Методическая разработка урока создания анимационного фильма по литературным произведениям

Разделы: Литература

Класс: 6

Ключевые слова: исследовательская деятельность, работа с текстом, технология критического мышления, смысловое чтение, изобразительная деятельность, приемы работы с текстом, создание анимационных фильмов


ВВЕДЕНИЕ

Интенсивные процессы развития общества, увеличение с каждым годом текстовой информации, появление новых требований к ее анализу – всё это приводит современного человека к некоторым трудностям в работе с текстом. Усиление тенденции отказа детей от чтения книг и предпочтение других источников информации, экранная зависимость – все это приводит к неспособности ребенка концентрироваться на каком-либо занятии. Работа для устранения существующей проблемы требует тщательной подготовки.

В «Национальной программе поддержки и развития чтения» написано: «Возрастающий дефицит знаний и конструктивных идей в российском обществе во многом обусловлен снижением интереса к чтению у населения»:

  • Увеличивается доля россиян, вообще не читающих или читающих лишь от случая к случаю. Если в 1991 году 79% жителей нашей страны читали хотя бы одну книгу в год, то в 2019 году эта цифра составила 53%[1] .
  • Утрачиваются традиции семейного чтени я[2].
  • Утрачиваются ценностные ориентиры в литературной культуре: нет авторитетных лиц, инициирующих моду на чтение качественной литературы.

Современная ситуация в этом отношении характеризуется как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. Как говорится в «Национальной программе поддержки и развития чтения», «…на данном этапе можно говорить о начале необратимых процессов разрушения ядра национальной культуры».

Существующая актуальная проблема решается в данной методической разработке. Решить её на сегодняшний день может школа. Решение существующей проблемы может быть единственным – привить интерес к чтению через осмысленное восприятие содержания текста, через применение различных образовательных интенсивных технологий, форм, методов и приёмов работы с текстом. В данной методической разработке будут даны практические советы учителям гуманитарного цикла по организации проведения уроков литературы текстовой деятельности с использованием ТРКМ, как привить интерес школьника к чтению и как результат освоения текста – это создание собственного анимационного фильма на рефлексивном уровне.

Цель методической разработки: оказать методическую помощь  педагогам гуманитарного профиля в работе по развитию навыков текстовой деятельности учащихся.

Задачи: предложить нестандартный инструмент в работе с текстом для достижения результатов смыслового чтения; обосновать взаимосвязанность характера работы по развитию навыков смыслового чтения на основе технологии критического мышления с созданием анимации, раскрыть методику и описать алгоритм действий по работе с анимацией.

Ожидаемые результаты:

  • Личностные. Ценностная и морально-этическая ориентация:способность к волевому усилию: к преодолению препятствий; оценка своих поступков («Я молодец!», «Я что-то сумел предложить!»); формирования умения осуществлять совместную информационную деятельность, в частности, при выполнении учебных заданий
  • Метапредметные. Познавательные: работа с информацией;использование знако-символических средств;выполнение логических операций
  • Предметные. Предметные и метапредметные действия с учебным материалом: самостоятельное формулирование познавательной цели;моделирование (выделение существенных характеристик объекта);смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения;извлечение необходимой информации.

Необходимое оборудование: портрет писателя, художественный текст, фломастеры, цветные карандаши,  краски, презентации, компьютеры, ноутбуки, инструкции по правилам работы за компьютером.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ создания анимационного фильма

1.1. Особенности процесса развития навыков смыслового чтения в 5-9 классах

Смысловое чтение – это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения. Цель смыслового чтения - понять содержание текста и осмыслить извлеченную информацию

Виды смыслового чтения:

  • Просмотровое чтение – вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
  • Ознакомительное чтение – вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.
  • Изучающее – вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.
  • Рефлексивное - самое вдумчивое чтение. Во время такого процесса читающий предвосхищает будущие события, прочитав заголовок или по ходу чтения.

Основные целевые направления: поиск информации и понимание прочитанного, преобразование и интерпретация информации, оценка информации.

Основные содержательные направления: понимание целостного смысла текста, проблема текста, тема текста, авторская позиция.

Иметь навык смыслового чтения необходимо для формирования учебно-познавательных компетенций учеников. По словам Василия Александровича Сухомлинского, «кто не умеет читать – тот не умеет мыслить». Поэтому важно научить ребёнка читать осмысленно.

Цель: максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Задачи: формировать позитивное отношение к чтению; совершенствовать умения самостоятельной работы с учебной книгой, художественным текстом; совершенствовать умения вычитывать информацию, размышлять о прочитанном, давать оценку прочитанному; развивать культуру речи, коммуникативные и творческие способности школьников.

Таким образом, предлагаемые компетентностные задачи направлены на организацию учебной деятельности учащихся, которые связаны с пониманием текста как средством универсального общения Для успешного формирования основ смыслового чтения в урочной деятельности используются инновационные средства работы: компьютерные и мультимедийные технологии, которые значительно повышают эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению. Нестандартные формы работы в урочной деятельности развивают речь учащихся, а также повышают учебную мотивацию детей и воспитывают грамотного читателя. В данном случае результатом такой деятельности может стать создание анимационного фильма.

1.2. Технологии развития критического мышления в рамках анализа литературного произведения

В литературе встречается много определений понятия «Критическое мышление», и отнюдь не все они пребывают в согласии друг с другом. Между тем явление это должно быть одинаково понятно всем – от учителя начальных классов до преподавателя университета, представителям самых различных этносов и культур, поэтому его определение должно быть достаточно гибким.

Нельзя не согласиться с профессором, преподавателем литературы Хоуп-колледжа (штат Мичиган, США) Д.Клустером, рассматривающим характерные признаки критического мышления.

  • Во-первых, автор указывает на самостоятельность критического мышления, подразумевается индивидуальный характер критического мышления: «Критическое мышление не обязано быть совершенно оригинальным: мы вправе принять идею или убеждение другого человека как свои собственные».
  • Во-вторых, информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления.
  • В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
  • В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами.
  • В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Читатель работает в команде и решает более широкие задачи, не только конструирование собственной личности [3].

Технология «Развитие критического мышления посредством чтения и письма» – это такой способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Развитие критического мышления посредством чтения приводит к осмысленному восприятию информации.

1.3. Программы для создания мультфильмов

Киностудия «Windows Live Movie Maker», «Adode After Effects», «Sony Vegas Pro 9.0»

Киностудия Windows (англ. Windows Live Movie Maker- название крупнейшего американского фестиваля и независимого кино.  Программа для создания/редактирования видео, входящая в состав пакета Основных компонентов Windows, заменяет Windows Movie Maker, последняя версия которого входила в состав Windows Vista. Киностудия Windows несовместима с версиями ОС Microsoft Windows, вышедшими раньше Windows Vista

Киностудия Windows представляет собой серьёзно переработанную версию Windows Movie Maker, сфокусирована на нуждах среднестатистического пользователя. Интерфейс был изменён для облегчения процесса создания видеороликов. Также был добавлен ленточный интерфейс

Киностудия использует компоненты проигрывателя Windows Media, без которых она не будет работать. Программа позволяет выкладывать видео наYou Tube как в обычном, так и в HD-качестве

Adobe After Effects - программное обеспечение компании Abobe Systems для редактирования видео и динамических изображений, разработки композиций, анимации и создания различных эффектов. Широко применяется в обработке отснятого видеоматериала, при создании рекламных роликов, музыкальных клипов, в производстве анимации, титров для художественных и телевизионных фильмов, а также для целого ряда других задач, в которых требуется использование цифровых видеоэффектов.

Название происходит от эффекта, известного как «стойкость зрительного ощущения», этот механизм использует сенсорную память сетчатки глаза, которая позволяет сохранять зрительную информацию в течение короткого промежутка времени.

Благодаря обширной библиотеке плагинов, разработанных сторонними компаниями, AfterEffects также используется в полиграфии и графическом дизайне для редактирования статичных графических изображений.

«Sony Vegas Pro 9» осуществляет аудио монтажа и монтаж видео и многодорожечную запись. Обладает улучшенными инструментами для работы с обработкой звука. Программа сделана для двух версий – 32-х и 64-х битовых систем. Синхронизирование происходит путём MIDI Time Code и MIDI Clock. Для осуществления редактирования звука в настоящем времени дана возможность обеспечить разрыв каждой дорожки, а также эксплуатировать 32 посыла для подключаемых модулей, используемых формат “DirectX”.

1.4. Этапы создания анимационного фильма по литературному произведению

I этап. Изучение творчества писателя/поэта. Первичное восприятие текста по названию, жизненному пути автора/ художественному миру (использование приемов предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

II этап. Анализ текста во время чтения. Выявление проблем, цели, авторской позиции, композиции, развития действия, кульминации (при этом советую приемы: перечитывание текста. «Чтение с остановками», диалог с автором через текст; беседа по прочитанному; выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и т.д.)

III этап. Работа с текстом после чтения:

  1. Определение смысловых частей, которые будут иллюстрированы.
  2. Работа с заглавием (провести лексическую работу).
  3. Работа с приготовленными иллюстрациями.

IV этап. Деление классного коллектива на группы: распределение обязанностей: сценаристы, художники, монтажеры, звукорежиссеры, раскадровщики, жюри.

V этап. Подготовка рабочих материалов (рисунки, их последовательность, изучение программы-киностудии, составление сценария, подбор музыкального сопровождения для озвучивания рисунков.

VI этап.

1.Соединение рисунков по составленному сценарию.
2. Раскадровка.
3.Работа звукорежиссеров.
4. Выбор программ: «Windows Live Movie Maker» (киностудия), «Adobe After Effects»«Sony Vegas Pro 9.0»,

VII этап.

1 Синхронизация изображения и звука.
2.Первичный просмотр с обсуждением.
3.Доработка.
4. Презентация анимационного фильма

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Урок смыслового чтения по рассказу «В.П.Астафьева "Конь с розовой гривой» в 6 классе

Я с особенным трепетом отношусь к творчеству советского, российского писателя – сибиряка В.П.Астафьева. Его непростая судьба не сломила в нем дух человечности, не утратила богатства души, порядочности. В.П.Астафьев является для меня примером достойной жизни без лжи и предательства. Это искренний, справедливый человек. Это человек доброй души. Поэтому перед началом изучения его рассказа «Конь с розовой гривой» я точно знала, на какие моменты при изучении произведения будет сделан акцент. Это воспитание нравственных качеств у подрастающего поколения!

До начала изучения творчества В.П.Астафьева была проведена предварительная работа. Ребята получили серьезное задание: самостоятельно познакомиться с биографией писателя, особое внимание обратить на детские годы. На первом уроке познакомились с биографией писателя, сопровождая наглядным материалом (презентации, фотографии, воспоминания писателя, современников, анкеты для опроса и т.д.) Ученики обратили внимание на то, что ещё ребенком В.П.Астафьев остался без матери, которая трагически погибла. Впоследствии с отцом у сына сложились сложные отношения, и при живом отце Астафьев чувствовал себя сиротой. Если учащиеся не прониклись к этому моменту в жизни писателя – учителю надо акцентировать, что значит для ребенка жизнь без матери (в этом есть воспитательный момент: сострадание детям – сиротам, сочувствие, милосердие). Примером для разговора может стать посещение детьми Детского дома №1 в своем городе. Этот урок может стать уроком Доброты.

I этап. Технология работы с текстом до чтения:

1. Предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения.

Начало работы с текстом предполагает индивидуальную работу учащихся в рабочих тетрадях, используя знаково-символические пометки. На данном этапе важно, чтобы каждый шестиклассник попытался предугадать содержание рассказа, определить идею и т.д. В этом будет заключаться его заинтересованность в прочтении произведения. Здесь роль учителя велика: надо сделать так, чтобы ученику непременно захотелось прочитать текст, разобраться в нем и на заключительном уроке сопоставить две точки зрения начального этапа и заключительного. Дальнейшая работа с текстом будет зависеть от общей готовности учащихся.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

На данном этапе не нужны определенные рамки, ограничения в пересказе текста после первичного прочтения. Главное, школьник имеет возможность поделиться личными впечатлениями после знакомства с рассказом. Ему дается право выбрать любой фрагмент текст, впечатливший его. Здесь важно поощрить ученика за желание поделиться первыми впечатлениями после прочтения рассказа. Для школьника создана ситуация ожидания УСПЕХА – стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, на результат своей деятельности.

Предлагаю здесь задание на перспективу (создание иллюстраций): как бы ты изобразил на холсте рассказанный тобой фрагмент. Во время  работы могут быть и не согласившиеся с предыдущим оратором. В рамках технологии критического мышления, которая применяется на уроках развития смыслового чтения, информация выступающего является отправной, а отнюдь не конечной точкой критического мышления.

1.Перечитывание текста. «Чтение с остановками». Медленное «вдумчивое» повторное чтение всего текста или его отдельных фрагментов. Если сюжет произведения не понят – чтение всего текста. Чаще всего – чтение отдельных фрагментов из текста.

2.Анализ текста. Используются такие приемы: диалог с автором через текст; комментированное чтение; беседа по прочитанному; выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и др.

3.Комментированное чтение. Используемая ТРКМ позволяет реализовать обучение, построенное на основе беседы. Данный прием имеет свои преимущества: предоставление каждому учащемуся возможностей для выражения степени понимания темы; содействие осознанию того, что окружающие его люди могут иметь другие мнения, выводы; возможность обосновать свои идеи, критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Мнение каждого шестиклассника дорого – это они должны чувствовать!

4.Выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и т.д.  Эта работа проводится в группе из 4-5 человек, их объединяет с общая идея. Каждая группа готовит защиту своей работы, сопровождая комментариями, пояснениями. Работа должна быть убедительной благодаря хорошему знанию текста и пониманию авторской позиции. Поощряется использование ИКТ-технологии.

Проводится работа в перспективе (представить, по возможности создать зарисовки основных моментов текста, которые помогают раскрыть идейное содержание произведения).

5.Беседа по содержанию текста. Это поможет определиться с выбором рисунков (иллюстраций) для будущего анимационного фильма:

1. Пряник «конем» - мечта всех деревенских малышей.

2. Жизнь семьи дяди Левонтия и тети Васени.

3. Поход за земляникой.

4. Приключения во время сбора ягод.

5.Собранные ягоды рассказчика съедены.

6. Обман.

7. Муки совести.

8. Возвращение бабушки.

9. Моральная поддержка дедушки.

10. Пряник «конем», полученный от бабушки. Герой прощен.

6.Выразительное чтение проходит интересно с использованием ИКТ. Ребята выбирают понравившийся фрагмент для выразительного чтения, читают его на фоне приготовленных иллюстраций к тексту. Выразительное чтение может быть исполнено одним человеком, группой, чтение по ролям.

Перед началом III этапа работы с текстом учащиеся получили домашнее задание по группам:

  • 1 группа: Пользуясь приемом «Три мешка вопросов» (Приложение 1), приготовить вопросы для одноклассников.
  • 2 группа: Соотнести собственное истолкование смысла рассказа В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» с авторской позицией.
  • 3 группа (художники): приготовить презентацию с предполагаемыми иллюстрациями к рассказу «Конь с розовой гривой» (эскизы) и представить на обсуждение классу.

III этап. Работа с текстом после чтения:

1.Концептуальная беседа по тексту.

- коллективное обсуждение прочитанного: ответить на вопросы, приготовленные учащимися дома. Они находятся в мешках по степени сложности.

- дискуссия, выражение собственного мнения.

 Вопросы из третьего мешка могут послужить предметом для дискуссии.

- выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Идея произведения "Конь с розовой гривой", по мнению шестиклассников, показать читателю, что только близкие люди способны искренне любить и простить родному человеку любую оплошность. Образ бабушки – это чистота и теплота души, искренняя любовь и трепетное отношение к тому, кого любишь. Именно эти качества помогли мальчику Вите вырасти настоящим человеком, оставаться искренним и добрым по отношению к окружающим.

- работа с заглавием. Группа ребят приготовили презентации, обратив внимание на слова конь, розовый цвет, пряник (Приложение 2).  Использование ТРКМ позволяет провести частично – поисковый метод: найти связь между заглавием рассказа и содержанием. Ведь в рассказе ни разу не говорится о коне, как действующем лице.

- работа с иллюстрациями Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Обсуждение. Исправление недочетов.

2.2. Создание анимационного фильма по рассказу "Конь с розовой гривой»

Идея создания анимационного фильма была не случайной. В классе талантливые дети. Группа ребят обучаются в художественной школе. Учитывая сильную сторону класса и уже имея с ребятами опыт работы по созданию иллюстраций к прочитанным произведениям, я решила принять участие в школьной НПК с коллективной работой на тему: «Создание мультипликационного фильма по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». Тем более по требованиям ФГОС рекомендовано в 6 классе практиковать коллективную проектную работу.

I этап

Деление классного коллектива на группы: распределение обязанностей: сценаристы, художники, монтажеры, звукорежиссеры, раскадровщики, жюри.

II этап

1.Подготовка рабочих материалов (составление сценария; работа художников над эскизами, необходимость дополнительных рисунков в соответствии со смысловыми частями текста, работа над единым стилем иллюстраций; изучение и выбор программы (киностудии), подбор музыкального сопровождения для озвучивания рисунков.

III этап

1.Тщательный просмотр рисунков, проверка их готовности. 2.Раскадровка. 3.Работа звукорежиссеров. 4.Выбор программ: «Windows Live Movie Maker» (киностудия), «Adobe After Effects»«Sony Vegas Pro 9.0».

IV этап

1 Получившийся видеоматериал монтажеры синхронизировали со звуком.

2.Первичный просмотр с обсуждением (жюри оценило работу рисунков; при синхронизации видеоматериала со звуком оказалось недостаточно рисунков).

3.Потребовалась доработка. 

4. На презентацию анимационного фильма были приглашены учителя гуманитарного цикла и родители шестиклассников https://www.youtube.com/watch?v=zf3-xrVX_7Y

Гости высоко оценили первую коллективную работу шестиклассников. Я и мои коллеги используем созданный анимационный фильм на уроках при изучении творчества В.П. Астафьева. В начальной школе - на классных часах.

Структуру урока можно увидеть в технологической карте урока «Создание анимационного фильма по рассказу В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» (Приложение 3).

2.3. Результаты работы

1.Дети получили представление о том, как создаются мультфильмы на литературной основе.
2. Познакомились с компьютерными программами по созданию видеомонтажа.
3. Каждый из ребят принял активное участие в создании мультфильма, исполняя разные роли.
4. Осваивая одну и ту же тему на основе общих идей, каждый учащийся создал свой образ, не похожий на остальные, смог проявить себя и добиться успеха.
5. Творческая реализация ребенка в контакте с современными компьютерными технологиями дала предпосылки для дальнейшего его самосовершенствования и усиления интереса к чтению.
6. Работа в коллективе помогла ребятам сблизиться в планировании творческих дел. Стала моментом выбора будущей профессии.
7. После проведения подобных работ учащиеся приобрели навыки импровизации и открыли для себя новые возможности и методы ведения творческих процессов, что усиливает интерес к чтению.
8. Интерес, вызванный данной работой, позволил некоторым ребятам продолжить работу над созданием видеофильмов на литературной основе.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.В рамках методической разработки я обобщила опыт работы на курсах повышения квалификации на тему «Современные образовательные технологии» (2017г.); с докладом на городской конференции «Влияние ИКТ-компетенции педагога на качество образования» (2017г.); с докладом в рамках муниципальной школы-конференции «Роль и место информационных технологий в развитии творческой среды образовательной организации» (2018г.);провела открытый урок на тему «Использование ИКТ на уроке литературы: «Друзья в жизни А.С.Пушкина» (2019г.) для педагогов школ г. Иркутска; неоднократные выступления на заседании МО учителей гуманитарного цикла с обобщением опыта «Пути повышения качества урока через использование ИКТ и создание иллюстративного мультфильма на уроках литературы»

2.Данная методическая разработка позволила учащимся продолжить работу по созданию анимационных фильмов и представить опыт работы на НПК. В городской НПК «Открытый мир: информационные технологии в образовательном пространстве» анимационные фильмы «Конь с розовой гривой» по рассказу В.П.Астафьева, «Сказка старой калмычки» из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» заняли призовые места. Видеофильм на литературной основе «Нос» по повести Н.В.Гоголя стал победителем [4]. Учащийся 9 класса Мельников Богдан представил свой анимационный фильм по басне И.А.Крылова «Охотник» на вступительных творческих испытаниях в колледже «Иркутский филиал Всероссийского государственного института кинематографии имени С.А.Герасимова» [5] на отделении художников-аниматоров.

Подобная работа необходима для развития интереса к чтению, т.к. учит мыслить и излагать, анализировать и придумывать своё. Развивает ребёнка всесторонне, делает из него гармоничную личность, способную переживать хорошие и добрые чувства. Чтобы привить интерес к литературным произведениям, следует изменить подход к урочной деятельности. Таким образом заложить основы для будущих социальных достижений обучающихся, сформировать их личность, отношение к себе и окружающим, развить культурную компетентность. Только так мы, учителя, сможем реализовать требования ФГОС, решить актуальную проблему на сегодняшний день.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Список литературы

  1. https://lenta.ru/news/2019/08/08/bookworm/
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/semeynoe-chtenie-v-rossii-v-poiskah-utrachennyh-traditsiy-1
  3. Главная страница «Первого сентября». Главная страница журнала «Русский язык». Содержание №29/2002.
  4. https://www.youtube.com/watch?v=7urCUZajI00 («Нос»)
  5. https://m.youtube.com/watch?v=GLHWdLHlnWA («Охотник»)