Духовные стихи – это жанр устного народного творчества, который появился на Руси вместе с её Крещением. В нём отразились: и широта русской души, и духовное богатство русской нации, и особенности русской христианской веры. На протяжении нескольких веков они были неотъемлемой частью быта русского человека, и отражали ту или иную сторону человеческого сознания.
XX век принёс нашей стране большие перемены и потрясения, которые касались уклада жизни русского народа. После Великой Октябрьской революции 1917 года в нашей стране была свергнута не только монархия, но и разрушены многие христианские традиции, закрыты и снесены церкви и монастыри. Вера народная, вера православная, создававшаяся в течение девяти веков, рухнула в мгновение ока и была забыта на семьдесят лет.
В наше время происходит возрождение религиозных традиций, в школьную программу по литературе возвращается христианская литература, в частности духовные стихи. В советское время их издание для широкого круга читателей было запрещено. Тогда же из программ по изучению фольклора был изъят раздел "Русские духовные стихи", существовавший до революции в университетских курсах народной словесности и истории русской литературы и в многочисленных хрестоматиях для домашнего чтения, учебных пособиях для гимназий и других учебных заведений.
Изучение духовных произведений в школьную программу ввели чуть более десяти лет назад. По данному материалу очень мало методических рекомендаций и разработок. Современные учителя, окончившие ещё советскую школу, мало знакомы с такими произведениями.
Мне хотелось бы предложить несколько вариантов методических приёмов (на основе традиционной методики по литературе), которые могут быть использованы на уроках литературы по изучению духовных стихов. Они соответствуют требованиям современной методики, инициируют познавательную деятельность учащихся, вырабатывают умение планировать результаты, формируют навыки рефлексии, развивают творческие способности, и будут способствовать деловому сотрудничеству и сотворчеству учителей и учащихся.
Предложенные разработки иллюстрируют использование активных форм обучения. Групповые занятия при разборе и анализе произведения наиболее актуальны, чем простые лекционные.
Главная задача учителя – максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт каждого ребёнка. Ведь любой урок в его практике будет ежегодно повторяться, а у школьника он будет единственным. Готовясь к уроку, учитель должен стремиться разработать что-то неповторимое, яркое и запоминающееся. Он идёт рядом со своими учениками, открывает им тайны своего предмета, прислушиваясь к чувствам и мыслям юного читателя. Каждая встреча с текстом произведения становится незабываемой.
I. Рассказ учителя.
На уроках по изучению духовных произведений рассказ учителя имеет большое значение. Он должен познакомить учащихся со столь редким жанром устного народного творчества, как духовные стихи, объяснить их происхождение. Главная задача рассказа учителя – вовлечь учащихся в образовательный процесс, заинтересовать их. Для этого он обязан обратить внимание учащихся на ключевые моменты: в чём заключается особенность духовных стихов, их значение, чем они для нас интересны, и зачем мы их изучаем? В результате, в конце урока, дети должны будут самостоятельно ответить на поставленные в начале занятия вопросы.
II. Беседа.
Не менее важное место в структуре урока занимает беседа. С её помощью мы можем проследить степень усвоения объясняемого материала. Во время беседы между учителем и учащимися происходит создание диалога, в результате которого формируется двусторонний контакт. Учитель задаёт вопрос, и дети должны на него не просто ответить, но ещё и обосновать свой ответ, доказать свою точку зрения.
Например, на уроке учащиеся познакомились с текстом духовного стиха “Голубиная книга”. В ходе беседы учитель проверяет уровень овладения новым материалом. Приведём несколько вопросов:
1. Благодаря каким особенностям произведения мы можем сказать, что “Голубиная книга” - произведение устного народного творчества? Докажите вашу мысль.
(“Голубиная книга” - это фольклорное произведение, т.к. оно имеет несколько вариантов повествования, передавалось устно из поколения в поколение, передаёт мифологические представления славян о мироустройстве. Главная отличительная особенность фольклорного произведения – причудливое сочетание абстрактно-идеалистических и реалистических представлений о мире. Произведение устного народного творчества воплощает народные представления об идеальном герое: справедливый царь, воин-богатырь, духовное совершенство отдельного человека, т.е. соединение условно-фантастического и жизненно реального в едином образе).
2. Как проявляются в произведении древнейшие (дохристианские) взгляды народа на мир?
(Малограмотный народ пытался объяснить принцип устройства мира. Что есть Голубиная книга, в которой записано слово Господнее, повествующее о том, откуда всё произошло. В ответах Голубиной книги указываются два источника: божественный и природный. Народ принял новую веру, но не совсем отказался от старой, в результате чего, и произошло наложение христианских и языческих мотивов).
3. Можете ли вы показать близость духовных стихов и былин?
(Духовные стихи близки к былинам по стихосложению, композиции, типу героев. Только в былинах – герой-воин, в основе образа которого, верность и патриотизм государству, в духовных стихах – герой-святой, главная черта которого, неотступная вера в Бога).
По структуре данных вопросов мы видим, что детям не только предлагается ответить на поставленные вопросы, но они учатся ещё и логически рассуждать, выдвигать свою точку зрения, сравнивать произведения разных жанров.
III. Выразительное чтение.
При изучении духовных стихов, выразительное чтение просто необходимо. Оно поможет усвоить учащимся темп, ритм, интонацию произведения. При подготовке можно использовать комментированное чтение. Строчка за строчкой, чётко проговаривая и разбирая смысл повествования. После окончательной проработки текста духовного стиха, целесообразно спросить учащихся:
- Какой жанр устного народного творчества вам напомнили духовные стихи? (Былины)
При правильном чтение дети смогут не только сравнить стихосложение духовных стихов и былин, но почувствовать их напевность (важно уточнить учащимся, что эти произведения пелись), осознать атмосферу, среду и цель употребления этих произведений. Школьники сами должны подойти к заключению о том, что исполнять такие произведения было довольно сложно. Учитель должен будет пояснить об исполнителях духовных стихов и рассказать, где и как они исполнялись.
IV. Проектно-исследовательская деятельность учащихся.
Данный методический приём хорошо укладывается в систему изучения духовных стихов. Проектно-исследовательская деятельность поможет расширить кругозор учащихся, заинтересовать их предметом изучения. В программах по литературе на изучение духовных стихов отводится один час, то акцент можно сделать на самостоятельную работу учащихся. Это даст более широкий диапазон представлений об этом жанре. Поиск новой информации, ответственность за проект, будут стимулировать ответную реакцию учащихся. Класс можно разделить на группы и у каждой будет своё задание:
1. Истоки происхождения духовных стихов.
2. Основная тематика духовных стихов.
3. Исполнители и среда бытования.
4. Духовные стихи в творчестве русских поэтов и писателей (на примере одного или нескольких произведений).
5. Духовные традиции конкретной местности и т.д.
Работа в группах принесёт более плодотворный результат, т.к. учащиеся будут иметь возможность делать это сообща, учитывать мнения друг друга, разрабатывая коллективно варианты решения поставленной проблемы. В свою очередь индивидуальное задание может быть предложено сильному ученику, способному решить проблему самостоятельно.
V. Словарная работа.
При изучении духовных стихов так же необходима и словарная работа. Во-первых, духовные стихи – это произведения, возникшие в XV–XVII веках, в них много древнерусских и церковнославянских слов, значение которых не всегда понятно для современного читателя. Многие слова раньше имели совсем иное значение.
Например, в духовном стихе “Голубиная книга”:
Пядь – старинная русская мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами (примерно 17-18 см).
Сера – здесь: смола.
Бус – большая долблёная лодка с острым носом, отрубистою кормой и округлым дном (В.И.Даль).
При изучении произведений, при их анализе мы должны учить детей пользоваться литературоведческими терминами. Они должны знать определения таких понятий, как духовные стихи, апокрифы.
VI. Устное рисование.
Для того чтобы научиться грамотно и с пониманием читать, надо стараться увидеть в своем воображении картины, которые описываются в художественном произведении, а, пересказывая произведение вслух — рисовать словами эти картины. Дети должны включать свою фантазию: описание природы, внешность героев, их чувства и поступки.
Возьмем, к примеру, отрывок из духовного стиха “Два Лазаря”:
“Жили да были два брата родные,
Два брата родные – оба Лазаря.
Одна их матушка породила,
В одной купели окрестила.
Один их батюшка воспоил,
Один родной отец воскормил.
Не одним только великий Бог
Их на свете счастьем наделил:
Старшему-то Лазарю – богатства, тьму,
Младшему-то Лазарю – убожество, рай…”.
По прочтению этих строк можно учащимся предложить устное рисование героев, как они себе их представляют:
- Первый брат-Лазарь, богатый, он толстый, одет в роскошные и дорогие одежды, украшенные дорогими камнями. Он наделён богатством, но богатство – это зло, корысть, поэтому он и живёт во тьме своей алчности.
- Второй брат-Лазарь, худой, бедный, одет в потрёпанную одежду с заплатками, но ему достаётся рай. Почему? Он просто живёт, никому не завидует, молится Богу за ближних своих.
Таким образом, можно провести на уроке комментированное чтение эпизодов: прочитали отрывок – прокомментировали. Школьникам легче будет понять суть изучаемого произведения и облегчит его запоминание.
VII. Лингвистический анализ текста.
Для изучения духовных произведений, можно использовать следующие виды анализа (для работы с текстом необходимо заранее сделать заготовки – распечатанные таблицы, которые будут заполняться учащимися во время занятия):
1) Структура художественного текста (на примере духовного стиха “Аника-воин”)
Этапы развития сюжета | Краткая характеристика |
Экспозиция | Жизнь и деяния Аники-воина |
Завязка | Желание разрушить град Ерусалим |
Развитие действия | Встреча со Смертью |
Кульминация | Победа Смерти над
Аникой-воином Молитва Аники о сохранении ему жизни |
Развязка | Смерть Аники |
Послесловие | Тёмные ангелы уносят его душу в ад |
2) Анализ литературного героя (на примере духовного стиха “Егорий Храбрый”):
№ | Задание | Ответ |
1. | Тип героя | Романтический |
2. | Место героя в системе образов | Главный герой |
3. | Типичность литературного героя | Типичность героя заключается в его стойкой вере в христианского Бога. Егория не сломили не угрозы, не пытки. За свои страдания был награждён свободой, и, в благодарность, он очистил Святую Русь от нечестивых. Единство героя в мышлении, действиях, переживаниях, что типично для героев житийной литературы. |
4. | Портрет героя | Необычность описания подчёркивает его особенность: “по колена ноги в серебре, по локоть руки в красном золоте, голова у Егория вся жемчужная, по всему Егории часты звёзды”. |
5. | Характер | Исключительный, яркий, необычный, отличающийся стойкостью духа, непоколебимостью своих идей, силой воли. |
6. | Отношение героя к вечным ценностям (добру, милосердию, правде, любви) | Егорий обладает всеми этими качествами: он не поддаётся влиянию Дамианища, не боится его угроз, остается верен своим идеалам, после освобождения из заключения, прежде чем пойти на Святую Русь, он просит благословения у матери, крещёной верой и правдой очищает русскую землю от нечестии. |
7. | Поступки | Вечное противостояние язычникам, идолопоклонникам, борьба со злом, проповедование христианской веры, помогает сёстрам очиститься от греха, наставляет их на путь истинный. |
8. | Взаимоотношение с другими героями | Взаимоотношение с другими героями происходит через диалогический контакт: разговор с Дамианищем, с матерью, с сёстрами, с лесами, с реками, с горами, с волками, со змеями, с Черногар-птицею. Все Егория слушаются и подчиняются его советам, кроме царя Дамианища. Между ними происходит бой, в результате которого Егорий побеждает и утверждает веру христианскую на русской земле. |
9. | Речь | Твёрдая, уверенная, непоколебимая; говорит громко и смело. |
10. | Ваше отношение к герою | Герой интересен стойкостью духа, борьбой против злых сил, он передаёт настрой стремления к высшему духовному совершенству. |
3) Идейно-тематический анализ (на примере духовного стиха “Голубиная книга”)
№ | Задание | Ответ |
1. | Тема | Народная космогония |
2. | Идея | Стремление познания сокровенных тайн |
3. | Мотивы | Материнское начало |
4. | Проблематика | Мироустройство и спор Правды и Кривды. |
4) Художественно-выразительные средства произведения (на примере духовного стиха “Егорий Храбрый”):
№ | Задание | Пример из текста |
1. | Эпитеты | Плечи могучие, резвы ноги, пески рудожёлтые, свет белый, солнце красное, сырая земля, стадо звериное, палаты белокаменные. |
2. | Сравнения | Тело, как еловая кора; влас, как ковыль-трава; смола кипит, как гром гремит. |
3. | Метафора | Сапоги железные, доски железные, ветры буйные, реки быстрые, змеи огненные. |
5) Лексические средства выразительности (на примере духовного стиха “Егорий Храбрый”):
№ | Задание | Пример из текста |
1. | Синонимы | Сечёт – рубит, беда – погибель, пёс – басурманин, бог – идол, веруй – поклоняйся, жар – огонь – пламя, узрела – усмотрела, расшатнитися – раскачнитеся, разойдитеся – разбредитеся, не пройти – не проехать, кричит – визжит, меч – сабля, съедение – прожрение. |
2. | Антонимы | Благоверный – безбожный, вера христианская – вера латинская. |
3. | Устаревшие слова | Град, отрок, глаголует, глас, сажень, влас, врата. |
6) Сравнительный анализ “Духовный стих и былина”
Духовный стих | Былина |
Сходство: | |
Оба жанра существовали в устной форме. | |
И духовные стихи, и былины пели или проговаривали речитативом, часто в сопровождении гуслей. | |
Оба жанра обладают песенно-стихотворной формой | |
Им не свойственна точная передача исторических фактов, они запечатлевают историческую реальность в обобщённых образах. | |
Различия: | |
Описание идеала святости, борьба за веру. | Описание подвига богатырей. |
Все виды анализа не окончательны и могут варьироваться учителем в зависимости от типа произведения, степени подготовленности учащихся, вида урока и т.д.
VIII. Творческое задание.
Среди основных эвристических качеств выделяют познавательные (когнитивные) и творческие (креативные), вот насколько примеров соответствующих заданий, обеспечивающих их развитие.
Задания когнитивного типа.
1. Исследование объекта (слово, текст, литературные явления). Применение разнонаучных подходов к исследованию одного и того же объекта.
2. Проведение словесного опыта.
Задания креативного типа.
1. Создание словесного продукта в различных жанрах: изображение букв, составление словарей, сочинение современных видов текста (интервью, реклама, деловые диалоги).
2. Сочинение сказки, пословицы, поговорки, рифмы, стихотворения, сюжета, роли, песни, очерка, трактата.
3. Составление викторины, сценария спектакля, своего задания для класса.
4. Придумывание словесного образа, перевод с языка одного предмета на другой.
5. Изготовление газеты, журнала.
Творческие задания уместны на уроке – семинаре. Учащимся можно предложить следующие задания:
1. Составить сценарий духовного стиха “Два Лазаря” (или любого другого на выбор), если класс сильный, то можно сделать инсценировку. Позволить школьникам придумать декорации и костюмы (их могут заменить правильно подобранные предметы, отражающие смысл постановки). А можно провести параллель с современностью: актуальна ли данная тема в наше время? Первая часть урока будет посвящена постановке спектакля, а вторая – дискуссии. (Приложение №1)
2. Провести игру “Ты - мне, я – тебе”. Класс делится на две группы. Каждая команда готовит вопросы для команды-соперницы.
3. Написать сочинение-миниатюру, например на темы “Какое впечатление произвели на меня духовные стихи (можно взять конкретное произведение)”; “Моё отношение к духовным стихам”; “Роль духовных традиций в жизни народа” и т.д.
IX. Тестирование.
Тест, как форму контроля, можно использовать на разных этапах урока. Лучше всего использовать тесты, материал которых, будет представлен в порядке, соответствующем спецификации тестов в форме ЕГЭ. (Приложение №2)
X. ИКТ.
Знание ИКТ значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными. При изучении духовных произведений учитель так же может создать мультимедийную презентацию (или предложить разработать её учащимся), которая будет опорным инструментом при работе на уроке (презентация №1).