Пояснительная записка
Задумывая этот курс, я поставила перед собой задачу – найти для занятий такой материал, ставить перед детьми такие вопросы, которые будут побуждать их думать и творить. Когда текст художественного произведения будет открытием для меня, тогда он станет открытием и для моих учеников. Думаю, что этим открытием будет «сегодняшняя» литература, представители которой предлагаются для изучения в данном курсе.
Данный курс – это лучшее время и место для того, чтобы внимательно и подробно рассмотреть самые щепетильные вопросы в сложной диалектике души героев произведения и собственной души.
Предлагаемые занятия будут интересны уже тем, что для учащихся подобраны произведения, привлекающие интерес читателя, это, во-первых, а во-вторых, для работы им придётся активизировать уже имеющиеся знания, навыки и умения по анализу художественного произведения. На занятиях чаще всего используются методы и приёмы, которые связаны с самостоятельными поисками и наблюдениями обучающихся.
При проведении данного курса большое место должны занять приёмы, стимулирующие литературное творчество, развивающие творческое воображение и внимание к слову:
- Создание проблемной ситуации.
- Устные высказывания различного характера.
- Самостоятельные наблюдения обучающихся над художественным произведением в целом и над словом в частности.
- Самостоятельные иллюстрации к произведению и отзывы о прочитанном.
Цели курса:
- приобщение учащихся к сложным духовным поискам литературы наших дней через осознание отдельных произведений;
- развитие умения обучающихся читать, воспринимать, анализировать произведение.
Задачи курса:
- воспитать в обучающихся культурно-этические поведенческие нормы личной и общественной жизни через изучение предполагаемой литературы;
- развить умения логически, доказательно говорить, используя полученные на занятиях навыки и знания.
Курс входит в число предметно-ориентированных курсов.
В результате прохождения данных курсов учащиеся будут иметь представление о том, как по- разному писатели отражают нравственные приёмы бытия; будут уметь рассуждать логически, доказательно говорить по предлагаемой теме или проблеме произведения; будут знать как написать отзыв на прочитанное художественное произведение, как дать полную характеристику одному герою или нескольким; будут владеть техникой анализа художественного текста и разбора лирического стихотворения.
Итоговой работой обучающихся по элективному курсу будет выпуск небольшой хрестоматии для внеклассного чтения по творчеству писателей, предлагаемых для изучения. В данной хрестоматии ученик выступает в качестве автора, художника-оформителя и редакционного издателя. Такие самодельные книжечки могут находиться в школьной библиотеке, где ими смогут пользоваться другие.
Курс «Нравственные проблемы в литературе наших дней» рассчитан на 12 часов.
Тематическое планирование
№ |
Название темы |
Коли-чество часов |
Из них |
||
Тео-рия |
Прак-тика |
Формы контроля |
|||
1 |
Как басня, так и жизнь ценится не за длину, но за содержание" |
1 |
1 |
|
|
2 |
Один человек, а как это много! |
1 |
|
1 |
Анализ текста. Отзыв о прочитанном. |
3 |
Любить жизнь, зная о ней правду |
1 |
|
1 |
Анализ отдельных глав. Отзыв о прочитанном. |
4 |
Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро. |
1 |
|
1 |
Анализ рассказов. Отзыв на рассказ писателя. |
5 |
Пришло время заглянуть в своё сердце и посмотреть, для чего осталось там место. |
1 |
|
1 |
Сопоставительный анализ; отзыв о прочитанном. |
6 |
Какая убийственная характеристика времени, ведь это время - ночь. |
1 |
|
1 |
Анализ произведений. Отзыв о прочитанном. |
7 |
Через душу проходит каждое слово: не в чернильницу макайте перо, а в душу. |
1 |
|
1 |
Анализ рассказов. Отзыв на рассказы писателя. |
8 |
Всякое воспоминание - как остановка… |
1 |
|
1 |
Анализ художественных произведений. Отзыв на рассказы писателя. |
9 |
Человеку дана свобода выбора на чьей стороне сражаться. |
1 |
|
1 |
Анализ лирического стихотворения. Отзыв на стихотворение. |
10 |
Жизнь рождает любовь, а любовь рождает жизнь. |
1 |
|
1 |
Анализ лирического стихотворения. Отзыв на стихотворение. |
11 |
Фига - не фуга, фига - не книга, фигу посеешь и вырастет фиг. |
1 |
|
1 |
Анализ лирического стихотворения. Отзыв на стихотворение. |
12 |
Итоговое занятие. Как басня так и жизнь… |
|
|
1 |
Выпуск иллюстрированной хрестоматии (оформление титульного листа, опрос отзывов с занятий) |
|
Всего часов: |
12 |
1 |
11 |
|
Содержание программы
№ п\п |
Источники |
Краткое содержание |
1 |
Введение |
"Как басня так и жизнь ценится не за длину, но за содержание" Сенека. |
2 |
В. Потанин. Рассказы |
«Один человек, а как это много!» |
3 |
Сергей Довлатов (отдельные главы из "Компромисса": "Зона", "Интернационал", "Наши"). |
"Любить жизнь, зная о ней всю правду!". О людях "с отсутствием опыта нормальной жизни и смещённым центром нравственности". |
4 |
Владимир Крупин. Рассказы. |
"Научиться любить, |
5 |
Виктория Токарева Повесть. |
"Пришло время заглянуть в своё сердце и посмотреть, для чего осталось там место...". |
6 |
Людмила Петрушевская |
"Какая убийственная характеристика времени, ведь это время - ночь!" |
7 |
Василий Белов |
"Через душу проходит каждое слово: не в чернильницу макается перо, а в душу". |
8 |
Валентин Распутин Рассказы. |
«Всякое воспоминание - как остановка, чтобы осмотреться, отдохнуть и выбрать, куда идти дальше». |
9 |
Владислав Артёмов Стихи |
"Человеку дана свобода выбора на чьей стороне сражаться". |
10 |
Борис Чичибабин Стихи |
"Жизнь рождает любовь, а любовь рождает жизнь". |
11 |
Владимир Костров |
Фига - не фуга. |
12 |
Итоговое занятие. |
"Как басня так и жизнь ценится не за длину, но за содержание" Сенека. |
Перечень ключевых понятий
Авторская речь |
Персонаж |
|
Список литературы для учителя
- Артёмов В. Душа по капле собирает свет.: Беседа с писателем // Литература в школе. - 1998. -№ 3. - С. 62.
- За живой водой: Творчество В. Куприна… // Литературная газета. - 1982. - № 21.
- Костров В. Песня, женщина и река… - М.: Молодая гвардия, 2001.
- Крупин В. Родные половицы: Дневниковые половицы давние и современные // Роман-журнал - XXI век. - 2001. - № 8.
- Крупин В. Хорошо, что мы родились в России // Русский дом. - 2001. - № 9. - С. 31.
- Лимонад Т. С сочинением на "ты": Пособие для старших школьников и абитуриентов. М.: Школьная Пресса, 2002.
- Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
- Миркина З. Памяти Бориса Чичибабина // Дружба народов. - 1998. - № 2. - С. 93.
- Попов В. Кровь - единственные чернила // Звезда. - 1994. - № 3. - С. 141.
- Селезнёв Ю. И. Вечное движение. - М.: Современник, 1996.
- Слухих И.: "Зона": два ада и чужие голоса // Нева. - 1996. - № 9. - С. 197.
- Стрелкова И. И. Истина и жизнь: Василий Белов в литературе // Литература в школе. - 1998. - № 1. - С. 75.