Каждый словесник знает, что наибольшие трудности, возникающие при изучении курса литературы в 11-м классе, связаны с неумением "вычерпывать" из художественного текста, как, впрочем, и вообще из текста, необходимую информацию. Таким образом, работа с текстом: его анализ, интерпретация, воспроизведение - является одной из главных компетентностей, формируемых на уроках литературы. Очень важно, чтобы ученики учились правильному пониманию заложенной в каждом тексте информации. Это понимание во многом зависит от грамотно выстроенного диалога с текстом, опоры на авторскую точку зрения, внимания к деталям.
Предлагаемая разработка урока литературы - реализация деятельностного подхода в обучении: самостоятельный поиск, работа в группах, участие в дискуссии - простые приемы, формирующие ключевые компетенции.
Тема занятия: Добро и зло в романе М.А.Булгакова "Мастер и Маргарита"
Возраст учащихся: 16-17 лет, 11 класс
Учебный предмет: литература
Цели урока:
Основная цель занятия - рассмотреть решение означенной проблемы в произведении, осознать её принципиальную важность для понимания идейно-художественного своеобразия романа, понимания авторского замысла и анализа этапов его воплощения.
Задачи урока:
- образовательная: проверить и закрепить знание текста, понять идейно-тематическое содержание;
- воспитательная: осознать противостояние добра и зла в жизни как проблему, сделать шаг к определению собственной нравственной позиции;
- развивающая: обучение аналитическому мышлению, навыки общения в определённом культурном контексте.
Ожидаемые результаты:
В результате проведения занятия учащиеся смогут:
- рассмотреть уже известные эпизоды романа в новом аспекте, характеризовать главных героев романа, сопоставить личные читательские впечатления с замыслом и мировоззрением автора;
- участвовать в дискуссии, аргументировать свою позицию художественным текстом, определять круг проблем, касающихся конкретной темы.
- увидеть чёткую и ясную авторскую позицию и её воплощение в романе, задуматься о собственном личностном нравственном выборе
Краткое описание идеи занятия:
Данный урок - приблизительно 3-й - 4-й в цикле уроков по изучению романа "Мастер и Маргарита". На первых уроках, посвящённых изучению произведения, получена информация о замысле и истории создания романа, о его связи с биографией Булгакова, рассмотрена система образов романа, основные сюжетные линии и особенности композиции. Таким образом, к предлагаемому уроку ученики приходят с определёнными знаниями не только текста, но и о тексте.
Поскольку проблема добра и зла - одна из ключевых в романе, урок по обсуждению этой проблемы можно считать кульминационным в изучении романа в целом. В результате проведения занятия идейное содержание произведения должно стать доступным пониманию учащихся. На уроке неизбежно будут востребованы знания ребят из области философии, истории, религии, может быть, культурологии.
Словарь занятия: Добро и зло как философские категории, диалектика, система образов, проблематика, авторская позиция, милосердие, борьба и взаимодействие, нравственный выбор, идея произведения.
Вопросы занятия (дискуссионные):
а) Есть ли борьба добра и зла в романе?
б) Чего в мире больше по Булгакову?
в) Нужно ли бороться со злом и можно ли победить зло насилием?
Материалы: Заранее нарисованный китайский символ Инь-Янь для демонстрации классу. Вопросы для интерактивного теста (см. ниже).
Этапы занятия:
1. Мотивация: Занятие следует начать с общих вопросов по содержанию предыдущих уроков, для того чтобы ребята погрузились в мир булгаковского текста, пришли в определённое эмоциональное состояние, активизировали свои знания о произведении. На это отводится не более 5-ти -7-ми минут.
Затем учителем сообщается тема урока, и проговариваются ожидаемые результаты (см. выше). На данном этапе необходимо вызвать у учащихся заинтересованность в обсуждении достаточно серьёзных и сложных вопросов. В качестве мотивационного приема предлагаем демонстрацию рисунка-символа (Инь-Янь). Вопросы:
- Знаком ли вам этот символ?
- Попробуйте дать ему толкование?
- Объясните форму и цвет.
- Предполагает ли подобное мировоззрение борьбу тёмного и светлого начал? Если нет, то каким словом можно более точно охарактеризовать их отношения? (здесь нужно выйти на слово взаимодействие)
2. Постановка проблемы
Вернёмся к роману Михаила Афанасьевича Булгакова "Мастер и Маргарита", попробуем выяснить, на каком уровне взаимодействуют у него понятия добра и зла, близка ли его позиция принципу инь-янь и что мы наблюдаем в романе: борьбу или взаимодействие.
Для начала вспомним основных героев романа. (Называются Мастер, Маргарита, Воланд, Иешуа, Понтий Пилат - имена нужно записать на доске). Какие начала несут эти герои, как мы, читатели, определяем их принадлежность к свету или тьме? Чтобы ответить на этот вопрос, нам самим нужно определиться, какие конкретно ассоциации, образы, понятия связаны у нас с этими абстрактными категориями Добро и Зло.
"Мозговой штурм": На доске выписаны слова "Добро" и "Зло". Под ними в столбик записываются все возникающие у ребят ассоциации. Важно, чтобы, называя то или иное слово, учащиеся давали краткий комментарий-объяснение своего выбора. В результате этой работы мы имеем записанные на доске столбики слов, среди которых, как показывает опыт проведения подобного урока, будут милосердие, помощь, сострадание, дружба, любовь и т.д. и ложь, ненависть, жадность, предательство и т.д. Здесь крайне важно обратить внимание ребят на то, что они имели в виду прежде всего человеческие качества, снова возвращаемся к символу китайской философии и обсуждаем принципиальное различие: символ воплощает взаимодействие добра и зла абстрактно, в целом для всего мироздания; для нас и для автора "Мастера и Маргариты" добро и зло - это в первую очередь то, что присуще миру людей.
Что же присуще героям романа?
3. Работа в группах
Для деления на группы используем интерактивный тест. Вопросы раздаются по одному на парту, отвечает, таким образом, пара. Общее задание: кто и при каких обстоятельствах произносил данные слова?
Вопросы интерактивного теста:
- "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит" (Воланд)
- "Беда в том. Что ты слишком замкнут и потерял веру в людей:" (Иешуа)
- ": Нет более безнадёжного места на земле. Я не говорю уже о природе! Я бываю, болен всякий раз, как мне приходится сюда приезжать:" (Понтий Пилат)
- "Оскорбление является обычной наградой за хорошую работу" (Азазело)
- "Статьи не прекращались. Над первыми из них я смеялся:Второй стадией была стадия удивления:" (Мастер)
- "И интереснее всего в этом вранье то, что оно - враньё от первого до последнего слова" (Воланд)
- "Но до чего мне досадно, что встретились с ним вы, а не я" Мастер
- "Я легкомысленный человек:" (Маргарита)
- "Среди гостей будут различные:Если кто-нибудь не понравится, Вы, конечно, не выразите этого на своём лице:" (Коровьев)
- " Боги! Боги! За что вы наказываете меня?!" (Понтий Пилат)
Четыре группы: 1. Понтий Пилат 2. Мастер и Маргарита 3. Воланд и его свита 4. Иешуа
После обсуждения вопросов теста (кратко, быстро, точно) группы получают задание: они должны, ориентируясь на записанные на доске слова-ассоциации, доказать принадлежность своих героев к злым или добрым силам, для этого они должны вспомнить конкретные ситуации, эпизоды, в которых они проявляли качества, обозначенные словами-ассоциациями.
4. Выступление групп: для эффективной работы нужно заранее оговорить время подготовки и время выступления каждой группы.
После выступления учитель предлагает вопросы для обсуждения (см. вопросы занятия).
5. Дискуссия
6. Подведение итогов: Выводы формулирует после дискуссии учитель, желательно выводы записать в тетрадь.
Выводы:
Со злом необходимо бороться, по мысли автора, так как главное зло в людях, которые живут во власти догм и стереотипов, подлости, лжи, приспособленчества. Воланд и его свита - воплощение торжества справедливости, неотвратимости наказания и разоблачения, но всё это не делает людей добрыми:Симпатии писателя не на стороне Воланда.
Люди должны научиться творить чудо человечности, как Иешуа, как Маргарита. Чтобы добро побеждало зло, люди должны помнить о высшей справедливости и научиться быть милосердными.
Критерии для выставления положительной оценки:
- Ответы на вопросы повторительного характера
- Активная работа на этапе мотивации
- Аргументированные высказывания на этапе мозгового штурма
- Активное участие при выступлении групп
- Активное участие в дискуссии
(Отдельно могут быть выставлены оценки за работу с интерактивным тестом).
Домашнее задание: Дайте письменный ответ на следующий вопрос "Происходит ли, на ваш взгляд, в романе скрытый диалог между Воландом и Иешуа?"