Методические рекомендации «Упражнения для формирования навыков беглости и правильности чтения у детей младшего школьного возраста на уроках литературного чтения»

Разделы: Литература


Составитель: В.В. Лавриненко, студентка 4 «Г» группы специальности «Преподавание в начальных классах».

Руководитель: Т.С. Бабенко, преподаватель профессионального цикла ГБПОУ РО «ЗернПК».

Предлагаемый сборник составлен согласно ФГОС СПО по специальности 44.02.02. «Преподавание в начальных классах».

Введение

Данный сборник методических рекомендаций направлен на то, чтобы научить детей бегло и правильно читать.

Упражнения способствуют тому, что учащиеся постепенно овладеют читательскими умениями, которые необходимы для успешного обучения в начальной и за её пределами.

Сборник рекомендаций содержит ряд заданий, предполагающих отработку чёткости и правильности чтения, а также развитие скорости чтения. Это поможет учащимся читать тексты любых жанров быстро и правильно, не теряя смысла прочитанного, пополнит словарный запас учащихся. Уроки чтения должны обеспечивать детям интенсивное развитие мышления, памяти, речи и воображения.

Большое внимание в сборнике рекомендаций уделено работе, которая проводится до чтения на основном этапе урока.

Данное пособие позволит расширить знания педагогов о способах формирования навыков чтения у младших школьников.

Упражнения на развитие беглости чтения

На аналитическом этапе формирования чтения целесообразно использовать следующие упражнения:

Упражнения, направленные на развитие речевого аппарата:

1. Чтение чистоговорок.

«Лиса в лесу

Са-са-са - вот лиса.
Су-су-су - нора лисы в лесу.
Су-су-су - мы видели лису.
Сы-сы-сы - хвост красивый у лисы.»

2. Чтение скороговорок в темпе.

Набор скороговорок:

  1. Водовоз вез воду из-под водопада.
  2. Говори, говори, да не заговаривайся.
  3. На гору гогочут гуси, под горой огонь горит.

3. Учащийся делает глубокий вдох и на выдохе читает 15 согласных одного ряда:

- БТМПВЧФКНШЛЖЗЦС
- КВМСПЛБШГРДБЛСТ
- ПРЛГНТВСЧЦФБХНМ

Чтение «ЭХО»

На первом этапе обучения, по одному слову из предложения начинает читать хорошо читающий ученик, а слабо читающий прочитывает следом это же слово.

Цель: сильный чувствует себя ответственным, а слабый более уверенным в себе. На более позднем этапе обучения сильный и слабый меняются ролями.

Упражнения, направленные на развитие фонематического слуха у детей

  • Игра "Кто больше?" (придумывание слов с определенным звуком);
  • Игра "Звук заблудился".

Ребенок должен отыскать не подходящее по смыслу слово и подобрать нужное:

Мама с бочками (дочками) пошла
По дороге вдоль села.
Сели в ложку (лодку) и - айда!
По реке туда-сюда.

Упражнения, направленные на развитие навыка антиципации

  • Карточки «Допиши в словах окончания».
  • Доскажи строчку.
  • Допиши букву, чтобы получилось новое слово.

Приемы для развития беглости чтения:

  • ежедневная тренировка учащихся в чтении (учащиеся должны как можно больше читать, не менее 25-30 минут на уроке);
  • неоднократное перечитывание текста на уроке. Для того, чтобы перечитывание достигало положительных результатов и не снижало интереса к чтению, рекомендуются следующие виды работ: выборочное чтение, ответы на вопросы о прочитанном строчками из текста, нахождение и перечитывание отдельных мест текста при анализе содержания;
  • предварительная ориентация учащихся перед чтением текста. Например, перед чтением второй части сказки учитель говорит: «Сейчас мы узнаем, как готовятся к зиме ежи»; перед чтением третьей части сказки: «Из предыдущей части мы узнали о том, как готовятся к зиме ежи, а из этой части узнаем, как готовятся к зиме медведи» (Н.Грибачев. «Рыжие листья»);
  • чтение трудных слов, встречающихся в тексте. Учитель предварительно выписывает слова, сложные по слоговому и морфемному составу, на доску в послоговой разрядке, учащиеся читают их вслух;
  • использование специально подготовленных таблиц, связанных с текстом;
  • использование специально подготовленных, легких и интересных текстов, смысл которых понятен и не требует подробного разбора содержания.

Упражнения на развитие правильности чтения

1. Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту все большее количество раз этот столбик.

2. Пирамидки слов. Для таких упражнений слова записываются в столбик, начиная со слова с наименьшим количеством букв. Каждое слово делится на две части, которые записывают на некотором расстоянии друг от друга. На каждой последующей строчке это расстояние увеличивается.

3. Игра «Фотоглаз». Сфотографировать несколько слов (запомнить), написанных взрослым, и ответить на вопрос, есть ли слово, которое произносит взрослый, в перечне, или нет?

4. Жужжащие чтение. (методика Зайцева) Это такое чтение, когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать другим, каждый со своей скоростью.

5. Сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного.

6. За 1 минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.

Важную роль в формировании навыка правильности чтения играют упражнения, направленные на развитие дикции:

  • чтение шепотом и медленно;
  • чтение тихо и умеренно;
  • чтение громко и уверенно;
  • чтение слова четко и быстро.

В своей опытно-педагогической деятельности мы использовали следующие методы:

1) чтение пар слов, отличающихся одной буквой;

Пример: Посиди - просиди, машина - машинка, пошли - сошли.

2) чтение цепочек слов, близких по графическому написанию;

Пример: Страшный - странный, кашлял - кашлянул, спрашивать - спрашивает.

3) чтение цепочек родственных слов.

Пример: Верно - вернулся - отвернулся, держу - держал - выдержал

4) чтение чистоговорок;

Пример:

Шка-шка-шка спит кошка у окошка
Шка-шка-шка видит ли сны кошка?
Шку-шку-шку я поглажу кошку
Шке-шке-шке что же снится кошке?

5) чтение по слогам и целыми словами;

Привет: Ин-те-рес-но - интересно, спра-ши-вать - спрашивать, вни-ма-ни-е - внимание.

Заключение

Представленные упражнения многофункциональны. Они развивают не только правильность и беглость чтения, но и способствуют развитию восприятия, внимания, памяти, мышления младших школьников. Упражнения для развития чтения стимулируют интерес к чтению у детей.

Федеральный государственный стандарт начального общего образования включает в предметные результаты второго года изучения учебного предмета «Литературное чтение» «чтение вслух целыми словами без пропусков и перестановок букв и слогов в темпе не менее 40 слов в минуту (без отметочного оценивания), читать осознанно с соблюдением орфоэпических и интонационных норм» - всё это и опосредованно такими качествами чтения, как беглость и правильность.

Чтение является средством приобретения новых знаний, необходимых для дальнейшего обучения. Учащийся, который не научится читать или будет это делать медленно и плохо, не сможет успешно приобретать знания и использовать их на практике, потому что процесс школьного обучения предполагает самостоятельную работу детей.

Составленный сборник упражнений направлен на обучение детей самостоятельному чтению и решает те образовательные задачи, которые были заложены в федеральном государственном стандарте начального общего образования.

Источники

  1. Чиченкова, С.И. Приёмы, способствующие развитию техники чтения у младших школьников. / С.И.Чиченкова - 2018. / Режим доступа: https://infourok.ru/priemi-sposobstvuyuschie-razvitiyu-tehniki-chteniya-3766264.html. - 29.03.2022. - Текст: электронный.
  2. Осипова, С.А. Упражнения для развития беглости чтения. / С.А.Осипова - 2016. / Режим доступа: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2016/01/31/uprazhneniya-dlya-razvitii-beglosti-chteniya. - 05.04.2022. - Текст: электронный.
  3. Львов, М.Р. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / М.Р.Львов, В.Г.Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд, испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 465 с. Текст: непосредственный.