Тип занятия: Обобщение и систематизация изученного материала.
Метод обучения: Проблемный метод, дискуссия, синквейн.
Средства: мультимедийный проектор, экран, компьютерная презентация, карты оценивания работы студентов на занятии.
Цели урока:
1. Цель обучения:
- показать, как писатель изображает влияние любви на человека; мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;
- создать проблемную ситуацию и помочь обучающимся сформировать мнение о Желткове, его роли в рассказе и его влиянии на сознание героев.
2. Цель развития
- развитие социально-коммуникативных компетенций через речевую и мыслительную деятельность;
- развитие умения вести дискуссию, преодолевать нравственный максимализм;
- развитие умений работать в группе;
- развитие готовности к оценочной деятельности, умение давать аргументированную оценку различных взглядов и позиций;
- формировать у студентов собственное отношение к событиям и героям рассказа, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстаивать собственную точку зрения;
3. Цель воспитания:
- поддерживать интерес к дисциплине через содержание учебного материала;
- на примере образа главного героя воспитывать лучшие человеческие качества, трепетное отношение к чувству любви;
- способствовать воспитанию "культуры спора".
Студент должен
знать:
- содержание рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”;
- характеристику основных образов-персонажей рассказа “Гранатовый браслет”, особенности образа “маленького человека”.
уметь:
- составлять “синквейн”;
- характеризовать пейзаж в художественном произведении;
- соотносить фактический материал с анализируемой проблемой;
- грамотно и лаконично излагать свою точку зрения;
- вступать в диалог с другими участниками дискуссии.
Междисциплинарные связи: “Искусство”
Ход занятия
1. Организационный момент.
Приветствие студентов, проверка их готовности к началу занятий, проверка отсутствующих.
2. Актуализация (СЛАЙД №1).
Перед тем, как мы с вами начнем разговор по теме сегодняшнего занятия, я предлагаю вам послушать стихотворение (сонет) И.Л.Сельвинского:
Бывал влюблённым я, но не любил.
Любовь? Не знаю имени такого.
Я мог бы описать её толково,
Как это мне Тургенев объяснил.Или блеснуть цитатой из Толстого,
Или занять у Пушкина чернил...
Но отчего – шепну лишь это слово,
И за плечами очертанья крыл?Но крылья веяли, как опахала.
Душа моя томилась и вздыхала,
Но паруса не мчали сквозь туман.Ничто, ничто меня не чаровало.
И хоть любовь – безбрежный океан,
Ещё мой бриг не трогался с причала.
Бриг поэта стоит у причала так же, как и ваша жизнь, которая еще не пустилась в большое плавание. И разговор наш сегодня пойдет как раз о любви, о препятствиях на ее пути.
Ее проявления на примере героев рассказа А.И.Куприна “Гранатовый браслет”.
Вопросы для беседы:
- Так что же такое “любовь”?
- И что значит – любить?
3. Мотивация учебной деятельности.
Итак, основная тема рассказа – тема любви. Что становится препятствием на пути любви главного героя? (Социальное неравенство, неразделенная любовь, унижения со стороны людей). Исходя из этого, как можно сформулировать тему сегодняшнего занятия? “Нравственные и социальные проблемы в рассказе “Гранатовый браслет”. Откройте, пожалуйста, свои тетради, отметьте дату и запишите тему (СЛАЙД №2).
Все вы уже достаточно взрослые для того, чтобы иметь собственное представление о ЛЮБВИ. Давайте попробуем “уложить” его в простую формулу. Для этого составьте синквейн к слову ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ (СЛАЙД №3).
Правила синквейна (3 минуты):
- первая строка – основное слово (ИСТИННАЯ ЛЮБОВЬ);
- вторая строка – 2 определения к нему;
- третья строка – 3 глагола к нему;
- четвертая строка – фраза из 4 слов, выражающая отношение к этому слову;
- пятая строка – метафора к основному слову (вывод-ассоциация), выражающая его суть, обычно – одно слово).
Проверка задания (3 минуты, затем общее обсуждение, карточки на доску).
С вашим мнением мы познакомились, а вот какая точка зрения по этому вопросу у автора рассказа “Гранатовый браслет” А.И.Куприна и с помощью каких художественных средств, через мнение каких героев она выражается нам и предстоит выяснить сегодня на занятии.
4. Основная часть.
Итак, я предлагаю провести сегодняшнее занятие в форме дискуссии. Для этого мы предварительно разделились на две группы, “адвокаты” и “прокуроры”. Два студента будут “экспертами” и по карте, в которой содержатся критерии, оценят работу всех участников дискуссии.
Напоминаю правила для участников (СЛАЙД №4):
1. Здесь нет наблюдающих, каждый – активный участник разговора.
2. Неуместные шутки запрещаются!
3. Острое, меткое слово приветствуется!
4. Говори, что думаешь – думай, что говоришь.
5. Будь тактичным, искренним, взаимовежливым и принципиальным.
6. Поднятая рука – прошу слова.
Итак, у нас сегодня присутствуют “адвокаты” и “прокуроры”, сначала определимся с обстоятельствами нашего “дела”.
Сегодня мы обсуждаем рассказ А.И.Куприна “Гранатовый браслет”, который имеет свою творческую историю.
4.1 История создания рассказа.
Студент 1 (опережающее задание) (СЛАЙД №5).
Итак, как вы уже поняли, рассказ был основан на реальных событиях, а на каких именно мы сейчас узнаем из следующего сообщения.
Студент 2 (опережающее задание) (СЛАЙД №6).
4.2 Дискуссия
Мы увидели, что рассказ А.И. Куприна имеет реальную основу. Как вы думаете, почему Куприн художественно преобразил реальную историю? (СЛАЙД №7)
Вопрос для обсуждения (в группах):
- Почему в отличие от своего реального прототипа в жизни, Желтков в финале рассказа погибает?
4.2.1 Анализ начала рассказа (описание пейзажа).
Символичность в рассказе.
Преподаватель: Рассказ начинается с описания природы. (СЛАЙД №8)
- Каков общий характер описаний пейзажа в рассказе? Какое настроение создаёт у читателя?
- Какое отношение этот пейзаж имеет к сюжету рассказа? (СЛАЙД №9) Запись в тетрадях.
- Какой предстаёт княгиня перед читателями в первых главах повести? (Холодность, равнодушие, царственное спокойствие, чувство превосходства).
- Способна ли она на пылкую, страстную любовь?
Вера суеверна, в чем это выражается? (СЛАЙД №10)
(Количество гостей на именинах – 13. Пересчитав гостей, княгиня Вера подумала: “Вот нехорошо!” Увидев, как сверкают при электрическом свете камни граната, испугалась: “Точно кровь...”)
В рассказе 13 глав. Случайно ли это? (13 – Чертова дюжина - предвещание чего-то темного, негативного, трагичного).
Вывод: (СЛАЙД №11) В настоящее время жизнь Веры Шеиной однообразная, спокойная, устоявшаяся; любовь к мужу прошла, но осталось чувство уважения и дружбы. Все в ее жизни сложилось, огорчает лишь отсутствие детей.
4.2.2
Раскрытие понятия “любви”.
В эпиграф рассказа вынесена Вторая соната Бетховена. Как вы думаете, какой характер должна носить любовь, если эпиграфом к ней служит такая музыка? (Прослушивание музыкального фрагмента (СЛАЙД №12)).
(Обдуманный, серьезный, трагический, тревожный, уверенный, очень сильный).
(СЛАЙД №13) Кто выделяется среди гостей Шеиных и почему?
(Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его “дедушкой”. Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Кстати, Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.)
- Когда и как мы узнаём о любви Желткова? Кто о ней рассказывает?
- Когда впервые заходит разговор о настоящей любви?
(В разговоре с Аносовым. Он считает, что в его время разучились любить.)
- Любовь в рассказах Аносова. Какая она?
(Для рассказов Аносова характерна жизненная правдивость. Он либо сам участвовал в событиях, либо был свидетелем.)
Итак, что мы узнаём о жизни Веры Шеиной и её окружения?
(Вера ведёт привычное, дремотное существование, оттенённое осенним пейзажем. Отношения с мужем ровные, спокойные. Нет любви и в жизни гостей. И только старый генерал Аносов знает, что бывает настоящая любовь.)
Вывод: (СЛАЙД №14) Любовь, по мнению Аносова, который является выразителем авторской точки зрения, “единая, всепрощающая, на все готовая, скромная и самоотверженная”, “Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды... Та, про которую сказано – “сильна, как смерть”...такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение – вовсе не труд, а одна радость”, “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире. Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться”.
4.2.3
Образ Желткова (СЛАЙД №15)
Итак, мы подошли к самому противоречивому герою рассказа – Желткову. Через его образ А.И.Куприн раскрывает тему “маленького человека”. Докажите это.
Вывод: (СЛАЙД №16) Куприн развивает тему “маленького человека”. Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, но силой своей любви встает над мелочной суетой жизни. Любовь возвысила его. Любовь стала страданием, смыслом его жизни. Уходя из жизни, он благословляет свою возлюбленную: “Да святится имя твое”. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Таким образом, в рассказе А.И.Куприна происходит эволюция образа “маленького человека”.
Вопросы для дискуссии:
Подарок Желткова – гранатовый браслет. Что он символизирует? (По старинному преданию...имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти). Подарок героя вынесен в название рассказа, он – символ любви, благоговейной, бесконечной и безнадёжной, и трагедии в судьбе героя
(СЛАЙД №17) Чем было чувство Желткова: настоящей любовью или сумасшествием?
(СЛАЙД №18) Имя героя – Георгий? Что оно означает? (“Победитель, Победоносец”). Можно ли утверждать, что герой вышел победителем в этой истории? Аргументируйте свою точку зрения.
(СЛАЙД №19) Чего заслуживает Желтков: восхищения или презрения?
(СЛАЙД №20) Чем была смерть героя: силой или малодушием?
(СЛАЙД №21) Любовь – это великий дар или проклятие?
Вывод: (СЛАЙД №22) Несчастный Желтков вовсе не жалок, а искренность и преданность его чувства, способность принести себя в жертву заслуживает не просто сочувствия, а преклонения. Эта идеальная, чистая любовь возвышает маленького человека, делает его значительным не только в собственных, но и в чужих глазах.
4.2.4 Синквейн (СЛАЙД №23)
Поменялось ли ваше отношение об этом чувстве, в связи с прочтением рассказа А.И.Куприна?
Вернемся к началу нашего занятия. Как бы вы теперь составили синквейн к слову “любовь”? (3 минуты, обсуждение результатов, сопоставление с синквейнами, составленными в начале занятия).
Работа “экспертов”.
А теперь “эксперты” подведут итоги нашей сегодняшней дискуссии, а мы подведем итоги нашей беседы.
5. Рефлексия.
1. Согласны ли вы с мнением автора, что “истинная любовь” - это та, которую испытывал Желтков к княгине Вере?
2. Могут ли нравственные и социальные проблемы стать препятствие для истинной любви? Почему?
3. Достигли ли мы поставленных в начале занятия целей? Выяснили, каков взгляд А.И.Куприна на понятие “ИСТИННОЙ ЛЮБВИ”?
4. Пригодятся ли вам навыки ведения дискуссии в выбранной вами профессии? В какой сфере?
Вывод: Сегодня мы рассмотрели произведение Куприна “Гранатовый браслет”. Частный случай поэтизирован Куприным. Автор рассказывает о любви, которая повторяется только раз в тысячу лет. Истинная любовь, по мнению Куприна, – основа всего земного. Она не должна быть изолированной, неразделённой. Любовь должна основываться на высоких искренних чувствах, стремиться к идеалу. Это величайшая тайна в мире.
У автора свое мнение, но читатель самостоятельно осмысливает и формирует свое мнение о предмете рассказа, самостоятельно сделает вывод.
3. (СЛАЙД №24)А теперь заполните таблицу, в которой охарактеризуйте свое участие в занятии.
Занятие | Я на занятии | Итог |
1. Интересно | 1. Работал | 1. Понял материал |
2. Скучно | 2. Отдыхал | 2. Узнал больше, чем знал |
3. Равнодушно | 3. Помогал другим | 3. Не понял(а) |
Обсуждение результатов самооценки студентов.
Подведение итогов.
Спасибо всем за активное участие в обсуждении данной темы. Приятно отметить, что многие из вас достаточно аргументированно, обоснованно, соблюдая все правила этикета по ведению дискуссии, могут доказывать свою точку зрения.
Задание на дом (СЛАЙД №25):
Выполнить проблемное задание: “... смерть Желткова, раскрыв красоту его любви, нравственно покорила княгиню Веру. Это третья моральная победа Желткова. Решающая, оплаченная кровью”, – считает литературовед Е.Добин. Каковы, по вашему мнению, первая и вторая победы?
Написать эссе на тему: “И что это было: любовь или сумасшествие”? (По рассказу А.И.Куприна “Гранатовый браслет”).
Сегодняшнее занятие хотелось бы закончить словами Ж.Б.Мольера:
В душе померк бы день, и тьма настала вновь,
Когда бы на земле изгнали мы любовь.
Лишь тот блаженство знал, кто страстью сердце нежил,
А кто не знал любви, тот все равно,
Что не жил...
Критерии оценки работы студентов на занятии
№ | Ф.И. студента | Подбор афоризмов | Опережающее домашнее задание | Пейзаж в рассказе | Символичность в рассказе | Образ Желткова | Раскрытие понятия “любви” | Синквейн | Общее ко-во баллов | Оценка |
1 |
Литература: