Цели:
- показать особенности раннего творчества М.Горького на примере рассказа "Старуха Изергиль";
- проанализировать легенду о Данко с точки зрения ее идейного и художественного своеобразия;
- через анализ легенды воспитать в учащихся уважение к высоким нравственным качествам: бескорыстию, гордости, добру, служению людям.
Оборудование:
- толковые словари;
- рисунки учащихся к легенде о Данко;
- презентация.
Эпиграф к уроку
«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам.
И те, которые не находят их для себя, - те просто лентяи или трусы»
М.Горький «Старуха Изергиль»
Ход урока
1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенды
- С творчеством какого писателя знакомились на предыдущих уроках? Какое произведение прочитали?
- В каких условиях проходило взросление писателя?
- Какую метафору выбрал М.Горький, чтобы описать жизнь в доме Кашириных?
Как реалист М.Горький считал, что правда искусства требует изображения людей такими, какие они есть, но это будет не вся правда. Наряду с этим писатель должен показать, какими они должны быть.
Горького не удовлетворяет искусство, которое «тихонько ворошило мелочи жизни и описывало будничные чувства будничных людей». Прочитайте его высказывание.
- Как вы его поняли? Запишем его в качестве эпиграфа к уроку. Подскажет ли он, о чем мы будем размышлять, читая легенду?
О человеке, способном на подвиг и пойдет речь на нашем уроке.
2. Словарная работа
В толковых словарях найдите и выпишите значение слова подвиг.
3. Работа с текстом художественного произведения
Прослушаем начало легенды.
- Какими мы видим людей племени? Можно ли людей племени назвать героями, способными на подвиг? Почему?
(Они проявили слабость, не смогли противостоять более сильным племенам, не боролись за свою свободу и независимость. Даже природа оказалась сильнее их)
- Чем она страшила людей? Какие художественные средства помогли автору создать образ природы? Проверьте, правильно ли вы определили художественные средства?
Этих людей нельзя назвать героями. Герой - это сильная личность, смелый, мужественный человек. Есть ли такой герой в нашем произведении?
- Найдите его описание.
- Почему люди поверили ему? (Почувствовали его силу, увидели, что он лучший из всех)
- Докажите, что дорога была трудной. Вычитайте детали, подтверждающие эту мысль
Проследим, как менялось настроение людей, сравним с Данко.
- Дайте оценку людям. Данко. Что лежит в основе его поступка? (любовь к людям, желание помочь, готовность на самопожертвование)
- Прочитать определение подвига. Можно ли утверждать, что Данко совершил подвиг?
В основе легенды о Данко лежит библейская легенда о Моисее. Прочитаем.
- Какие фрагменты соответствуют библейскому сюжету?
(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение)
- Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
- Чем завершается легенда М.Горького? Напрасна ли его смерть? (Не напрасна, искры в степи, как свет горящего сердца Данко, освещают людям жизненный путь и напоминают о подвиге героя)
Можно ли его назвать героем?
4. Составление синквейна Подведение итогов урока. Оценка рисунков детей