ЦЕЛИ:
- раскрыть сущность образа Чичикова, учитывая как положительные, так и отрицательные качества;
- ответить на вопрос Чичиков-герой или антигерой?
ХОД УРОКА
1. Учебная мотивация.
а) Назовите по одному лучшему качеству, которыми обладали герои (помещики) поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”.
(Примерные ответы учащихся:
– деликатность
– бережливость
– энергичность
– деловитость
– способность копить
б) Есть ли среди ваших знакомых люди, обладающие всеми этими качествами? Кто они в жизни? Успешны ли они?
в) Может ли кто-нибудь из героев поэмы обладать в совокупности этими качествами?
г) Запись темы урока: Кто он…? (вторую часть темы не пишем).
2. Исследование.
Задания группам. Используя текст поэмы Н. В. Гоголя “Мёртвые души”, ответьте на вопрос: соответствуют ли этим качествам герои поэмы:
1группа – образ Манилова;
2 группа – образ Коробочки;
3 группа – образ Ноздрёва;
4 группа – образ Собакевича;
5 группа – образ Плюшкина;
6 группа – образ Чичикова.
Свой ответ аргументируйте.
3. Обсуждение исследований учащихся.
Вывод: Из всех основных героев поэмы данными качествами обладает Чичиков. Значит, Чичиков обладает качествами положительного героя “добродетельный герой” (Н. В. Гоголь). Но вот парадокс – Н. В. Гоголь называет Чичикова подлецом. (Учитель зачитывает текст: “А добродетельный человек всё-таки не взят в герои… Нет, пора припрячь и подлеца. Итак, припряжем подлеца!”)
(Продолжим запись темы урока: “Стало быть, подлец?”).
4. Эвристическая беседа.
а) Почему Н. В. Гоголь “добродетельного” человека называет подлецом?
б) С какой целью Чичиков совершал все эти поступки?
Вывод: Какая бы благородная цель не была бы у человека, он всегда должен оставаться порядочным. “Для достижения цели все средства хороши – не работает: как не работало в X веке, так не работает и в XXI. Можно быть “ангелом”, но если неразборчив в средствах, всё равно будешь подлецом. Так и Чичиков в поэме Н. В. Гоголя “Мёртвые души”…, несмотря на положительные качества является антигероем.
5. Знакомство с понятием.
Антигерой – художественный образ, который помогает глубже разбираться в действительности, показывает, что осуждает писатель и что считает он положительным в жизни, вызывает стремление бороться с отрицательными явлениями в ней.
6. Слово учителя.
И всё-таки мне хочется поставить восклицательный знак в последнем предложении нашей темы урока.
Чичиков обладает положительными и отрицательными качествами. Н. В. Гоголь хотел дать ему, как и Плюшкину, второй шанс во втором и третьем томе. Писатель хотел показать возрождение героя, путь, каким пришёл Чичиков к истине, к свету, как из антигероя он превратился в героя. Но, к сожалению, второй том Н. В. Гоголь сжёг, остались только отрывки, а третий том так и не успел написать.
7. Творческое задание. (по группам)
Если бы сбылась мечта Чичикова, и он имел бы свой дом. Придумайте и опишите или нарисуйте герб, который бы украшал его дом и отражал сущность Чичикова.
8. Защита работ.
9. Домашнее задание.
Напишите эссе на тему “Чичиков через … лет”.