Тема урока: «Какое в них (письмах) богатство чувств и мыслей!» (Юрий Бондарев) Слайд №1
Цели урока: Слайд №2
обучающие:
- закрепить знания о том, что такое письмо, как оно строится, о его языковых особенностях;
- тренироваться в различении и написании деловых и частных писем;
- тренироваться в написании письма другу;
развивающие:
- развивать умение написания дружеского письма;
- формировать у учащихся коммуникативную компетенцию;
воспитательные:
- способствовать возрождению традиций эпистолярного жанра,
- сконцентрировать внимание школьников на ценностях родного языка.
Оборудование урока:
- Мультимедийная установка;
- Презентация:
- «Письмо. Что это значит?».
- “Славянских стран учителя...»
- «Эпистолярный стиль».
- «Письма А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой»
- «Правила составления письма».
Эпиграф: Слайд №3
Письма больше, чем воспоминания.
На них запеклась кровь событий,
это – само прошедшее, как оно было,
задержанное и нетленное.
А.И.Герцен
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Наше отношение к письменному слову бездумно. Сегодня, в век нанотехнологий, стало привычным звонить по телефону или обмениваться SMS-сообщениями — просто и быстро. Задача письма - объединение людей, разделённых пространством и временем. Письмо - это разносторонняя форма общения, сосредоточение мыслей, арена столкновения мнений. Письмо – беседа с другим и тем самым с самим с собой. Эту особенность письма подчёркивает и педагог Шалва Амонашвили: «Уникальность писем в том, что они позволяют человеку непредвзято заглянуть в себя, что на небольшом листе бумаги я хочу сказать близким, друзьям. Нелегкие вопросы задает себе порой человек, склонившийся над письмом: так ли я живу, что думают обо мне сверстники. Работа над письмом – это и работа над собой».
III. Основное содержание урока
Учитель: Современные формы переписки сложились около двухсот лет назад. Их родина — Англия. Оттуда ведут своё начало основные правила — этикет составления корреспонденции. Но эпистолярное искусство существует с древних времён. Когда мы пытаемся представить себе начало русской книжности, наша мысль обязательно обращается к истории письма.
Значение письма в истории развития цивилизации трудно переоценить. В языке, как в зеркале, отражен весь мир, вся наша жизнь. И читая написанные или напечатанные тексты, мы как бы садимся в машину времени и можем перенестись и в недавние времена, и в далекое прошлое. Возможности письма не ограничены ни временем, ни расстоянием. Но искусством письма люди владели не всегда. Это искусство развивалось долго, на протяжении многих тысячелетий.
Слайд №4-6. «Письмо. Что это значит?».
Вначале появилось картинное письмо (пиктография): какое-нибудь событие изображали в виде рисунка, затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы, сначала соблюдая сходство с изображаемым, а затем в виде условных знаков (идеография, иероглифы), и, наконец, научились изображать не предметы, а передавать знаками их названия (звуковое письмо). Первоначально в звуковом письме употреблялись только согласные звуки, а гласные или вообще не воспринимались, или обозначались дополнительными значками (слоговое письмо). Слоговое письмо было в употреблении у многих семитских народов, в том числе и у финикинян.
Греки создали свой алфавит на основе финикийского письма, но значительно усовершенствовали его, введя особые знаки для гласных звуков. Греческое письмо легло в основу латинской азбуки, а в IX веке было создано славянское письмо путем использования букв греческого алфавита.
Слайд №7-13. “Славянских стран учителя...»
Великое дело создания славянской азбуки совершили братья Константин (при крещении принявший имя Кирилл) и Мефодий. Главная заслуга в этом деле принадлежит Кириллу. Мефодий был верным его помощником. Составляя славянскую азбуку, Кирилл смог уловить в звучании знакомого ему с детства славянского языка (а это был, вероятно, один из диалектов древнеболгарского языка) основные звуки этого языка и найти для каждого из них буквенные обозначения. Читая по-старославянски, мы произносим слова так, как они написаны. В старославянском языке мы не встретим такого расхождения между звучанием слов и их произношением, как, например в английском или французском.
Славянский книжный язык (старославянский) получил распространение в качестве общего языка для многих славянских народов.
В память о великом подвиге Кирилла и Мефодия 24 мая во всем мире празднуется День славянской письменности. Особенно торжественно отмечается он в Болгарии. Там совершаются праздничные шествия со славянской азбукой и иконами святых братьев. Начиная с 1987 года, и в нашей стране в этот день стал проводиться праздник славянской письменности и культуры. Русский народ отдает дань памяти и благодарности “славянских стран учителям... "
Учитель: Письмо – это послание, адресованное кому-то. В латинском языке «послание» – эпистола, в русском – письмо. Отсюда и название – эпистолярный жанр.
Работа со словарем. Найдите значение слова: эпистолярный.
Эпистолярный жанр – один из лирических жанров, стихотворение в форме письма, обращенного к другу, возлюбленной и др., например, «Во глубине сибирских руд» А.С. Пушкина, «Письмо матери» С. Есенина.
Слайд №14-16. «Эпистолярный стиль».
Эпистолярный стиль развился из бытовой переписки. Древнейшие образцы русского эпистолярного стиля – берестяные грамоты, переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским (XVI в.). Составлялись особые руководства для писания писем – «письмовники», содержащие образцы переписки как личного, так и делового характера. Старейший печатный русский письмовник – «Приклады, како пишутся комплименты разные» (1708). В XIX в. также выходили руководства для писания писем, например, такие наставления содержит «Хороший тон. Сборник правил и советов на все случаи жизни общественной и семейной» (1881). В эпистолярном стиле выделяются письма, с одной стороны, как особый жанр публицистической и художественной прозы («Письма из Франции» Д.И. Фонвизина, «Письма русского путешественника» Н.М. Карамзина, «Письма к другу» Ф.Н. Глинки, «Бедные люди» Ф.М. Достоевского) и, с другой стороны, как средство делового, профессионального и личностного, дружеского общения. Издается переписка известных людей, ставшая фактом литературы и получившая резонанс в различных сферах духовной жизни (письма А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, В.Г. Белинского, Ф.М. Достоевского, А.П. Чехова и др.). В первом случае в письмах преобладает образность, художественность изложения, во втором – разговорность стиля, эмоциональность или официальность.
К особому типу относится официальная переписка, содержащая определенные каноны, черты официально-делового стиля, набор клише.
Частные письма несут всевозможную информацию: содержат размышления, наблюдения, исповедь, выражают эмоции, чувства, дают бытовые и автобиографические сведения. В письмах проявляется непосредственность мироощущения. В письме пишущая личность выдвигается на первый план.
Эпистолярный стиль отличается точным обозначением адресата и адресанта, отражает сложное тонкое переплетение устной разговорной и книжно-письменной речи. Для эпистолярного стиля характерны как непринужденная, так и официальная форма обращения. Используются этикетные формулы, клише, вопросительные и восклицательные предложения. В эпистолярном стиле проявляются авторское «я», многообразие и единство авторского образа, диалогизация речи.
Учитель: Зачем в произведениях русских классиков используется эпистолярный жанр?
Ответы учеников. Письма позволяют шаг за шагом пройти с героем жизненный путь, воссоздают черты характера, широкий круг интересов, его личные отношения к событиям. Они отражают изменения в судьбе, во взглядах, душевной настроенности героя.
Учитель: Обратимся к письмам А.С.Пушкина к жене, Гончаровой Н.Н. А.Н.Майков писал: «Письма Пушкина – одно из удивительных проявлений его гения». Пушкинская переписка приходится на тот короткий в истории литературы период, когда частное письмо воспринималось современниками как явление литературы. Это была, как писал Пушкин, «почтовая проза». Сегодня известно около 800 писем и записок поэта, имеющих точного адресата. Они адресованы 191 лицу, в них упомянуто 1200 человек. Пушкин вносит в традицию дружеского письма существенные поправки. Он работает над письмом, как над стихами. Отдельные абзацы имеют до 15 черновых вариантов.
Письма Пушкина – драгоценный образец словесного искусства. Н.Н. Пушкина – самый частый корреспондент поэта. Жене – за 17 месяцев разлуки – 78 писем. Письма писались из Москвы, Петербурга, Болдина, Михайловского, Нижнего Новгорода, Казани, Оренбурга, Симбирска. Первое письмо написано 20 июля 1830 года, последнее – 18 мая 1836 года. Письма являются фундаментом пушкинской прозы и, несомненно, подчиняются ее законам.
Задание. Прочитайте письма А.С.Пушкина к Н.Н.Гончаровой. Докажите, что они частные, выявив их особенности. Слайд №17-26
Письмо №1. 29 октября 1830 г.
«Милостивая государыня Наталья Николаевна, я по-французски браниться не умею, так позвольте мне говорить вам по-русски, а вы, ангел мой, отвечайте мне хоть по-чухонски, да только отвечайте... Если вы в Калуге, я приеду к вам через Пензу; если вы в Москве, то есть в московской деревне, то приеду к вам через Вятку, Архангельск и Петербург. Ей-богу, не шучу – но напишите мне, где вы...»
Письмо №2. 8 декабря 1831 г. Из Москвы в Петербург
Здравствуй, женка, мой ангел. Не сердись, что третьего дня написал я тебе только три строки; мочи не было, так устал. Вот тебе мой itineraire. Собирался я выехать в зимнем дилижансе, но мне объявили, что по причине оттепели должен я отправиться в летнем; взяли с меня лишних 30 рублей и посадили в четвероместную карету вместе с двумя товарищами. А я еще и человека с собою не взял в надежде путешествовать одному. Один из моих спутников был рижский купец, добрый немец, которого каждое утро душили мокроты, и который на станции ровно час отхаркивался в углу. Другой мемельский жид, путешествующий на счет первого. Вообрази, какая веселая компания. Немец три раза в день и два раза в ночь аккуратно был пьян. Жид забавлял его во всю дорогу приятным разговором, например, по-немецки рассказывал ему Iwan Wijiguin (ganz charmant!). Я старался их не слушать и притворялся спящим. Вслед за нами ехали в дилижансах трое купцов, княгиня Голицына (Ланская), приятель мой Жемчужников, фрейлина Кочетова и проч. Всё это останавливалось вместе; ни на минуту не было покоя; в Валдае принуждены мы были пересесть в зимние экипажи и насилу дотащились до Москвы. Нащокина не нашел я на старой его квартире; насилу отыскал его у Пречистенских ворот в доме Ильинской (не забудь адреса). Он все тот же: очень мил и умен; был в выигрыше, но теперь проигрался, в долгах и хлопотах. Твою комиссию исполнил: поцеловал за тебя и потом объявил, что Нащокин дурак, дурак Нащокин. Дом его (помнишь?) отделывается; что за подсвечники, что за сервиз! он заказал фортепьяно, на котором играть можно будет пауку, и судно, на котором испразнится разве шпанская муха. Видел я Вяземских, Мещерских, Дмитриева, Тургенева, Чаадаева, Горчакова, Дениса Давыдова. Все тебе кланяются: очень расспрашивают о тебе, о твоих успехах; я поясняю сплетни, а сплетен много. Дам московских еще не видал; на балах и в собрание, вероятно, не явлюсь. Дело с Нащокиным и Догановским, вероятно, скоро кончу, о твоих бриллиантах жду известия от тебя. Здесь говорят, что я ужасный ростовщик; меня смешивают с моим кошельком. Кстати: я кошелек обратил в мошну и буду ежегодно праздновать родины и крестины, сверх положенных именин. Москва полна еще пребыванием двора, в восхищении от царя, и еще не отдохнула от балов; Цыхлер сделал в один месяц 80 тысяч чистого барыша. А. Корсакова выходит за князя Вяземского. Вот тебе все наши новости. Надеюсь увидеть тебя недели через две; тоска без тебя; к тому же с тех пор, как я тебя оставил, мне все что-то страшно за тебя. Дома ты не усидишь, поедешь во дворец, и того и гляди, выкинешь на сто пятой ступени комендантской лестницы. Душа моя, женка моя, ангел мой! сделай мне такую милость: ходи два часа в сутки по комнате, и побереги себя. Вели брату смотреть за собою и воли не давать. Брюллов пишет ли твой портрет? была ли у тебя Хитрова или Фикельмон? Если поедешь на бал, ради бога, кроме кадрилей не пляши ничего; напиши, не притесняют ли тебя люди, и можешь ли ты с ними сладить. Засим целую тебя сердечно. У меня гости.
Письмо №3. Около (не позднее) 30 сентября 1832 г. Из Москвы в Петербург
Вот видишь, что я прав: нечего было тебе принимать Пушкина. Просидела бы ты у Идалии и не сердилась на меня. Теперь спасибо за твое милое, милое письмо. Я ждал от тебя грозы, ибо по моему расчету прежде воскресения ты письма от меня не получила; а ты так тиха, так снисходительна, так забавна, что чудо. Что это значит? Уж не кокю ли я? Смотри! Кто тебе говорит, что я у Баратынского не бываю? Я и сегодня провожу у него вечер, и вчера был у него. Мы всякий день видимся. А до жен нам и дела нет. Грех тебе меня подозревать в неверности к тебе и в разборчивости к женам друзей моих. Я только завидую тем из них, у коих супруги не красавицы, не ангелы прелести, не мадонны etc. etc. Знаешь русскую песню -
Не дай бог хорошей жены,
Хорошу жену часто в пир зовут.
А бедному-то мужу во чужом пиру похмелье, да и в своем тошнит. - Сейчас от меня - альманашник. Насилу отговорился от него. Он стал просить стихов для альманаха, а я статьи для газеты. Так и разошлись. На днях был я приглашен Уваровым в университет. Там встретился с Каченовским (с которым, надобно тебе сказать, бранивались мы, как торговки на вшивом рынке). А тут разговорились с ним так дружески, так сладко, что у всех предстоящих потекли слезы умиления. Передай это Вяземскому. Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе; докажу после. На днях был я на бале (у княгини Вяземской; следственно, я прав). Тут была графиня Сологуб, графиня Пушкина (Владимир), Aurore, ее сестра, и Natalie Урусова. Я вел себя прекрасно; любезничал с графиней Сологуб (с теткой, entendons-nous) и уехал ужинать к Яру, как скоро бал разыгрался. Дела мои идут своим чередом. С Нащокиным вижусь всякий день. У него в домике был пир: подали на стол мышонка в сметане под хреном в виде поросенка. Жаль, не было гостей. По своей духовной домик этот отказывает он тебе. Мне пришел в голову роман, и я, вероятно, за него примусь; но покамест голова моя кругом идет при мысли о газете. Как-то слажу с нею? Дай бог здоровье Отрыжкову; авось вывезет. Целую Машу и благословляю, и тебя тоже, душа моя, мой ангел. Христос с вами.
Письмо №4. 2 сентября 1833 г. Из Нижнего-Новгорода в Петербург
2 сентября, Нижний-Новг.
Перед отъездом из Москвы я не успел тебе писать. Нащокин провожал меня шампанским, жженкой и молитвами. Каретник насилу выдал мне коляску; нет мне счастия с каретниками. Дорога хороша, но под Москвою нет лошадей, я повсюду ждал несколько часов и насилу дотащился до Нижнего сегодня, то есть в пятые сутки. Успел только съездить в баню, а об городе скажу только тебе les rues sont larges et bien pavees, les maisons sont bien baties. Еду на ярманку, которая свои последние штуки показывает, а завтра отправляюсь в Казань.
Мой ангел, кажется, я глупо сделал, что оставил тебя и начал опять кочевую жизнь. Живо воображаю первое число. Тебя теребят за долги, Параша, повар, извозчик, аптекарь, M-me Sichler etc., y тебя не хватает денег, Смирдин перед тобой извиняется, ты беспокоишься - сердишься на меня - и поделом. А это еще хорошая сторона картины - что, если у тебя опять нарывы, что, если Машка больна? А другие, непредвиденные случаи... Пугачев не стоит этого. Того и гляди, я на него плюну - и явлюсь к тебе. Однако буду в Симбирске и там ожидаю найти писем от тебя. Ангел мой, если ты будешь умна, то есть здорова и спокойна, то я тебе из деревни привезу товару на сто рублей, как говорится. Что у нас за погода! дни жаркие, с утра маленькие морозы - роскошь! так ли у вас? Гуляешь ли ты по Черной Речке или еще взаперти? Во всяком случае береги себя. Скажи тетке, что хоть я и ревную ее к тебе, но прошу Христом и богом тебя не покидать и глядеть за тобою. Прощайте, дети, до Казани. Целую всех вас равно крепко - тебя в особенности.
Письмо №5.20 и 22 апреля 1834 г. Из Петербурга в Москву
Пятница.
Ангел мой женка! сейчас получил я твое письмо из Бронниц - и сердечно тебя благодарю. С нетерпением буду ждать известия из Торжка. Надеюсь, что твоя усталость дорожная пройдет благополучно и что ты в Москве будешь здорова, весела и прекрасна. Письмо твое послал я тетке, а сам к ней не отнес, потому что репортуюсь больным и боюсь царя встретить. Все эти праздники просижу дома. К наследнику являться с поздравлениями и приветствиями не намерен; царствие его впереди; и мне, вероятно, его не видать. Видел я трех царей: первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку; второй меня не жаловал; третий хоть и упек меня в камер-пажи под старость лет, но променять его на четвертого не желаю; от добра добра не ищут. Посмотрим, как-то наш Сашка будет ладить с порфирородным своим тезкой; с моим тезкой я не ладил. Не дай бог ему идти по моим следам, писать стихи да ссориться с царями! В стихах он отца не перещеголяет, а плетью обуха не перешибет. Теперь полно врать; поговорим о деле; пожалуйста, побереги себя, особенно сначала; не люблю я святой недели в Москве; не слушайся сестер, не таскайся по гуляниям с утра до ночи; не пляши на бале до заутрени. Гуляй умеренно, ложись рано. Отца не пускай к детям, он может их испугать и мало ли что еще. Пуще береги себя во время регул - в деревне не читай скверных книг дединой библиотеки, не марай себе воображения, женка. Кокетничать позволяю сколько душе угодно. Верхом езди не на бешеных лошадях (о чем всепокорно прошу Дмитрия Николаевича). Сверх того прошу не баловать ни Машку, ни Сашку и, если ты не будешь довольна своей немкой или кормилицей, прошу тотчас прогнать, не совестясь и не церемонясь.
Воскресение. Христос воскрес, моя милая женка, грустно, мой ангел, грустно без тебя. Письмо твое мне из головы нейдет. Ты, мне кажется, слишком устала. Приедешь в Москву, обрадуешься сестрам; нервы твои будут напряжены, ты подумаешь, что ты здорова совершенно, целую ночь простоишь у всеночной, и теперь лежишь врастяжку в истерике и лихорадке. Вот что меня тревожит, мой ангел. Так, что голова кругом идет и что ничто другое в ум не лезет. Дождусь ли я, чтоб ты в деревню удрала! Нынче великий князь присягал; я не был на церемонии, потому что репортуюсь больным, да и в самом деле не очень здоров. Кочубей сделан канцлером; множество милостей; шесть фрейлин, между прочими твоя приятельница Натали Оболенская, а наша Машенька Вяземская все нет. Жаль и досадно. Наследник был очень тронут; государь также. Вообще, говорят, все это произвело сильное действие. С одной стороны я очень жалею, что не видал сцены исторической, и под старость нельзя мне будет говорить об ней как свидетелю. Еще новость: Мердер умер; это еще тайна для великого князя и отравит его юношескую радость. Аракчеев также умер. Об этом во всей России жалею я один - не удалось мне с ним свидеться и наговориться. Тетка подарила мне шоколадный бильярд - прелесть. Она тебя очень целует и по тебе хандрит. Прощайте, все мои. Христос воскрес, Христос с вами.
Ответы учащихся:
- Это письма личные, так как они содержат в себе информацию о делах семьи: материальные заботы о семье, деловые поручения и отцовские наставления жене.
- Н.Н.Гончарова была для Александра Сергеевича и другом, делившим с ним все житейские трудности, и матерью его детей, и женой-ребенком (ведь он был старше ее не только на тринадцать лет). Поэтому в письмах проявляется пронзительная тоска по любимой, благородная нежность, благодарность за совет, за детей.
- Общий тон писем Пушкина к жене откровенен и свободен. Поэтому он пользуется сочетанием разных эмоциональных и лексических оттенков. В одном и том же письме находим грусть и сарказм, насмешку и рассудительность, негодование и шутку.
Учитель: Как обращается А.С.Пушкин к Натали?
- «Милостивая государыня Наталья Николаевна», «женка, мой ангел», «моя милая женка», «мой ангел».
- Эти милые, задушевные, проникновенные, порой шаловливые, но всегда дорогие и сердечные обращения Пушкина к любимой жене.
Учитель: Можно ли говорить о том, что в письмах описаны только события? Что в них главное?
- Цель автора писем не сообщить сведения, а передать свои эмоции, чувства, переживания.
Учитель: Покажите, какими средствами Пушкин передает свои чувства, эмоции?
- Поэт предугадывает реплики жены, ведет диалог так, будто происходит непосредственное живое общение.
-Разговорный язык перебивается просторечием («не таскайся», «испразнится»),церковнославянизмами, французскими фразами. Непринужденные речевые сочетания, максимально приближенные к разговорному языку, – такова стилистическая основа писем Пушкина к жене.
Учитель: Перечитав письма Пушкина к жене, мы увидели человека с очень тонко организованной душой и горячо бьющимся сердцем поэта, который остается творцом-художником и в своей переписке. Письма А.С. Пушкина к жене – драгоценная часть его литературно-художественного наследия, человеческие документы, соотносимые с его художественной прозой. В свое время эти письма глубоко взволновали А.И. Куприна. Он писал: «Я хотел бы тронуть в личности Пушкина ту сторону, которую, кажется, у нас еще никогда не трогали. В его переписке так мучительно трогательно и так чудесно раскрыта его семейная жизнь, его любовь к жене, что почти нельзя читать это без умиления. Сколько пленительной ласки в его словах и прозвищах, с какими он обращался к жене! Сколько заботы о том, чтобы она не оступилась, беременная, – была здорова, счастлива! Мне хотелось бы когда-нибудь написать об этом... Ведь надо только представить себе, какая бездна красоты была в его чувстве, которым он мог согревать любимую женщину, как он при своем мастерстве слова мог быть нежен, ласков, обаятелен в шутке, трогателен в признаниях».
Учитель: Конечно, частные письма - дело личное. Единого рецепта нет. Но все-таки есть правила, которых обязан придерживаться всякий культурный человека
Слайд №27-29.. «Правила составления письма».
- Ответить па полученное письмо ты должен как можно быстрее. Не позднее чем через 3-5 дней.
- Бумага для письма должна быть абсолютно чистой, аккуратно обрезанной. В письме не должно быть помарок, клякс, почерк должен быть разборчивым.
- Письмо начинай с обращения: «Здравствуй...», «Добрый день...», «Дорогой...», «Милый...».
- Близкому человеку можно писать в тех выражениях, в каких ты привык с ним говорить. Человеку малознакомому пишем сдержанно.
- В правом верхнем углу письма непременно поставь дату написания.
- Закончи письмо пожеланием здоровья, успехов или выражениями: «Счастливо!», «Всего доброго» и т.д.
- Обязательно поставь подпись.
- Если ты случайно забыл написать о чём-то, можешь добавить это уже после подписи, поставив две латинские буквы P.S., что означает: «после, написанного».
Итоги урока.
Учитель: Сегодня мы с вами вспомнили историю письма, познакомились с перепиской А.С.Пушкина с Н.Н.Гончаровой. Мы читаем письма многих великих из людей. От чтения этих писем получаешь огромную радость. Конечно, это были талантливые люди, и так, как они, не напишешь. Но, может быть, нам тоже надо писать письма, так как будто точно узнаешь, что когда-нибудь это напечатают.
Домашнее задание Слайд №30-31
Напишите письмо. Номинации:
- «Письмо Президенту»
- «Письмо другу. Яркое событие моей жизни»
- «Письмо моей семье»
- «Хочу рассказать тебе о своём родном крае».