Литература
-
Урок "В.И.Белов. Рассказ "Скворцы". 5-й класс 2010
Урок основан на активизации субъектного опыта учащихся. Активизация субъектного опыта является необходимым условием проведения урока в рамках личностно ориентированной технологии. Общение учителя с учащимися на этом уроке достигается через диалог между учителем и учащимися. Формирование художественного вкуса достигается через анализ отдельных фраз и выражений.
-
Урок "Всегда возвращаются к первой любви…" (по роману Диаса Валеева "Астральная любовь") 2016
Урок знакомит с творчеством известного татарского писателя Диаса Назиховича Валеева – автора рассказов, пьес, романов, эссе, философских заметок. Роман «Астральная любовь» (1997) о чистой любви, которая протянулась с 1958 по 1997 годы и протекала не только на земле, но и на космическом уровне.
-
Урок "Встреча с поэтами" 2009
Острее почувствовать с помощью трепетного слова поэта удивительную красоту родной природы и в то же время ее хрупкость, ранимость, сердцем понять, что природа нуждается в бережном отношении, защите со стороны человека, так важно, в возрасте, когда закладываются устои нравственности. На уроке звучат стихи, используются элементы "урока-концерта".
-
Урок "Гражданская лирика Анны Ахматовой" 2010
Основной целью урока является развитие представления о гражданской поэзии Ахматовой, определение гражданской позицию лирической героини Ахматовой, повторение литературоведческих понятий, их роли в поэтическом тексте, формирование навыков анализа лирического стихотворения.
-
Урок "Гражданственность творчества Высоцкого" 2008
Урок в теме "Авторская песня" в 11-м классе. Урок имеет образовательную цель: познакомить с биографией поэта-барда; воспитательную цель: подготовить к выбору жизненного пути, подвести к размышлению о роли и месте человека в современном мире. Урок содержит биографический материал, подборку песен Высоцкого, отзывы современников и близких людей.
-
Урок "Гуманизм в произведении "Левша" Н.С. Лескова" 2012
Автор актуализирует субъектный опыт учащихся. Развивает умение филологического анализа, обогащает словарный запас учащихся лексикой нравственной тематики в ее светской и церковной интерпретации. Воспитывает у учащихся чувство нравственной ответственности и глубокого уважения к ценностям русской жизни.
-
Урок "Добро, рожденное болью..." Нравственные уроки рассказа «Все лето в один день» (по рассказу Рэя Бредбэри «Все лето в один день») 2022
Урок «Добро, рожденное болью…» Нравственные уроки рассказа «Все лето в один день» (по рассказу Рэя Бредбэри «Все лето в один день») предназначен для учащихся 7-го класса. Цель его – совершенствовать навыки анализа литературного текста, умение работать с эпизодами произведения; воспитывать толерантность к окружающим людям; формирование представления о добре и зле; развивать нравственные чувства, уважения к культуре народов.
-
Урок "Дуэль Онегина и Ленского" в технологии развития критического мышления через чтение и письмо 2020
На примере сцены дуэли Онегина и Ленского из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» учащиеся узнают: что такое дуэль, порядок проведения дуэли; проанализируют поведение героев на дуэли; изучат характеры героев, определят роль дуэли в судьбе героев и в романе.
-
Урок "Жизнеутверждающая сила фетовской строки" 2012
Урок по творчеству А.А. Фета, наполненный прекрасной музыкой А.Вивальди, а также русских композиторов, опирающийся на зрительный ряд картин художников-импрессионистов, построенный на драматизации, поможет ученикам проникнуться лиричностью и своеобразием фетовской поэзии, ощутить ее современность и полюбить ее.
-
Урок "Житие Сергия Радонежского – памятник русскому человеку, просвещенному Словом Христовым" 2011
Урок помогает раскрыть историческую основу "Жития Сергия Радонежского", углубить понятие о жанре жития, воспитать чувство патриотизма, высокой духовности, нравственности, ответственности потомков перед великими предками.
-
Урок "Заочное путешествие по заповедному лермонтовскому краю" 2012
Цель урока: совершить заочное путешествие по местам на Кавказе, связанным с именем М.Ю. Лермонтова; познакомить с фактами биографии поэта, обстоятельствами его гибели; выяснить, какие произведения здесь написаны. На уроке звучат стихи поэта, фрагменты романа «Герой нашего времени», отрывки из его писем.
-
Урок "И.А. Гончаров. Жизненный и творческий путь" 2013
Урок знакомит учащихся с новым автором, его творческим наследием, отражающим проблемы эпохи 40–60-х годов XIX века. Письма и воспоминания писателя создают особый эмоциональный настрой на уроке.
-
Урок "Колокола тревоги и радости нашей" 2003
Тема родной русской природы является одной из важных в творчестве русских поэтов и художников. На уроке поднимаются две проблемы: красота природы и тревога за эту красоту, экологическая катастрофа и торжество природы.
-
Урок "Легенды моего народа" 2003
Данная работа является одним из уроков курса "литературное краеведение", предполагающего знакомство школьников с литературным наследием ненецкого народа - от устного народного творчества до литературы наших дней. Автор преследовала цель показать тесную связь современной литературы с произведениями бесписьменного периода жителей Крайнего Севера, истоки творчества ненецких поэтов и писателей.
-
Урок "Любовная лирика А.С. Пушкина" 2008
Урок литературы по теме: «Любовная лирика А.С. Пушкина».На уроке ребята учатся анализировать поэтический текст, развивать умение выразительно читать. Хотя цели и задачи нашего урока ограничены, ученики вольны высказать вслух все, что они думают о стихах Пушкина.
-
урок "Марк Твен и его герои" 2004
Урок литературы открывает широкие возможности для интеграции. Хорошее знание своих питомцев позволяет мне перекинуть прочный мостик, соединяющий личный духовный багаж с тем, что изучаем на уроке. В этом багаже есть свои интересы. И моя задача - использовать эти интересы при изучении нового произведения. Меня привлекает принцип Л. В. Занкова: в школе все предметы главные. Поэтому часто провожу интегрированные уроки.
-
Урок "Мир, в котором мы живем" (по рассказу Е.Носова "Кукла") 2017
Урок в 7-м классе по рассказу Е.Носова «Кукла» сопровождается презентацией. На этом уроке решаются вопросы добра, нравственности, бережного отношения человека к родной земле, природе, к миру, в котором он живёт.
-
Урок "Монологи В.М. Шукшина о своей малой родине" 2011
Цели урока: используя монологи В.М. Шукшина о своей малой родине, познакомить учащихся с биографией писателя; учить умению слушать, понимать сказанное; воспитывать любовь к родине.
-
Урок "Музыка – сила, творящая чудеса" (по этюду В.Г.Короленко "Слепой музыкант") 2016
Данный тип урока направлен на выявление сходства музыки с литературой. Как композитор создаёт образы с помощью музыки, так и писатель передаёт звуки с помощью слов. На уроке рассматривается этюд В.Г.Короленко «Слепой музыкант», на примере которого демонстрируется мастерство автора в передаче звукового восприятия слепого мальчика с помощью описания происходящего. Звуки природы, которые слышит главный герой, пробуждают в нём талант создавать музыку, творящую чудеса и приносящую людям радость.
-
Урок "Мы научимся жить". Заседание философского стола по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска" 2008
Урок в 11-м классе при изучении раздела «Советская литература». Программа допускает право выбора авторов и произведений, а также путей изучения конкретной темы. Программа ставит целью формирование основ комплексного решения проблем профилактики безнадзорности и правонарушения детей, их социальной реабилитации в современном обществе.
-
Урок "Мысль семейная" (по роману М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы") 2012
На уроках русской литературы в 10-м классе изучается творчество Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. Учащиеся знакомятся с романом "Господа Головлевы". Задача урока – на примере образов семьи Головлевых показать, как раскрывает писатель процесс духовной деградации.
-
Урок "Наполеон Андрея Болконского и Родиона Раскольникова, или Духовные завещания классиков" 2013
На уроке проводится сопоставительный анализ текстов произведений; определяется авторская позиция; ученики работают со словарем понятий. У учащихся формируется умение составлять опорную схему-конспект; закрепляется навык составления устного высказывания по обсуждаемой проблеме. Материал урока развивает логическое мышление, умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, воспитывает интерес к творчеству писателей.
-
Урок "Невыносимой мукою томим тот, кто во всем завидует другим" 2010
На уроке учащиеся знакомятся с произведениями, в которых высмеивается такой человеческий порок, как зависть. При чтении ребята учатся анализировать поступки героев, давать нравственную оценку литературным героям. При этом широко используют афоризмы, пословицы и поговорки, которые, в свою очередь, помогают им сформировать отрицательное отношение к этому человеческому пороку.
-
Урок "Неразгаданная вещь" (по поэме А.С.Пушкина "Братья-разбойники") 2017
В основе урока – групповая работа по решению проблемных задач и вопросов, требующих исследования текста. Соблюдён ли «канон» романтического героя? Как создаётся в поэме атмосфера исключительности происходящего? Какая сцена, по вашему мнению, является кульминационной в поэме? Почему автор сделал героями поэмы разбойников, которые грабят и убивают людей? Что толкнуло братьев на путь преступления? Какими они изображены? Какова этическая оценка поведения героев? Какие проблемы поднимает автор?
-
Урок "Нынче час мой настал…" (Дуэль в жизни Сильвио, главного героя повести А.С. Пушкина "Выстрел") 2011
Урок по литературе предназначен для учащихся 6-х классов. Урок разработан с использованием информационных технологий. Основная проблема урока - показ характера героя. В ходе урока учащиеся анализируют поступки героя, отрабатывают умения пользоваться словарём, дают свою оценку личности героя.
-
Урок "Образ Петербурга в лирике А.Блока". 11-й класс 2010
В ходе урока учащиеся углубляют знания о творчестве А.Блока, при анализе стихотворений особое внимание уделяется цветописи. На этапе рефлексии отражается осознание темы в целом, которое выражается красками иди другими изобразительным средствами в сочетании со словом: ученики создают рисунок – своё видение города Блока (из «окна» его поэзии) и дают ему словесное обоснование.
-
Урок "Образ стихии в творчестве А.С.Пушкина" (по повести "Метель") 2023
Цель урока: анализ текста повести «Метель», определение роли пейзажа в литературном произведении, обогащение словарного запаса учащихся пушкинской лексикой; развивать умение самостоятельно мыслить, решать проблемные вопросы, находить оптимальный выход из проблемной ситуации; воспитание любви и уважения к творчеству А.С.Пушкина, гордости за свою литературу, свою нацию.
-
Урок "Образное слово Бунина. Конструирование поэтического текста" 2007
Давно и прочно утвердилось мнение о Бунине как об одном из величайших стилистов в русской литературе. В его творчестве (как в прозе, так и в поэзии) ярко проявились те черты русской литературы, которые сам писатель считал "драгоценнейшими". Писатель обогащает нас знанием великолепного искусства слова. Замечательно, если из авторского опыта и у читателя возникнут идеи, желание сконструировать поэтический текст, создать что-то свое, даже если это свое и будет "пристилизовано" к Бунину как замечательному художнику слова.
-
Урок "Певцы народной жизни" 2003
Сравнительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова "Размышления у парадного подъезда" и Г.Тукая "Дача". Тема крестьянства у обоих поэтов.
-
Урок "Поэтические индивидуальности XIX–XX вв. Федор Тютчев и Николай Заболоцкий". Стихотворение "Последняя любовь" и цикл "Последняя любовь" 2008
Данный урок позволяет учащимся обратиться к теме любви в творчестве поэта, когда они уже имеют представление об особенностях его художественного мира, что обеспечит более глубокое восприятие и его любовной лирики. Кроме того, обращение в связи с этим к поэзии Ф.И. Тютчева дает возможность не только вспомнить изученную в 10-м классе тему, но и глубже постигнуть поэтические индивидуальности Заболоцкого и Тютчева в их соприкосновении.