Уметь читать в широком смысле этого слова -
значит извлечь из мертвой буквы живой смысл.
К.Д.Ушинский
Актуальность и значимость методической разработки
XXI век… Век интернета, компьютерных технологий, интерактивных досок и мобильных телефонов. У современного ученика весь мир умещается в ладони, стоит только достать мобильный телефон или планшет и нажать кнопку поиска в Интернете - и он тут же получит любую интересующую его информацию. Казалось бы, всё так просто, но нет! На уроках литературы, работая с текстом, мы исходим из убеждения, что не так уж важно читать много, но гораздо важнее - качественно обрабатывать в своем сознании прочитанное, нужно быть творческой личностью, умеющей мыслить критически. Формирование функциональной грамотности учащихся - одна из основных задач современного образования. Особая роль при этом принадлежит педагогу - задача которого создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться.
Необходимость функциональной (читательской) грамотности указана в следующих нормативно-правовых документах федерального уровня:
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
- Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности.
Рекомендации по формированию читательской грамотности даны в следующих документах:
- Методические рекомендации по формированию читательской грамотности обучающихся 5-9-х классов с использованием открытого банка заданий на цифровой платформе. (Министерство Просвещения РФ ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии Образования». Авторский коллектив: Сидорова Г.А, Ковалева Г.С., Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Кошеленко Н.Г.) Под ред. Г.С.Ковалевой, Л.А.Рябининой). - Москва, 2021г.
- Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников / [Н.П.Забродина, И.Е.Барсуков, А.А.Бурдакова и др.]; [под общ. ред. Р.Ш.Мошниной]. - М.: Академия Минпросвещения России, 2021. - 80 с
Общепринятым сегодня является тезис о том, что обязательными структурными компонентами функциональной грамотности являются читательская, математическая, естественно-научная и финансовая грамотность, креативное мышление и глобальные компетенции. (Читательская грамотность: пособие по развитию функциональной грамотности старшеклассников. - Москва: Академия Минпросвещения России, 2021. - 80 с)
Читательская грамотность является одной из составных частей планируемых результатов обучения в соответствии с ФГОС. Поэтому, работая на уроках русского языка и литературы над формированием данных читательских умений необходимо учесть ряд компонентов читательской грамотности:
Схема 1. Компоненты читательской грамотности
Требования к ее уровню представлены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.
Таблица 1. Требования к уровню читательской грамотности
Требования к уровню читательской грамотности | ||
Поиск, выделение
|
Осознанное и
|
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
|
Особое внимание необходимо уделить стратегиям работы с текстом. Учебная стратегия - это в первую очередь систематизированный план, программа действий и операций, осознанно применяемая для управления обучением с целью его улучшения. Чтобы успешно усвоить текст, ученик должен овладеть набором приемов, стратегий работы с текстовой информацией. Выбор стратегий индивидуален, но чтобы сделать выбор, ученик должен иметь в своем опыте репертуар стратегий.
По определению Н.Н.Сметанниковой, кандидата психологических наук, профессора, директора учебно-методического центра БЕСТТ, инициатора создания Русской ассоциации чтения и президента РАЧ, «путь, программа действий читателя по обработке различной информации текста является стратегией». Она предлагает следующие виды стратегий для работы с информационным текстом:
- стратегии предтекстовой деятельности;
- стратегии текстовой деятельности;
- стратегии послетекстовой деятельности;
- стратегия развития словаря;
- стратегия компрессии текста;
- общеучебные стратегии.
Работа с любым текстом предполагает три этапа: до чтения текста, во время чтения текста, после чтения текста. На каждом этапе обращаемся к определённым текстовым стратегиям:
1. Стратегия предтекстовой деятельности
Цель: постановка цели и задач чтения, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, мотивирование читателя, включение механизма антиципации - прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над книгой до чтения.
2. Стратегия текстовой деятельности
Цель: размышление во время чтения о том, что и как я читаю и насколько хорошо понимаю прочитанное. Основным принципом данного этапа является остановка деятельности, размышление вслух, прогноз, установление разнообразных и разнонаправленных связей и отношений в ходе развития сюжета, т.е. понимание текста и создание его читательской интерпретации.
3. Стратегия послетекстовой деятельности
Цель: применение, использование материала в самых различных ситуациях, формах, сферах, включение его в другую, более масштабную деятельность. Стратегии связаны с усвоением, расширением, углублением, обсуждением прочитанного, происходит корректировка читательской интерпретации с авторским смыслом.
Формы, методы и приемы работы по развитию читательской грамотности
В своей профессиональной деятельности и мне пришлось столкнуться с тем, что школьники не желают читать тексты художественных произведений, обладают бедным словарным запасом, не умеют правильно строить устное и письменное высказывание, у них нет мотивации к учебному процессу. Для решения данной проблемы была выбрана именно технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКЧМ), которая позволяет активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учит самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения. Критическое мышление - это система суждений, которую применяют для анализа вещей и информации, интерпретации явлений, оценки событий, а также для последующего составления объективных выводов.
Уроки в данной технологии выстраиваю по «особой» структуре. Во-первых, понятие «критическое» говорит не об обычном усвоении информации, а об усвоении осмысленном, когда ученик критически относится к предложенному для изучения материалу: производит его анализ, сравнение, оценку и отбор необходимой информации; к тому же он может обосновать свой выбор и ответственен за него. Во-вторых, ТРКЧМ «не позволяет» учащимся никакой пассивности: они включаются в образовательный процесс на максимальном уровне. Учитель исполняет роль координатора: он может помочь в случае затруднений, дать подсказку для дальнейших действий, но ни в коем случае не выполняет задание за ребят, не предлагает им готовое решение.
Модель урока, выстроенного по технологии развития критического мышления через чтение и письмо, состоит из трех фаз: фаза вызова, фаза осмысления и фаза рефлексии (размышления). В практике применения данной технологии использую адаптированный методический конструктор урока, где прописаны особенности каждой фазы, деятельность учителя и учащихся, возможные приемы и методы. Технологическая карта урока: https://docs.google.com/document/d/1ltUtveMUMJf5Xs2S8ZgpPO9SprYap1P/edit?usp= sharing&ouid=117392833794063876087&rtpof=true&sd=true
Представлю лишь некоторые из приемов, которые мною используются на уроках литературы. Технология развития критического мышления - целостная структура и работать она будет, только если использовать ее регулярно.
Прием «Зигзаг». Довольно необычный прием, в котором чередуются индивидуальная и групповая работа. Очень удачное задание, когда требуется за урок охватить большой пласт новой информации. Итак, условия заданы - требуется за урок освоить большой пласт материала.
- Текст изначально делится учителем на несколько частей.
- Класс делится на группы с равным количеством участников. Текст должен быть поделен на столько частей, сколько участников в этой первичной группе. Если текст слишком объемный, то можно разделить класс на три рабочие группы по 7 человек в каждой, но не больше.
- Каждая группа получает один и тот же текст. Причем каждый участник рабочей группы получает по одному отрывку из текста. Эти отрывки можно пронумеровать или отметить разными цветами.
- Каждый ученик работает со своей частью текста индивидуально - прорабатывает информацию, анализирует, составляет тезисный план или конспект. Важно, чтобы из отрывка было взято все самое нужное.
- Следующий этап работы - групповой. Теперь учащиеся переходят к своим одноклассникам. Составляются рабочие группы. То есть, в одной команде окажутся все те, кто получил отрывок № 1, в другой - те, кто получил отрывок № 2. Начинается этап обсуждения и обработки информации. Учащиеся обмениваются своими работами, мнениями, выбирают самый лучший вариант для презентации своей части текста.
Дополнительным заданием может быть составление вопросов по своему отрывку, которые покажут, насколько остальные поняли и усвоили материал. Вопросы могут быть встречными или дополнительными. - После этого ребята возвращаются в свои рабочие группы, и начинается этап размышления. Каждый по очереди презентует или представляет свою часть текста. Будет это краткое изложение, кластер, таблица - это решено участниками уже на стадии работы в экспертной группе. Таким образом, каждый из учеников получает сведения по всему тексту.
- Завершается «зигзаг» общей работой всего класса. Каждую часть текста представляет один из экспертов по данному вопросу. В итоге происходит вторичное прослушивание материала. Остальные эксперты могут дополнить работу своими высказываниями.
На этапе рефлексии, учащиеся решают, чья презентация материала была наиболее точной и эффективной. Ребята самостоятельно выставляют отметки своим оппонентам.
Прием «Креативное письмо». Навыки письменной речи являются одними из основных компетенций современного человека. В письменную речь ребенок включается впервые ещё в начальной школе. В среднем звене зависит успешность школьника в составлении им письменного текста как художественного, так и информационного. От учителя литературы - какой подход использовал, на что обратил внимание? Любой творческий процесс, в том числе и сочинение текстов, с трудом поддается формализации, но в нем можно выделить общие закономерности, характерные для всех авторов. В технологии креативного письма выделяются пять этапов процесса создания текста, которые объективно отражают реальные стадии мыслительно-речевой деятельности человека: инвентаризация, составление черновика, правка, редактирование первичного текста, издание.
На этапе инвентаризации происходит не только работа по сбору информации в рамках выбранной темы и ее осмысление, но также обдумывание формы и способа подачи материала. Это могут быть тексты-размышления, тексты-рассуждения, письма, тексты-монологи и т.д. На этой стадии возможно применение специальных приемов: свободное письмо, медитационное письмо под музыку, написание трех вариантов зачина, необычная концовка и т.д.
Правила заполнения черновика позволяют продуктивно работать с ним на дальнейших этапах. Требование писать через строчку и оставлять широкие поля обосновано необходимостью вписывать в свободные участки листа новые варианты текста и делать пометки при последующей правке и редактировании.
Схема 2. Этап инвентаризации
Прием «Бортовой журнал». Бортовой журнал - приём обучающего письма, согласно которому учащиеся записывают свои мысли в виде ответов в две колонки. Приём применяется в самом простейшем варианте, перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы на вопросы. Встретив в тексте ключевые слова и предложения, учащиеся записывают их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют таблицу бортового журнала, связывая предложенную тему со своим представлением мира, исходя из личного опыта. Подобная работа помогает не только структурировать знания, но и сохранить объёмный материал в сжатом виде. Бортовой журнал потом ученики могут использовать в дальнейшей работе.
Прием «Двухчастный дневник». Этот прием дает возможность читателю полно работать с текстом. Двойные дневники могут использоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом, когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома. В левой части дневника учащиеся записывают цитаты и словосочетания из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то переживания и эмоции. Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту цитату, почему он считает важным данное словосочетание.
Прием «Трехчастный дневник». Это приём схож с двухчастным дневником, но имеет имеют третью графу - «письма к педагогу». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и вести диалог с педагогом по поводу прочитанного. Учащийся может задать вопрос или прокомментировать.
Интересна одна из стратегий критического мышления - «Ассоциация». Она используется в начале урока, чтобы задействовать все аудиторию. Вот пример того, как работает это стратегия при изучении биографии писателя.
Задание 1. Запишите ассоциации, которые вызвал у вас человек по фамилии Тургенев.
Прием «Ассоциация»
(педагог, ученый, писатель, автор книг, защитник)
Задание 2. Составьте вопросы по возникшей гипотезе:
- Где родился Тургенев?
- Кем он был?
- Была ли у него семья?
- Есть ли у него потомки?
- Какие труды нам известны? И т.д.
Задание 3. Прочитайте в учебнике статью о писателе (выразите свое впечатление от прочитанного текста, найдите ответы на поставленные вопросы).
Задание 4. Обсудите содержание прочитанного о писателе, дополните задание 1.
Задание 5. На последнем этапе пишут работу по выбору (эссе, статью или синквейн).
Занимаясь на каждом этапе еще и исследовательской деятельностью, учащиеся получают дополнительную мотивацию, находят новый смысл в изучении литературы. На своих уроках широко использую составление кластера, что позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.
Кластер по творчеству Ф.М.Достоевского
Технология критического мышления развивает навыки слушания и общения, умение сопереживать другому человеку и понимать разные точки зрения, улучшает их способность разрешать проблему и принимать решения, рассуждать и мыслить аналитически, укрепляет их способность формировать последовательные взгляды.
Приведу фрагмент урока внеклассного чтения в 5 классе «Рассказ о доброте К.Г.Паустовского «Старик в станционном буфете»: читаем и размышляем» с использованием элементов критического мышления: предтекстовый структурный элемент урока.
1 этап урока. Стадия ВЫЗОВ: начало нетрадиционного урока с помощью приёма «Проблемный вопрос» или «Мозговой штурм». Обращение к личному опыту, который поможет подготовить учащихся к личностному восприятию произведения.
- Ребята, есть ли у вас дома домашние животные? Как вы относитесь к домашним животным? (Учащиеся отвечают на вопросы)
- Вы видите на экране портрет, как вы думаете, кто это? Вы знаете его?
- Вы уже знакомы с рассказами этого писателя? Какие рассказы читали в начальных классах? (Г.К.Паустовский «Кот ворюга»)
- Как вы думаете, что мы будем изучать? Какой рассказ? О чём?
- Да, мы будем изучать творчество Константина Георгиевича Паустовского, русского писателя, который родился 19 мая 1892 года в Москве. Работал водителем трамвая, санитаром, журналистом, учителем. Известен как замечательный художник, но рисовал не красками, а словом. Страсть Паустовского к путешествиям привела его к созданию книг. Многие его произведения переведены на немецкий, французский, английский языки. Сегодня мы познакомимся с одной новеллой «Старик в станционном буфете» из книги «Золотая роза».
- Ребята, что такое новелла?
НОВЕЛЛА - это короткий рассказ, для которого характерны чёткая композиция, напряжённое действие и драматизм сюжета, тяготеющего к необычному (Большой толковый словарь). Признаки новеллы: краткость, парадоксальный сюжет, нейтральность изложения, неожиданная развязка.
- Какова же тогда будет цель нашего урока? (Прочитать и изучить новеллу. Понять смысл текста).
Первичное чтение. Работа с художественным текстом. В данной части урока реализуется схема «вызов - осмысление - размышление». Ученики получают следующий алгоритм работы:
- чтение текста от «остановки до остановки»
- вопрос-прогноз по поводу развития сюжетной линии в отрывке
- ответ-предположение, его обоснование.
2 этап урока. Стадия ОСМЫСЛЕНИЕ (Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь).
- Перед Вами лежит листок с текстом, прочитайте текст про себя «Читай самому себе». Но есть обязательное условие - читать не спеша! (в течение 5-8 минут дети читают рассказ)
- О чём данный текст? Вы поняли смысл данного текста? (История о старике и собаке, о доброте)
Приём «Чтение с остановками» (читаю - думаю - рассуждаю). Заранее разбивает текст на смысловые отрывки. Важно, чтобы каждый отрывок был логически законченным, при этом давал простор для воображения.
- Ребята, обратите внимание, наш текст разделён на четыре части. Давайте ещё раз прочитаем каждый фрагмент и прокомментируем эти части.
Прием чтение с остановками. Таблица 2.
Читаю
|
Думаю
|
Рассуждаю
|
1-й фрагмент текста |
С кем знакомимся? Кто сидел за столиком? Почему молодые люди не замечали ничего вокруг? Какую роль играет пейзаж в тексте? |
Новелла начинается с описания старика, который зашел погреться. Особую роль играет пейзаж: снежный дым, грохочет прибой. Молодые люди, ничего вокруг не замечают (безразличие к происходящему) |
2-й фрагмент текста |
Что просила собака? Почему молодые люди опять их не замечали? |
Собачка просит бутерброд, а стыдно старику. Он запрещает попрошайничать.
|
3-й фрагмент текста |
Почему у старика дрожал голос от огорчения? Что сказал молодой человек? Почему старик запретил Пети брать колбасу? |
Отрывок говорит нам о том, какими жестокими иногда бывают люди. Вместо того чтобы помочь обездоленному мужчине они принялись его оскорблять. В то же время, старик, будучи бедным и несчастным, не растерял своих моральных ценностей. |
4-й фрагмент текста |
Почему старик принял бутерброд от буфетчицы?
|
Доброта буфетчицы яркий пример тому: женщина осознавала, что старику нечем накормить свою собаку, не говоря уже о себе. Предложив два бутерброда, буфетчица словно возблагодарила этим мужчину за то, что он сумел выстоять перед соблазном и поступил по совести.
|
Приём «Кластер». Разбор текста и диалог с автором.
- Ребята кто главный герой новеллы: старик или собачка? Спорный вопрос, правда?
Давайте разделимся на две группы: первая составит кластер о старике, вторая - о собаке.
Прием «Кластер». Таблица 3.
Учащиеся должны быть на уроке не только зрителями и слушателями, а исследователями, добывающими знания самостоятельно. Такая позиция стимулирует процесс познания и интерес детей. Путь к познанию лежит через слово. Задача учителя при разборе произведения - помочь ученику понять мысль автора, почувствовать глубину текста, осмыслить и ощутить «вкус» каждого предложения. Наряду с формированием предметных знаний и умений на уроке литературы у обучающихся развивается умение использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным. Именно это и формирует функциональная грамотность. Урок построен на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Тема: «Подлинные и мнимые ценности жизни» (по трилогии Л.Н.Толстого «Юность»)