Нравственное воспитание на уроках литературы

Разделы: Литература, Общепедагогические технологии


Нравственное исправление должно быть делом всей нашей жизни в преодолении чувственных пожеланий.
Выписки из “Журнала Московской Патриархии”

К проблеме нравственного воспитания школьников на уроках литературы я обратилась неслучайно и работаю по ней уже не первый год.

В современный период утери людьми прежних идеалов, роста преступности, материального приобретательства в нашем государстве вскрылся острый дефицит гуманизма, который является критерием нравственного здоровья общества.

Подростки в последние годы предпочитают слушать металл, надевать одежду с изображением черепов, полуистлевших трупов и всевозможных представителей Ада. Дома большую часть времени многие проводят у телевизора, по всем каналам которого демонстрируются фильмы с убийствами, насилием, кошмарами, где вырисовываются главные черты зародившегося общества: власть, деньги, наркотики, предательство, разврат. При подобном воздействии мир ребенка тускнеет, стираются краски, сгущаются мрачные тона. Подсознательно он ощущает свое отторжение от мира Добра и Света и чувствует, что многие перестают понимать его. В его душе появляется раздражительность и агрессивность.

И, наконец, отсутствие преподавания во многих школах, в том числе и в нашей, специализированного духовно-нравственного предмета не позволяет в достаточной мере решить проблему бездуховности молодежи, которая, возможно, скоро превратится в трагедию.

Какой я вижу выход из создавшейся ситуации? Хотелось бы ответить словами академика Д.С. Лихачева, который является нравственным эталоном нашей эпохи: “Агрессивность, которой так много сегодня в отношениях между людьми, можно перебороть только культурой общества, знания, чтения. Сегодня особенно необходимо превратить школу из учебного заведения в центр воспитания нравственности. Ибо без нее не будут действовать самые хорошие законы государства”.

Итак, в свете этой проблемы понятны интенсивные поиски учеными-методистами и учителями пути решения одной из сложнейших проблем, стоящих перед школой, – проблемой нравственного воспитания учащихся в процессе изучения литературы.

Литературе принадлежит особая роль в воспитании нравственности, так как именно здесь закладываются основы морального облика человека.

Нравственный аспект анализа во главу угла при изучении литературы ставил еще Л.Н. Толстой: “Литература народа есть полное всестороннее сознание его, в котором одинаково должно отражаться как народная любовь к добру и правде, так и народное созерцание красоты в известную эпоху развития”. Он даже запрещал оценивать грамотность в сочинениях учеников. Справедливость суждений такого рода подтверждала вся история искусства, в том числе, в особенности, русская классическая литература, которая представляет собою, по верному замечанию С.А. Венгерова “удивительное сочетание художественной красоты и нравственной силы, широты размаха и тоски по идеалу”.

Замечательно, что сегодня в школе действует несколько программ по литературе, и учитель может сделать выбор. Я пять лет назад, выбирая программу, ставила во главу угла нравственный аспект, в результате остановилась на программе углубленного изучения литературы, созданной авторским коллективом под руководством кандидата филологических наук, ректора московской школы-колледжа “Полярная звезда” М.Б. Ладыгина. “Программа исходит из того, что доминирующим на уроках литературы должен стать процесс нравственно-эстетического воспитания учеников” (из объяснительной записки к программе). Данную программу апробировала и модернизировала, работая по ней с пятого по девятый класс. Отрицательную сторону вижу в том, что авторы-составители недостаточное внимание уделили в программе произведениям религиозной литературы. Она представлена всего тремя произведениями – это “Житие Александра Невского” в 7 классе и в 8 классе “Хождение Богородицы по мукам” и “Сказание о Вавилонском царстве”. На мой взгляд, показать истоки величайшей духовности, нравственности, гуманизма, невозможно без изучения духовной литературы. По этим причинам я включила в поурочное планирование главы из Библии, чтобы на конкретных примерах наиболее глубоко и полно раскрыть с учащимися такие нравственные понятия как “гуманизм”, “духовность”, “бескорыстие”, “вера”, “милосердие”, “любовь ближнему”.

Десятый класс – третий этап литературного образования и одновременно определенный этап в развитии школьников. Десятиклассники – это старший подростковый возраст. Их волнует, прежде всего, нравственный аспект литературы. Подвиг и предательство, счастье и долг, желание и закон, взаимоотношения людей, любовь, дружба, человек и его поведение в различных ситуациях, в разные исторические эпохи, в разных странах – эти и другие проблемы нравственного характера оказываются первостепенно важными и акцентируются читателем-школьником при знакомстве с литературными произведениями. Нравственная доминанта в литературных интересах читателя этого возраста содействует прогрессу в развитии ученика, но приводит и к ряду теневых сторон в отношении к художественному тексту. С одной стороны, внимание ученика к ткани художественного произведения становится более разветвленным, пристальным, стремится развивать воображение читателя, усиливающее его сопереживание, позволяющее постигать новые, незнакомые ситуации и характеры. С другой стороны, читатель-школьник в этом возрасте часто произвольно домысливает текст, субъективизирует его, выделяя лишь те проблемы, которые важны для него лично, и подчас забывая о мыслях, волновавших писателя, игнорируя авторскую позицию. Для того чтобы не происходило переакцентировки смысла произведения в восприятии читателя-школьника и актуализации нравственного аспекта, я для учащихся десятого класса поставила следующие общие нравственно-мировоззренческие цели:

  1. Научить соотносить взгляды автора и героев произведения с известными нравственными, общественными, философскими и политическими концепциями.
  2. Вести работу по осмыслению нравственных и философских проблем, экологической проблематике в художественной литературе.
  3. Способствовать формированию гражданских и патриотических убеждений с помощью литературы.
  4. Убеждать с помощью литературы в необходимости руководствоваться принципами милосердия и гуманизма в повседневной жизни.

Что я использую нового на уроке и чем могу поделиться? С этой целью хотела бы рассмотреть технологию содержания своего урока литературы.

Тема урока еще не сам урок, а лишь предпосылка к нему.
Какую нравственную проблему решает она – вот главное!
Пересечение темы с проблемой, по сути, и дает перекресток педагогический.
Евгений Ильин

Любой урок сегодня рассматривается как совместное творчество учителя и ученика, сорок минут непрерывного поиска, интеллектуального и духовного напряжения, обеспеченного тщательно продуманной “технологией” урока, в основу которой положены востребованность учеником предмета разговора-исследования и сотворчество учителя и ученика.

Цель своих уроков вижу в том, чтобы через нравственное содержание художественной литературы в процессе обучения прийти к совершенствованию содержания и уровня нравственного облика личности ребенка.

Изучаемый нами в десятом классе курс литературы содержит огромные возможности для формирования личности ученика. Важно так организовать и содержательно наполнить уроки, чтобы они оказали свое благотворное влияние на разум и душу ученика, заставили его о многом задуматься, научили ставить вопросы и искать на них ответы.

Свои взаимоотношения с детьми строю на основе сотрудничества. Создаю обстановку для естественного самовыражения учащихся, чтобы на уроке было комфортно, уютно, чтобы каждый ученик смог проявить инициативу и самостоятельность. Использую такую педагогическую ситуацию на уроке, которая позволяет каждому ученику проявить избирательность в способах работы. Например, при подготовке творческого отчета по поэме Н.В. Гоголя “Мертвые души” некоторые из ребят подготовили сочинения в рисунках, часть детей нарисовала карту путешествия П.И. Чичикова, попутно любой из учащихся мог составить синквейны по образам помещиков поэмы (см. Приложение1)

(синквейн - педагогический прием, который представляет собой краткую характеристику литературного персонажа, состоящую из четырех строк, первые три строки – это определенные части речи, а четвертая – высказывание самого героя о себе или других героев о нем) и представить их на суд одноклассникам.

На своих уроках я старюсь организовать атмосферу заинтересованности каждого ученика в получении знаний путем использования иллюстраций к произведениям, видео и аудио материалов. Все это стимулирует учащихся к высказываниям, повышает мотивацию урока. Причем стараюсь оценить деятельность ученика не только по конечному результату, но и в ходе процесса движения к этому результату. При этом поощряю стремления тех учеников, которые находят свой способ работы. Например, ученик 10 “Б” класса Талтыгин Влад подготовил творческий проект-видеоролик по биографии и произведениям Н.В. Гоголя (Приложение 2, у автора превышен объем публикации).

Литература, как учебный предмет, призвана сформировать у учащихся две обратимые способности: самостоятельно по мотивам интереса постигать социально-нравственную и эстетическую ценность произведения и сквозь призму литературы понимать сложный, противоречивый мир окружающей действительности. Именно новый тип обучения, проблемный, имеет богатые возможности для развития школьников. В связи с этим особое место уделяю самостоятельной работе учащихся.

Палитра заданий для самостоятельной работы учащихся, которую я предлагаю, разнообразна: ответить на вопросы, провести сопоставительный анализ героев (эпизодов, стихотворений, отдельных глав), составить тест, написать письмо литературному герою, создать ОСК, составить синквейн, выполнить работу в виде теста, перекодировать информацию (изложение различных тем литературы в техниках графического моделирования и т.д.).

При этом я должна представлять, какой будет деятельность ученика на данном этапе обучения, как будет осуществляться руководство ею с моей стороны, то есть речь идет о необходимости управления процессом восприятия художественного произведения.

Одним из приемов проведения моих занятий с активной самостоятельной деятельностью учащихся являются графические способы представления информации о проекте. Поэтому, используя графические способы запоминания информации, я наглядно и понятно представляю структуру проблемы для себя и своих учеников, при этом у учащихся повышается мотивация к изучению материала, так как “включение” всех видов памяти и заполнение материала идет на 90%. Сначала такие опорные схемы-конспекты я составляла сама, готовясь к уроку, а затем научила ребят не только пользоваться ими, но и создавать самим. Так появились ОСК по теоретическому материалу, и по конкретным художественным произведениям, созданные на уроке или дома: “Карта путешествий Чичикова” (Приложение 3). В чем я вижу преимущества использования ОСК? Ученики могут обмениваться опорными конспектами, они проговаривают по ним тему урока, составляют авторские ОСК по ранее изученной теме, ОСК служат опорами для памяти учащихся, развивают логическое мышление, ученик при этом не станет блуждать, нащупывая дорогу, по которой следует пойти в своем анализе произведения, что часто оказывается самым трудным для большинства из ребят, и потому они отказываются читать книгу!

Активно внедряю в учебный процесс новые способы графического представления информации:

  • Фишбоун.
  • Кластер.
  • Денотатный граф.
  • Ментальная карта.
  • Концептуальная таблица.

По сути, все они являются разновидностью графического изображения опорных конспектов Шаталова, хотя схемы (диаграммы) Фишбоун были придуманы профессором Кауро Ишикава. Диаграммы Фишбоун помогают структурировать процесс обучения, идентифицировать возможные причины, проблемы (отсюда еще одно название – причинные диаграммы). Они необходимы на уроке для понимания содержания материала, рассмотрения причинно-следственных событий более глубоко.

Аналогичное значение имеют кластеры (наиболее предпочитаемая учащимися техника графического моделирования), значение которых в переводе с английского звучит как рой, гвоздь, груда, скопление. С помощью кластеров можно в систематизированном виде представить большие объемы информации. В крупных овалах схемы записываются ключевые понятия урока, темы, даты, фамилии, факты и другая информация. Созданные учащимися кластеры “Тема “Петербурга” в романе “Преступление и наказание”, “Образ Наполеона в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” и др. дают возможность выделить главное в художественном тексте произведения и лучше понять изученное (Приложение 4).

Следующей техникой графического моделирования являются ментальные карты, которые представляют возможным сжать информацию о предмете, объекте, явлении по русскому языку и литературе. Используя ментальные карты, можно в сжатой форме, графически, дать характеристику литературному герою, явлению, исторической ситуации, а также использовать в качестве характеристики учащегося и создания его портфолио. Информация, оформленная в виде ментальных карт, легче воспринимается человеком, чем текстовый материал (ментальная карта “Образ Петра Первого в одноименном романе А. Толстого”, “Образ Кутузова в романе Л. Толстого “Война и мир” (Приложение 5).

Таким образом, воспитывая нравственность на уроках литературы, я воспитываю личность в целом! Я хочу, чтобы мои уроки помогали ребятам стать добрыми, гуманными, милосердными, чтобы не смогли они пройти мимо чужой беды и причинить боль ближнему. Ведь знания сами по себе мало что стоят, если они не пропущены через сердце и если они не зажигают стремления к высоким идеалам. Только так можно воспитать человека нравственного. Об этом и радею больше всего и в этом вижу свое учительское счастье.

Приложение. (Материалы к уроку)