоционально-волевой сферы. Ибо, "так же, как секрет языка лежит на скрещении познания при помощи языка, так секрет искусства лежит на скрещении познания искусства и общения искусством". [Леонтьев, 1973: 220]
Какие направления и аспекты школьного анализа литературного произведения особенно важны в решении задач нравственно-эстетического воспитания учащихся?
Вспомним, прежде всего, что в содержание анализа, как отмечал методист В.В.Голубков, входят общий смысл произведения, его идейная направленность; общий смысл произведения раскрывается в сюжете; в сюжете, в свою очередь, выясняются характеры героев; важна система образов, отражающая и систему общественных отношений, и взгляды автора. Кроме того, названы такие компоненты, как портрет, пейзаж, обстановка, художественные детали; не менее важно понять построение произведения, его композицию в целом и, наконец, язык писателя и язык персонажей. [Голубков, 1962:107 - 114]
Высокохудожественные образы положительных героев художественных произведений оказывают непосредственное активное воздействие на читателей, особенно молодых, нередко служат для них образцом, примером Человека, каким они стремятся стать, мерилом их нравственных оценок. Воспитательное значение отрицательных персонажей Свифта, Рабге, Мольера, М.Твена, Гоголя, Некрасова и других писателей заключается в том, что они даны как резкое несоответствие эстетическому и нравственному идеалу писателей той или иной эпохи. Идеалы писателя выражаются не только в положительных и отрицательных героях, но и во всех персонажах, в их взаимодействии, борьбе, в том, как писатель понимает развитие жизни, её прогрессивные тенденции, в совокупности всех компонентов произведения, в творческом методе и стиле писателя, который стремится убедить читателя в верности и справедливости того, что он показал ему, возбудить в читателе желание бороться за те идеалы, которые отражены в произведении. Именно воспитание в духе передовых общественно-политических, нравственных и эстетических идеалов является основной и важнейшей воспитательной функцией художественной литературы. Имея в виду то, что писатель не только отображает жизнь, но и дает её оценку, произносит "приговор" тем или иным явлениям жизни, учит читателя глубже и основательнее понимать развитие общества, его ближайшие задачи и свое место в общественной жизни.
М.Горький говорил, что "образ шире идеи", он многозначен, отражает сложные жизненные явления в конкретно-чувственной форме, в форме самой жизни и несет в себе комплекс самых разнообразных социально-политических и нравственных идей, причем читатель художественного произведения может быть удовлетворен тем, что и как изображает автор, но не согласен с авторской трактовкой нарисованных им картин жизни, с его нравственными или эстетическими идеалами. При этом воспитательное воздействие произведений тем эффективней, чем более глубок и основателен конкретно- исторический подход читателя к произведениям художественной литературы. Этот основной аспект - оценка произведения в свете исторических условий эпохи его создания и в свете задач современности - объективно правильное понимание идейно-художественного содержания, а следовательно, и наиболее эффективное воспитательное влияние на читателя. Сила влияния художественного образа обусловлена тем, что он воздействует не только на мысль, но и на чувства, на волю, на личность человека. Художественная литература содействует развитию воображения, фантазии.
По словам В.Г.Белинского, "изучить поэта - значит не только ознакомиться через усиленное и повторяемое чтение с его произведением, но и перечувствовать, пережить их". Увлечение поэтом - это первая стадия изучения его произведений. Следующий этап, по В.Г.Белинскому, "переход из восторженного увлечения к хладнокровному спокойному созерцанию". Это "созерцание" связано с глубокими раздумьями над содержанием и формой произведения, над теми проблемами, которые поставлены в нем.
Нравственно-эстетическое воспитание на уроках литературы, посвященных творчеству В.Г.Короленко
Крупнейшие писатели мира подарили человечеству не только замечательные произведения, но и глубочайшие мысли о природе искусства: Бореев Ю.Б. писал, что значение теории для художника неоднократно обсуждалось в истории эстетической мысли [Бореев,1975: 12].
Уроки литературы в практике лучших учителей-словесников становятся уроками нравственности.
Так, на уроках по повести В.Г.Короленко "Дети подземелья" мы имеем возможность обдумать с ребятами важные этические проблемы, волновавшие писателя: проблему социального неравенства, проблему подлинной дружбы и проблему взаимоотношения родителей и детей.
Произведения В.Г.Короленко дороги словеснику тем, что они написаны сердцем и обращены к сердцу.
Самый великий дар, данный человеку, - чуткое сердце, способное воспринять состояние других людей, понять их, проникнуть в их внутренний мир, посочувствовать им, разделить с ними радость или горе, быть терпимым. И таким даром - чутким сердцем - обладал, по воспоминаниям современников, Владимир Галактионович Короленко. Друзья называли его "совестью эпохи", "солнцем России", "светлым духом".
По мнению Галимовой Л.М., в основе мироощущения Короленко лежат сострадание, сочувствие, ощущение чужой боли как своей: [Галимова, 2003: 44].
"Дети подземелья" - это повесть о детях и детстве. Эту повесть включаем в тематическое планирование в качестве внеклассного чтения. Рассматривая конкретные ситуации, эпизоды, портретные зарисовки и пейзажные зарисовки, мы идем по линии органичного слияния этического и эстетического.
В ней есть всё, что может привлечь и взволновать подростка: атмосфера сказочного и таинственного, к чему стремится детская душа, и целый мир "смутных вопросов", которые возникают в сознании ребенка при столкновении с разными сторонами жизни. Поэтика повести сосредоточена на человечности. Автора интересует внутренний мир души, её страдания, боли, её драмы, которые возникают под влиянием разных событий.
Этическим стержнем анализа станет тема внутреннего взросления героя. Арсеньев А.С. считает, что именно на этом пути словесник встает перед сложной проблемой интерпретации - расщепления этического сознания личности, как противоречивой природы человека [Арсеньев, 2001: 240].
Такое располюсование сознания проявляется в конфликте морали, которая связана с внешним общением человека и задается извне, и нравственностью, которая "растет" изнутри вместе с личностным "Я". Оценка морального поведения исходит из социального окружения. Оценкой нравственности является совесть. Маленький герой руководствуется в своих поступках внутренним законом. Вся повесть озарена внутренним "светом гуманности". По мнению Айхенвальда Ю.И., Короленко, "сам гуманный, хочет и от нас гуманной реакции". Поэтика его повести буквально пронизана светом любви, этот "комментарий доброты", разлитый в движениях души маленького героя, в его ощущениях, мыслях и внутренней речи, - это значит активизировать все стороны сознания читателя. Короленко "воспитывает, потому что он добр, и его произведения могут служить школой жалости и любви" [Айхенвальд, 1998: 14].
Произведение достаточно большое по объему. Но у шестиклассников есть опыт разбора эпических произведений, поэтому выбираем путь проблемно-тематического анализа. Останавливаем внимание на важнейших опорных фразах: "нужен людям" и "крылатая юность". Первый вопрос, который задаем учащимся, какие чувства испытал Вася, когда попал в подземелье?
Но прежде чем ответить, учащиеся должны попробовать представить себя на месте Васи и передать от его имени свои первые ощущения.
Потом по ходу занятия задаем вопросы. Учащиеся могут ответить не на все вопросы. Это неважно. Важно, чтобы они подумали над ними.
В конце занятия возвращаем детей к основному вопросу урока, нужны ли такие встречи в жизни человека?
Поразмышляем вместе с учащимися о том, что такие встречи просветляют душу, делают её чище и благороднее. Человек становится добрее и отзывчивее, если он научился сострадать и помогать другим.
Что-то воспринимается шестиклассниками в этой повести легко, что-то кажется трудным, что-то остается непонятным. Главное - донести до сознания учащихся очень важную мысль, что воспитать в себе личность - значит воспитать свою нравственность, принимать осознанные решения и нести за них личную ответственность. Пусть маленькие читатели осознают духовный смысл взросления. Как считает Мамардашвили М., "взрослое состояние человека - его способность обходиться без внешних авторитетов, мыслить своим умом", то есть жить по законам совести [Мамардашвили, 1992: 64].
В 8 классе с творчеством В.Г.Короленко учащиеся знакомятся ближе. Для изучения представляем произведения "Парадокс", "Огоньки", для внеклассного чтения - "Слепой музыкант".
При изучении очерка "Парадокс" мы поставили цель: раскрытие темы нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта.
Прежде чем перейти к анализу произведения, интересуемся, в какие игры они любили играть, когда были маленькими. Как выяснилось, многие придумывали свои какие-то игры.
Произведение анализируем по частям. В ходе беседы обращаем внимание на глаза "феномена" Яна Залуского для характеристики. Учащиеся отмечают, что он легко разбирается в людях. После вопроса: каждый ли человек в подобном положении смог бы так жить? возник спор. Одни учащиеся говорили, что человек в таком положении "сломался" бы и приводили свои примеры из жизни. Другие утверждали, что человек все может, но для этого нужно многое: желание жить, а не просто существовать, любовь к людям, огромная сила воли и душевная стойкость; привели примеры из других художественных произведений: Гринева и Пугачева из "Капитанской дочки" А.С.Пушкина, рассказчика из рассказа "После бала" Л.Н.Толстого, Алексея Мересьева из "Повести о настоящем человеке" Б.Полевого и др. Затем учащиеся пришли к выводу, что любой человек достоин счастья, он должен оставаться человеком в любых ситуациях, в любых испытаниях, даже тогда, когда "счастье не всегда создано для человека". Хочется отметить, что произведения В.Г.Короленко учащимся нравятся, потому что они "жизненные", "правдивые".
В качестве внеклассного чтения восьмиклассникам предлагаем повесть "Слепой музыкант".
- Для чего собственно создан человек? - так поставлен вопрос в рассказе "Парадокс". "Человек создан для счастья, как птица для полета", - с горькой иронией отвечал герой рассказа, человек с исковерканной жизнью. Вопросу о том, что такое счастье, где его границы и в чем его смысл, посвящает писатель одно из самых значительных произведений - повесть "Слепой музыкант".
Перед писателем стояла сложная задача: показать духовное обновление обиженного судьбой человека, показать его горький, тернистый путь к осознанию своего предназначения. Поэтому сюжет повести включает в себя как бы два повествования. Первое - о том, как слепорожденный мальчик тянулся к свету, к активной жизни. Второе - это история о том, как подавленный личным несчастьем человек поборол в себе пассивное страдание, сумел обрести себя, нашел место в жизни и сумел воспитать понимание, сочувствие ко всем обездоленным. По словам детей, они с болью и волнением читали это произведение. Отношение дяди Максима к мальчику учащиеся оценивают правильно, что таких людей, как Петруся, жалеть не надо, они должны учиться преодолевать трудности, нельзя оберегать их от житейских трудностей. Нужно помочь ему найти свое место в жизни, преодолеть недуг. Таким образом, дядя Максим хотел видеть племянника счастливым, живущим полнокровной жизнью, а не нытиком. И он в этом ему поможет.
Учащиеся рассказывают о том, какой Петр проходит трудный жизненный путь: обретение смысла жизни, любви, признания. Они рассказывают о встрече со слепым звонарем, о подаяниях слепым, о рождении сына, о деспоте во время поста. Постепенно в Петре рождалось сострадание к ближнему, он научился преодолевать собственную боль, ущербность и добился признания. Он начал верить в себя, в свой талант, дающий ему преимущество над толпами "зрячих". Главным делом для него стала музыка, через которую он "видит" мир и в которой выражает к нему отношение.
Был ли выбор в жизни Петра? Что такое выбор? Как вы это понимаете? Учащиеся отвечают, что "выбор - это сделать какой-то важный шаг. Перед Петром стояла проблема выбора: смириться и страдать или бросить вызов судьбе. Сложный гамлетовский вопрос: быть или не быть? Этот вопрос, говорят ученики, их не раз будет волновать, им тоже придется делать свой выбор в жизни, определить в ней свое место".
Закончив анализ произведения, предлагаем мысленно представить ещё раз весь жизненный путь Петруся и ответить на вопрос: "Как вы понимаете слова дяди Максима: "Он прозрел!"?" Учащиеся говорили, что он "прозрел в душе своей, он стал чувствовать и людское горе, и людскую радость". Цель урока была достигнута.
Литература.
- Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы.- М., 1977.
- Айхенвальд Ю.И. Силуэты русских писателей: В 2-х т.- М.,1998.
- Берестовицкая С.Э. О взаимодействии нравственного и эстетического в преподавании литературы // Литература в школе.- 2004.- № 2.- с.38-39
- Богданова О.Ю. Методика преподавания литературы/ Учеб. Для студ. Пед. Вузов/ О.Ю. Богданова, С.А.Леонов, В.Ф.Чертов: Под ред. О.Ю.Богдановой.- 2-е изд.-М.: Издат. Центр "Академия", 2002.
- Бореев Ю.Б. Эстетика.- М., 1975.
- Голубков В.В. Методика преподавания литературы.- М., 1962.
- Золотарева И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. 2-е изд., испр. И доп. - М.: "ВАКО", 2004.
- Леонов С.А. Взаимосвязь художественно-эстетического и речевого развития старшеклассников на уроках литературы. // Сб.: Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина,1988, с. 93 - 105.
- Нестерова Н.И. Формирование нравственных идеалов старших школьников при изучении русской классической литературы.- М., 1985.
- Нравственно-эстетическое воспитание учащихся на уроках литературы в средней школе. Межвузовский сборник научных трудов.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1988.
- Щуркова Н. Нравственное воспитание школьников // Воспитание школьников.- 1990.- № 1.- с.13 - 15.