Методическая разработка. Конспект урока литературы в 9-м классе с элементами метапредметного подхода по теме «Анализ главы «Отрочество» из повести Л.Н.Толстого "Детство. Отрочество. Юность"»

Разделы: Литература

Класс: 9

Ключевые слова: Л.Н.Толстой, Л.Н.Толстой «Детство. Отрочество. Юность»


Тип урока

Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся.
Вид занятия - практикум

Методы обучения

Анализ, самоанализ, частично-поисковый, самоконтроль, проблемный, сопоставление, работа с книгой: чтение, конспектирование; дискуссия.

1. Мобилизующий этап

Цели урока:
— усвоение умений самостоятельно
в комплексе применять знания, умения и навыки,
использовать их в новых условиях;
- на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
Воспитательные цели: воспитание любви к русскому слову на тексте великого писателя.

Формирование предметных компетенций

Познавательные;
1) близкое знакомство с материалом главы «Отрочество»;
2) осмысление основных понятий, с помощью которых главный герой подвергает свои мысли самоанализу;
3) формирование способностей обучающихся в рамках метапредметов: «Знание», «Проблема», «Знак», «Ситуация».
Практические:
обучение анализу фрагментов текста;
обучение сопоставлению понятий в рамках метапредметов «Знание», «Знак», используя метапредмет «Ситуация», проанализировать свои знания обучающимися по отдельным предметам.

Формирование надпредметных компетенций:
Учебно-организационные:
1) определять учебную задачу;
2) оценивать свою учебную деятельность.
Учебно-информационные:
1) работать с таблицей;
2) задавать вопросы и отвечать на них.
Учебно-коммуникативные:
1) развивать внимание при знакомстве с текстом;
2) развивать логическое мышление;
3) умение сопоставлять и делать вывод;
4) кратко формулировать свои мысли;
5) умение выслушивать мнение других.
Социальные компетенции: работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя,  адекватно реагировать на ошибки, принимать решения.

2. Актуализация знаний. Вызов. (совместное с учителем заполнение таблицы)

Вспомнить

Узнать

Уметь

- Материал трилогии, с которым познакомились в 7 классе: главы «Маман», «Карл Иваныч», «Наталья Савишна», «Что за человек был мой отец?»;
- главного героя; особенность его- размышлять, подвергать самоанализу, самокритике;
- становление героя через душевный и умственный самоанализ

- предмет размышлений героя в главе «Отрочество»;
- особенности данного периода жизни человека на основании главы;

- сопоставлять предмет размышлений героя со своими предметами размышлений;
- соотносить понятия, данные в литературном произведении с такими же понятиями из других областей науки;
- задавать вопросы по теме и искать на них ответы

3. Осмысление.
Ключевые слова: (написаны на доске или представляются на слайдах)

Отрочество – возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте;
Самоанализ - анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний.

Задание

Сформулировать и записать вопросы, в процессе ответов на которые можно получить знания и умения по теме.
Например:
- Что такое самоанализ?
- Нужно ли мне заниматься самоанализом?
- Почему возраст отрочества благоприятен для самоанализа?
- Что дает или должна давать человеку попытка самоанализа?

 

Работа с текстом

Чтение главы «Отрочество» (19 гл.)
Осмысление (понимание) текста. Фронтальная беседа
Упражнения по применению знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; упражнения на отработку навыков.
(В ходе беседы составляется таблица: в левую колонку выписываются цитаты их главы; правая колонка отражает работу над метапредметами «Знание», «Проблема», «Знак», «Ситуация».

Вопросы для беседы:
- Как вы понимаете трактовку истины с позиции литературного героя?
- Объясните понимание счастья героем. Обязательно ли нужно перенести страдания, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие страдания пришлось перенести Н.Иртеньеву? (по всей повести)
- Почему симметрия приятна для глаз? Согласны ли вы с мнением героя?

Чтение вслух. (Накануне дано задание познакомиться с главой).

Работа над значением незнакомых и непонятных слов.
- О чем рассуждает герой?
- Какие вопросы задает себе? Как на них отвечает?

Предметы для осмысления (самоанализа)

Сопоставление явления, ситуации с другими областями науки - решение задач

Истина: признак истины есть
«несообразность между положением человека и его моральной деятельностью»

Что есть истина в:
- русском языке: (н-р, понятие, что «речь есть средство общения между людьми»
- в математике: (н-р, две параллельные прямые никогда не пересекутся и т.д.)
- в географии (существование 4-х частей света и т.д.) (метапредметность «Знание»)

Ум «человеческий проходит по тому же пути, по которому развивается в целых поколениях»

Представить развитие ума, движение мысли схематично.
(метапредметность «Знак», «Знание»)

Счастье «не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив…»

Привести пример счастливого человека, ставшего известным всему миру (из разных областей науки и литературы);
Решить, счастлив ли я?
(метапредметность «Проблема», «Знание», «Ситуация»).

Симметрия «…почему симметрия приятна для глаз…?»

Нарисовать примеры симметрии из разных областей науки (н-р, рисунок бабочки, раскрытой книги и т.д.).
(метапредметность «Знание», «Ситуация»).

4. Взаимопроверка и взаимоконтроль

Осуществляется через озвучивание примеров, рисование схем на доске.

5. Рефлексия.
(составление таблицы по готовым клише)

Узнал о герое, его мыслях

Узнал о себе

 

Герой умеет …..

Что я знаю (могу, умею)

Чего не знаю

Герой наделен…

 

 

Герой обнаруживает в себе не только достоинства, такие, как…, но и недостатки

 

 

Такой самоанализ герою нужен для того….

 

 

6. Информация о домашнем задании

На основании прочитанных глав из повести написать сочинение-рассуждение на тему «Как раскрывается писателем образ Николеньки Иртеньева?»

Литература

  1. Толстой Л.Н. «Детство. Отрочество. Юность».
  2. Ожегов С. «Толковый словарь русского языка».
  3. Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по совоению высших образцов педагогического искусства). – Минск, 2000.
  4.  Метапредметное содержание образования // Хуторской А.В. Современная дидактика. Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. / А.В.Хуторской. — М.: Высшая школа, 2007. — С.159-182.
  5. Краевский В.В., Хуторской А.В. Предметное и общепредметное в образовательных стандартах // Педагогика. – 2003. – №2. – С. 3-10.
  6. Хуторской А.В. Метапредметное содержание образования с позиций человекосообразности. [Электронный ресурс] // Вестник Института образования человека; 02.03.2012 г. –  http://eidos-institute.ru/journal/2012/0302.htm.
  7. Золотарева И.В., Белолистных О.Б., Корнеева М.С. «Поурочные разработки по русской литературе. 9 класс», М., Вако, 2004 г.