Методическая разработка урока по теме «Данко – герой, способный на подвиг»

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 8

Ключевые слова: Старуха Изергиль, М.Горький, М.Горький «Старуха Изергиль»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа "Старуха Изергиль";
  • проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
  • через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.

Оборудование:

  • толковые словари;
  • рисунки учащихся к легенде о Данко;
  • презентация.

Эпиграф к уроку

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы»
М.Горький «Старуха Изергиль»

Ход урока

1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды

- С творчеством какого писателя знакомились на предыдущих уроках? Какое произведение прочитали?

- В каких условиях проходило взросление писателя?

- Какую метафору выбрал М.Горький, чтобы описать жизнь в доме Кашириных?

Как реалист М.Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показать, какими они должны быть.

Горького не удовлетворяет искусство, которое «тихонько ворошило мелочи жизни и описывало будничные чувства будничных людей». Прочитайте его высказывание.

- Как вы его поняли? Запишем его в качестве эпиграфа к уроку. Подскажет ли он, о чем мы будем размышлять, читая легенду?

О человеке, способном на подвиг и пойдет речь на нашем уроке.

2. Словарная работа

В толковых словарях найдите и выпишите значение слова подвиг.

3. Работа с текстом художественного произведения

Прослушаем начало легенды.

- Какими мы видим людей племени? Можно ли людей племени назвать героями, способными на подвиг? Почему?

(Они проявили слабость, не смогли противостоять более сильным племенам, не боролись за свою свободу и независимость. Даже природа оказалась сильнее их)

- Чем она страшила людей? Какие художественные средства помогли автору создать образ природы? Проверьте, правильно ли вы определили художественные средства?

Этих людей нельзя назвать героями. Герой - это сильная личность, смелый, мужественный человек. Есть ли такой герой в нашем произведении?

- Найдите его описание.

- Почему люди поверили ему? (Почувствовали его силу, увидели, что он лучший из всех)

- Докажите, что дорога была трудной. Вычитайте детали, подтверждающие эту мысль

Проследим, как менялось настроение людей, сравним с Данко.

- Дайте оценку людям. Данко. Что лежит в основе его поступка? (любовь к людям, желание помочь, готовность на самопожертвование)

- Прочитать определение подвига. Можно ли утверждать, что Данко совершил подвиг?

В основе легенды о Данко лежит библейская легенда о Моисее. Прочитаем.

- Какие фрагменты соответствуют библейскому сюжету?

(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение)

- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

- Чем завершается легенда М.Горького? Напрасна ли его смерть? (Не напрасна, искры в степи, как свет горящего сердца Данко, освещают людям жизненный путь и напоминают о подвиге героя)

Можно ли его назвать героем?

4. Составление синквейна Подведение итогов урока. Оценка рисунков детей