Методическая разработка урока: "А.И.Солженицын. Рассказ "Матренин двор""

Разделы: Литература

Ключевые слова: А.И.Солженицын, А.И.Солженицын. «Матренин двор»


Пояснительная записка

Методическая разработка открытого урока: А.И.Солженицын. Рассказ «Матренин двор». В разработке использованы интерактивные методы обучения, нацеленные на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности; воспитание аналитического и критического мышления; формирование коммуникативных навыков; саморазвитие студентов.

При применении интерактивных методов обучения происходит активное взаимодействие педагога и студентов; взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание.

Используются приемы, определяющие внимание студентов в начале урока: коммуникативная атака (проблемные вопросы), диалог, сравнение и аналогия,погружение в эпоху, эссе.

Главной задачей на уроках литературы является работа с текстом и формирование читательской компетентности.

Опираясь на текст художественного произведения, студенты должны разбираться в позиции автора, выражать собственное отношение к событиям, поступкам героев; овладеть умением чтения, анализа, интерпретации художественного произведения, воспроизводить содержание произведения.

Использование активных методов обучения способствует более глубокому освоению материала, пробуждает интерес к изучению дисциплины.

Наглядность - один из ведущих принципов обучения. Главной функцией наглядности является помощь студентам в постижении литературного произведения и творчества писателя в целом, в овладении теоретико-литературными знаниями, в развитии речи студентов.

Наглядность активизирует внимание, мышление, память, заставляет переключать внимание с одного элемента на другой.

Урок проводится с использованием телевизора, ноутбука и электронного учебного пособия.

Тип урока: урок коррекции знаний, умений и навыков.

Вид урока: урок - размышление.

Цели урока:

  • Обучающие: провести анализ рассказа для осмысления образа Матрены как праведницы земли, вырабатывать навыки анализа текста в единстве формы и содержания, закрепить навыки самостоятельной работы.
  • Воспитательные: формировать уважение к таким нравственным ценностям как доброта, милосердие, чуткость, человечность, совесть, ответственность за свои поступки.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, учить студентов самостоятельно мыслить, анализировать, обобщать, делать выводы.

Материально-техническое обеспечение: телевизор, ноутбук, портрет А.И.Солженицына, словарь С.И.Ожегова, тексты с рассказом «Матренин двор», раздаточный материал, презентация.

Межпредметные связи:

  • История - «Период послевоенных лет (1950 годы)»
  • Русский язык - «Этимология слов. Словарная работа»

Эпиграф:

Бывают слабыми и грешные, и праведные
Различие их лишь в том, что ничтожный человек,
совершив хороший поступок, всю жизнь кичится им,
а праведник, совершая хорошие дела, не замечает их,
но годами помнит совершенный ими грех.
(Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»)

План урока

Ход урока

I. Организационный этап

Сегодня на нашем уроке, уроке - размышлении, мы будем говорить о лучших качествах человека, о нравственных ориентирах, о способности представлять собой лучший, истинный образец, идеал человека, живущего в гармонии с законами мироздания, стремящегося к достижению высоких целей, к вершинам духовности.

II. Мотивация учебной деятельности. Постановка целей урока

Преподаватель. Послушайте притчу о Демосфене.

Создание проблемной ситуации на уроке.

Однажды жители Афин, собравшиеся на площади, увидели Демосфена, который в жаркий солнечный день ходил по городу с фонарем в руках.

- Зачем тебе фонарь, ведь и так светло? И что ты ищешь? - спросили они у него.

- Я ищу человека, - ответил Демосфен.

Удивились афиняне и второй раз спросили его о том же.

- Человека, - снова ответил Демосфен.

- Человека? Это кого: меня, его, а может быть, вон того.., - засмеялись жители Афин.

- Я ищу человека…

- Так кого же, по-вашему, искал Демосфен с фонарем в руках?

- Какими качествами должен обладать человек, чтобы имя ему было

Че-ло-век с большой буквы?

Напишите эссе

Постановка темы и целей урока.

Эпиграф:

Бывают слабыми и грешные, и праведные. Различие их лишь в том, что ничтожный человек, совершив хороший поступок, всю жизнь кичится им, а праведник, совершая хорошие дела, не замечает их, но годами помнит совершенный ими грех.
(Василий Гроссман. «Жизнь и судьба»)

III. Диагностика (контроля) знаний, умений и навыков

Нам предстоит продолжить знакомство с главной героиней рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор» Матреной Васильевной.

Задание № 1. На экране изображены эпизоды из жизни А.И.Солженицына. Докажите, что рассказ «Матренин двор» является автобиографическим.

Мы будем работать по такому плану:

  1. Портрет.
  2. Описание избы.
  3. Хозяйство.
  4. Отношение к работе.
  5. Прошлое.
  6. Отношение окружающих.

Посмотрите на фото Матрены. Что вы можете сказать об этой женщине по фотографии? Ваши первые впечатления.

Задание № 2. Найдите в тексте рассказа портретную характеристику Матрены Васильевны. Выпишите цитаты, характеризующие ее образ.

Совпадает ли описание внешности Матрены на фото с описанием внешности героини из рассказа?

Итак, при каких же обстоятельствах происходит первое знакомство читателей с Матреной?

(Матрена не входит в число «претендентов», могущих пустить к себе в дом постояльца; мысль зайти к Матрене появляется у женщины. Водящей Игнатича по селу, в самую последнюю очередь: «Ну, разве что к Матрене зайдем... Только у нее не так уборно, в запущи она живет...»)

Изба у Матрены отличается от домов других людей в селе.
Задание № 3. Перед вами таблица. Приложение № 1. Заполните ее, ориентируясь на текст рассказа.

Внешний вид

Внутреннее убранство

1. "...Дом Матрены стоял тут же, неподалеку, с четырьмя оконцами в ряд на холодную некрасную сторону, крытый щепою, на два ската и с украшенным под теремок чердачным окошком. Дом не низкий - восемнадцать венцов. Однако изгнивала щепа, посерели от старости бревна сруба и ворота, когда-то могучие, и проредилась их обвершка.

2. была на запоре, но проводница моя не стала стучать, а просунула руку под низом и отвернула завертку - нехитрую затею против скота и чужого человека. Дворик не был крыт, но в доме многое было под одной связью. За входной дверью внутренние ступеньки поднимались на просторные мосты, высоко осененные крышей. Налево еще ступеньки вели вверх в горницу - отдельный сруб без печи, и ступеньки вниз, в подклеть. А направо шла сама изба, с чердаком и подпольем..."

3. "...стужа толкалась с севера в наши хилые оконца..."

4. "...Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами. От настольной же лампы свет падал кругом только на мои тетради, - а по всей комнате глазам, оторвавшимся от света, казался полумрак с розовинкой..."

1. "...жребий мой был - поселиться в этой темноватой избе с тусклым зеркалом, в которое совсем нельзя было смотреться, с двумя яркими рублевыми плакатами о книжной торговле и об урожае, повешенными на стене для красоты. Здесь было мне тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио..."

2. "...И с грубой плакатной красавицей я свыкся, которая со стены постоянно протягивала мне Белинского, Панферова и еще стопу каких-то книг, но - молчала. Я со всем свыкся, что было в избе Матрены..."

3. "...Разрисованная красно-желтая баба с книжного плаката радостно улыбалась..."

4. "...Так и поселился я у Матрены Васильевны. Комнаты мы не делили. Ее кровать была в дверном углу у печки, а я свою раскладушку развернул у окна и, оттесняя от света любимые Матренины фикусы, еще у одного окна поставил столик. Электричество же в деревне было - его еще в двадцатые годы подтянули от Шатуры..."

5. "...который Матрена выставила ему на середину комнаты, к печке-«голландке»..."

6. "...Она поднялась с убогой тряпичной кровати и медленно выходила ко мне..."

Как вы считаете, хочет ли Матрена, чтобы у нее был постоялец?

(Жизнь Матрены оказалась очень близка Игнатичу)

Было ли у Матрены хозяйство? (колченогая кошка, грязно - белая коза, фикусы) И как проходил обычный день героини?

  • рано вставала
  • доила козу
  • работала на огороде
  • готовила еду себе, Игнатичу, кошке
  • готовила еду пастухам
  • помогала соседям на огороде
  • помогала работать в колхозе
  • пыталась оформить пенсию

Задание № 4. Отношение Матрены к работе.

Подберите синоним слову работа для Матрены.

  • хорошее настроение
  • доброе расположение духа
  • радость
  • отдых
  • лекарство от всех недугов

Инсценирование эпизода «Рассказ Матрены о прошлом».

Задание № 5. По кластеру определить прошлое Матрены. Распределить в порядке очередности эпизоды из прошлого.

(разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский, не всякому мужику посильный труд, тяжелая немочь - болезнь, обида на колхоз)

Отношение окружающих.

Как относились люди, живущие в селе, к Матрене? (соседи, родственники, председатель колхоза, его жена) Приведите примеры.

Вывод: Окружающие пользовались бескорыстной помощью Матрены.

Давайте определим значения слов корысть и бескорыстие. Приложение №2.

  • Корысть - выгода, материальная польза.
  • Бескорыстие - отсутствие корысти, стремлению к наживе, личной выгоде.

Можно ли назвать Матрену настоящим человеком, праведником?

(Матрена Васильевна, кроме доброты и совести, не накопила других богатств. Она жила по законам гуманности, уважения и честности).

Обратимся к словарю Ожегова. Кто же такие праведники, а кто грешники?

Задание № 6. При помощи стикеров сравнить, что сопровождает жизнь праведников и грешников?

К кому же все - таки больше относится Матрена, к праведникам или грешникам?

Фронтальный опрос.

  1. Что же изменило обычный уклад жизни Матрены?
  2. Почему ей сложно решить отдать горницу при жизни?
  3. Жалко ли ей горницу?
  4. Предчувствовала ли Матрена свою смерть? (рассказ о поездах, пропажа святой воды на Богоявление, исчезновение кошки)
  5. Почему Матрена помогала мужикам везти горницу в санях?

Скажите пожалуйста, необходимы ли праведники современному миру?

Символичен финал рассказа - гибель Матрены на переезде. Она слабая женщина бросилась помогать перевозить свою собственную избу - единственное ее богатство и радость. И сама же попала под поезд.

Вывод: После смерти Матрена остается так и непонятой и неоцененной людьми. Ведь добро требует каждодневного терпеливого труда души. Каждый добрый поступок бессмертен.

IV. Домашнее задание

При помощи презентации подготовить сравнительный анализ образа Матрены Тимофеевны из поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» и Матрены Васильевны из рассказа А.И.Солженицына «Матренин двор».

V. Рефлексия (подведение итогов занятия)

При помощи цветных карточек подведите итоги урока.

  • Зеленый - все сделал правильно
  • Желтый - встретился с трудностями
  • Красный - допустил много ошибок

Литература

  1. Агеносов В.В. Русская литература XX в. (ч.1, 2). 11 кл. - М., 2005. - 234с.
  2. Дёмина, Н.П. Литературное произведение: теория и практика анализа: учебно-метод. пособие/ Н.П.Дёмина, С.В.Карпушин, Е.А.Моховикова. - Мн., 2010. - 123 с.
  3. Методика преподавания литературы в средних специальных учебных заведениях / Под ред. А.Д.Жижиной. М., 1987.
  4. Обернихина Г.А., Антонова А.Г., Вольнова И.Л. и др. Литература.
  5. Практикум: учеб. пособие. /Под ред. Г.А.Обернихиной. - М., 2007. - 334с.
  6. Русская литература ХХ века. Учебник-практикум. 11 кл. / Под ред. Лысого Ю.И. М.: Мнемозина, 1997 - 2000.