Цели:
- знакомство с военной поэзией, воссоздание картины эпохи;
- формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне через жанр интервью;
- воспитание патриотических чувств, формирование гражданской позиции обучающихся;
- развитие творческих способностей.
Учебник: «Литература. 6 класс» (Авт.-сост. Г.С.Меркин). В 2-х частях. - 2-е изд. - М.: ООО «ТИД» «Русское слово», 2014г.
Методические пособия:
- Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе: 5 класс. - М.: ВАКО, 2008г.;
- Соловьева Ф.Е. Уроки литературы 6класс. М.: «Русское слово», 2012г.
Организационная работа
За неделю до урока учащимся класса было предложено прочитать материалы учебника стр 187-203, познакомиться с письмом И.Козлова поэту М.Исаковскому (стр 193-195), распределиться на группы и выбрать домашнее задание к уроку:
- Группа-корреспонденты - получила задание: «Расспросить кого-нибудь из людей старшего поколения о событиях Великой Отечественной войны. Записать рассказ очевидца в форме интервью».
- Группа-чтецы - получила задание: Выучить наизусть стихотворения из учебника: С.С.Орлов «Его зарыли в шар земной», К.М. Симонов « Жди меня, и я вернусь», М.В.Исаковский «В прифронтовом лесу».
- Группа-иллюстраторы - получила задание поработать в цветными вкладками в учебнике («Победа» Худ. П.А.Кривоногов,1948г., Мать партизана. Худ. С.В.Герасимов 1943г., плакаты: «Родина-мать зовет!» Худ. И.Тоидзе 1941г., «Воин Красной Армии, спаси!» Худ. В.Корецкий, 1942г.): « Записать историческую справку, комментарий к ним. Оформить кабинет к уроку».
- Индивидуальное задание: «Подготовить информацию о жанре интервью».
Великая Отечественная война явилась крупнейшим событием 20 века, определившим судьбу нашего народа. Кроме того, война, как всякое трагическое событие, создает такие невероятные ситуации, которые требуют ответственных решений. Это колоссальное испытание силы духа, нравственности, совести. Особое свойство художественной литературы заключается в том, что мы, читая, сопереживаем героям, сравниваем себя с ними, «примериваем» на себя их жизнь, задаемся вопросом: «Как бы я поступил в подобном случае?» В этом смысле стихи о войне - это школа мужества. А значит, эта поэзия несет в себе нравственное начало, которое необходимо прививать детям, поэтому урок «Интервью с поэтом-участником Великой Отечественной войны» имеет большое воспитательное значение.
Ход урока
Учитель: Великая Отечественная война 1941-1945 г.г. была кровопролитной и страшной. Прошедшая войну на передовой медицинская сестра, а позже замечательная поэтесса Юлия Друнина писала:
Я только раз видала рукопашный,
Раз-наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Учитель: К счастью, мы узнаем все ужасы войны только из стихотворений, кинофильмов, песен, из воспоминаний участников войны, многие из которых не увидели победного дня. К сожалению, с каждым годом все меньше остается ветеранов войны. И мы с вами обязаны сохранить и передать знания, чувства, переживания, которые испытывали наши солдаты, защищая Родину от врага.
Учитель: Скажите, ребята, а каким образом мы можем сохранить знания, чувства, переживания? (В митингах памяти, в шествии «Бессмертного полка», в рассказах о войне, картинах, стихотворениях, в разговорах, в беседах с очевидцами.)
Учитель: Особенно ценны воспоминания о войне очевидцев. Как вы могли уже догадаться, тема нашего сегодняшнего урока - «Интервью…..». Но не просто интервью, а беседа с человеком, который не понаслышке знает, что такое война, с человеком, который все свои переживания и чувства передал в стихотворных строчках. Прежде чем мы с вами приступим к проверке домашнего задания по группам, внимательно послушаем сообщение учащегося о жанре интервью.
Выступление ученика сопровождается презентацией.
Интервью (английское interview - беседа) - целенаправленная, зафиксированная беседа, предназначенная для распространения в печати (по радио, ТВ). В другой интерпретации, интервью - опрос человека по профессиональной или личной тематике, проводящийся журналистом с целью публикации или вещания в СМИ. (Запись определения в тетрадь).
Слушаем корреспондентов. (учащиеся читают в лицах интервью)
А) О событиях Великой Отечественной войны мы расспросили Калашникову Любовь Ивановну (1927 г.р). Любовь Ивановна - труженик тыла, вдова участника войны.
Корреспондент: Добрый день, уважаемая Любовь Ивановна! В этом году в нашей стране празднуется знаменательная дата - 75 лет со дня окончания войны с фашизмом. Вы являетесь свидетелем тех страшных событий. Что для Вас значит День Победы?
Л.И.: Здравствуйте. Да, действительно, в 1941 году мне исполнилось 14 лет. Это были самые трудные годы в моей жизни, поэтому День Победы для меня - это и безграничная радость, и слезы, и грусть. 9 Мая 1945 года - день, когда был закончен великий путь нашей страны, отмеченный многими жертвами.
Корреспондент: Любовь Ивановна, каким было для Вас утро 22 июня 1941 года?
Л.И.: Я помню, как плакала мама, все были очень напуганы и обеспокоены. Мы все слышали страшное слово: «Война!»
Корреспондент: Война длилась 1418 дней. Чем они были заполнены у Вас, Ваших сверстников?
Л.И.: Мы очень быстро перестали быть детьми. Я жила в станице Новомалороссийская Краснодарского края, работала в колхозе. Мужчины ушли на фронт, а мы вместе с женщинами и стариками должны были продолжать работы в поле, на ферме, рыли окопы, носили мешки с мукой в другой населенный пункт.
Корреспондент: Какие из человеческих чувств, на Ваш взгляд, сильнее всего пробудила в людях война?
Л.И. Люди были по-настоящему мужественны. Никто не жаловался, все понимали, что это общее дело. Мы все жили со словами: «Все для фронта, все для победы!»
Корреспондент: Любовь Ивановна, очень важно Ваше слово, обращенное к современному поколению.
Л.И.: Мирная жизнь, возможность учиться и работать достались нам очень дорогой ценой. Об этом нужно помнить. Мы, люди старшего поколения, этого не забудем никогда. Важно, чтобы и молодые не забывали.
Корреспондент: Благодарю за беседу, желаю здоровья и благополучия! Поздравляем Вас с великим праздником Победы!
Подготовила группа Куделина Кирилла.
Б) Интервью об участнике Великой Отечественной войны
(Разговор Вячеслава с бабушкой Татьяной Дмитриевной).
- Бабушка, расскажи о своём отце?
Бабушка: Мой отец Владыкин Дмитрий Иванович родился в 8 ноября 1922 года в деревне Калитинка Каргопольского района.
- В каком году его призвали в армию?
Бабушка: Твой дедушка был призван 24 октября 1941 года Каргопольским РВК. Попал на службу на станцию Печенга Мурманской области.
- Бабушка, а что ты знаешь об его службе?
Бабушка: Известно то, что он был командиром отделения 2 стрелковой роты, младшим сержантом. За время преследования противника на Мурманском направлении и в боях за город Киркенес (Норвегия) действовал отважно и умело. Будучи старшим разведгруппы, выполняя задание, встретился с группой немцев и смело атаковал её. В результате короткой схватки группа немцев была рассеяна и оставила занимаемый рубеж. Дмитрий Иванович доставил командованию ценные сведения о противнике, этим самым способствовал командованию в выполнении боевой задачи. Во время войны его ранили, у него была контузия головы.
- Бабушка, а у него были какие-нибудь награды?
Бабушка: Да, он имел две награды: медаль за боевые заслуги и медаль за отвагу.
В 1945 году пришёл с Великой Отечественной войны.
- Спасибо! Я горжусь своим прадедом!
Подготовил: Коротков Вячеслав
Учитель: Что вас больше всего поразило в беседе, когда вы брали интервью? Что вызывает вашу гордость? (ответы учащихся) Какие вопросы можно было еще задать? (о друге, о самом страшном случае на войне, о забавном случае на войне, как часто вы писали письма домой, кто вас встречал с фронта?).
Учитель: Для того чтобы интервью было интересным, нужно продумывать вопросы беседы. А как вы думаете, чем интервью с поэтом будет отличаться от интервью с просто участником Великой Отечественной войны? (поэт поможет глубже прочувствовать через поэтический текст, какая боль охватывала население страны, как были разорваны семьи, как велико было стремление к радости, к победе, к миру.)
Поэтическая страница «Строки, зовущие к Победе»
Учитель: Уходя на фронт, многие брали с собой стихотворение К.Симонова «Жди меня» (1942г.) - это послание поэта любимой женщине, ставшее олицетворением верности, любви, долга.
Выразительное чтение стихотворения К.Симонова «Жди меня» (1 ученик)
Звучит мелодия песни М.И.Блантера на стихи М.В.Исаковсвского «В лесу прифронтовом»
Учитель: «В лесу прифронтовом» (1942 г.) - это удивительная песня, передающая высокие гражданские чувства. Ее мелодия звучит как призыв к борьбе с ненавистным врагом.
Выразительное чтение фрагмента стихотворения «В лесу прифронтовом» М.В.Исаковского (1 ученик)
Учитель: «У каждого истинного поэта своя земля и свое небо, вдохновляющее его на создание стихотворений», - считал С.С.Орлов. Притяжение земли и стремление к небу - два важнейшие составляющие его поэтического мира. Стихотворение «Его зарыли в шар земной» (1944г.) - яркое подтверждение этих слов.
Выразительное чтение наизусть стихотворения С.Орлова «Его зарыли в шар земной» (1 ученика)
Учитель: Какое стихотворение произвело на вас наибольшее впечатление? Что в нем вам особенно понравилось и запомнилось? Какие средства художественной выразительности использованы в понравившемся стихотворении? Знаете ли вы стихотворения о Великой Отечественной войне, кроме тех, которые приведены в учебнике? Назовите их. (Ответы учащихся).
Учитель: В годы Великой Отечественной войны советские писатели получали десятки писем с благодарностью за их творчество, помогающее в борьбе с фашизмом. Одним из таких примеров может служить письмо с фронта от офицера И.В.Козлова поэту М.В.Исаковскому. Дома вы прочитали его. (См. статья учебника стр. 203) Какие стихи М.В.Исаковского читали солдаты в минуты короткого отдыха? Какое воздействие оказывала на солдат военная поэзия? Почему они свое орудие на фронте назвали « Андрюшей»? (Ответы учащихся, выборочное чтение).
Учитель: А теперь представим, что мы будем брать интервью не просто у участника войны, но ещё и у поэта. Какие вопросы бы вы задали? (Ответы учащихся).
4. Учитель: Предлагаю вам отрывок интервью московских школьников с участником Великой Отечественной войны, поэтом, автором многих стихотворений о войне Юрием Георгиевичем Разумовским. (На столах текст интервью). Чтение интервью в лицах.
М. Ш. - Маша Ш.;
Ю. Г. - Юрий Георгиевич;
Д. Л. - Дима Л.
М.Ш. Какое стихотворение о войне Вы более всего любите?
Ю.Г. На этот вопрос ответить однозначно нельзя. Дело в том, что многие стихи мне по-разному дороги и любимы. Да к тому же поэзия обладает очень интересным свойством: одни и те же стихи по-разному воспринимаются в разное время. У Юлии Друниной, которая прошла фронт в самом тяжком роде войск - в пехоте, есть стихи о ее погибшей подруге. Стихи эти простые, но у меня проступи ли слезы, когда я читал их в первый раз. Есть одно военное стихотворение необычайной судьбы. Я имею в виду «Жди меня» Константина Симонова. Немудреные, казалось бы, строчки в один день узнала вся страна. Они потрясли всех:
Жди меня, и я вернусь
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет - повезло...
Это был крик души, но не одного поэта, а всего народа. На фронте эти стихи вырезали из газеты, переписывали и с ними шли в бой. В тылу женщины плакали над этими стихами. В то время все было общим - страдание и горе, надежды и радости, вера в победу и недоумение, что враг так быстро продвигается в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения Анны Ахматовой «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова, -
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Это стихотворение я тоже люблю, но кроме него у меня еще много любимых стихов, написанных разными поэтами...
М.Ш. А почему много?
Ю.Г. Потому что каждый поэт - это особый мир, особый взгляд на жизнь. В том числе и на войну. Когда множество не похожих друг на друга поэтов по-разному рассказывают о войне, то получается полная и объемная картина. И еще - всегда интересно увидеть то, чего не знаешь или не разглядел сам.Все они отражали чувства, настроения народа, бойцов, например: «Связист», «Песня смелых» А.Суркова, стихотворения «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины...», «Сын артиллериста» К.Симонова и «Балла да о красноармейце Демине» А.Прокофьева, «Машинист» И.Уткина, «Разговор с соседкой» О.Берггольц и «Песня о Днепре» Е.Долматовского, «До свиданья, города и хаты» М.Исаковского, «Баллада о мальчике» И.Сельвинского и поэма П.Антокольского «Сын», стихотворение П.Шубина «Шофер», «Баллада об одиночестве» С.Гудзенко и многие другие. Но, конечно, стихотворения и песни, как наиболее простые жанры, были нашим главным, говоря по-военному, «оперативным оружием».
М.Ш. С первых дней и до конца войны был на фронте Александр Трифонович Твардовский. По мнению литературоведов, критиков, его стихотворение «Я убит подо Ржевом» можно считать первым памятником Неизвестному Солдату, первым в его честь зажженным вечным огнем. Как вы относитесь к его стихотворениям и поэмам?
Ю.Г. Стихотворения и поэмы Александра Твардовского, безусловно, занимают в поэзии о войне особое место. Поэма «Василий Теркин» - это энциклопедия Великой Отечественной войны. Тут и страшное лицо войны, и обыкновенный немудреный ее быт, тут сама жизнь, где рядом и героические подвиги, и обыденные поступки, тут и раздумье поэта, где переплелись и народная мудрость, и лукавая прибаутка, и глубокая мысль. Тут, наконец, рядом, казалось бы, несовместимое - кровь и слезы, шутка и смех. И все это написано простым и при этом ярким, образным языком. Конечно, о войне знают лучше те, кто был на noсле боя. Писатель-фронтовик замечает то, что видит не каждый солдат. А это те существенные мелочи, из которых складывается яркая картина времени и событий... Послушайте стихотворение Юрия Белаша «Под пулеметным огнем».
Из черной щели амбразуры -
из перекошенного рта -
по нас,
по полю,
по лазури -
«та-та-та-та!», «та-та-та-та!..».
А мы лежим и хрипло дышим,
уткнувшись касками в траву,
и пули - спинами мы слышим -
у ног тугую землю рвут.
И страшно даже шевельнуться
под этим стелющим огнем...
Я помню наизусть многие его стихи, но просто невозможно прочитать их все. Я только перечислю некоторые из тех, которые мне особенно дороги: «Штыковой бой», «Оглохшая пехота». Если вам попадется его книга «Окопная земля», прочитайте ее, и вы получи более полное представление о войне.
М.Ш. Какое из ваших стихотворений вы выбрали бы для чтения в школе сегодня?
Ю.Г. Мне хотелось бы прочитать «Балладу о трех шагах», «Балладу о бомбежке» и т.п. Но я прочитаю стихотворение «Я обращаюсь к молодым», потому что оно о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. Послушайте его.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О «безымянной высоте
У незнакомого поселка».
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право -
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
Петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобится этo...
Учитель: Какая информация в интервью оказалась для вас новой? Чем помогала людям поэзия на фронте и в тылу? Какая мысль звучит во всех стихотворениях о войне? Зачем снова говорить о войне, после которой прошло почти полвека?
Иллюстраторы зачитывают исторические справки, комментарии к фотографиям, плакатам, репродукциям картин.
Рефлексия
Учитель: Спасибо всем за работу на уроке. Ребята, какие трудности возникли у вас в подготовке к уроку? (Ответы учащихся).
Домашнее задание
Подготовиться к конкурсу выразительного чтения стихотворений о Великой Отечественной войне, индивидуальное задание (расскажите об одном из поэтов, в творчестве которого есть стихотворения о Великой Отечественной войне (Р.Гамзатов «Журавли», Д.Самойлов «Сороковые»)).