Концепция произведения: конфликт власти и индивидуальности, обречённой на гибель.
Диагностические цели:
Ученики смогут после анализа текста:
- рассказать о Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах, простолюдинах на основе иллюстраций А.М.Васнецова, А.П.Рябушкина;
- объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней;
- назвать фольклорные элементы в поэме;
- устно нарисовать картины пира в царских палатах;
- рассказать об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи, народные забавы), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения;
- точно охарактеризовать каждого героя «Песни…», выявить общее и различное в характерах героев поэмы;
- объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины;
- подготовить ответ-рассуждение на тему: «Характеристика главных героев поэмы В.Г.Белинским».
- сопоставить иллюстрации к «Песне…» И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева;
- назвать особенности сюжета поэмы;
- отметить элементы лирики и эпического повествования;
- выразительно прочитать поэму, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию;
- написать сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера».
Учебная задача: почему «Песня…» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?
Распределение материала по урокам.
1-й урок. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Фольклорное начало в поэме.
Диагностические цели.
Ученики смогут: рассказать о Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах, простолюдинах;объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней; назвать фольклорные элементы в поэме;устно нарисовать картины пира в царских палатах;подготовить рассказ о быте купцов 16 века и об отношениях в купеческой семье;сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.
Проект 2 урока по теме: «М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.
Форма урока – эвристическая беседа.
Диагностические цели урока.
Ученики смогут: рассказать об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения; точно охарактеризовать каждого героя «Песни…»; объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины; подготовить ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обосновать свои выводы по теме, подтвердить их текстами поэмы.
Учебная задача: Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?
Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем и Иваном Грозным:
- Пир в царских палатах.
- Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о том, что их семью обесчестил Киребеевич.
- Наказ Калашникова братьям.
- Бой на Москва-реке.
- Диалог Ивана Грозного и Калашникова.
Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться в конфликте.
Анализ эпизода «Пир в царском Дворце»
Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов поможет учащимся при анализе характеров героев и идеи поэмы.
Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного.
Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы:
– Что в повествовании указывает на
незыблемость установившегося порядка в жизни
царского двора и поведении его подданных?
– Какие законы нарушает Киребеевич?
– Что в сцене трапезы при царском дворе
раскрывает это явление как традицию?
– Найдите в тексте параллельное сравнение из
мира природы с образом царя и царской власти.
Какой дополнительный смысл изображаемым
событиям придаёт это сравнение? (Образ неба
(тучи и солнце) символизирует могущество, величие
и вечность царской власти.)
– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в жизни царского двора и поведении его подданных? Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а в поведении людей – традиционно сложившиеся правила.
Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Отведённые места за столом занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта, общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии.
– Проследите по тексту, как Киребеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.)
– Расскажите, что поведал Киребеевич царю?
– Какую помощь предлагает Иван Грозный Киребеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке? (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться Киребеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».)
– Какие нравственные законы и как преступает Киребеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал царю «правды истинной».)
Анализ эпизодов второй части поэмы.
Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его столкновения с Киребевичем и Иваном Грозным.
Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания).
Купцы – христиане, глубоко верующие люди.
Посещают службу.
Купцы – торговые люди. Калашников –
процветающий купец. Дверь в лавке дубовая,
замок немецкий с пружиною.
Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они
высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой
скатертью. В домах - иконы, горят свечи.
По закону христианскому супруги венчаются в
церкви.
Муж – глава семейства. Если умер отец, то он
старший в семье. В беде советуется с братьями.
Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго
соблюдает традиции: на улицу не выходит с
непокрытой головой.
– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.)
– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.)
1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту человеческого достоинства, постоял за правду до конца.
Анализ эпизодов третьей части поэмы.
Бой на Москва-реке.
Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.
– Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.)
Сравним характеры героев поэмы – Киребеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.
– Как раскрываются характеры Киребеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Киребеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое», сложить там буйную головушку. Боится «умереть смертью грешною». Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.)
– Сравните поведение Киребеевича и
Калашникова перед боем. (Опричник идёт на
бой «потешить царя нашего батюшку». Ради
этого он готов нарушить сложившиеся правила боя
и отпустить противника «живого с покаянием». Он
хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в
бою не будет. Привык быть первым, в его
характере проявляются спесь, высокомерие,
нежелание считаться с другими.
Калашников участвует в бою, чтобы защитить
честь семьи. Он знает, что противник силён, но не
боится Киребеевича. Готов стоять до конца. Это
человек сильный, мужественный и решительный.)
– Назовите эпические способы изображения Калашникова. (Былинный герой, богатырь. Поединок – средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в повествовании и описании. Смелость в поведении с царём.)
Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Киребеевича, созданные в воображении учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит, и времени. Такое переключение с одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений». (Из лекции).
Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной?
Иллюстрации художников выполнены мастерски,
живые и выразительные.
Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом
Кирибеевича. На переднем плане за пределами
очерченного круга на льду лежит поверженный
опричник. Около него хлопочут двое. Один из них,
старик, неприязненно оглядывается на стоящего в
круге победителя, рядом с которым валяется шапка
Киребеевича. Слева гусляр уже готовится сложить
об этой победе песню, его товарищи поднимают
чарку за победу купца, но справа, от высокого
царского места уже рвётся к купцу царский
слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его
пред лицо своё».
Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя.
Спиной к зрителям стоит Киребеевич, напротив
него – Калашников. Его лицо выражает упорство и
решимость. Тщательно выписаны все детали костюма
бойцов, убранство шатра, из которого смотрит
царь, башня Московского Кремля вдалеке.
Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей:
просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью;
схематично нарисованы башни Кремля.
Художник сосредотачивает внимание на динамике
картины. Стоящий к нам лицом Киребеевич слегка
подался назад после удара, который он нанёс
Калашникову. Фигура купца, с головы которого
упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять,
получив страшный удар в грудь, исполнена
напряжения. Ощущение движения картине придают
силуэты двух всадников за спиной опричника,
скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход
поединка.
После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному.
– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)
– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?
Подведём итог.
В народной традиции царь предстаёт перед народом справедливым, грозным и милостивым одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя.
Проанализируем диалог Калашникова и царя.
– Разговора Калашникова и Киребеевича царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный спрашивает:
«Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Киребеевича?»
– Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:
«Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому»?
О позоре его семьи известно «соседушкам», а
значит, едва ли не всей Москве, но не царю.
Глава обесчещенной семьи убил обидчика
«вольной волею», это должно быть известно всем,
именно это смоет пятно позора с семьи. Но если
царь не знает, то Калашников ему и не скажет.
– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.
«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:
«Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную!».
– Подведём итоги. Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?
В поэме простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.
Домашнее задание:
1. Подготовьте ответ-рассуждение на тему:
«В.Г.Белинский о главных героях поэмы»,
обоснуйте свои выводы по теме, подтвердите их
текстами поэмы.
2. Ответьте на вопросы:
- Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» следует отнести к лиро-эпическим произведениям? Отметьте элементы лирики и эпического повествования.
- Кто из героев «Песни…» выступает носителем авторского отношения к героям и событиям поэмы?
- К каким произведениям УНТ близка «Песня…»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста.
3. Подготовьте выразительное чтение поэмы,
учитывая связь с фольклорными традициями,
оттеняя характеры героев, их речь, поступки,
обратив внимание на распевность начала и
концовки, использованные автором сравнения,
метафоры, инверсию;
3-й урок. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Образы гусляров. Оценка героев с позиций народа. Связь поэмы с произведениями УНТ
Форма урока – эвристическая беседа.
Диагностические цели урока
Ученики смогут: назвать особенности сюжета
поэмы;выразительно прочитать поэму, учитывая
связь с фольклорными традициями, оттеняя
характеры героев, их речь, поступки, обратив
внимание на распевность начала и концовки,
использованные автором сравнения, метафоры,
инверсию; отметить элементы лирики и эпического
повествования в «Песне…»;
установить, к каким произведениям УНТ близка
«Песня…»; рассказать, кто из героев «Песни…»
выступает носителям авторского отношения к
героям и событиям поэмы; написать сочинение
«Калашников – носитель лучших черт русского
национального характера».
Учебная задача: Почему «Песня…» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?
Особенности сюжета поэмы
1 часть – экспозиция. Завязка. (Иван Грозный, Киребеевич); 2 часть – развитие действия ( Алёна Дмитриевна, Калашников); 3 часть – развязка. Эпилог (Иван Грозный, Киребеевич, Калашников).
Авторское отношение
Мы не можем выделить в «Песне…» признаки, по которым можно судить об авторском отношении к героям. Автор ведёт рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ исполнителей старинных песен.
Образы гусляров. Оценка героев с позиции народа
Гусляры у Лермонтова – носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним. Сами они говорят о своей задаче – каждому «правдою и честью» воздать. Лишь одна реплика гусляров как бы комментирует события за кадром:
Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…
Рассуждая с учениками, придём к выводу, что позиция автора выражается в самом выборе темы и сюжета, в постановке проблемы. Вернёмся к поставленной на первом уроке учебной задаче: «Почему «Песня» оканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?». В поэме простой человек выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает её твёрдой и сильной из-за ответственности перед семьёй, родом и т.д.
Язык и стих поэмы
Продолжается работа, начатая на первом уроке: ученики находят постоянные эпитеты, сравнения, повторы. Отмечают близость языка поэмы языку русского фольклора, приходят к выводу, что это оригинальное произведение, в котором отразилось мастерство Лермонтова (описание зари, описание красоты Алёны Дмитриевны, чувств Кирибеевича и др.).
Итоговая работа – сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера».