Методическая разработка. Кейс-технология на уроках литературы. Литературоведческий кейс "Парадоксы поэзии"

Разделы: Литература


Кейс-технология позволяет организовать деятельность на уроке так, чтобы урок стал «коммуникативным» событием https://urok.1sept.ru/articles/682374

Это становится возможным, благодаря следующим характеристикам данной технологии.

1. Кейс-технология личностно ориентирована. В ней реализуются следующие принципы личностно-ориентированного подхода.

  • Вариативность, ситуативность, индивидуальность способов решений
  • Освоение теоретических знаний на основе практического личностного опыта
  • Синергетичность - сочетание методов: исследовательский, эвристический, наглядно-образный, репродуктивный- обеспечивающий дифференцированный подход.
  • Метапредметность в её опоре на развивающийся потенциал личностного, субъективного познания.

2. Кейсы имеют разные по типу творческие задачи. Различают три типа кейсов: реальные, практические, исследовательские.

3. Кейс-технология реализуется через комбинированные формы организации урочной деятельности. Соотношение форм при комбинации может определяться типом урока, возрастными особенностями учащихся и уровнем их подготовки.

Технология решения кейса определяет траекторию урока, его поэтапность.

4. Задачи учителя в кейс-технологии приближены к задачам игротехника, учитывающего субъектность каждого участника.

  • Создать кейс.
  • Модерирование решение кейса.

При модерировании решения литературоведческого кейса учитель создаёт коммуникативное поле и следует «стратегии откровения» (В.И.Тюпа), а созвездие «стратегий-откровений» (созвучие личностных, субъектных позиций) - есть коммуникативное событие. https://urok.1sept.ru/articles/682374

Проиллюстрируем кейс-технологию в реализации циклом (серией) уроков.

Цикл уроков с использованием кейс-технологии «Парадоксы поэзии»

Темы уроков.

  1. А.С.Пушкин. Стихотворения «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Няне». Изображение природы. Поэтизация образа Арины Родионовны. (2 ч).
  2. М.Ю.Лермонтов «Бородино». Историческая основа, патриотический пафос и проблематика стихотворения (1 ч).

Цели уроков. Знакомство с поэзией А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, её интерпретация, эстетическая оценка.

Задачи

Образовательные:

  • обеспечить в ходе урока усвоение теоретический понятий: лирика как род литературы, пейзажная лирика, образ, художественные средства, лирический герой, ритм, рифма;
  • сформировать умение интерпретации лирического текста;
  • создать условия для отработки навыков и умений сопоставления жанров, видов искусства;
  • актуализировать знания о интонационном рисунке стихотворения;
  • сформировать навыки проектной деятельности - (синтеза искусств).

Развивающие:

  • создать условия для развития коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)
  • создать условия для развития аналитических способностей учащихся: умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе;
  • содействовать формированию патриотических чувств;
  • содействовать формированию толерантности в отношении к культуре своего и других народов;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи;
  • содействовать повышению уровня мотивации на уроках через средства обучения;
  • содействовать воспитанию культуры общения, потребности в самовоспитании.

Тип урока. Смешанный. Нетрадиционный.

Предметные результаты.

  • иметь начальные представления об общечеловеческой ценности литературы;
  • понимать, что литература - это вид искусства;
  • владеть элементарными умениями воспринимать, анализировать, интерпретировать и оценивать прочитанные произведения;
  • выразительно читать, передавая личное отношение к произведению (с учётом литературного развития и индивидуальных особенностей обучающихся);
  • участвовать в беседе и диалоге о прочитанном произведении, подбирать аргументы для оценки прочитанного (с учётом литературного развития обучающихся);
  • создавать устные и письменные высказывания (с учётом литературного развития обучающихся);
  • владеть начальными умениями интерпретации и оценки текстуально изученных произведений; формирования эмоциональных и эстетических впечатлений;
  • участвовать в создании элементарных учебных проектов;
  • владеть начальными умениями использовать словари и справочники.

Личностные результаты

Гражданское воспитание:

  • готовность к совместной деятельности, стремление к взаимопониманию.

Патриотическое воспитание:

  • ценностное отношение к достижениям своей Родины в искусстве, боевому подвигу, отражённому в художественном произведении;

Духовно-нравственного воспитания:

  • готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных норм с учётом осознания последствий поступков.

Эстетического воспитания:

  • восприимчивость к разным видам искусства, понимание эмоционального воздействия искусства;
  • осознание важности художественной литературы и культуры как средства коммуникации и самовыражения;

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

  • сформированность навыка рефлексии.

Ценности научного познания:

  • овладение основными навыками исследовательской деятельности с учётом специфики школьного литературного образования.

Метапредметные результаты

Универсальные учебные познавательные действия:
1) Базовые логические действия.
2) Базовые исследовательские действия.
3) Работа с информацией.

Универсальные учебные коммуникативные действия:
1) Общение.
2) Совместная деятельность:

Универсальные учебные регулятивные действия:
1) Самоорганизация:

Самоконтроль:

  • Эмоциональный интеллект:
  • Принятие себя и других:

Метод. Кейс-технология.

Методические рекомендации к кейсу

1. Аннотация

Основой сюжетной канвы являются ёмкие выражения мыслителей о природе поэзии. Намеченные противоречия в наблюдениях-цитатах открывают возможность для дискуссии, поиска пути решения, являются отправной точкой для размышления обучающихся.

Продвигающие вопросы от преподавателя ведут ученика-мыслителя через вопросно-ответную траекторию к открытию.

Информация для исследования вводится пошагово, эпизодами в соответствии с логикой исследования

На каждый эпизод отводится столько времени, сколько нужно для достижения целостности мысли, умозаключения учащихся. В листе траектории решения кейса отведено поле для рефлексии. Лист-траектория является вариативным шаблоном для контента. Т.е. в финале решения кейса будет готов продукт проекта кейса у каждого участника: буклет, карточки, лонгрид - вариативные формы для заполнения. Форму выбирает сам учащийся. (приложение 1).

Цель и задачи кейса совпадают с целью и задачами цикла уроков.

Цель кейса: создать условия для формирование читательского таланта восприятия лирического текста и его интерпретации.

Задачи кейса:

  • освоить литературоведческие понятия: художественный образ, лирика, лирическое переживание, лирический герой, пейзаж, средства выразительности (эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, инверсия) ритм, рифма - путём исследования на материале реального читательского восприятия (перцепции)
  • совершенствовать эмоциональную перцепцию (эмоциональный интеллект),
  • развивать системное мышление,
  • формировать риторический навык.
  • создать собственный продукт.

Занятие представляет собой синтез форматов. В основе коммуникации-дискуссии лежит решение исследовательского кейса, кейс разворачивается пошагово в трёх эпизодах по образу квеста, т.е. кейс решается поэтапно совместно с учителем в диалектичной коммуникации-эвристической беседе («коммуникативное событие»).

Ребята с высокой познавательной-творческой мотивацией выходят к проекту.

2. Аудитория кейса

Кейс рассчитан на обучающихся 5-го класса в рамках предмета литературы в соответствии с программой ФГОС (3 часа, предназначенные на изучение поэзии А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова). Все, освоенные литературоведческие понятия, вводятся на последующие уроки по персоналиям в данном курсе литературы.

3. Оценивание результатов

Оценочный лист выстраивается совместно с обучающимися.

4. Общие рекомендации

Важно слышать размышления - реплики всех детей, включая их в общее поле рассуждения - траектории смысла: уточнять высказывание, утверждать-поддерживать, находить связи между репликами - задача учителя.

В обсуждении должен быть темп, динамика. При необходимости можно задавать последовательные вопросы на продвижение мысли - логики. Учитель удерживает точку (цель), к которой ведёт ученика, размечая в процессе «карту мысли личности». Изначально в такой «карте» намечены лишь главные точки. Путь к ним индивидуален. Ответы вариативны. В финале проводится рефлексия «пути мысли».

Информация, материал для исследования находится в пронумерованных по шагам конвертах на столах у учащихся. Информация дублируется в презентации. У учащегося создаётся ощущение личностной, самостоятельной работы в общности коммуникации.

В процессе решения кейса, как показывает практика, на этапе творческих задач некоторые участники переключаются в формат «творческой мастерской». «Можно я сам нарисую иллюстрацию к этому стихотворению?» или «А можно я напишу свой текст?» звучат голоса ребят. Уход от общей работы в данном случае необходим участнику. Он вернётся, к общему осмыслению, получив свой интеллектуальный опыт. Присоединится, когда желание воплотить образ, который «стучится» в его воображение, будет реализован.

Исследование должно приносить радость открытия, «догадок-озарения». Если учащийся устал, то его следует переключить на другую предложенную деятельность (активное слушание, обсуждение иллюстрации и др.) акцент не на количестве проанализированного, а на глубине понятого, интенсивности мыслительной работы. Поощряется желание выйти за рамки обсуждаемого, за рамки материала, но сохраняя главное, рассмотренного на уроке.

Сюжет кейса

1 урок

Ребята, Всемирный день поэзии ежегодно отмечается 21 марта. Традиционно мы расскажем школьникам о памятной дате. Вам выпала честь рассказать о поэзии.

Как мы это сделаем? <ответы…>. Хорошо. У вас есть карта с траекторией в виде буклета, карточек для школьной группы в соцсети, лонгрида (приложение 1). Выберите любую на вкус.

Но что мы сами знаем о поэзии? Чем будем заполнять формы? <ответы…>.

Из прозвучавших мыслей запишите наиболее ценные для вас в первом фрейме.

Послушаем друг друга: что получилось. А возникли ли у вас вопросы? Какие? <ответы…>.

Есть ли необходимость заглянуть в науку-поискать ответы? Мы помним, что и в науке много загадок-противоречий, но часто именно загадки ведут к открытию.

Эпизод 1. Природа поэзии

1.1. Учёные, исследующие поэзию, столкнулись с противоречием. Дело в том, что они встретили два суждения, которые ввели их в затруднение. Японский писатель Акутагава Рюноскэ отмечает: «Поэт - человек, раскрывающий перед всеми свою душу». [1] А Сократ утверждает: «Поэзия по своей природе загадочна и не открывается каждому встречному» [2] Как же так получается? Поэт раскрывает свою душу, а сама поэзия открывается не всем. Давайте попробуем найти ответ. В чём же дело? <ответы фиксируются самостоятельно в фреймах…>.

1.2. Продвигающие действия и вопросы для дискуссии:

Что значит: «поэт раскрывает свою душу»? Как мы поймём, что стихотворение открылось нам?

C каким видом искусства сближаются поэтические произведения в вашем восприятии?

Что вы видите в своём воображении, когда читаете, слышите поэзию? А знаете ли вы, что писателей и поэтов называют «художниками слова».

Из конверта №2 прочтите цитату (приложение 2). Что в поэзии от пейзажа? Что в пейзаже от поэзии?

Ваше предположение: мы понимаем, что стихотворение открылось нам, если мы представляем те же картины и переживаем те же эмоции, что и герой стихотворения. И для этого нужно читателю пойти навстречу поэту: вслушаться, вдуматься. И тогда, возможно, произойдёт наша встреча с автором. А как вы поймёте, что именно это и ощущает поэт, что вы не ошибаетесь? <ответы…> Т.е. мы почувствуем это таинственное единство?! А в жизни случалось такое с вами - чувствовать состояние другого человека через его речь? Т.е. вы согласны с Сократом? - Это явление остаётся непостижимым, таинственным, «загадочным» явлением, но мы можем засвидетельствовать эту встречу с внутренним миром поэта.

1.3. Проверим вашу гипотезу на материале стихотворений А.С.Пушкина «Зимний вечер», «Зимнее утро» - Слушаем стихотворение в исполнении И.М.Смоктуновского и И.Кваши и одновременно наблюдаем за своими эмоциями. Давайте дадим им имена. Они есть в конверте №3 (Приложение 3). Каждой эмоции, как вы заметили, соответствует цвет, краска. В учебнике к стихотворениям приложите те «имена эмоций», которые вы прожили вместе с поэтом, пока слушали стихотворения. Опишите, пожалуйста, что получилось. Из конверта №4 возьмите подходящие пейзажи. Почему вы выбрали их? (Приложение 4).

Для чистоты исследования давайте проверим - прочитаем стихотворение А.С.Пушкина «Няне» самостоятельно, про себя. Прислушаемся к автору.

Легче открывается поэзия, когда слушаете актёра или когда сами читаете? Как думаете, почему?

Что вы услышали? <ответы…>

С каким жанром живописи мы бы соотнесли то, что вы увидели в нашем воображении. Каким бы вы написали портрет Няни, какие бы краски использовали? Почему? Какие эмоции они выражают?

1.4. Что помогло вам написать портрет в воображении? А что является строительной единицей для воображения, изображения. Сами слова нам об этом сообщают. Какой у них корень? <ответы…> - образ.

В конверте есть литературоведческое понятие образ. (Приложение 5) Подчеркните предложения, которые могут нам помочь рассказать о поэзии. А как художники пишут портреты, какие особенности этого жанра? Необходим ли им «прототип»? Кто был прототипом поэтического образа в стихотворении «Няня».

Рефлексия в группах: Итак, возвращаемся к загадке. Какой ответ мы предложим? Чем обоснуем, как докажем? Давайте соберём все мысли, которые сегодня вам показались важными. Запишем их в листе-траектории (фрейм 2), какие ключевые слова, слова-опоры возьмём для выражения мысли? (Переживание, внутренний мир поэта, образ, встреча). Давайте прочтём ответы. Обсудим. (Оценивание результатов).

Попробуем теперь сами прочесть стихотворения, выражая эмоции-обращая внимание слушателей на образы.

Проект. Хорошо, ваше предложение читать выразительно стихи и угадывать настроение по интонации мне показалась интересным. А можно в эту игру пригласить и пользователей нашей соцсети во Всемирный день поэзии?

Одну загадку мы с вами разгадали, на следующем уроке попробуем разгадать вторую.

2 ч.

Эпизод 2. Поэзия больше прозы?

2.1. "Поэзия говорит больше, чем проза, при помощи меньшего количества слов", - заметил Вольтер, французский философ-просветитель XVIII века, поэт, прозаик, сатирик, историк, публицист, правозащитник 1694-1778. [3]Как такое возможно? Как вы понимаете эту фразу? <индивидуальные ответы фиксируются в фреймах…>

2.2. Продвигающие действия, информация и вопросы для дискуссии:

Какие в этой фразе слова ключевые, самые главные, определяющие смысл?

Что означает слово «говорит»? <ответы…> Какие синонимы можно подобрать? <ответы…> «Сообщат» или «произносить»- какое ближе в данном случае? А сообщать можно, только произнося? Поэзия открывается через восприятие образа. Это помним мы с прошлого урока. Благодаря чему восприятие переживания - образа становится возможным? Мы ожидаем, что, как сказал Сократ: некая тайна останется, но мы и приблизимся к ней.

2.3. Давайте откроем конверт №1 и прочтём тексты. (Приложение 6) Что это? <ответы…>. Да, это тексты, напоминающие картины Пушкина. Ощущения те же, что и от поэзии? <ответы…>. А почему? Получается, если мы увидим, что именно потерялось, мы сможем сказать, как формировались настроение, переживание - образ - в нашем воображении, душе. Проанализируем построчно, сравним <ответы: прилагательные, инверсия, сравнения, олицетворения, разговорные слова, устаревшая лексика, высокая лексика, уменьшительно-ласкательные суффиксы (как показывает практика дети используют слова: одушевление, оживление), перенос значения с одного слова на другое - метафора>.

Какие из них вам понравились больше всего? Попробуйте из них составить свой текст. <ответы…>. Ребят, у вас получилось выразить настроение? Ребят, такие тексты называются лирическими в науке. И у вас получился лирический текст. Так что-такое лирика? Синонимично это понятие понятию «поэзия»? <ответы…>. А лирический герой? Откроем конверт №2: прочитаем (о лирике) (Приложение 7). Подчеркните мысли самые интересные для вас, которые помогут нам раскрыть суть поэзии, лирики. Озвучим - Обсудим.

Итак, мы ответили на вопрос: как именно и что сообщает лирика, поэзия. Лирические фрагменты могут быть и в прозе. Но всё-таки передать чувства, переживания - это основная задача прозы? А какая основная? Вспомним, задача прозы: рассказать о событиях. Теперь мы можем расшифровать наблюдение философа? <ответы…>. Т.е. поэзия больше рассказывает о событиях души, с помощью художественных средств создаёт образ, даёт возможность увидеть внутренний мир лирического героя.

2.4. С каким искусством ещё сближена поэзия? В каком виде искусства слова не произносятся, но мы чувствуем, переживаем, соприкасаясь с творчеством. Почему с музыкой? А прозу можно спеть? Почему? Что сближает музыку и стихотворение?

А в науке это явление как называется? Ответ найдём в статье (Приложение 7) (ритм, рифма). Т.е. «Поэзия - музыка души»? - как утверждал. Вольтер. [4] Мы можем взять данного философа в соратники, он подтверждает наше открытие? Давайте послушаем П.И.Чайковского и одновременно понаблюдаем за движениями своей души, образами, которые у нас возникают. <слушаем>. Какое название вы бы дали данному музыкальному произведению? Почему? <ответы…> Оно называется "Зимнее утро". Как считаете: открылось вам музыкальное произведение? <ответы…>

Рефлексия в группах. Итак, возвращаемся к загадке. Поэзии удаётся больше сообщить, чем прозе с меньшим количеством слов о чём? Почему с меньшим количеством слов? Как мы это поняли? Запишем ответы в траекторию исследовательского пути в 3 фрейм, используя какие литературоведческие понятия? <Лирика, лирический герой, средства выразительности>. Прочтём - Обсудим. (Оценивание результатов).

Проект. Что получится, если мы объединим пейзаж, поэзию и музыку? Хорошо! - Создаём клип, ролик.

3 ч.

Эпизод 3

3.1. Ребят, давайте посмотрим ваши ролики. Поделимся впечатлениями. (обсуждение технологии синтеза пейзажа, поэзии, музыки). https://rutube.ru/video/5447850029b147a797f09a039f6d1689/ Эти работы не получились бы, если бы мы не решили загадочное противоречие прошлого урока.

Сегодня у нас снова возможность приблизиться к пониманию природы поэзии и новая загадка, которая звучит в следующей цитате.

«В поэзии нет фактов, а есть слова, нет реальности, а есть образы», - заметил итальянский философ и историк Бенедетто Кроче. [5].

С чем мы легко согласимся? А над чем надо подумать? Попробуйте растолковать умозаключение философа <Образ противопоставляется фактам - индивидуальные ответы в фреймах>. Озвучим ваши предположения.

3.2. Продвигающие действия, информация и вопросы для дискуссии:

Что такое факты? <ответы…>. Разве фактам нет места в стихотворении. Давайте послушаем следующее произведение М.Ю.Лермонтова - стихотворение «Бородино» в исполнении актёра Валерия Баринова.

Историческое событие, стихотворение не является реальностью, а только образом - мы должны сказать, следую за мыслителем. Но так ли это? Факты этого события мы найдём в учебнике истории (Приложение 8). Что общего, разного? <ответы…>. Т.е. в документе причинно-следственные связи, а в стихотворении ценностный характер события.

3.3. Слышим ли голос лирического героя в документе? Почему? А в стихотворении? Что важнее в стихотворении: сообщить о фактах или о переживании, об отношении автора к событию, к участникам события (позиция)? В каких образах это выражено? <ответы…>. С какой целью в поэзии автор обращается к событиям <ответы…>? Для чего выражается в данном произведении характер события? С кем вступает в диалог лирический герой? Только ли с дядей? <ответы…> Если и с нами, поднимая тему характера поколения, то не должны ли мы ответить? Что вы могли бы ответить лирическому герою? <ответы…>

Рефлексия в группах. Если вы согласны с мыслителем обоснуйте и запишите в листе-траектории ваше наблюдение, используя понятия литературоведческие, известные вам уже, и новое понятие. Какое? <позиция-переживание лирического героя, диалог с читателем…>.

Проект (в группах). А теперь давайте посмотрим на нашу траекторию и объединим содержание фреймов. Так мы получим наше исследование (контент), раскрывающее суть поэзии - его парадоксы. Почтём-Обсудим. (Оценивание результатов)

Итак, материал для Всемирного дня поэзии у нас готов. Молодцы!

Литература

  1. Цитаты URL: https://ru.citaty.net/tsitaty/626984-riunoske-akutagava-poet-chelovek-raskryvaiushchii-pered-vsemi-svoiu-dushu/
  2. Цитаты URL: http://www.nitshe.ru/sokrat-9.html
  3. Цитаты URL: https://ru.citaty.net/temy/proza/
  4. Цитаты URL: https://socratify.net/quotes/volter/160159
  5. Цитаты URL: https://citaty.su/kratkaya-biografiya-i-citaty-beneddeto