Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цель урока:
- Познакомить с содержанием рассказа Ю.Яковлева «Рыцарь Вася» и понятием «рыцарство».
- Развивать умения прогнозировать события, устанавливать логические связи в сюжете произведения, анализировать информацию.
- Воспитывать у учащихся понятие истинной красоты, благородства.
Формирование УУД:
- Личностные действия: оценивать поступки героев в соответствии с этическими нормами, принятыми в обществе; формирование четких нравственных критериев, жизненных позиций, выражать своё отношение к героям, поступкам, событиям; устанавливать связи между результатом учебной деятельности и мотивом, т.е. тем, что побуждает к ней.
- Регулятивные действия: определять цели работы и планировать деятельность; оценивать учебные действия в соответствии с задачей; высказывать своё предположение на основе работы с текстом; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
- Познавательные действия: обучать анализу художественного текста, находить в нем художественные детали; извлекать информацию из текстов; работать с разными источниками информации, владеть литературоведческой терминологией; выявлять сущность, особенность объектов; устанавливать причинно-следственные связи, на основе анализа текста создавать интерпретации, делать выводы
- Коммуникативные действия: составлять словесные характеристики персонажей на основе их поведения и речевой характеристики, слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с задачей; оформлять своё мнение в устной форме; работать в группе.
Технология: «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (использование стратегии «чтение с остановками»).
Приёмы: приём ассоциаций, кластер, прогнозирование по названию, чтение с остановками, обращение к личному опыту, эссе.
Оборудование:
- компьютер;
- проектор;
- презентация;
- информационный стол (словари)
- выставка книг Ю.Я.Яковлева
Словарная работа:
- Рыцарь –
- Тюфяк –
- Благородный –
Приложение 1
Юрий Яковлевич Яковлев
Рыцарь Вася
Приятели называли его тюфяком. За его медлительность, неповоротливость и неловкость. Если в классе писали контрольную работу, то ему всегда не хватало времени - он раскачивался только к концу урока. Если он пил чай, то на столе вокруг его блюдца образовывалась большая чайная лужа. Он ходил вразвалку и обязательно задевал за край стола или сбивал стул. Вид у него был сонный, будто он только что проснулся или собирался уснуть. У него всё валилось из рук, всё не ладилось. Одним словом, тюфяк.
Куртка в обтяжку, штаны плотно облегали ноги. Все считали, что причина его полноты - обжорство: с чего ещё он такой толстый? Но на самом деле ел он мало. Не любил есть. Терпеть не мог это занятие.
То, что он тюфяк, было написано у него на лице, угадывалось в его медленных, вялых движениях, звучало в глуховатом голосе. Никто не догадывался, что скрывается под этой некрасивой толстой оболочкой.
Остановка 1.
А в его груди билось благородное сердце рыцаря. В заветных мечтах он видел себя закованным в блестящие стальные доспехи, в шлеме с опущенным забралом, на белом коне. В таком виде он мчался по свету и совершал множество подвигов, защищая слабых и обиженных. Он был безымянным рыцарем. Потому что у рыцарей обычно были звучные иностранные имена - Ричард, или Родриго, или Айвенго. Его же звали просто Вася, и это имя не подходило для рыцаря.
В мечтах из толстого и косолапого он превращался в стройного и гибкого, а в движениях появлялись ловкость и сноровка. Все его недостатки мгновенно пропадали под блистательными доспехами.
Но стоило ему подойти к зеркалу, как всё возвращалось на место. И перед ним вместо прекрасного рыцаря снова возникал мешковатый мальчик с круглым толстым лицом. Кроме насмешливого зеркала, к действительности его возвращала мама. Услышав из кухни его шаги, от которых жалобно звенели стаканы, мама кричала:
- Осторожно! Слон в фарфоровой лавке!
Разве так обращаются с благородным рыцарем?
Он пробовал было поделиться мечтами с приятелем, но не встретил у него поддержки. Услышав о доспехах, приятель покривился и сказал:
- На такого толстого никакие доспехи не налезут.
Друг и не подозревал, что ранил Васю в самое сердце.
В свободное время он бегал в музей. Здесь в просторных залах висели мечи и копья, а на полу стояли рыцари, закованные в латы. Он медленно переходил от чёрного рыцаря к золотому, от золотого - к серебряному. Он кивал им головой и мысленно справлялся, как прошёл очередной турнир. Ему казалось, что рыцари следят за ним сквозь смотровые щели опущенных забрал и никто из них не смеётся и не называет его тюфяком.
Он мечтал о подвигах, а жизнь его проходила однообразно и буднично. Каждое утро он нехотя свешивал ноги с постели и, подгоняемый маминым окриком: "Поторапливайся, а то опоздаешь!" - натягивал на себя штаны и рубаху. Потом он плёлся к умывальнику, мочил нос - "И это называется вымылся?!" - и нехотя садился к столу. Поковыряв ложкой кашу - "Не усни над тарелкой!", - он вставал и шёл в школу. В классе он появлялся после второго звонка. Бросал тяжёлый портфель и протискивался на скамью, сдвигая с места парту.
На уроках он не болтал, но это не мешало учителям постоянно делать ему замечания:
- Рыбаков, о чём ты мечтаешь?
- Рыбаков, повтори, что я сказала.
- Рыбаков, выйди к доске и объясни решение задачи.
Решая задачу, он думал так медленно, что у учительницы лопалось терпение, и она отправляла его на место. Он садился, и парта мгновенно превращалась в боевого коня, а пухлые короткие пальцы сами начинали рисовать мечи и доспехи.
На уроках физкультуры он был предметом общих насмешек.
Он привык к судьбе неудачника. Обычно неудачники сердятся на других, а он сердился на самого себя. Он давал себе слово измениться и начать новую жизнь. Старался быстрее двигаться, говорить почти криком и ни в чём не отставать от ребят. Но из этого ничего хорошего не выходило. Дома со стола летели чашки, в классе проливались чернила, а от резких движений его куртка лопалась где-нибудь под мышкой.
Остановка 2.
...Трудно провести границу между осенью и зимой. Бывает так, что ещё не опали листья, а на землю ложится первый слабый снег. А иногда ночью подморозит, и река к утру покроется льдом. Этот лёд, зеркальный и тонкий, и тогда радио предупреждает ребят, что ходить по льду опасно. Но не все ребята слушают радио. И вот на льду появляются первые смельчаки. Лед прогибается и предупреждающе трещит, но они верят, что родились под счастливой звездой. А счастливая звезда иногда подводит.
Внимание тюфяка привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и вышел на берег. Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
- Тонет! Тонет!
- Кто тонет? - не спеша спросил тюфяк.
- Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалева: "Что же ты не поможешь ему?" Но он был тюфяком и не догадался этого сделать.
Он посмотрел на замёрзшую реку и заметил маленького первоклашку, который был по пояс в воде и только руками цеплялся за край льда.
Тюфяк был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд. Лёд слегка прогнулся, но не треснул. Вероятно, у берега он был крепче.
Димка Ковалёв оживился. Он снова стал махать руками и кричать:
- Заходи справа!.. Осторожно!.. Не топай ножищами, а то сам...
Он кричал для того, чтобы заглушить свой страх.
А тюфяк шагал по льду. Он не слышал криков. Он видел только насмерть перепуганного малыша, который не мог выговорить и слова.
Около полыньи на льду образовалась лужа. Он дошел до края и, не раздумывая, выставил одну ногу вперед. Ботинок сразу зачерпнул воду. Где-то в глубине души он понимал, что сейчас лёд может треснуть и он окажется в воде вместе с посиневшим пацаном.
Но это не остановило его. Он переставил вторую ногу и очутился по щиколотку в воде.
Теперь Ковалев уже не кричал и не размахивал руками, а напряжённо выжидал, что будет дальше. Он видел, как тюфяк схватил малыша за руку, как стал обламываться лёд.
Наконец первоклассник очутился на льду. Он шёл, вцепившись окоченевшими руками в своего спасителя. Зубы его стучали, а по лицу текли слёзы.
Когда они вышли на берег, Ковалёв оживился.
- Ты ноги промочил, - сказал он товарищу, - беги домой, а пацана я сам доведу.
Тюфяк посмотрел на спасённого им парня, перевел взгляд на мокрые ботинки и сказал:
- Валяй!
Ковалёв схватил за руку мокрого, перепуганного мальчишку и куда-то потащил его.
Тюфяк поплёлся домой. Его переживания быстро притупила усталость. И теперь оставались только промокшие ноги и лёгкий озноб.
Дома он с трудом стянул с себя ботинки. Из них полилась вода.
Он хотел было рассказать маме, как было дело, но его начало клонить ко сну, и даже в тёплой комнате не проходил озноб. Он не стал ничего объяснять, лег на диван и быстро уснул.
Остановка 3.
...На другой день, когда после второго звонка он вошёл в класс, там никого не было. Оказывается, все ушли наверх, в актовый зал, на общую линейку. Он бросил портфель на парту и поплёлся на четвертый этаж.
Когда он вошёл в зал, все уже построились большой буквой "П".
Он протиснулся между ребятами и стал в заднем ряду.
В это время заговорил директор школы. Он сказал, что вчера на реке ученик Дима Ковалёв спас первоклассника, провалившегося под лёд, и что он, директор, восторгается смелым поступком ученика.
Потом выступала старшая вожатая. Она говорила о пионерском долге, о чести красного галстука и наконец зачитала письмо матери провалившегося пацана, в котором Димка назывался спасителем её сына.
Стиснутый со всех сторон ребятами, тюфяк стоял у стенки и слушал, как все хвалят Димку Ковалёва. В какую-то минуту ему хотелось сказать, что Димка врёт - никого он не спасал, а просто махал руками и кричал. Но от одной мысли привлечь к себе внимание ему стало стыдно.
В конце концов он и сам поверил, что Димка - герой вчерашнего происшествия: ведь он первым заметил тонущего. И когда все захлопали Димке, тюфяк захлопал тоже.
Линейка кончилась. Ребятам велели расходиться по классам.
И тюфяк, подталкиваемый товарищами, поплёлся обратно на второй этаж.
Он с трудом протиснулся за парту - сдвинул её с места, - а когда начался урок, взял в короткие пухлые пальцы тоненькую ручку и в тетрадке по арифметике стал рисовать рыцаря. Этот рыцарь был фиолетового цвета, как школьные чернила.
Остановка 4.