Методическая разработка урока, направленная на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся основной и средней школы

Разделы: Литература, Профессия — педагог


Уметь читать в широком смысле этого слова -
значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.
К.Д.Ушинский

Актуальность и значимость методической разработки

XXI век… Век интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в Интернете - и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто, но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее - качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Формирование функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Особая роль при этом принадлежит педагогу - задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.

Необходимость функциональной (читательской) грамотности указана в следующих нормативно-правовых документах федерального уровня:

  • Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
  • Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.

Рекомендации по формированию читательской грамотности даны в следующих документах:

  • Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. (Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». Авторский коллектив: Сидорова Г.А, Ковалева Г.С., Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Кошеленко Н.Г.) Под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой). - Москва, 2021г.
  • Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. - М.: Академия Минпросвещения России, 2021. - 80 с

Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 80 с)

Читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС. Поэтому, работая на уроках русского языка и литературы над формированием данных читательских умений необходимо учесть ряд компонентов читательской грамотности:

Схема 1. Компоненты читательской грамотности

Требования к ее уровню представлены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.

Таблица 1. Требования к уровню читательской грамотности

Требования к уровню читательской грамотности

Поиск, выделение
необходимой
информации
Применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Осознанное и
произвольное
построение
речевого
высказывания
в устной и письменной

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей. Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации

Особое внимание необходимо уделить стратегиям работы с текстом. Учебная стратегия - это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.

По определению Н.Н.Сметанниковой, кандидата психологических наук, профессора, директора учебно-методического центра БЕСТТ, инициатора создания Русской ассоциации чтения и президента РАЧ, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Она предлагает следующие виды стратегий для работы с информационным текстом:

  • стратегии предтекстовой деятельности;
  • стратегии текстовой деятельности;
  • стратегии послетекстовой деятельности;
  • стратегия развития словаря;
  • стратегия компрессии текста;
  • общеучебные стратегии.

Работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения текста, во время чтения текста, после чтения текста. На каждом этапе обращаемся к определённым текстовым стратегиям:

1. Стратегия предтекстовой деятельности

Цель: постановка цели и задач чтения, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.

2. Стратегия текстовой деятельности

Цель: размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом данного этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета, т.е. понимание текста и создание его читательской интерпретации.

3. Стратегия послетекстовой деятельности

Цель: применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации с авторским смыслом.

Формы, методы и приемы работы по развитию читательской грамотности

В своей профессиональной деятельности и мне пришлось столкнуться с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы была выбрана именно технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧМ), которая позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Критическое мышление - это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.

Уроки в данной технологии выстраиваю по «особой» структуре. Во-первых, понятие «критическое» говорит не об обычном усвоении информации, а об усвоении осмысленном, когда ученик критически относится к предложенному для изучения материалу: производит его анализ, сравнение, оценку и отбор необходимой информации; к тому же он может обосновать свой выбор и ответственен за него. Во-вторых, ТРКЧМ «не позволяет» учащимся никакой пассивности: они включаются в образовательный процесс на максимальном уровне. Учитель исполняет роль координатора: он может помочь в случае затруднений, дать подсказку для дальнейших действий, но ни в коем случае не выполняет задание за ребят, не предлагает им готовое решение.

Модель урока, выстроенного по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, состоит из трех фаз: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии (размышления). В практике применения данной технологии использую адаптированный методический конструктор урока, где прописаны особенности каждой фазы, деятельность учителя и учащихся, возможные приемы и методы. Технологическая карта урока: https://docs.google.com/document/d/1ltUtveMUMJf5Xs2S8ZgpPO9SprYap1P/edit?usp= sharing&ouid=117392833794063876087&rtpof=true&sd=true

Представлю лишь некоторые из приемов, которые мною используются на уроках литературы. Технология развития критического мышления - целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.

Прием «Зигзаг». Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачное задание, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации. Итак, условия заданы - требуется за урок освоить большой пласт материала.

  1. Текст изначально делится учителем на несколько частей.
  2. Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой, но не больше.
  3. Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
  4. Каждый ученик работает со своей частью текста индивидуально - прорабатывает информацию, анализирует, составляет тезисный план или конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное.
  5. Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим одноклассникам. Составляются рабочие группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения и обработки информации. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
    Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Вопросы могут быть встречными или дополнительными.
  6. После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует или представляет свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица - это решено участниками уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
  7. Завершается «зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста представляет один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты могут дополнить работу своими высказываниями.

На этапе рефлексии, учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Ребята самостоятельно выставляют отметки своим оппонентам.

Прием «Креативное письмо». Навыки письменной речи являются одними из основных компетенций современного человека. В письменную речь ребенок включается впервые ещё в начальной школе. В среднем звене зависит успешность школьника в составлении им письменного текста как художественного, так и информационного. От учителя литературы - какой подход использовал, на что обратил внимание? Любой творческий процесс, в том числе и сочинение текстов, с трудом поддается формализации, но в нем можно выделить общие закономерности, характерные для всех авторов. В технологии креативного письма выделяются пять этапов процесса создания текста, которые объективно отражают реальные стадии мыслительно-речевой деятельности человека: инвентаризация, составление черновика, правка, редактирование первичного текста, издание.

На этапе инвентаризации происходит не только работа по сбору информации в рамках выбранной темы и ее осмысление, но также обдумывание формы и способа подачи материала. Это могут быть тексты-размышления, тексты-рассуждения, письма, тексты-монологи и т.д. На этой стадии возможно применение специальных приемов: свободное письмо, медитационное письмо под музыку, написание трех вариантов зачина, необычная концовка и т.д.

Правила заполнения черновика позволяют продуктивно работать с ним на дальнейших этапах. Требование писать через строчку и оставлять широкие поля обосновано необходимостью вписывать в свободные участки листа новые варианты текста и делать пометки при последующей правке и редактировании.

Схема 2. Этап инвентаризации

Прием «Бортовой журнал». Бортовой журнал - приём обучающего письма, согласно которому учащиеся записывают свои мысли в виде ответов в две колонки. Приём применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на вопросы. Встретив в тексте ключевые слова и предложения, учащиеся записывают их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют таблицу бортового журнала, связывая предложенную тему со своим представлением мира, исходя из личного опыта. Подобная работа помогает не только структурировать знания, но и сохранить объёмный материал в сжатом виде. Бортовой журнал потом ученики могут использовать в дальнейшей работе.

Прием «Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю полно работать с текстом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают цитаты и словосочетания из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то переживания и эмоции. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату, почему он считает важным данное словосочетание.

Прием «Трехчастный дневник». Это приём схож с двухчастным дневником, но имеет имеют третью графу - «письма к педагогу». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и вести диалог с педагогом по поводу прочитанного. Учащийся может задать вопрос или прокомментировать.

Интересна одна из стратегий критического мышления - «Ассоциация». Она используется в начале урока, чтобы задействовать все аудиторию. Вот пример того, как работает это стратегия при изучении биографии писателя.

Задание 1. Запишите ассоциации, которые вызвал у вас человек по фамилии Тургенев.

Прием «Ассоциация»

(педагог, ученый, писатель, автор книг, защитник)

Задание 2. Составьте вопросы по возникшей гипотезе:

- Где родился Тургенев?

- Кем он был?

- Была ли у него семья?

- Есть ли у него потомки?

- Какие труды нам известны? И т.д.

Задание 3. Прочитайте в учебнике статью о писателе (выразите свое впечатление от прочитанного текста, найдите ответы на поставленные вопросы).

Задание 4. Обсудите содержание прочитанного о писателе, дополните задание 1.

Задание 5. На последнем этапе пишут работу по выбору (эссе, статью или синквейн).

Занимаясь на каждом этапе еще и исследовательской деятельностью, учащиеся получают дополнительную мотивацию, находят новый смысл в изучении литературы. На своих уроках широко использую составление кластера, что позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Кластер по творчеству Ф.М.Достоевского

Технология критического мышления развивает навыки слушания и общения, умение сопереживать другому человеку и понимать разные точки зрения, улучшает их способность разрешать проблему и принимать решения, рассуждать и мыслить аналитически, укрепляет их способность формировать последовательные взгляды.

Приведу фрагмент урока внеклассного чтения в 5 классе «Рассказ о доброте К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»: читаем и размышляем» с использованием элементов критического мышления: предтекстовый структурный элемент урока.

1 этап урока. Стадия ВЫЗОВ: начало нетрадиционного урока с помощью приёма «Проблемный вопрос» или «Мозговой штурм». Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.

- Ребята, есть ли у вас дома домашние животные? Как вы относитесь к домашним животным? (Учащиеся отвечают на вопросы)

- Вы видите на экране портрет, как вы думаете, кто это? Вы знаете его?

- Вы уже знакомы с рассказами этого писателя? Какие рассказы читали в начальных классах? (Г.К.Паустовский «Кот ворюга»)

- Как вы думаете, что мы будем изучать? Какой рассказ? О чём?

- Да, мы будем изучать творчество Константина Георгиевича Паустовского, русского писателя, который родился 19 мая 1892 года в Москве. Работал водителем трамвая, санитаром, журналистом, учителем. Известен как замечательный художник, но рисовал не красками, а словом. Страсть Паустовского к путешествиям привела его к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки. Сегодня мы познакомимся с одной новеллой «Старик в станционном буфете» из книги «Золотая роза».

- Ребята, что такое новелла?

НОВЕЛЛА - это короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному (Большой толковый словарь). Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка.

- Какова же тогда будет цель нашего урока? (Прочитать и изучить новеллу. Понять смысл текста).

Первичное чтение. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема «вызов - осмысление - размышление». Ученики получают следующий алгоритм работы:

- чтение текста от «остановки до остановки»

- вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке

- ответ-предположение, его обоснование.

2 этап урока. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь).

- Перед Вами лежит листок с текстом, прочитайте текст про себя «Читай самому себе». Но есть обязательное условие - читать не спеша! (в течение 5-8 минут дети читают рассказ)

- О чём данный текст? Вы поняли смысл данного текста? (История о старике и собаке, о доброте)

Приём «Чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю). Заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения.

- Ребята, обратите внимание, наш текст разделён на четыре части. Давайте ещё раз прочитаем каждый фрагмент и прокомментируем эти части.

Прием чтение с остановками. Таблица 2.

Читаю
(выразительно)

Думаю
(вопросы по тексту)

Рассуждаю
(размышления по отрывку)

1-й фрагмент текста

С кем знакомимся? Кто сидел за столиком? Почему молодые люди не замечали ничего вокруг? Какую роль играет пейзаж в тексте?

Новелла начинается с описания старика, который зашел погреться. Особую роль играет пейзаж: снежный дым, грохочет прибой. Молодые люди, ничего вокруг не замечают (безразличие к происходящему)

2-й фрагмент текста

Что просила собака? Почему молодые люди опять их не замечали?

Собачка просит бутерброд, а стыдно старику. Он запрещает попрошайничать.
- Как же тебе не стыдно! Зачем ты беспокоишь людей, Пети? (Стыдит собаку)
Но молодые люди не замечали вокруг себя ничего, потому что они чёрствые и им всё безразлично.

3-й фрагмент текста

Почему у старика дрожал голос от огорчения? Что сказал молодой человек? Почему старик запретил Пети брать колбасу?

Отрывок говорит нам о том, какими жестокими иногда бывают люди. Вместо того чтобы помочь обездоленному мужчине они принялись его оскорблять. В то же время, старик, будучи бедным и несчастным, не растерял своих моральных ценностей.

4-й фрагмент текста

Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?
О чем заставило вас задуматься предпоследнее предложение текста?
Что открылось нам в жизни окружающих нас простых людей?
О чем заставил задуматься рассказ?
Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?

Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.
Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.

Приём «Кластер». Разбор текста и диалог с автором.

- Ребята кто главный герой новеллы: старик или собачка? Спорный вопрос, правда?

Давайте разделимся на две группы: первая составит кластер о старике, вторая - о собаке.

Прием «Кластер». Таблица 3.

Учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения. Наряду с формированием предметных знаний и умений на уроке литературы у обучающихся развивается умение использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Именно это и формирует функциональная грамотность. Урок построен на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Тема: «Подлинные и мнимые ценности жизни» (по трилогии Л.Н.Толстого «Юность»)