Нравственное и эстетическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Разделы: Литература


По свидетельству искусствоведа Я. Варшавского у картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, привезённой из Дрезденской галереи в Москву, произошёл такой разговор:

– А по-моему, она не такая уж красивая...

- Зачем ей быть красивой? Она прекрасная.

Обнажить прекрасное в том, что мы встречаем каждый день – это и есть гениальность художника. В музеях всего мира можно найти немало красавиц, несравненно более эффективных, но другой такой прекрасной мадонны мы не увидим.

Извлечь поэзию жизни из прозы жизни, показать, что проза жизни полна поэзии – вот самый большой подвиг искусства. Искусства всех жанров и видов. В том числе и Искусства слова.

Моя цель, как учителя русского языка и литературы ввести в этот мир учеников, учить постигать его, познавать его законы, переживать чарующую власть высокого. Учить сопереживать, поднимая ребёнка на высоту гениальности произведения. Воспитывать то, что мы называем хорошим вкусом, который позволит человеку проникать в глубокую суть прекрасного.

На своих вступительных уроках к темам, связанным с устным народным творчеством, говорю своим ученикам, какое значение красоте издревле придавал народ. Красоте быта (показываю деревянные изделия – ковш, ложки, кружева и т.д.) А сколько красоты в любой крестьянской избе, сделанной мастерами из народа. Она в искусно инкрустированных резных крылечках, ставнях, фронтонах, воротах.

Во всём, что окружало человека, создавалось в стремлении возвысить дух.

А разве не эпос, не великое искусство колокольный звон, что сопровождал человека в дни торжеств и бед народных!

Вижу свою задачу не только в том, чтобы довести до сознания учащихся содержание былины “Илья Муромец и Соловей-разбойник”, но и приблизить к ним время, колорит его, своеобразие, дух времени. И через постижение времени подходить к пониманию героев изучаемого произведения.

Учащиеся пытаются представить себе, как встречали мужики черниговские Илью Муромца. Они немного фантазируют. Рисуют по воображению картину встречи. Одни учащиеся представляют древний Чернигов, другие только городские ворота, третьи говорят о том, что происходит на главной городской площади, где обычно находились постройки с колокольнями, звучит торжественный звон, величающий подвиг героя. Они слушают запись звона колоколов. Так могло быть! Они входят в мир высоких и красивых движений души человеческой, народной, знакомятся с другим жанром народного эпоса, таким как колокольный звон.

А после в форме игры-конкурса ребята пересказывают любимые эпизоды былины. Каждый из учащихся составляет словарь народной лексики. Условие игры – не осовременивать пересказ! Наоборот, перевоплотиться в сказителей тех далёких времён. Здесь учитывается и ритм рассказа, и интонация, и правильное употребление слов. Учащиеся вспоминают, что древние Были, Сказы звучали под сопровождение гуслей. Работа получается многоплановая.

Уроки русского языка и литературы дают большую возможность обращения и к другим видам и жанрам искусства.

Так на заключительном уроке по теме “Имя прилагательное” предлагаю ребятам творческую работу по группам, тексты объединены темой “Весна”, этот вид работы они выполняют под музыку Грига “Пробуждение”. Или другой вид работы при изучении этой же темы: по картине Кончаловского “Сирень” написать сочинение-миниатюру, включить как можно больше прилагательных, работа выполняется под музыку П.И. Чайковского “Вальс цветов”. Музыка способствует воображению, вдохновляет.

На уроках родной речи в 6-м классе по картине Ф.Решетникова “Прибыл на каникулы” учащиеся составляют рассказ, включающий описание комнаты.

А в 5-м классе проводила урок по картине И.И. Шишкина “Рожь”, целью которого было обучение словесному описанию картины, эстетическое воспитание, привитие любви к родной природе.

В ходе беседы, готовясь к предстоящему сочинению, был задан вопрос:

- Какие произведения русских композиторов вспоминаются Вам, когда Вы смотрите на картину Шишкина?

После ответов ребят слушаем фрагменты Симфонии №1 русского композитора 19 века В. Калинникова. Эта мелодия созвучна картине, также воспевает широту, простор родного края.

На уроке родной речи по литературе “Пойми живой язык природы” в 5 классе для создания эмоционального фона урока и для проведения художественных аналогий использовала музыку Грига, Чайковского, картины и репродукции картин с пейзажами.

Кроме этого ребята сами создают иллюстрации, кадропланы к изучаемым произведениям, работают редакторами.

Обучая начальному анализу стихотворения в 5,6 кл. предлагаю такой вид работы:

- Закройте глаза. Представьте себе тёплую летнюю ночь. Вы вышли из дома и увидели огромный тополь, устремлённый в тёмное небо. Постарайтесь увидеть его как можно чётче… Он (продолжайте описание).

Полюбоваться тёплой летней ночью, вслушаться в неё, почувствовать на щеках “дуновение тепла” приглашает нас Иван Бунин. Читаем стихи его, “Восход луны”, записанные на доске и сравниваем своё описание и описание Бунина, отмечаем образность поэтической речи и анализируем стихотворение.

На уроках литературы после изучения очерка К. Паустовского “Мещерская сторона” беру рассказы его “Доблесть”, “Корзина с еловыми шишками”, “Лёнька с малого озера” и “Бакенщик”.

В самом начале урока ставится маленькая, доступная для восприятия пятиклассников пьеса Э.Грига “Мелодия”. После прослушивания говорю: “Эта музыка норвежского композитора Э.Грига. Как она связана с тем настроением, которое создаётся от чтения К.Паустовского?”

Ребята отмечают созвучие чистоты, красоты, которое накладывается на звучание текстов из Паустовского. Свои ответы они подтверждают, цитируя писателя.

Одна ученица сказала, что Паустовский сказочный, волшебный, добрый.

-А Григ?- спрашиваю их.

Ученики заметили и эту общность обоих авторов и не случайно. Эта общность действительно существовала. К.Г. Паустовский любил музыку Грига. Он посвятил композитору рассказ “Корзина с еловыми шишками”. Ребят волнует необыкновенная история Дагни, встретившей однажды в осеннем лесу необыкновенного Грига, который сумел подарить ей чудо к восемнадцатилетию.

“Он подарил ей счастье”, – говорят дети и читают:

“Музыка уже не пела! Она звала. Звала за собой в ту страну, где никакие горести не могли охладить любви, где никто не отнимает друг у друга счастье, где солнце горит, как корона в волосах сказочной, доброй волшебницы”.

– Они: и Паустовский, и Григ – отмечают учащиеся, – богаты сказочной добротой. Они своим искусством совершают чудо.

– Искусство делает человека лучше.

– В жизни нужно быть щедрым, нести людям добро и радость.

– И музыка Грига и слово Паустовского всё это о земле родной.

Переходим к разговору, обращаясь к рассказу “Бакенщик”.

– Чему учит этот рассказ?

– Вокруг много красоты, и мы не всегда это видим – говорят ребята.

А “ Красота и в дождевом облаке, от которого грибным шумливым дождиком тянет, и в скрипе коростелей, и в свисте перепелов…”

– Вот это и надо примечать – делается вывод,- потому что в этом красота страны нашей.

“Наша страна – прелесть какая! – говорит бакенщик Семён, – эту прелесть мы беречь, защищать должны, не давать на осквернение. Правильно я говорю? Вы шумите: “родина”, “родина”, а вот она родина за стогами.

После этого обращаемся к прекрасному этюду И.И. Левитана “Стога”, “Сумерки”, подаренному А. Чехову в напоминание о Родине.

Доброта и чуткость необходимы как в отношениях человека с природой, так (и это прежде всего) , в отношениях человека с человеком. Анализируем рассказ К.Г. Паустовского “Доблесть” о высоком чувстве общности наших людей.

И ещё с одним особенным миром встречаются на этом уроке учащиеся. Этот мир героя рассказа “Лёнька с малого озера”. Рассказываю ребятам о том, как мальчик искал “падучую звезду”, чтобы в школу отнести и исследовать, из чего она сделана. Бродит Лёнька в поисках звезды своей по заповедным лесам, у озёр ночует, все травы, мхи, грибы и цветы знает, знает всех птиц и зверей по голосам. Не нашёл Лёнька метеорита. Не нашёл звезды падучей. Но что всё-таки нашёл Лёнька? – спрашиваю у детей.

Они знают ответ на этот вопрос. Их Паустовский уже подготовил к пониманию значимости открытия мира вокруг себя.

И ребята делают вывод, что важно искать, стремиться узнать, открыть. Это и будет путь к твоей звезде. Он должен

быть у каждого. Это говорит нам писатель Паустовский.

– Так, как бы Вы сказали о мире Паустовского? Каков он? –

это итоговый вопрос урока.

В качестве домашнего задания предлагается написать отзыв на рассказ “Корзина с еловыми шишками”.

При изучении рассказа А. П. Чехова “Хирургия”, вспоминаем, что Чехов был хорошим доктором. Доказательства тому заполненная им “История болезни”, сохранившаяся до наших дней.

- Попробуем-ка мы с вами составить такую “Историю болезни” на героев рассказа “Хирургия”.

Итак, какой диагноз мы поставим героям этого рассказа (на доске и в тетрадях записываем):

Диагноз – болезнь безнравственности.

Признаки: невежество, чинопочитание, хвастовство, грубость.

Причины заболевания: низкий уровень воспитания, образования, культуры.

Лекарства: учеба, самовоспитание, анализ своих поступков, знание своего дела, овладение культурными навыками.

Затем делаем вывод: доктор Чехов лечил не только тогда, когда ездил и ходил к больным пешком за несколько верст, но и теперь лечит своими рассказами.

На уроке русского языка в 5-м классе при повторении темы “Правописание безударных личных окончаний глаголов” на ряду с учебными и развивающими задачами была поставлена следующая воспитательная цель: продолжить работу по нравственному воспитанию учащихся на основе художественного текста.

За несколько уроков были предложены опережающие задания:

  • прочитать книгу Ф. Кнорре “Капитан Крокус”, создать иллюстрации;
  • подобрать пословицы о добре и зле;
  • написать сочинение- размышление “Устарели ли добрые чувства?”.

Один из шестиклассников, используя рисунки детей, рассказывает о том, что в одном сказочном городе Огородное чучело захватило власть и решило уничтожить все живые чувства и мысли. Детям запретили жалеть друг друга, смеяться от счастья и плакать от горя.

Предлагаю задания:

Записать в столбик слова-глаголы, которые были запрещены в сказочном городе.

Любить -
Жалеть –
Думать -
Смеяться -
Радоваться –

А какие слова-глаголы надо было запретить на самом деле?

Завидовать –
Ненавидеть –
Лгать –
Мстить –
Притворяться –

- В какой форме записаны эти глаголы? А теперь запишите первую группу глаголов в форме второго лица единственного числа, а вторую группу в форме второго лица множественного числа.

- Ребята, вы сегодня к уроку подбирали пословицы о добре и зле. Как вы думаете, почему вам была предложена именно такая тематика пословиц? Ученики связывают ее с книгой Ф. Кнорре и с отношениями между людьми в сегодняшнем мире. Зачитываю отрывок из сказки: “Малыш тяжело вздохнул: “А моя мама вчера сказала: “Сынок, если бы ты знал, сколько ночей я не досыпала у твоей колыбельки”. Друг Малыша Ломтик ответил: “Ты должен был ей сразу сказать: “Ты могла бы спокойно спать, если бы купила няньку-автокачалку”. “Маловато у меня твердости, часто прорываются эти ненужные чувства устарелого типа”, – сказал Малыш”.

- Какие чувства имел в виду Малыш? Устарели ли они?

Ученики зачитывают домашние сочинения-размышления “Устарели ли добрые чувства?”.

В заключении читаю стихотворение “Твори добро”.

Твори добро –
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь судьбой униженный
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь – действительно
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных – доброта.

Работа на уроке, активное выполнение заданий, раздумья подростков над нравственными проблемами произведения, расширяют их представления о критериях оценки человеческой личности, помогают формированию жизненных идеалов.