Цели урока:
- Обучающие:
- выявить ключевые идеи в повести А.С.Пушкина;
- показать актуальность этих идей сегодня.
- Развивающие:
- развитие умения анализировать художественный текст через решение познавательных задач и проблемных вопросов;
- развитие речи учащихся, навыков работы по рядам, исследовательской работы;
- развитие ассоциативного мышления.
- Воспитательные:
- пробудить чувство ответственности за свою жизнь и за свои поступки;
- увидеть и понять нравственные уроки повести.
ХОД УРОКА
I слайд «Стадия вызова»
Настоящий мастер никогда не поставит точку в своем произведении, оставив читателям множество вопросов. Пушкин – мастер, уже много, много лет как его нет с нами, а спорить по поводу его книг не прекращают. Спорят литературоведы, ученые, лингвисты, учителя, ученики. И нас с Вами ждет сегодня тоже интересный разговор.
Слайд – японское жилище.
Перед вами традиционное японское жилище, окна в
котором сделаны из бумаги и традиционное
японское стихотворение – хокку , написанное в 18
веке японской поэтессой Тие
Скажите, о чем это стихотворение?
Кто будет шалить, протыкая пальчиками дырки в
окнах, кто обычно этим занят?
Странно, почему же когда окна целы вдруг стало
очень холодно? (Холод в душе, с ребенком что-то
случилось, дом опустел)
Мир дома наполняется светом, радостью и особым
теплом, когда в доме есть дети, звучит детский
лепет или смех. И, наоборот, отсутствие ребенка
вызывает ощущение пустоты.
А как японское стихотворение связано с повестью
А.С.Пушкина «Станционный смотритель» (холод в
душе Самсона после исчезновения Дуни приводит в
трагедии).
Итак, тема урока слайд тема, запишите в тетрадь.
II слайд. Стадия осмысления
Диктант «Истина – ложь»
Вопросы:
- Дочку станционного смотрителя звали Параша.
- Героя повести зовут Самсон.
- На картинках в комнате смотрителя была изображена история блудного сына.
- Рассказчик увез дочь смотрителя с собой.
- Фамилия гусара была Томский.
- Смотритель пошел искать дочь в Москву.
- Гусар обманул девушку и бросил ее на произвол судьбы.
- Смотритель вызвал обидчика на дуэль.
- В доме смотрителя после его смерти поселился пивовар.
- Дочь так и не посетила могилу отца.
Учитель: Вернемся к теме нашего урока. Как вы понимаете смысл темы? Выставите проблемы, вам понятен смысл слова проблема.
Учитель: Да, правильно. Проблема – сложный вопрос, задача, требующая разрешения. Я вижу, вы задумались. Хорошо.
Учитель: А слово нравственность о чем вам говорит? Как вы его понимаете? Если обобщить вышесказанное это духовные качества, которыми руководствуется человек, правила поведения, определяемые этими качествами.
Учитель: Есть поступки, которые с
точки зрения закона не наказуемы, но есть другой
закон – закон совести. Тогда, наверное,
нравственные проблемы – это проблемы с точки
зрения их человечности, гуманности. Одну
проблему мы уже затронули, сопоставляя
стихотворение и пушкинский текст. Какую? (Проблема
отношения детей и родителей)
– А теперь поговорим о тех проблемах, которые
помимо этой выделяет Пушкин? Это мы выясним,
разгадав тезаурус.
Тезаурус
- «Любовь» Дуня и Минский
- «Война и мир» отец и Минский
- «Отцы и дети» Дуня и Вырин
- «Выбор пути» Дуня
- Маленький человек Вырин
- Лишние люди
– Итак, мы с вами выяснили, что все проблемы
кроме одной затронул Пушкин в своей повести.
Разгадайте слепую схему.
– С какими героями мы встречаемся и почему
события, которые мы анализируем, сплетает их в
треугольник.
– Это главные герои и мы будем говорить о них,
потому что они по сюжету связаны между собой.
– Произведение называется «Станционный
смотритель». Как вы понимаете смысл названия? Как
вы понимаете из текста, что такое станция? (Да,
это место, где останавливаются проезжающие,
чтобы сменить лошадей)
– Ребята, во время Петра I был создан документ, в
котором было указано распределение чинов от
высшего к низшему. Так называемый табель о
рангах. Сейчас для вас будет скинута информация.
Слайд.
– Сейчас по методу инсерт вы обработаете эту
информацию.
– Назовите мне информацию, которая для вас
оказалась новой.
– По данной таблице посмотрите, как называется
чин 14 класса?
– Где мы встречаем это словосочетание? (В
эпиграфе).
– Как вы поняли из таблицы, какой чин является
самым высоким?
– Почему повесть так называется? Почему чин,
должность внесены в название и более того в
эпиграф? Какая авторская мысль за этим стоит? (Автору
важно подчеркнуть, что это чиновник самого
низшего класса, которого легко обидеть)
Он терпел унижение и даже побои от проезжих,
которые вымещали на нем досаду за скверную
погоду, за усталых лошадей, за плохое настроение.
На голову смотрителя, как из рога изобилия,
сыпались ругательства и оскорбления.
В бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтобы
только на минуту отдохнуть от крика и толчков
раздраженного постояльца. Никакой
благодарности, простого «спасибо», трудно
дождаться от какого-нибудь генерала или
фельдъегеря.
Ребята, а как сам рассказчик относится к этим
служителям почтовых станций. (Автор призывает
своего читателя «вместо негодования» наполнить
сердце свое искренним состраданием. Рассказчику,
изъездившему много дорог, изведавшему не одно
поколение ямщиков, знавшему каждого смотрителя в
лицо, можно поверить).
Вывод. Рассказчик на стороне
станционного смотрителя, он сочувствует ему,
сопереживает ему, отсюда и вытекает цель
рассказывания «наполнить сердце состраданием».
По ключевым словам восстановите события начала
повести, используя прием «Визуализации».
_________ не проклинал _________, _________ с ними не бранился? _______ в минуту _____ не требовал от _______ роковой _______, дабы ______ в оную _________ _______ жалобу на притеснение ________ и неисправность?
– Как вы думаете, зачем Пушкин так точно указал время и место происходящих событий? (Хотел указать на достоверность).
– Итак, в подтверждение этому, хочу показать вам, что существует деревня Выра, в которой с 1972 года существует музей «Домик станционного смотрителя».
Слайд (музей на станции Выра)
– Повествование ведется с позиции времени, т.е.
рассказчик дожил до другого времени, а дороги там
нет, нет станции, нет смотрителя.
– Сколько поездок совершает рассказчик к домику
станционного смотрителя?
– Давайте определимся со временем года (первая в
мае, вторая – зимой, третья – летом).
Слайд (полная таблица)
Время | Дуня | Самсон | Комната |
Май | Девочка | Свежий | Комната с бальзаминами картины |
Зима | Девушка | Спился | Комната без цветов |
Конец августа | Взрослая замужняя женщина, трое детей | Умер | Комнаты нет, там живут чужие люди |
– Из всего этого мы делаем вывод. Время выбрано не случайно. Зима – холодное время года, приносит холод одиночества в дом станционного смотрителя. Лето – пора созревания плодов. Для Дуни время осознания своих ошибок. Будучи сама матерью, она теперь понимает, какую боль причинила отцу, сбежав с Минским.
– Расскажите о первом появлении Минского, отвечают ли его облик и поведение общеудобному правилу «Чин чина почитай». (Приезжий был в чине ротмистра, при разговоре требовал лошадей, возвысил голос и нагайку)
– Чувствовал ли отец бедный смотритель, что Минский его обманывает и чем грозит его болезнь? (Нет, Вырин и Дуня искренне верят в болезнь Минского)
Задание. Составить вопросы по методике «Цветок Блума» по данной ситуации.
Задание по рядам:
I ряд: Притворство гусара
Составляют простые вопросы: Когда гусару стало
хуже?
Уточняющее вопросы: Правильно ли я понял, что
гусар обманывал смотрителя и его дочь?
II ряд: Встреча гусара и отца
Интерпретационные вопросы: Как сделать так,
чтобы попасть к Дуне?
Творческий вопрос: Как вы думаете, чем закончится
встреча смотрителя с гусаром?
III ряд: Последняя встреча с Дуней
Оценочные вопросы: Как вы думаете, в чем отличие
образа Дуни от образа Минского и в чем их
сходства?
Практические вопросы: Как бы я поступил на месте
смотрителя?
– Почему же Минский так поступил со
смотрителем, ведь Самсон очень по-доброму
отнесся к нему? Почему он не боится, что
смотритель будет на него жаловаться и почему же
Самсон не жалуется? (Бесполезно, так как
смотритель – мелкий чиновник, никто его не
послушает)
– Что показал Пушкин из взаимоотношений Вырина и
Минского (социальное неравенство, судьбу
маленького человека)
– Но есть в тексте эпизод, в котором автор
показывает нам, что «маленький человек» Самсон
Вырин в нравственном плане выше Минского. Он
честный труженик, любящий отец, человек, который
знает, что не все в этом мире продается и
покупается, он – гордый человек.
– О каком эпизоде идет речь? (В этих смятых
ассигнациях отношение к человеку)
– А почему все-таки возвращается за деньгами? (Он
маленький человек)
Задание. Составить опорную схему в виде кластера «Образ Самсона Вырина»
– Сейчас я бы хотела, чтобы вы сопоставили две картины.
Слайд
– одна картина Ильи Глазунова «Возвращение
блудного сына»
– вторая картина Помпео Батони «Возвращение
блудного сына»
– Мы с вами недавно читали библейскую притчу, а вот как два автора видят эту историю.
Лабораторная работа «Мотив покаяния и прощения»
Лингвистический эксперимент по анализу их сходства и различия.
Работа в парах.
История Дуни | История блудного сына |
Нищета, комната убрана очень скромно, приезд в карете в шесть лошадей, с тремя барчатами и с кормилицей с черной Моськой | Нищета, трапеза со свиньями, покаяние, возвращение к старику-отцу |
– Если еще раз взглянуть на картины художников
мы видим, что каждый из детей вымаливает свое
прощение.
– Как вы думаете, почему рассказчик часто
употребляет эпитет Бедная Дуня? (Она
понравилась ему и он жалеет ее).
– Почему уезжает Дуня? Было ли бегство с ее
стороны? (Нет, это было похищение,
доказательство тому, что отец сам посадил ее в
коляску)
– Был ли выбор у Дуни? В чем трудность ее выбора? (Выбор
есть всегда. Дуня могла бы остаться с отцом,
потому что знала как он ее любил. Минский мог
открыто попросить руки дочери у отца. Дуня могла
хотя бы написать отцу и сказать, что у нее все
хорошо. Трудность ее выбора в том. Что она любит
Минского и отца)
Задание: составить синквейн по образу Дуни, покажите свое отношение к героине.
– Что стало с отцом после похищения Дуни? (Заболел,
начал много пить, спился, умер)
– Почему Вырин спился и умер? (Хотя он выдел,
что Дуня живет хорошо, он думал о том, что вдруг
Минский ее обманет)
– Счастлива ли Дуня? (Мы узнаем, что у нее трое
детей). Слайд (Дуня на могиле)
– Почему она плачет на могиле отца? (Ее счастье
омрачено тем, что ее совесть не дает ей покоя)
– Хочу спросить вас, так кто же оказался
счастливее блудный сын или блудная дочь? (Сын,
потому что он был прощен отцом, а Дуня нет)
– Ну и в заключение:
– С какими чувством Дуне жить до конца своих
дней? (Осознанием св оей вины перед отцом)
– А теперь о главном. Не забывайте своих
родителей, чтобы ни было у вас горьких
воспоминаний, чтобы не могли вы себя упрекнуть в
невнимательности и неблагодарности по отношению
к ним. Сейчас пора, когда вы в них нуждаетесь, но
придет время, когда они будут нуждаться в вас и
ваш долг – не забыть о них.
Слайд.
- Совесть – когтистый зверь, скребущий сердце.А.С.Пушкин
- Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный – невозможно.
Слайд (нравственные уроки по священному писанию).
Слайд.
Рефлексивная минутка
– Предлагаю вам ответить на вопросы:
- О чем вас заставил задуматься А.С.Пушкин?
- Какие задания вы выполняли с удовольствием, какие вызвали у вас трудности?
Слайд домашнее задание.
Напишите письмо на выбор
- Самсону Вырину от Дуни
- Дуне от себя
- Родителям от себя
Литература:
Использованы материалы фестиваля «Открытый урок» 565798, 569492, 576970, 2009 – 2010 гг