Цели урока:
- Осмыслить и оценить ситуацию выбора в жизни героев повести и человека вообще.
- Учиться объективно оценивать ситуацию, которая определяет нравственность /безнравственность поступка героя (человека).
- Формировать собственную жизненную позицию на примере ситуации выбора героев произведения.
ХОД УРОКА
– Пусть вас не смущает столь длинная
формулировка темы. Нам важно определиться в её
сути. Давайте попытаемся ответить на вопрос:
– Кто и что является самой главной ценностью на
земле? – Человек.
– А самым большим злом? – Человек
– Почему так происходит:
- Человек – добро?
- Человек – зло?
– Так о чем мы будем говорить с вами на этом
уроке? О добре, зле, причинах их порождающих, о
правде жизни, о том, как постичь, узнать эту
правду, как сделать правильный выбор.
– Как вы считаете, выбор – это категория
свободная или определяющаяся какими-то
условиями? Почему? Докажите?
– Теперь нам легче будет говорить о героях
произведения, обозначенного на доске. Но тем не
менее, еще один вопрос:
– Что заставляет человека сделать выбор? –
Случай. Ситуация.
– Итак, теперь мы можем говорить о произведении и
героях. Повесть прочитана. Наверняка она вызвала
у вас бурю чувств. Но мне все-таки хотелось бы,
чтобы вы сами определили рамки нашего разговора.
– О ком бы вам хотелось поговорить:
- о Тарасе;
- об Остапе;
- об Андрии;
- о матери;
- др. казаках (Мосий Шило)
– Я немного поруковожу. Давайте сначала будем говорить о тех героях, чей выбор и чья правда сложны
Мать (рисунки, комментарий) |
Правда – она любит детей |
Выбор – принимает то, что ей предлагают |
– При этом, какие чувства она испытывает?
– боль;
– страдание;
– тоску.
– Но такова уж материнская доля – вырастить и отпустить из отчего дома
Остап: Правда = Выбор
– Какими жизненными принципами руководствуется этот молодой казак, во имя чего живет?
– вера;
– воля казацкая;
– Родина;
– бесстрашие;
– героизм.
– Как вам кажется, что было источником неиссякаемой силы Остапа?
– вера;
– пример отца;
– любовь к Родине;
– стремление к воле, свободе.
– А если говорить о выборе? В чем состоял выбор Остапа? Какой выбор сделал он?
– cвобода отчизны и зависимость от поляков;
– между жизнью и смертью.
– Стоит ли идти на смерть ради Родины? Почему? Трудно это или легко? Давайте еще раз прочитаем сцену гибели Остапа. Что поражает в поведении Остапа?
– мощь духа;
– сила воли;
– неиссякаемая вера в правоту своего дела.
– Поэтому, если говорить о правде жизни Остапа, то эта его жизнь – высшая правда, правда равная выбору.
– А теперь поговорим о Тарасе. И снова ваши
рисунки. Сцена смерти.
– Каков он Тарас? Что это за человек?
– Он силен, тверд, смел, но и хитер!
– Все ли поступки Тараса понятны?
– Какие нет? Почему?
– Со всем ли, что делает Тарас легко согласиться?
Почему?
– Тарас живет легко, одной правдой – любовью к Родине. Остального не существует. Это верно или нет, в вашем понимании? А как же чувства отца к сыну? Где здесь истина? Но все же в храбрости, вере долгу Тарасу не откажешь.
Зачитывается сцена смерти.
– Выбор Тараса определяется той правдой, которую знает Тарас, вернее признает. Безусловно, Тарас – герой. Своя жизнь малоценна, если речь идет о товариществе, Родине. А остальное – наши с вами размышления.
– Жесток или справедлив Тарас?
– Имеет ли право отец судить сына в данной
ситуации.?.
– Однозначного ответа – нет? есть?
– А теперь, пожалуй, самая сложная и интересная личность – Андрий.
– Нет его рисунков! Почему?
– А почему нарисовали полячку? С какой целью?
– Есть ли виновные в том, что случилось с Андрием?
– Он сам, его характер.
– Случай военные события.
– Полячка.
– Что-то другое.
– Для того чтобы рассуждать на эту тему, послушаем ученика, он расскажет об особенностях характера Андрия.
– Так в чем же причина такого поведения Андрия?
Тарас говорит однозначно: продал душу и веру.
– Как вы воспринимаете и оценивает поступок?
Герой сделал свой выбор
– Можете ли вы понять поступок Андрия? Его выбор
– любовь к женщине? Его правда – любовь к
отчизне? Две части весов – какая весомее? А
простить Андрея можно? (Погибли его единоверцы,
родные).
– Однажды, читая какую-то статью, я обратила
внимание на одну фразу: "Жизнь – это вечные
улыбки, вдохи, слёзы, причем последние
встречаются гораздо чаще". Почему то, что так
желанно, в то же время так трудно. Я о жизни, любви.
И еще один момент.
У Экзюпери есть замечательная фраза: "Мы в
ответе за тех, кого приручили…". Но хочется
быть эгоистичной, но всё же… всё же… всё же…А за
нас, кто? Мы же сами!!! И опять к теме урока:
– Легко ли сделать выбор? – Трудно.
– Нужно ли его делать? – Нужно.
– А можно ли не выбирать? – Нельзя.
– Сегодня мы с вами только приблизились к этим вопросам. А ведь самое главное – не ошибиться, принимая решение. И это вечный урок жизни, который и вам решать. Спасибо.