Цели:
1. Воспитательная:
- воспитывать любовь к русскому языку, активность, инициативность, аккуратность;
- формировать навыки контроля и самоконтроля;
- активизировать познавательную деятельность.
2. Образовательная:
- повторить основные сведения по словообразованию, полученные в 5 классе;
- изучить морфемные способы образования слов;
- формировать умения определять способ словообразования;
- формировать умения учитывать значение морфем при выборе их правильного написания.
3. Развивающая:
- развивать умения применять свои знания в нестандартных ситуациях;
- развивать умения сравнивать, обобщать;
- совершенствовать умения производить морфемный анализ слова с учётом его значения и особенностей образования, производить словообразовательный разбор слова.
Принципы обучения:
Дидактические:
- Систематичности и последовательности обучения.
- Доступности.
- Научности.
- Наглядности.
Оборудование: Мультимедийная аппаратура.
Ход урока
1. Организационный момент. Объявление темы, целей урока.
2. Словарная работа. Заполните таблицу примерами. Слайд №2.
Учащиеся работают в тетрадях самостоятельно. Проверка осуществляется при помощи анимации слайда. При проверке учащиеся называют вид орфограммы.
Составьте слово из разных морфем данных глаголов. Слайд №3.
Учащиеся самостоятельно составляют слово, указывают морфемы, из которых оно состоит, после чего осуществляется проверка.
3. Объяснение нового материала.
- Знакомство со словообразовательным словарём. Слайд №4.
- Учитель читает высказывание автора «Школьного словообразовательного словаря русского языка» А.Н. Тихонова. Учащимся необходимо определить основную мысль высказывания.
Большое количество слов, кроме корня, включает в свою структуру окончание и суффикс или приставку… Приставок и суффиксов в слове может быть несколько… В таких словах обычно корни «обрастают» приставками и суффиксами, что их подчас трудно увидеть… Это реальные слова. В языке их немало. Грамотный человек обязан их понимать. Чтобы правильно понимать их смысл и употреблять в своей речи, надо уметь разбираться, из каких частей они состоят. Ведь каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего-то служит.
Докажите справедливость слов учёного, для чего образуйте от глагола учить слова со значением:
- Человек, который учит, преподаёт.
- Усваивать знания в школе, институте.
- Учить наизусть.
- Учить заново.
Слайды №№ 5-9. По гиперссылке осуществляется переход от значения слова к его образованию с указанием морфем, которые изменяют значение слова.
Вопрос учащимся:
Какие морфемы изменили значения слов?
- Слова в русском языке чаще всего образуются от других слов с помощью прибавления к ним морфем. Сегодня мы изучим основные морфемные способы образования новых слов. Слайд №10.
Учитель подробно рассказывает о каждом способе словообразования, сопровождая свой рассказ анимационными слайдами, показывающими морфемы и их роль в образовании новых слов. Слайды №№ 11-14
При последовательном образовании слов друг от друга создаётся цепочка однокоренных слов. Слайд № 15.
Итак, слова образуются при помощи присоединения приставок или суффиксов или усечением суффикса. Эти способы называются морфемными. Перечислим их: (Слайд № 10)
- ПРИСТАВОЧНЫЙ
- СУФФИКСАЛЬНЫЙ
- ПРИСТАВОЧНО-СУФФИКСАЛЬНЫЙ
- БЕССУФФИКСНЫЙ
4. Закрепление материала. Слайд № 16.
Определите способ словообразования.
Распол..жить, р..сточек, выт..реть, наез..ник, выр..стить, уз..конить, ож..вить, бе..чувственный, препод..ватель.
Учащиеся работают в тетрадях. По ходу выполнения задания комментируют по цепочке. Сначала называют орфограммы, вставляют пропущенные буквы, потом определяют способы словообразования. Проверка – при помощи слайда № 16.
Физкультминутка. Слайд № 17.
Учитель называет морфему, учащиеся в парах изображают морфему и образуют слово, обозначив при этом способ словообразования.
Например: шёл, за, чик, щик, тель, вы, пре, при, пере, лес, дом, ик, ся, мыл, у, н, енн, ин, слово, работ и т.д. Игра проходит в виде соревнования между рядами и продолжается тестированием. Для подведения итогов каждому ряду предлагается задание.
Тестирование. Слайды №№ 18, 19, 20.
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок учащимся.
6. Домашнее задание. Страницы 55-57, выучить правила, выполнить упражнения №№ 126, 129. Слайд № 22.
Мультимедийное сопровождение к уроку русского языка для 6 класса по теме «Словообразование».