Эпиграфы:
Научиться любить, научиться прощать, научиться делать добро…
В. Крупин.
Быть человеком и остаться им всегда в любых случаях, какие бы несчастья ни были.
Ф.М.Достоевский.
Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше.
Л.Н.Толстой.
Цели:
- Познакомить учащихся с творчеством Владимира Николаевича Крупина, его особенным взглядом на события и героев современной жизни; научить школьников видеть проблемы, поставленные автором в художественном тексте, авторскую позицию.
- Продолжить работу по развитию связной речи учащихся, умению находить точные цитаты, подтверждающие те или иные проблемы, видеть их во всей системе литературного образования, аргументируя литературным (или жизненным) опытом.
- Воспитание внимательного читателя, способного понимать художественный текст, правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих людей, осмысливать нравственные уроки писателя.
Наглядные материалы:
– фотографии В. Крупина и В. Распутина;
– карточка-информатор на каждый стол;
– толковый словарик;
– тексты рассказов В. Крупина “Мария Сергеевна” на каждый стол;
– ноутбук и экран.
Слово учителя:
“Лишь Слову жизнь дана”. Эти слова принадлежат известному русскому писателю Ивану Алексеевичу Бунину. И, действительно, к нам, современным читателям, приходят Слова древнерусских летописцев и автора “Слова о полку Игореве”, написанном в 12 веке. Мы слышим голоса Пушкина и Достоевского, Толстого и Чехова. Именно писатели ставят в своём Слове “вечные” вопросы и проблемы: для чего живёт человек? что такое правда и ложь, добро и зло?
Как остаться человеком, сохранить в себе человеческие качества? Сегодня мы работаем над разделом элективного курса “Современная литература”
“Береги в себе человека”.
Сегодня мы будем работать над рассказом Владимира Крупина “Мария Сергеевна”. Постараемся быть внимательными читателями, видеть проблемы , поставленные автором, разграничивать понятия “литературный герой” и “автор”.
- Что говорит о Слове В. Н. Крупина его друг писатель Валентин Распутин?
(на экране фотографии писателей, затем следующий текст)
Читает ученик:
- Проза Владимира Крупина - это нечто особое в нашей литературе. Нечто выдающееся и на удивление простое…
Впечатление такое, что письмо ему даётся легко…на самом деле достигается непросто, в тех же мучительных поисках, как и для всякого писателя, относящегося к слову с уважением. В художественной литературе очень важно, чтобы слово было радостно. Опытный читатель всегда видит эту радость от точного употребления и желанной работы - так оно у Крупина и есть”.
(запись темы, эпиграфов)
Слово о Крупине (выступление ученика)
- Владимир Николаевич Крупин родился в солнечный воскресный день первой военной осени 7 сентября 1941 года в селе Кильмезь, недалеко от города Вятка, что стоит на Великом Сибирском тракте. Он стал третьим ребёнком в семье работника лесхоза Николая Яковлевича и Варвары Семёновны Крупиных. Детство прошло в голодные годы войны и тяжёлое послевоенное время.
Отец был немногословен, трудолюбив, первым брался за любую работу. Поэтому и сын после окончания школы трудился в качестве слесаря, грузчика, служил в армии. После армии поступил в педагогический институт на факультет русского языка и литературы. Работал в районной газете, на центральном телевидении, в различных издательствах, преподавал в школе. Был секретарём правления Московского отделения Союза писателей Российской Федерации, членом редколлегии журнала “Новый мир”.
В 90-е годы был редактором журнала “Москва”. Семь лет преподавал в Московской духовной семинарии православную педагогику.
Сейчас преподаёт древнерусскую литературу в Академии живописи в Москве. Написал более 30 книг, многие из которых обретают своё место в школьной программе.
(знакомство учащихся с карточкой - информатором, находящейся на каждой парте)
Карточка-информатор
– Проблема влияния телевидения и книг на нравственный облик человека.
– Проблема совести.
– Проблема нравственной прочности человека.
– Проблема детской жестокости в современном мире.
– Проблема гуманного отношения к больным.
– Проблема чувства Родины.
– Проблема отношения отцов и детей.
– Проблема отношения к людям старшего поколения.
– Проблема влияния технического прогресса на внутренний мир человека.
– Проблема сохранения душевных качеств человека в сегодняшнем мире современных технологий.
– Проблема взаимоотношения природы и человека.
– Проблема современного общества.
– Проблема назначения искусства.
– Проблема появления творческого начала в человеке. Кто такие гении и таланты?
– Проблема изучения опыта великих людей для познания самого себя.
Слово учителя:
– Работая по вопросам, прошу находить точную цитату из текста рассказа В. Н. Крупина “Мария Сергеевна” или точно её воспроизводить.
Вопросы к беседе
– Где происходит действие?
(в Москве)
– Прочитайте выражения, в которых даётся описание московских мостовых.
– Что изменило вид этих московских мостовых?
(выпавший снег)
– Случайно или не случайно даются эти совершенно противоположные две картины?
– Как дети встречают наступившую зиму?
– А взрослые?
– Кто такой Николай?
– Где же старуха искала себе еду? Случайно ли выбрано это место автором?
– Слово “Господи!” часто звучало из уст героини. Но почему она никогда не заходила в церковь?
– Почему героиня рассказа копается в мусорных баках? Ведь есть метро, где хорошо подают.
– Если были деньги, то ехала на трамвае №6. Почему?
– Что мы узнаём о супругах Кожемякиных?
– Чем же эта старуха напоминала Сергею Николаевичу его бабушку?
– Как называл кочегар Николай эту старуху, бывшую учительницу его детей?
– А что ему (Николаю) не нравилось у американцев?
– Как ведёт себя героиня, оказавшись в доме у Сергея Николаевича?
– Почему, уходя из квартиры Сергея Николаевича, она посмотрела в окно?
– Какие чувства наполняли сердце хозяина квартиры после ухода героини рассказа?
Слово учителя:
– Итак, переходим к обобщению. Какие основные проблемы поставлены автором в рассказе “Мария Сергеевна”?
– Какую из названных проблем можно считать основной?
(проблема совести)
– Кто из героев рассказа является носителем одной из нравственных ценностей - чувства совести?
(Сергей Николаевич, бездомная старуха, кочегар Николай.)
– Кто из названных героев всё-таки наиболее значим для автора в решении проблемы? Почему? Докажите это материалами из текста.
– А сейчас постараемся ответить на проблемный вопрос: “Чувство совести в большей степени раскрывается на образе главной героини. Тогда почему слова “бездомная старуха”, “старуха” повторяются в тексте 46 раз?
– А где же проявляется авторская позиция, отношение автора к героине рассказа?
(отношение автора заключено в названии рассказа “Мария Сергеевна”)
– Случайно ли главная героиня - бывшая учительница?
(не случайно главная героиня была учительницей, потому что именно в учительской среде сохраняются высокие моральные принципы)
– К каким образам классической литературы близок образ главной героини? Аргументируйте свой ответ.
– Что вы в данном рассказе В. Крупина считаете спорным? Со всем ли вы согласитесь?
(звучит музыка П. И. Чайковского “Зимняя грёза”)
– Давайте прочитаем заключительные строчки рассказа: “Теперь он уже всегда вспоминал её, и особенно вспоминал, когда шёл снег. Новогодний, лёгкий, кружевной снег, снежинки которого дети ловили своими маленькими ладошками”. Как вы думаете, почему именно так заканчивает свой рассказ Владимир Крупин?
(на фоне музыки на экране появляются слова Л. Н. Толстого, читает учитель)
– Сейчас прозвучат слова Л. Н. Толстого из статьи “Беседы с детьми по нравственным вопросам”: “Всегда надо помнить, что жизнь наша может и должна быть лучше. Помнить это надо не затем, чтобы осуждать жизнь других людей и свою, не исправляя её, а затем, чтобы стараться с каждым днём и часом становиться хоть немного лучше, исправляя себя. В этом главное и самое радостное дело в жизни”.