Тип урока |
Урок комплексного применения знаний, умений, навыков обучающихся.
Вид занятия - практикум |
Методы обучения |
Анализ, самоанализ, частично-поисковый, самоконтроль, проблемный, сопоставление, работа с книгой: чтение, конспектирование; дискуссия. |
1. Мобилизующий этап Цели урока:
— усвоение умений самостоятельно
в комплексе применять знания, умения и навыки,
использовать их в новых условиях;
- на практике познакомиться с термином «самоанализ» и применить его к имеющимся у школьников знаниям.
Воспитательные цели: воспитание любви к русскому слову на тексте великого писателя. |
Формирование предметных компетенций
Познавательные;
1) близкое знакомство с материалом главы «Отрочество»;
2) осмысление основных понятий, с помощью которых главный герой подвергает свои мысли самоанализу;
3) формирование способностей обучающихся в рамках метапредметов: «Знание», «Проблема», «Знак», «Ситуация».
Практические:
обучение анализу фрагментов текста;
обучение сопоставлению понятий в рамках метапредметов «Знание», «Знак», используя метапредмет «Ситуация», проанализировать свои знания обучающимися по отдельным предметам.
Формирование надпредметных компетенций:
Учебно-организационные:
1) определять учебную задачу;
2) оценивать свою учебную деятельность.
Учебно-информационные:
1) работать с таблицей;
2) задавать вопросы и отвечать на них.
Учебно-коммуникативные:
1) развивать внимание при знакомстве с текстом;
2) развивать логическое мышление;
3) умение сопоставлять и делать вывод;
4) кратко формулировать свои мысли;
5) умение выслушивать мнение других.
Социальные компетенции:
работать в коллективе, прогнозировать свою работу, слушать и слышать учителя, адекватно реагировать на ошибки, принимать решения. |
2. Актуализация знаний. Вызов. (совместное с учителем заполнение таблицы) |
Вспомнить |
Узнать |
Уметь |
- Материал трилогии, с которым познакомились в 7 классе: главы «Маман», «Карл Иваныч», «Наталья Савишна», «Что за человек был мой отец?»;
- главного героя; особенность его- размышлять, подвергать самоанализу, самокритике;
- становление героя через душевный и умственный самоанализ |
- предмет размышлений героя в главе «Отрочество»;
- особенности данного периода жизни человека на основании главы; |
- сопоставлять предмет размышлений героя со своими предметами размышлений;
- соотносить понятия, данные в литературном произведении с такими же понятиями из других областей науки;
- задавать вопросы по теме и искать на них ответы |
|
3. Осмысление.
Ключевые слова: (написаны на доске или представляются на слайдах) |
Отрочество – возраст между детством и юностью; период жизни в таком возрасте;
Самоанализ - анализ, оценка своих собственных поступков, переживаний. |
Задание |
Сформулировать и записать вопросы, в процессе ответов на которые можно получить знания и умения по теме.
Например:
- Что такое самоанализ?
- Нужно ли мне заниматься самоанализом?
- Почему возраст отрочества благоприятен для самоанализа?
- Что дает или должна давать человеку попытка самоанализа? |
|
Работа с текстом |
Чтение главы «Отрочество» (19 гл.)
Осмысление (понимание) текста. Фронтальная беседа
Упражнения по применению знаний и умений в измененных условиях; творческое применение знаний и умений; упражнения на отработку навыков.
(В ходе беседы составляется таблица: в левую колонку выписываются цитаты их главы; правая колонка отражает работу над метапредметами «Знание», «Проблема», «Знак», «Ситуация».
Вопросы для беседы:
- Как вы понимаете трактовку истины с позиции литературного героя?
- Объясните понимание счастья героем. Обязательно ли нужно перенести страдания, чтобы почувствовать себя счастливым? Какие страдания пришлось перенести
Н.Иртеньеву? (по всей повести)
- Почему симметрия приятна для глаз? Согласны ли вы с мнением героя? |
Чтение вслух. (Накануне дано задание познакомиться с главой).
Работа над значением незнакомых и непонятных слов.
- О чем рассуждает герой?
- Какие вопросы задает себе? Как на них отвечает?
Предметы для осмысления (самоанализа) |
Сопоставление явления, ситуации с другими областями науки - решение задач |
Истина: признак истины есть
«несообразность между положением человека и его моральной деятельностью» |
Что есть истина в:
- русском языке: (н-р, понятие, что «речь есть средство общения между людьми»
- в математике: (н-р, две параллельные прямые никогда не пересекутся и т.д.)
- в географии (существование 4-х частей света и т.д.) (метапредметность «Знание») |
Ум «человеческий проходит по тому же пути, по которому развивается в целых поколениях» |
Представить развитие ума, движение мысли схематично.
(метапредметность «Знак», «Знание») |
Счастье «не зависит от внешних причин, а от нашего отношения к ним, человек, привыкший переносить страдания, не может быть несчастлив…» |
Привести пример счастливого человека, ставшего известным всему миру (из разных областей науки и литературы);
Решить, счастлив ли я?
(метапредметность «Проблема», «Знание», «Ситуация»). |
Симметрия «…почему симметрия приятна для глаз…?» |
Нарисовать примеры симметрии из разных областей науки (н-р, рисунок бабочки, раскрытой книги и т.д.).
(метапредметность «Знание», «Ситуация»). |
|
4. Взаимопроверка и взаимоконтроль |
Осуществляется через озвучивание примеров, рисование схем на доске. |
5. Рефлексия.
(составление таблицы по готовым клише) |
Узнал о герое, его мыслях |
Узнал о себе |
|
Герой умеет ….. |
Что я знаю (могу, умею) |
Чего не знаю |
Герой наделен… |
|
|
Герой обнаруживает в себе не только достоинства, такие, как…, но и недостатки |
|
|
Такой самоанализ герою нужен для того…. |
|
|
|
6. Информация о домашнем задании |
На основании прочитанных глав из повести написать сочинение-рассуждение на тему «Как раскрывается писателем образ Николеньки Иртеньева?» |