Нравственное воспитание учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках литературы

Разделы: Литература


Человеческая культура тесно связана с природой. Сегодня же самыми важными, самыми главными проблемами являются опасность ядерной войны и угроза экологической катастрофы: Угроза экологической катастрофы возникает от неразумного отношения к своей земле, к своей кормилице - это реальная угроза осознаётся людьми ещё недостаточно серьёзно.

Поэтому неслучайно многие современные прозаики и поэты бьют тревогу, стремясь предупредить людей о том, что человек - часть природы и, уничтожая её, он уничтожает самого себя. "Природа - единственно возможный вариант нашего существования, - утверждает С. Залыгин, - но мы оказались невоспитанными для этого варианта:Нам не привыкать к потерям, но только до тех пор, пока не настанет момент потерять природу, после этого терять уже будет нечего". Такой момент настал. Общество оказалось лицом к лицу с необходимостью пересмотреть прежнее отношение с окружающей средой. И раньше всех почувствовали это художники. Трудно найти в мире литературу, в которой уделялось бы столько внимания теме "природа и человек".

О том, что связь с природой способствует преодолению человеком психологической отчуждённости, "восстановлению нарушений гармонии" (М.М. Пришвин), говориться во многих прозаических произведениях, изучаемых в старших классах.

И думается, что целесообразно при изучении творчества И.Тургенева, Л.Толстого, В.Астафьева, Ф.Абрамова и др. акцентировать внимание на анализе сокровенно-интимных моментов общения с природой. Ведь это способствует духовно-нравственному становлению личности, суть которого не только в постижении прекрасного, но и в осмыслении себя как частицы всеобщего, как звена в длинной нескончаемой цепи человеческих поколений.

Начинать же это нравственное воспитание необходимо как можно раньше. В детстве человек наиболее чуток к таинствам земли и её красотам. Учащиеся с тяжёлыми нарушениями речи (ТНР) способны ощутить единство человека и природы, почувствовать эту глубинную взаимосвязь. На уроках литературы этому будет способствовать анализ лирических произведений. Необходимо отметить, что в программу для 5-х классов под рубрикой "Для чтения и обсуждения" включено лишь 5 стихотворений о природе русских поэтов. Конечно, этого недостаточно для формирования культуры восприятия лирики у учащихся с ТНР. Но работа над пейзажной лирикой имеет большое воспитательное значение. Так важно в возрасте, когда закладываются устои нравственности, почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время её хрупкость, ранимость, иногда даже беззащитность пред наступлением техники.

Из огромного богатства русской пейзажной лирики в программу включены стихотворения И.С. Никитина "Русь", Ф.И. Тютчева "Весенняя гроза", "Летний вечер", А.А. Фета "Весенний дождь", "Летний вечер тих и ясен:". Мы предлагаем целую систему введения учеников в мир поэзии. На этих уроках мы используем элементы словесного рисования и рассуждения, выводим учащихся на уровень понимания сложных метафор, образов. Слушаем слово, работаем над выразительным чтением, помогаем болеет глубоко осознавать обобщающий смысл стихов, используем музыку, живопись. Предлагаем учащимся темы сочинений (обязательно творческого характера).

Весна

  • О чём могла бы рассказать весенняя сосулька.
  • Разговор с подснежником.

Лето.

  • Приключения золотистой пчелы.
  • О чём шепчутся полевые цветы?

Осень.

  • Берёзкам холодно.
  • Краски художницы-осени.

Зима.

  • Сказка зимнего дня.
  • Мелодия зимнего леса.

Таким образом, русские поэты открывают нам красоту родного края, призывают беречь всё живое, учат понимать язык поэзии и язык природы.

У школьника пробуждается интерес к стихам, который в будущем не позволит развиться поэтической глухоте.

Возродить утраченное чувство изумление перед миром природы, её загадками и тайнами с тем, чтобы человек вновь почувствовал себя сыном земли, - вот одна из задач, которая стоит в наши дни перед современным учителем. И эта задача не так уж абстрактна и оторвана от сложной и противоречивой реальной действительности, как может показаться на первый взгляд.

Описания природы в литературе - не просто фон, на котором развивается действие, они имеют большое значение. В них заключается глубокий смысл, ибо в отношении к природе, к земле раскрывается духовный облик человека, проявляется его нравственная сущность. Вместе с тем картины природы обладают непреходящей эстетической ценностью. Научиться ощущать и ценить их прелесть - значит сделать шаг в своём нравственно-эстетическом развитии, в формировании себя как личности.