Методические материалы к теме "М.Ю. Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича…" (7-й класс. Три урока в системе)

Разделы: Литература

Класс: 7


Концепция произведения: конфликт власти и индивидуальности, обречённой на гибель.

Диагностические цели:

Ученики смогут после анализа текста:

  •  рассказать о Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах, простолюдинах на основе иллюстраций А.М.Васнецова, А.П.Рябушкина;
  • объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней;
  • назвать фольклорные элементы в поэме;
  • устно нарисовать картины пира в царских палатах;
  • рассказать  об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи, народные забавы), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения;
  • точно охарактеризовать каждого героя «Песни…», выявить общее и различное в характерах героев поэмы;
  • объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины;
  • подготовить ответ-рассуждение на тему: «Характеристика главных героев поэмы В.Г.Белинским».
  • сопоставить иллюстрации к «Песне…»  И.Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева;
  • назвать особенности сюжета поэмы;
  • отметить элементы лирики и эпического повествования;
  • выразительно прочитать поэму, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию;
  • написать сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера».

Учебная задача: почему «Песня…» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?

Распределение материала по урокам.

1-й урок. М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом прошлом Руси. Фольклорное начало в поэме.

Диагностические цели.

Ученики смогут: рассказать о Москве 16 века и её жителях – боярах, купцах, простолюдинах;объяснить, почему М.Ю.Лермонтов назвал свою поэму песней; назвать фольклорные элементы в поэме;устно нарисовать картины пира в царских палатах;подготовить рассказ о быте купцов 16 века и об отношениях в купеческой семье;сопоставить описание царских палат Ивана Грозного в тексте поэмы и на картине В.Васнецова.

Проект 2 урока по теме: «М.Ю.Лермонтов. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Защита Калашниковым человеческого достоинства, его готовность стоять за правду до конца.

Форма урока – эвристическая беседа.

Диагностические цели урока.

Ученики смогут: рассказать  об особенностях быта 16 века (пир во дворце царя Ивана Грозного, уклад жизни купеческой семьи), объяснить, как картины быта 16 века помогают понять характеры и идею произведения; точно охарактеризовать каждого героя «Песни…»; объяснить, в чём состоит конфликт между личностью и властью, назвать его причины; подготовить ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обосновать свои выводы по теме, подтвердить их текстами поэмы.

Учебная задача: Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?

Выберем те эпизоды, которые помогут нарисовать картины быта 16 века и раскроют смысл столкновения Калашникова с Киребеевичем и Иваном Грозным:

  •  Пир в царских палатах.
  • Рассказ Алёны Дмитриевны Калашникову о  том, что их семью обесчестил Киребеевич.
  • Наказ Калашникова братьям.
  • Бой на Москва-реке.
  • Диалог Ивана Грозного и Калашникова.

Поставив перед ребятами учебную задачу, начнём искать её решение и предложим им самим назвать те эпизоды, которые помогут нам разобраться в конфликте. 

Анализ эпизода «Пир в царском Дворце»

Уточним значение слов «традиция», «быт», «обычай». (С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., Русский язык, 1987, с.700, 57, 378). Значение данных слов поможет учащимся при анализе характеров героев и идеи поэмы.

Проанализируем сцену пира во дворце Ивана Грозного.

Обращаясь к анализу данной сцены, будем искать ответы на вопросы:

– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в  жизни царского двора и поведении его подданных? 
– Какие законы нарушает Киребеевич?
– Что в сцене трапезы при царском дворе раскрывает это явление как традицию?
– Найдите в тексте параллельное сравнение из мира природы с образом царя и царской власти. Какой дополнительный смысл изображаемым событиям придаёт это сравнение? (Образ неба (тучи и солнце) символизирует могущество, величие и вечность царской власти.)

– Что в повествовании указывает на незыблемость установившегося порядка в  жизни царского двора и поведении его подданных?  Найдите в тексте детали, подчёркивающие в событиях их устойчивую повторяемость, а  в поведении людей – традиционно сложившиеся правила.

Обращаем внимание учащихся на обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Отведённые места за столом  занимают гости, «позади стоят стольники». По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Это картина устоявшегося придворного быта, общественного поведения людей, которую оттеняет неторопливая сказовая манера повествования: каждый из присутствующих твёрдо знает свою роль в общем действии.

– Проследите по тексту, как Киребеевич нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. (Удалой опричник «в золотом ковше не мочил усов», не смотрит в глаза царю. Он нарушает нормы поведения, вызвав тем самым гнев царя.)

– Расскажите, что поведал  Киребеевич царю?

– Какую помощь предлагает Иван Грозный Киребеевичу? Чем руководствуется царь в своём поступке? (Иван Грозный предлагает посватать девушку, предложив дорогие подарки. Советует положиться Киребеевичу на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся».)

– Какие нравственные законы и как преступает Киребеевич? (Преследует замужнюю женщину. Не сказал царю «правды истинной».)

Анализ эпизодов второй части поэмы.

Следующая группа вопросов переключит наше внимание на образ Купца Калашникова и на смысл его  столкновения с Киребевичем и Иваном Грозным.

Рассказ по плану о быте купцов 16 века (проверка домашнего задания).

Купцы – христиане, глубоко верующие люди. Посещают службу.
Купцы – торговые люди. Калашников – процветающий купец. Дверь в лавке дубовая, замок  немецкий с пружиною.
Дома купцов находятся в Замоскворечье. Они высокие. Столы в доме дубовые, накрыты белой скатертью. В домах -  иконы, горят свечи.
По закону христианскому супруги  венчаются в церкви.
Муж – глава семейства. Если умер отец, то он старший в семье. В беде советуется с братьями.
Жена почитает мужа. Хранит ему верность. Строго соблюдает традиции: на улицу не выходит с непокрытой головой.

– Какая лихая беда приключилась в семье Калашникова? (Опозорил семью честную опричник царский.)

– Как Калашников защищает честь семьи? (Принимает решение выйти на опричника, биться насмерть.)

1-й вывод. Опозорена честь семьи. Обычаи 16 века требуют, чтобы Калашников встал на защиту  человеческого достоинства, постоял за правду до конца.

Анализ эпизодов третьей части поэмы.

Бой на Москва-реке.

Рассмотрим ещё одну картину быта 16 века: излюбленную забаву русского люда и Ивана Грозного – кулачный бой.

– Как вы думаете, исключительным событием или обычаем того исторического времени представлен кулачный бой в поэме? Найдите доказательства правоты суждения в тексте. (Кулачный бой – излюбленная забава царя и москвичей. Все знают, что проходит он на Москва-реке. Ведётся он по правилам.)

Сравним характеры героев поэмы – Киребеевича и Калашникова. Выявим цель участия каждого в поединке.

– Как раскрываются характеры Киребеевича и Калашникова в их любви к Алёне Дмитриевне? (Киребеевич любит Алёну Дмитриевну так, что становится при виде неё «сам не свой», «опускаются руки сильные, Помрачаются очи бойкие». Готов уйти « в степи приволжские, На житьё на вольное, на казацкое»,  сложить там буйную  головушку. Боится «умереть смертью грешною». Калашников любит свою жену, они венчаны « в церкви Божией» по закону христианскому.)

– Сравните поведение Киребеевича и Калашникова перед боем. (Опричник идёт на бой  «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила боя и отпустить противника «живого с покаянием». Он хвастлив, уверен в себе и в том, что равных ему в бою не будет. Привык быть первым, в его характере  проявляются спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими.
Калашников участвует в бою, чтобы защитить честь семьи. Он знает, что противник силён, но не боится Киребеевича. Готов стоять до конца. Это человек сильный, мужественный и решительный.)

– Назовите эпические способы изображения Калашникова.  (Былинный герой, богатырь. Поединок – средство раскрытия незаурядной физической силы героя. Использование гипербол в  повествовании и описании. Смелость в поведении с царём.)

Предложим ученикам рассмотреть и сравнить репродукции картин художников И. Билибина, В.Васнецова, Б.Кустодиева. Цель: уточнить зрительные образы Калашникова и Киребеевича, созданные в воображении учеников на основе словесных деталей. «Рассматривание репродукций – это созерцательные виды деятельности, они требуют внутренней сосредоточенности, а значит,  и времени. Такое переключение с одного вида деятельности на другой вносит необходимую разрядку и разнообразие в урок. В нашей беседе образуется пауза, завершающаяся обменом впечатлений и мнений». (Из лекции).

Рассмотрим иллюстрации к сцене боя. Чем они  отличаются? Какая из них кажется вам более выразительной?

Иллюстрации художников выполнены мастерски, живые и выразительные.
Иллюстрация Билибина: Калашников свалил ударом Кирибеевича. На переднем плане за пределами очерченного круга на льду лежит поверженный опричник. Около него хлопочут двое. Один из них, старик, неприязненно оглядывается на стоящего в круге победителя, рядом с которым валяется шапка Киребеевича. Слева гусляр уже готовится сложить об этой победе песню, его товарищи поднимают чарку за победу купца, но справа, от высокого царского  места уже рвётся к купцу царский слуга, готовый выполнить приказ: «привесть его пред лицо своё».
Иллюстрация Васнецова: момент перед началом боя. Спиной к зрителям стоит Киребеевич, напротив него – Калашников. Его лицо выражает упорство и решимость. Тщательно выписаны все детали костюма бойцов, убранство шатра, из которого смотрит царь, башня Московского Кремля вдалеке.

Иллюстрация Кустодиева: минимум деталей: просто изображена одежда бойцов, толпа за цепью; схематично нарисованы башни Кремля.
Художник сосредотачивает внимание на динамике картины. Стоящий к нам лицом Киребеевич слегка подался назад после удара, который он нанёс Калашникову. Фигура купца, с головы которого упала шапка в тот миг, когда он сумел устоять, получив страшный удар в грудь, исполнена напряжения. Ощущение движения картине придают силуэты двух всадников за спиной опричника, скачущих внутри круга, чтобы успеть увидеть ход поединка.

После анализа иллюстраций, уточняющих восприятие текста, вернёмся к  анализу образов героев поэмы, подчеркнём противоречивость образа царя. Задачей анализа будет выявление авторского отношения к Ивану Грозному.

– Как вы думаете, почему Иван Грозный нарушил свой указ после поединка? (Убили любимца царя. Он разгневан.)

– Согласно обычаю того времени: за преднамеренное убийство – казнь. Иван Грозный  приговаривает Калашникова к смерти. Но «награждает» победителя царской милостью: обещает, что не оставит жену и сиротинушек-детей, разрешает торговать беспошлинно братьям. Калашникова отправляет «на высокое место лобное», велит нарядить палача и звонить в большой колокол. Какие черты характера царя хочет подчеркнуть М.Ю.Лермонтов?

Подведём итог.

В народной традиции царь предстаёт перед народом  справедливым, грозным и милостивым  одновременно. Лермонтов подчёркивает противоречивость образа царя.

Проанализируем диалог Калашникова и царя.

– Разговора Калашникова и Киребеевича  царь не слышал, для кулачного боя «оцепили место в 25 сажень». Иван Грозный  спрашивает:

«Вольной волею или нехотя
Ты убил насмерть мово верного слугу,
Мово лучшего бойца Киребеевича?»

– Как вы думаете, почему Степан Парамонович отвечает:

«Я убил его вольной волею,
А за что, про что – не скажу тебе,
Скажу только Богу единому»?

О позоре его семьи известно «соседушкам», а значит, едва ли не всей Москве, но не царю.
Глава обесчещенной семьи убил обидчика «вольной волею», это должно быть известно всем, именно это смоет пятно позора с семьи.  Но если царь не знает, то Калашников ему и не скажет.

– Какие христианские заповеди нарушает Калашников? Осознанно ли он это делает? Свой ответ подтвердите словами из текста.

«Не мсти, не убий». Купец понимает, что нарушает христианские заповеди, и в этом его трагедия. Он не может  не восстановить честь семьи и не нарушить при этом христианские заповеди, поэтому перед казнью Калашников говорит братьям:

«Помолитесь сами в церкви Божией
Вы за душу мою грешную!».

– Подведём итоги. Как картины быта 16 века помогают понять характеры героев и идею поэмы?

В поэме  простой человек – купец Калашников - выступает защитником традиционных форм жизни 16 века. Он вступает в конфликт с властью и обречён на гибель. По мнению Лермонтова, именно ответственность перед семьёй и родом укрепляет личность, делает её сильной.

Домашнее задание:

1. Подготовьте ответ-рассуждение на тему: «В.Г.Белинский о главных героях поэмы», обоснуйте  свои выводы по теме, подтвердите их текстами поэмы.
2. Ответьте на вопросы:

  • Почему «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» следует отнести к лиро-эпическим произведениям? Отметьте элементы лирики и эпического повествования.
  • Кто из героев «Песни…» выступает носителем авторского отношения к героям и событиям поэмы?
  • К  каким произведениям УНТ близка «Песня…»? Своё мнение обоснуйте примерами из текста.

3. Подготовьте выразительное чтение поэмы, учитывая связь с фольклорными традициями,
оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию;

3-й урок. Особенности сюжета поэмы. Авторское отношение к изображаемому. Образы гусляров. Оценка героев с позиций народа. Связь поэмы с произведениями УНТ

Форма урока – эвристическая беседа.

Диагностические цели урока

Ученики смогут: назвать особенности сюжета поэмы;выразительно прочитать поэму, учитывая связь с фольклорными традициями, оттеняя характеры героев, их речь, поступки, обратив внимание на распевность начала и концовки, использованные автором сравнения, метафоры, инверсию; отметить элементы лирики и эпического повествования в «Песне…»;
установить,  к каким произведениям УНТ близка «Песня…»; рассказать, кто из героев «Песни…» выступает носителям авторского отношения к героям и событиям поэмы; написать сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера».

Учебная задача: Почему «Песня…» заканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?

Особенности сюжета поэмы

1 часть – экспозиция. Завязка. (Иван Грозный, Киребеевич); 2 часть – развитие действия ( Алёна Дмитриевна, Калашников); 3 часть – развязка. Эпилог (Иван Грозный, Киребеевич, Калашников).

Авторское отношение

Мы не можем выделить в «Песне…» признаки, по которым можно судить об авторском отношении к героям.  Автор ведёт рассказ от имени гусляров, создавая в тексте образ исполнителей старинных песен.

Образы гусляров. Оценка героев с позиции народа

Гусляры у Лермонтова – носители народного эпического сознания, они повествуют о событиях, не высказывая прямо своего отношения к ним. Сами они говорят о своей задаче – каждому «правдою и честью» воздать. Лишь одна реплика гусляров как бы комментирует события за кадром:

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому…

Рассуждая с учениками, придём к выводу, что позиция автора выражается в самом выборе темы и сюжета, в постановке проблемы. Вернёмся к поставленной на первом уроке учебной задаче: «Почему «Песня» оканчивается не казнью Степана Парамоновича, а описанием его «безымянной» могилы?». В поэме простой человек выступает защитником традиционных национальных форм жизни. По авторской мысли, именно уклад русской жизни укрепляет личность, делает её твёрдой и сильной из-за ответственности перед семьёй, родом и т.д.

Язык и стих поэмы

Продолжается работа, начатая на первом уроке: ученики находят постоянные эпитеты, сравнения, повторы. Отмечают близость языка поэмы языку русского фольклора, приходят к выводу, что это оригинальное произведение, в котором отразилось мастерство Лермонтова (описание зари, описание красоты Алёны Дмитриевны, чувств Кирибеевича и др.).

Итоговая работа – сочинение «Калашников – носитель лучших черт русского национального характера».