Нравственное познание и эстетически-творческое осмысление жизни на уроках литературы (урок-откровение)

Разделы: Литература


Цели урока:

  • Осмыслить и оценить ситуацию выбора в жизни героев повести и человека вообще.
  • Учиться объективно оценивать ситуацию, которая определяет нравственность /безнравственность поступка героя (человека).
  • Формировать собственную жизненную позицию на примере ситуации выбора героев произведения.

ХОД УРОКА

– Пусть вас не смущает столь длинная формулировка темы. Нам важно определиться в её сути. Давайте попытаемся ответить на вопрос:
– Кто и что является самой главной ценностью на земле? – Человек.
– А самым большим злом? – Человек
– Почему так происходит:

  • Человек – добро?
  • Человек – зло?

– Так о чем мы будем говорить с вами на этом уроке? О добре, зле, причинах их порождающих, о правде жизни, о том, как постичь, узнать эту правду, как сделать правильный выбор.
– Как вы считаете, выбор – это категория свободная или определяющаяся какими-то условиями? Почему? Докажите?
– Теперь нам легче будет говорить о героях произведения, обозначенного на доске. Но тем не менее, еще один вопрос:
– Что заставляет человека сделать выбор? – Случай. Ситуация.
– Итак, теперь мы можем говорить о произведении и героях. Повесть прочитана. Наверняка она вызвала у вас бурю чувств. Но мне все-таки хотелось бы, чтобы вы сами определили рамки нашего разговора.
– О ком бы вам хотелось поговорить:

  • о Тарасе;
  • об Остапе;
  • об Андрии;
  • о матери;
  • др. казаках (Мосий Шило)

– Я немного поруковожу. Давайте сначала будем говорить о тех героях, чей выбор и чья правда сложны

Мать

(рисунки, комментарий)

Правда

– она любит детей
– слушает мужа

Выбор

– принимает то, что ей предлагают

– При этом, какие чувства она испытывает?

– боль;
– страдание;
– тоску.

– Но такова уж материнская доля – вырастить и отпустить из отчего дома

Остап:                  Правда = Выбор

– Какими жизненными принципами руководствуется этот молодой казак, во имя чего живет?

– вера;
– воля казацкая;
– Родина;
– бесстрашие;
– героизм.

– Как вам кажется, что было источником неиссякаемой силы Остапа?

– вера;
– пример отца;
– любовь к Родине;
– стремление к воле, свободе.

– А если говорить о выборе? В чем состоял выбор Остапа? Какой выбор сделал он?

– cвобода отчизны и зависимость от поляков;
– между жизнью и смертью.

– Стоит ли идти на смерть ради Родины? Почему? Трудно это или легко? Давайте еще раз прочитаем сцену гибели Остапа. Что поражает в поведении Остапа?

– мощь духа;
– сила воли;
– неиссякаемая вера в правоту своего дела.

– Поэтому, если говорить о правде жизни Остапа, то эта его жизнь – высшая правда, правда равная выбору.

– А теперь поговорим о Тарасе. И снова ваши рисунки. Сцена смерти.
– Каков он Тарас? Что это за человек?
– Он силен, тверд, смел, но и хитер!
– Все ли поступки Тараса понятны?
– Какие нет? Почему?
– Со всем ли, что делает Тарас легко согласиться? Почему?

– Тарас живет легко, одной правдой – любовью к Родине. Остального не существует. Это верно или нет, в вашем понимании? А как же чувства отца к сыну? Где здесь истина? Но все же в храбрости, вере долгу Тарасу не откажешь.

Зачитывается сцена смерти.

– Выбор Тараса определяется той правдой, которую знает Тарас, вернее признает. Безусловно, Тарас – герой. Своя жизнь малоценна, если речь идет о товариществе, Родине. А остальное – наши с вами размышления.

– Жесток или справедлив Тарас?
– Имеет ли право отец судить сына в данной ситуации.?.
– Однозначного ответа – нет? есть?

– А теперь, пожалуй, самая сложная и интересная личность – Андрий.

– Нет его рисунков! Почему?
– А почему нарисовали полячку? С какой целью?
– Есть ли виновные в том, что случилось с Андрием?

– Он сам, его характер.
– Случай военные события.
– Полячка.
– Что-то другое.

– Для того чтобы рассуждать на эту тему, послушаем ученика, он расскажет об особенностях характера Андрия.

– Так в чем же причина такого поведения Андрия? Тарас говорит однозначно: продал душу и веру.
– Как вы воспринимаете и оценивает поступок? Герой сделал свой выбор
– Можете ли вы понять поступок Андрия? Его выбор – любовь к женщине? Его правда – любовь к отчизне? Две части весов – какая весомее? А простить Андрея можно? (Погибли его единоверцы, родные).

– Однажды, читая какую-то статью, я обратила внимание на одну фразу: "Жизнь – это вечные улыбки, вдохи, слёзы, причем последние встречаются гораздо чаще". Почему то, что так желанно, в то же время так трудно. Я о жизни, любви. И еще один момент.
У Экзюпери есть замечательная фраза: "Мы в ответе за тех, кого приручили…". Но хочется быть эгоистичной, но всё же… всё же… всё же…А за нас, кто? Мы же сами!!! И опять к теме урока:

– Легко ли сделать выбор? – Трудно.
– Нужно ли его делать? – Нужно.
– А можно ли не выбирать? – Нельзя.

– Сегодня мы с вами только приблизились к этим вопросам. А ведь самое главное – не ошибиться, принимая решение. И это вечный урок жизни, который и вам решать. Спасибо.