Методическая разработка урока-игры по повести-сказке Джанни Родари "Приключения Чиполлино"

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


Аннотация: Игровые моменты на уроке литературного чтения вызывают интерес к литературе, делают умственную работу более продуктивной. У младших школьников велика потребность в игре, она необходима им для развития воображения, инициативы, творчества. Эта игра проводилась для закрепления читательских умений и навыков, расширения кругозора, проверки качества прочтения художественного произведения. Методическая разработка урока-игры может быть рекомендована учителям начальных классов и учителям русского языка и литературы для проведения урока в пятом классе.

Введение. Цели и задачи этой игры – обобщить знания школьников, развивать интерес к зарубежной литературе. Замысел урока-игры заключается в создании педагогических условий, необходимых для развития познавательных способностей школьников, читательских компетенций. Содержание учебного материала урока соответствовало особому типу урока, который существует в литературе – нестандартный урок (по общей дидактике – обобщение). Урок данного типа позволяет вовлечь учеников в творческое сотрудничество, разнообразить учебную деятельность, усилить интерес к предмету, повысить интеллектуальную активность. Такие уроки поднимают интерес к изучению литературы, создавая стойкую мотивацию.
Литературная игра преследует цели расширения кругозора школьников  и повышение интереса к зарубежной литературе. В игре принимают участие две команды. За две недели до её проведения учитель знакомит участников с правилами, критериями оценки результатов, даёт список рекомендуемой литературы, проводит деление на команды. В роли ведущего выступает учитель. Названия команд предлагают сами участники.

Урок-игра по литературе по теме «В Фруктово-овощной стране»

Тема: «Зарубежная литература»

Тип урока: совершенствование умений и навыков

Вид урока: урок-игра, тип игры «Счастливый случай»

Цель: популяризация произведений зарубежной детской литературы, формирование основ читательских компетенций: умение использовать знания, полученные в ходе самостоятельного смыслового чтения для развития своих знаний и возможностей, для успешного осуществления познавательных и учебных целей, умение комментировать прочитанное, т.е. составлять собственные тексты в устной и письменной форме; умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации по изучаемой теме; методическая цель – совершенствование активных методов и форм преподавания литературного чтения.

Задачи:

  • Образовательная – формировать у школьников  потребность в постоянном чтении как средстве самообразования и самовоспитания; учить применять знания, умения в необычной ситуации интеллектуально-творческой игры.
  • Развивающая – совершенствовать умение анализировать полученную информацию, сравнивать, доказывать свою точку зрения, делать выводы; развивать умение эмоционально откликаться на прочитанное, развивать культуру общения и речи.
  • Воспитательная – воспитывать умение работать в группе, коллективе, оценивать свою работу и работу группы; развивать заинтересованность в осознанном чтении детской классической литературы; вызвать радость от общения с книгой, произведением.

Межпредметные и внутрипредметные связи: связь с музыкой (нотная грамотность); связь с окружающим миром (различение фруктов и овощей); связь с психологией (характер героя, психологические качества, переживание, взаимоотношения героев сказки).

Методы обучения: словесный, частично-поисковый, наглядный.

Формы работы: работа в группах, творческая, поисковая.

Оборудование: раздаточный материал для команд (карточки с заданиями), игра «Русское лото». На доске тема урока, правила игры, номера команд.

Опережающее домашнее задание:

  1. Прочитать повесть-сказку Дж. Родари «Приключение Чиполлино».
  2. Придумать название команде, эмблему (рисунок), аргументировать выбранное название.
  3. Подготовить по одному вопросу для команды-соперницы.
  4. Изготовить одно изделие из фруктов или овощей по теме «Герой сказки Дж. Родари «Приключение Чиполлино»».

Правила игры:

Капитан команды выдаёт ответ чётко, поясняя детали (если это требуется).
За каждый правильный и оригинальный ответ каждой команде по одному баллу.
За творческое задание команда может получить до 5 баллов: за оригинальность работы, использование всех предложенных слов, соответствие жанру высказывания, за представление проекта, за защиту проекта (ответы на вопросы);
Штрафные очки снимаются с общего количества баллов за нарушение дисциплины, некорректность и прочее.
Работать дружно, выслушивать мнение каждого участника.  На подготовку ответа на вопрос дается 1-2 минуты.

ХОД УРОКА-ИГРЫ

Наш  урок будет сегодня необычным, называется он «В фруктово-овощной стране». Мы поговорим об одной из самых известных повестей сказок итальянского писателя. Урок проведем в виде игры «Счастливый случай».

Правила игры

Первое задание творческое «Представление команд».  Наши участники заранее получили задание придумать название своей команде так, чтобы оно соответствовало сегодняшнему мероприятию. Давайте знакомиться! (выслушиваются капитаны, которые  представляют свою команду – 2 мин.)

Следующий этап –  «Разминка». Задание 1. Заполните клетки кроссворда словами, которые являются ответами на следующие вопросы.

По горизонтали:

4. Кто является автором этой сказки? Напишите имя писателя.   
7. Сколько детей было в луковой семье?   
8. Запишите имя отца главного героя повести-сказки.   
9. Назовите имя служанки графинь Вишен – единственного друга графа Вишенки.  

По вертикали:

1. Какую профессию освоил Чиполлино?  
2. Чиполлино я подружка,
Видишь – хвостик на макушке,
Я расту в земле на грядке
И стараюсь быть в порядке. 
Красавица, артистка,
Румяная ...   
3. Напишите фамилию автора повести-сказки.   
5. В какой сказке итальянский писатель рассказал о веселом смелом мальчике, который всегда находил выход из затруднительного положения; где героями стали не люди, а овощи и фрукты? Запишите в клетки второе слово названия сказки.  
 6. Каким овощем был Чиполлино?  
7. Этот мальчик в замке жил
И уроки все учил.
Только злые вишни-тётки
Не давали жить сиротке.
В парке он один гулял, 
Чиполлино повстречал. 
Сразу всё сменилось вдруг,
И у мальчика есть друг.  

Задание 2. Вспомните и запишите имена героев сказки.

В карточках написаны титулы, профессии и другие опознавательные признаки героев. Напишите их имена.

Карточка для первой команды:  Ответ на задание:
Графини
Барон
Солдаты
Сыщик
Принц
Сапожник
Графини Вишни
Барон Апельсин
Солдаты Лимончики
Сыщик Моркоу
Принц Лимон
Сапожник Виноградинка

 

Карточка для второй команды: Ответ на задание:
Управляющий графинь - синьор
Герцог
Кони
Собака сыщика
Учитель
Служанка
Управляющий графинь – синьор Помидор
Герцог Мандарин
Кони Огурцы
Собака сыщика Держи-Хватайка
Учитель Петрушка
Служанка Земляничка

(Вместо слов могут быть нарисованы или приклеены соответствующие овощи и фрукты)

Предлагаю вам самим стать экспертами и оценить работу команды-соперницы. (Обсуждение ответов команд после проверки)

Следующий этап нашей игры –  «Заморочки из бочки».

Предлагаю вам ответь на вопросы по содержанию повести-сказке. Номер вопроса будет определен с помощью бочонка, который каждая команда будет вытаскивать из мешочка. В мешочке есть несколько бочонков «Счастливых случая». Если команда достанет такой бочонок, то, не отвечая на вопрос, она дополнительно получает один балл и имеет право внеочередного хода. Начинает пока проигрывающая команда.

Бочонок № 1. Сколько кирпичей пошло на строительство домика для Тыквы? (118)
Бочонок № 2. На какой овощ были похожи лошади в стране принца Лимона? (Огурец)
Бочонок № 3. Кого синьор Помидор поселил в домике Тыквы? (Пса Мастино)
Бочонок № 4. Какое объявление висело у ворот парка, в котором находился замок графинь Вишен? («Вход воспрещен. Выход воспрещен»).
Бочонок № 5. Какой инструмент носил с собой сапожник Виноградинка, для того, чтобы легче было думать в самый ответственный момент (шило или острый карандаш)
Бочонок № 6. Как Земляничке больше всего нравилось думать? («Пососешь палец – и в голову придет дельная мысль».)
Бочонок № 7. Счастливый случай. Команда получает дополнительно один балл.
Бочонок № 8. На чьих усах в сказке сушили бельё, а потом сначала наградили орденом Серебряного Уса и позже приказали выдернуть все усы? (Лук Пырей)
Бочонок № 9. Что Черника подвесил у порога своего дома, чтобы воры предупреждали о своем приходе, а принц Лимон носил у себя на шляпе? (Колокольчик)
Бочонок № 10. На каком музыкальном инструменте игра профессор Груша и из чего был сделан этот инструмент? (Профессор играл на скрипке, которая была сделана из половины сочной груши.)
Бочонок № 11. Как звали тюремного почтальона и почему? (Хромоножка, потому что он хромал из-за ревматизма.)
Бочонок № 12. Счастливый случай. Команда получает дополнительно один балл.
Бочонок № 13. Вспомните и расскажите грустную историю о том, как паука назвали Семь-с-половиной. (У паука было семь с половиной ног: половину восьмой ноги он потерял из-за несчастного случая – после неудачного столкновения с половой щеткой.)
Бочонок № 14. Назовите героев сказки, в именах которых есть название музыкальных знаков. (Помидор, фасоль.)

Вот и закончились бочонки в мешочке, попросим экспертов оценить этот конкурс.

Следующий конкурс для капитанов команд –  «Ты мне – я тебе». Капитан каждой команды задаст своим соперникам подготовленный командой вопрос. Команда-соперница получит балл за правильный ответ.

Самый загадочный этап нашей игры называется «Темная лошадка». Кто станет героем наших вопросов и ответов на этом этапе? Об этом вы узнаете, если определите, о ком Джанни Родари написал так: «Из кареты, пыхтя и отдуваясь, вылез толстяк, одетый во все зеленое. Его красные, пухлые, надутые щеки, казалось, вот-вот лопнут …»

Итак, кто стал причиной бед и Чиполлино, и Тыквы? Кто был управителем и экономом богатых помещиц?

После ответа на вопросы появляется портрет героя конкурса «Темная лошадка».

Что вы знаете об этом герое? Ответьте на вопросы о нем.

Вопрос № 1. Как известно, синьор Помидор очень редко плакал. А сколько раз за всю жизнь плакал синьор Помидор? (Два раза)
Вопрос № 2. Кто был виновником его слез? (Чиполлино.)
Вопрос № 3. Как известно, когда синьор Помидор сердился, у него менялся цвет лица. Какого цвета было лицо героя, когда он был очень зол? (Черного. «…покраснел, пожелтел, позеленел, посинел и почернел …»)
Вопрос № 4. Назовите любимое блюдо синьора Помидора. (Шоколадный торт)
Вопрос № 5. К овощам или фруктам относил себя управляющий графинь Вишен? (К овощам)
Вопрос № 6. Что дарил синьор Помидор служанке земляничке, когда был особенно ею доволен? (Фантики от конфет)

Самый зрелищный конкурс нашей игры называется «Спешите видеть». На этом этапе командам будут предложены три задания по содержанию сказки. Начинаем.

Задание № 1. «Чей это домик?»

Помните ли вы, как выглядят дома жителей Фруктово-овощной страны, о которой рассказал Джанни Родари? Чьи эти дома? Напишите ответы на карточках.

Дом № 1. «Да и дом то этот был, собственно говоря, не дом, а какая-то крохотная конура, которая годилась разве что таксе». (дом Тыквы)

Дом № 2. «Прошлогодняя каштановая скорлупа, толстая с шипами». (дом Черники)

Задание № 2. «Овощи и фрукты – герои сказки Джанни Родари».

Узнаете ли вы на этих рисунках героев, прочитанной вами сказки.

Задание для первой команды: Из предложенных на рисунке овощей и фруктов выберете овощи, которые стали героями сказки.

Задание для второй команды: Из предложенных на рисунке овощей и фруктов выберете фрукты и ягоды, которые стали героями сказки.

(Детям предлагаются следующие рисунки ягод овощей и фруктов: черника, редис, малина, патиссон, баклажан, апельсин, лук, лимон, груша, горох, слива, кукуруза, петрушка, арбуз, морковь, виноград, вишня, помидор, земляника лесная, тыква. Дети записывают ответ словами или указывают номера правильных ответов.)

Правильные ответы для первой команды: петрушка, лук, огурец, редиска, тыква, картофель, горошек, помидор, морковь.

Правильные ответы для второй команды: черника, лимон, апельсин, груша, виноград, земляника, вишня.

Задание № 3. Портрет героя. Соотнесите портрет героя с его основным недостатком.


А


Б


В


Г

А –

Б –

В –

Г –

ЖАДНОСТЬ
1

ДВУЛИЧИЕ
2

ОБЖОРСТВО
3

ТРУСОСТЬ
4

Правильный ответ: А – 4; Б – 1; В – 2; Г – 3.

Мнение и оценки  экспертов.

Пока эксперты обсуждают ответы команд, предлагаю поиграть в игру. Которую придумал Джанни Родари. Командам будут предложены слова. Ваша задача за 5 – 7 минут придумать свою сказочную историю из 5 – 7 предложений с этими словами.
Критерии оценивания этапа:  за оригинальность выполнения – 1 балл, использование всех предложенных слов – 1 балл,  соответствие жанру сказки – 1балл, за представление проекта – 1 балл,  за защиту проекта (ответы на вопросы) – 1 балл.

Слова для придумывания сказки: нёс, шкаф, Карлсон, виноград, ложка. Можно добавлять и другие слова.

Подведение итогов. Учителем и экспертами оценивается работа команд  на уроке, каждая команда оценивает работу своей группы и каждого участника. Оценивается, на сколько хорошо были готовы к уроку и как знание произведения помогло в решении заданий.

Заключительное слово учителя: Эту повесть-сказку и другие повести-сказки Джанни Родари вы можете читать вместе со своими родными и близкими, рекомендовать их к прочтению своим друзьям и знакомым! Они учат дружить, преодолевать трудности, быть смелыми и находчивыми. А игра учит нас общаться, узнавать друг друга, испытать себя, проверить свои знания.  Поздравляю вас всех с окончанием игры! Но очень надеюсь, что вы еще вернетесь к этой книге и найдете в ней для себя что-то новое.

Заключение

Применение активных методов обучения на уроках литературного чтения значительно способствует активизации познавательной деятельности младших школьников на уроке.

Урок-игра – одна из форм, которая создает стимулы для учения с увлечением.  Игра обогащает знания, способствует проявлению способностей.

С помощью урока-игры можно снять психологическое утомление; использовать  такую форму урока для мобилизации умственных усилий школьников, для развития у них организаторских способностей.

Данный урок позволил на каждом этапе игры раскрыть творческие способности ребенка. Школьник  внимательнее относится к художественным произведениям, думает над своим выступлением.  Он радуется при победе, анализирует свое поражение.