Тема урока.
Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева “Пролётный гусь”.
Цели урока.
- Ученики узнают о судьбе “маленького человека” в послевоенные годы и нравственных проблемах, связанных с этой темой.
- Продолжат формировать умение анализировать композицию произведения, учиться выявлять конфликт и особенности его художественного воплощения, научатся видеть авторское отношение к героям.
- Напишут о своём понимании проблем, поднятых автором.
Оборудование.
Выставка книг писателя. Портреты писателя.
Ход урока
1.Подготовка к восприятию произведения.
Он писал, как велело ему сердце, всегда открыто и честно, не лукавя и не заигрывая с читателем, его языку были подвластны и молитва, и брань, и музыка, и “тьмы низких истин”. Он не боялся быть непонятым или кому-то угодить. И это открытое и любящее сердце он отдал по крупицам всем, чтобы согреть нас надеждой, чтобы мы могли отыскать в себе и других то, что делает “жизнь беспредельной и вечной, вечной, как сама доброта”.
Елена Уварова “Наше сибирское солнце”.
Уже будучи тяжело больным, В.П.Астафьев очень просил земляков и друзей своих не увековечивать искусственно его память: он считал, что писатель будет жить до тех пор, пока читают его книги, пока они нужны людям.
А когда человек ощущает потребность пообщаться с “умным собеседником” - книгой? Наверное, если разговор ведётся на острую и интересную тему, а проблемы, поднятые автором, заставляют задуматься, тревожат душу.
В.П.Астафьев, как всякий большой русский писатель, пытался помочь своему читателю найти путь к истине, сохранить вечные ценности в жестокое и больное время. Давайте попробуем определить, что неизменно волновало писателя и что давало силы жить, нравственно очищало.
Тексты для работы в группах.
1. “Память моя, память. Что ты делаешь со мной?! Всё прямее, всё уже твои дороги, всё морочней образ земли, и каждая дальняя вершина чудится часовенкой, сулящей успокоение.(…)
И всё не умолкает во мне война, сотрясая усталую душу. Багровый свет пробивается сквозь немую уже толщу времени, и сплющенная, окаменелая, но не утерявшая запаха гари и крови, клубится она во мне.
Память моя, сотвори ещё раз чудо, сними с души тревогу, тупой гнёт усталости, пробудившей угрюмость и отравляющую сладость одиночества. И воскреси, – слышишь? – воскреси во мне мальчика, дай успокоиться и очиститься возле него.
Я тороплюсь навстречу ему. Бегу с одышкой, переваливаюсь неуклюже, будто линялый гусь по тундре. Спешу, спешу, минуя кровопролития и войны; цехи с клокочущим металлом; умников, сотворивших ад на земле; мимо затаённых врагов и мнимых друзей; мимо удушливых вокзалов; мимо житейских дрязг; мимо газовых факелов и мазутных рек; мимо вольт и тонн; мимо экспрессов и спутников; мимо волн эфира и киноужасов…
Сквозь всё это, сквозь! Туда, где на истинной земле жили воистину родные люди, умевшие любить тебя просто так, за то, что ты есть, и знающие одну единственную плату – ответную любовь”.
( “Ода русскому огороду”)
“…Село, подворье наше, и я вместе с ними, согласно и доверчиво погружались в глубину ночи, наполненную чёрным пухом, может, дряблой водой, запаренной вениками. Корова в стайке во время грозы переставшая валять жвачку во рту, переступила, вздохнула, пробно скрипнула жвачкою, ещё раз вздохнула и зажевала, зажевала. (…)
На самом верху, там, где тёс крыши сходился торцами, по стропилам лепились гнёзда ласточек и по соседству с ними осиные пузыри. Я залез горячей рукой в луночку ласточкиного гнезда и почувствовал в ней снежок, под ним мокрые пёрышки. Где вы сейчас говоруньи ласточки? Тоскуют, небось, по своему дому, по этому вот сараю, по нашему селу”. ( “Последний поклон”)
“…Тайга на земле и звёзды на небе были тысячи лет до нас. Звёзды потухали иль разбивались на осколки, взамен их расцветали на небе другие. И деревья в тайге умирали и рождались, одно дерево сжигало молнией, подмывало рекой, другое сорило семена в воду, по ветру, птица отрывала шишку от кедра, клевала орехи и сорила ими в мох. Нам только кажется, что мы преобразовали всё, и тайгу тоже. Нет, мы лишь ранили её, повредили, истоптали, исцарапали, ожгли огнём. Но страху, смятенности своей не смогли ей передать, не привили и враждебности, как ни старались. Тайга всё так же величественна, торжественна, невозмутима. Мы внушаем себе, будто управляем природой и что пожелаем, то и сделаем с нею. Но обман этот удаётся до тех пор, пока не останешься с тайгою с глазу на глаз, пока не побудешь в ней и не поврачуешься ею, тогда и вонмешь её могуществу, почувствуешь её космическую пространственность и величие”.
( “Царь-рыба” )
(Обсуждение в группах, выводы групп оформляются)
Память о войне, отношение человека к природе, дом, детство… |
Я думаю, вы почувствовали, как страстно, с какой тревогой и печалью говорит обо всём этом писатель, много испытавший и повидавший на своём веку.
Виктор Петрович Астафьев родился 1мая 1924г в селе Овсянка близ Красноярска. Рано лишившись матери, он воспитывался в семье бабушки и дедушки, затем в детском доме.
В 1941г. поступил в железнодорожную школу ФЗО на станции Енисей, окончил её, потом работал составителем поездов в пригороде Красноярска.
Осенью 1942г. ушёл на фронт. Был шофёром, артразведчиком, связистом. Получил тяжёлое ранение.
В 1945 году демобилизовался. 18 лет прожил на Урале, в городе Чусовом. Работал грузчиком, слесарем, литейщиком. Одновременно учился в вечерней школе.
В 1951 году в газете “Чусовской рабочий” был напечатан его первый рассказ “Гражданский человек”.
А в 1953 году в Перми вышел первый сборник его рассказов “До будущей весны”.
В 1961 году окончил Высшие литературные курсы при Союзе писателей СССР.
В 1980 году В.П. Астафьев переехал жить на родину – в Красноярский край, в Овсянку. Начался новый, чрезвычайно плодотворный период его творчества.
Можно еще перечислить многие награды и высокие звания Виктора Петровича Астафьева, но много ли можно узнать по таким сведениям о личности писателя, его гражданской позиции, о том, что радовало и что мучило В.Астафьева, особенно в последние годы жизни?
Да, пожалуй, ничего.
Неистовый защитник природы, человек, свято верящий в высшую справедливость и всё исцеляющую силу любви, солдат, прошедший дорогами “незнаменитой” войны и взваливший на себя крест памяти не о победах и героизме, а о “крови, страданиях, смерти” - об этом, другом, истинном В.П.Астафьеве, могут рассказать только его книги. В них мы найдём “и молитву, и брань, и музыку, и “тьмы низких истин”, и благодарность: “Спасибо Господу, что пылинкой высеял меня на эту землю, спасибо судьбе за то, что она сделала меня лесным бродягой и подарила вьяве столь чудес, которые краше всякой сказки”.
Сегодня на уроке мы снова обращаемся к литературному и нравственному наследию писателя, а вот захотите ли вы идти по его “затесям” – решать вам.
Вопросы для проверки восприятия произведения.
“Пролётный гусь” – одно из последних произведений В.П.Астафьева. Дома вы прочитали этот рассказ и ответили на вопросы (Итог анкетирования подводит учитель или подготовленные учащиеся):
- Какое впечатление произвёл на вас рассказ?
- О чём впервые подумали вы, прочитав его?
- Что хотели бы обсудить в классе?
- Что осталось непонятым?
1) Да, рассказ производит тягостное впечатление: погибает вся семья, кажется, что в этом городишке с нелепым названием Чуфырино закончилась бесконечная борьба добра и зла – зло победило и торжествует победу. В.П.Астафьев заканчивает свой рассказ, казалось бы, беспросветно, даже как-то излишне трагично. Неужели и вправду нет надежды на справедливость в этом мире, на воскресение человека и мучительные вопросы писателя: Как жить? Как жить дальше? – останутся без ответа? Давайте попробуем побыть рядом с героями в их мире, в послевоенном времени, когда “свело их, Марину и Данилу, в долгом пути прямо на железной дороге”.
Вопросы для анализа.
- “Послевоенное время” - можем ли мы ограничиться только этим определением времени, когда говорим о жизни героев?
- Как бы вы озаглавили первый период их послевоенного пути?
- Что рассказывает писатель о первых месяцах после войны?
Виктор Петрович Астафьев воссоздаёт атмосферу послевоенного времени. Спецэшелон из Пруссии в Россию идёт по только что освобождённой земле, “весёлая братва”, свесив ноги из открытой теплушки, “песни орут, у кого есть, тот выпивает, кто умеет на гармошке играть, тот играет”. Народ едет в этом “счастливом эшелоне” богатый: “кутили победители напропалую”.
В атмосфере этого времени нет ничего пафосного, за весельем и всеобщим возбуждением скрываются одиночество, “душевная покинутость” и растерянность людей, отвыкших от мирной жизни.
Из незаметных в послевоенной сутолоке деталей складывается образ мира, в который попадают герои. Разбитая, “только-только войну перемогшая земля”, “издолбленные взрывами перроны”, оборванные ребятишки, старики и солдаты-инвалиды, которые молча, “всяк со своей посудинкой”, выстраивались вдоль эшелона. Возвращаются домой, в Россию, победители, не успев ещё осознать, что у многих из них нет того, что они защищали – отчего дома. Бездомность, социальное сиротство, страх перед одиночеством в новом для них мире не позволяют расстаться героям рассказа. Данила робко пытается от Марины “избавиться, сбыть её куда-нибудь”, а Марине “оставалось только одно – вцепиться в Данилу, этого нечаянного сродного братца, и никуда его не отпускать”.
- А что-то понравилось вам в этом времени?
- Как относится и Данила, и “братики-солдатики” к Марине?
- Почему её “Бог послал” в этот вагон?
- Что узнаём мы о прошлом главных героев?
- Что общего в их судьбе?
- Почему “двоюродные” “братик-солдатик” и сестра милосердия не смогли расстаться?
Попытаемся наши размышления представить в виде таблицы.
Время |
Образ мира |
Герои |
|
Данила |
Марина |
||
Счастливое время надежд |
“Поувечная”, разбитая и разграбленная
войной земля, голодные, оборванные дети, старики,
инвалиды. Атмосфера радости, когда беспричинно хочется смеяться, шутить, орать, плясать, всех обнимать. Атмосфера беспечности, бездумного веселья и вместе с тем душевного одиночества и внутренней растерянности. Взаимовыручка и взаимопомощь, “братики -солдатики” едут на всём готовом, так, как привыкли за войну. |
У него нет никакого дома на земле. Ни профессии у него нет, ни образования путного, одни мечты и надежды. Как-нибудь всё образуется само собой, в такой большой стране найдётся и ему уголочек. Он привык в армии, чтоб за него думали, куда-то вели, направляли, определяли. Название Чуфырино вошло в голову, потому что было радостно от Победы, хотелось орать, плясать, всех обнимать и всякие шутки, весёлые каламбурные слова говорить. |
Серьёзная была девушка, строгая, хорошо,
видать, хорошими родителями воспитанная. Решительно перешла на “ты”: “Возьмёшь” меня с собою, “скажешь”, что я твоя двоюродная сестра”. В голову не приходило, что Данила выдумал название, что едут они в никуда и ни к кому. Биографии они не накопили, война – какая это биография? И оставалось ей одно – вцепиться в Данилу. |
2) Что может почувствовать человек, если вдруг придуманное им, никогда не существовавшее, становится реальностью?
Что почувствовал Данила, когда в “глухой час ночи” Марина вытолкала его “из обжитого, родным сделавшегося товарного вагона” на вокзале города, имя которому он придумал, скрывая свою бездомность?
Работа в группах (Результатом работы должно стать дальнейшее заполнение таблицы и устная характеристика героев).
3адание 1-й группе.
- Как меняется мир вокруг героев? Расскажите о жизни героев в этот период? Можно ли назвать его счастливым?
- Чем измеряется время в этом мире и почему оно словно замедляет свой бег?
- Какой художественный образ является центром мира, в который попадают герои?
Задание 2-й группе
- Как ведёт себя Данила в качестве “главы семьи”?
- Как относится к герою автор? ( Проследите, какие глаголы использует автор для описания его действий, поступков).
- Согласны ли вы с Мариной, что Данила– “чудушко неразумное”?
Задание 3-ей группе
- Нравятся ли вам отношения между Виталией Гордеевной и молодыми квартирантами?
- Почему становятся Данила и Марина “роднее родных”?
- Как вы считаете, почему нет такого душевного родства между матерью и сыном?
Чуфырино, в котором волей судьбы оказываются герои, - это промышленный городишко, где из-за смога трудно дышать, но есть речка, втекающая в огромный пруд, а “кто моря не видал, тому и лужа в диковинку”. Город “приютил” героев, а приютом становится ещё крепкий дом на зелёной полянке, благословенный микромир с запущенным огородом и садиком, спасительная, надёжная территория, защита и от воспоминаний о войне, и от неустроенной послевоенной жизни. Филенчатые двери, кисейные накидки, ружьё на тяжёлом ковре, в углу – иконы с давно не зажигавшейся лампадой, мягкие диваны – всё уютное, домашнее и всё чужое, кроме постельного белья, выданного Марине в награду за доблесть и труд начальником госпиталя.
В мирной жизни явственно слышится эхо войны: в чужом доме, “приюте”, родится их сын, Аркаша, послевоенное тощенькое создание, болезненное “от неустройства, от нервности, от слабого питания матери”. Здесь они “заработают”, “заслужат” тёплое отношение к себе Виталии Гордеевны и соседей (“Всем бы таких детей”!), здесь же “победителей” одолеют нужда, беда и надменное хамство “временщиков”.
Жизнь героев не согрета любовью… Можно ли говорить об этом с такой категоричностью? Вынужденные постоянно “отрабатывать” и “зарабатывать” на хлеб насущный, они лишёны внутренней свободы, права на мечту, на реализацию своих возможностей. Смиренные, терпеливые, они привыкли жить по приказу, так легче – не надо брать на себя ответственность, думать. А в то же время автор наделяет их самыми лучшими человеческими чертами: бескорыстием, величайшим трудолюбием, уважением к старшим, особым чувством благодарности. “Птицы залётные”, так назовёт их Виталия Гордеевна, живут по “подсказкам” опытных людей, надеясь, что “всё образуется само собой”. Да и привык Данила ощущать себя “винтиком” в огромном армейском механизме, когда “за него думали, куда-то вели, направляли, определяли”.
3) Почему так трагично складывается послевоенная жизнь героев?
Вопросы для анализа.
- Когда меняется образ мира, в котором живут герои?
- Сравните две семьи, поселившиеся “в крепком доме на зелёной поляне”.
- Можем ли мы назвать конфликт между семьями бытовым?
- Почему в “тихой, никому не ведомой войне” в доме Мукомоловых Виталия Гордеевна становится на сторону квартирантов?
- Изменились ли герои? Почему обстоятельства не делают их сильнее?
- Какова композиционная и символическая роль образа пролётного гуся в рассказе В.П.Астафьева?
Морок (сиб.) – мрак, сумрак, мрачность, темнота и густота воздуха, омраченье ума. | Залётный. Случайно залетевший куда-нибудь. Залётная птица. |
Морочить, обманывать, хитростью, лукавством, лживыми рассуждениями, уверениями, каким-либо обманом чувств и обаяньем; отводить глаза. | Пролётный. 1. О птицах: появляющийся
весной или осенью при пролёте, при перелёте. 2.Летя, миновать что-н. 3. Быстро пройти, проехать. 4. перен. Мелькнуть, пронестись. 5. (о времени, каком-л событии, поре): быстро пройти, незаметно подойти к концу. |
С возвращением сына Виталии Гордеевны, который даже на маму произвёл “гнетущее впечатление”, мирная жизнь в доме круто изменилась. Уверенной походкой, “как бы всё перед собой стаптывающей, непреклонной”, “дворянскими, пусть пока ещё и коряво выглядевшими” манерами и привычками, он подавлял, морально властвовал над всеми. И совсем скоро сбылось предсказание соседки о том, что “энти господа…робитишкам жизни не дадут, сживут со свету”. Пришлось перебраться с больным ребёнком в летнюю кухню-зимовку, убирать за “господами”, наказывать “худенького мальчишку” за “преступление” – без спросу съеденную конфету. Можно ли было избежать всех этих оскорблений и унижений? Наверное, можно…
Но имеем ли мы право судить героев, задавать вопрос: А не сами ли они виноваты в том, что случилось? Разве “не заработали себе уголка в дощатом сарайчике” два человека, которых война наказала бездомностью. Разве виноваты они в том, что бескорыстное и безотказное трудолюбие, честность и “простодырость” не защитили их от злобы и зависти людей, “умеющих жить”? А смелость и жертвенность, за которые на фронте давали награды, здесь никого не могут спасти.
Герои рассказа В.П.Астафьева из породы редких птиц, “бывающих здесь только пролётом”…Значит ли это, что мы согласились с Мариной в том, что “замечательные люди были”, а сейчас “пусть живут Мукомоловы и все прочие на них похожие”?
Что- то хотел добавить В.П.Астафьев к нашему устоявшемуся представлению о войне и цене Победы, объяснить, как научиться жить в мире людей, “распоряжаясь собственной свободой, значит и собой”, как отказаться “от унизительной роли жертвы времени”.
Одиноко бродя по этому “с места сдвинувшемуся, погружённому в морок, в мокреть и тучи миру, Данила многое понял, но вот исправить уже не сумел, да и не успел… Но как бы горьки ни были утраты, как ни жестоки разочарования, “подымайся давай, иди. Надо жить дальше”. Утешением и поддержкой звучат слова В.П.Астафьева:
-Как печально и торжественно всё вокруг. Как разрывает грудь чувство любви ко всем и ко всему. Как хочется благодарить Бога и силы небесные за эти минуты слияния с вечным и прекрасным даром любить и плакать.
Как вы думаете, ребята, проблемы, о которых рассказывает В.П.Астафьев, остались в том далёком послевоенном времени?
Я предлагаю вам написать о своих мыслях, чувствах, впечатлениях по рассказу В.П.Астафьева “Пролётный гусь”.