Высказывания Константина Дмитриевича Ушинского: «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить», как нельзя лучше учит нас мотивировать учащихся, а не принуждать, что бы это была инициатива с его стороны, его желание поучаствовать в процессе.
Важным моментом в обучении является творческая активность, чтобы повысить ее педагог должен разнообразить формы работы на различных этапах уроков. Помимо традиционных приемов и методов работы, которыми мы владеем, современная педагогика, постоянно развиваясь, предлагает нам инновационные технологии, которые, безусловно, помогают повысить качество обучения.
Использование инновационных технологий на уроках имеет большие преимущества. Учебный процесс становится для учащихся интересным, что повышает активность учащихся, развивает навыки самостоятельно получать знания в процессе взаимодействия и поиска. Повышается качество и прочность полученных знаний. Развиваются исследовательские навыки и умения, формируются аналитические способности учащихся. Параллельно с процессом обучения идет развитие коммуникативных качеств и формирование лидерских качеств личности.
В своем мастер-классе я хочу представить следующие технологические приёмы:
Технологические приёмы:
- Кластер;
- Верные и неверные высказывания;
- Логические цепочки;
- Кубик Блума
- Синквейн;
- Шесть шляп мышления.
Хочу начать с такого приёма, как кластер.
КЛАСТЕР - выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем по категориям.
(Слайд 6) Грозди - графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже не громоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке.
Так как же составлять и применять в работе данный приём.
Кластер «БАСНЯ»
Практическая работа над темой «Басня».
Рассмотрим составление кластера на примере басни. Эта работа проводилась на уроке литературного чтения во 2 классе по теме «Крылов И.А. Стрекоза и муравей». Дети были уже знакомы с таким литературным жанром, как басня. На протяжении нескольких уроков дети узнавали новые сведения об этом литературном жанре. На стадии вызова детям было предложено составить кластер на эту тему. Использовать этот прием можно на всех этапах урока: на стадии вызова, осмысления, рефлексии или в качестве стратегии урока в целом Начинаем с определения ключевого слова или предложения, которое является «сердцем» центром идеи, темы. У нас это слово - БАСНЯ.
От нее отходят лучи - крупные смысловые единицы, а от них соответствующие термины и понятия. Этот прием еще можно сравнить с моделью солнечной системы.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
И вот, что получилось у детей 2 класса.
Следующий приём «Верные и неверные утверждения». Этот метод отлично подходит для работы в паре. На моём уроке это происходит следующим образом: детям выдается текст для чтения, содержащий новые сведения об авторе (Пушкин А.С.), а также на каждой парте у ребят имеется бланк для заполнения верных/неверных утверждений, где они должны закрасить необходимый прямоугольник нужным цветом, верно-зелёный, неверно-красный. Приступают к выполнению, после того, как на экране появляются вопросы по содержанию текста.
- Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799 г. да
- Он родился в Москве. Да
- Воспитанием маленького Пушкина занималась няня. да
- Няню Александра Сергеевича звали Марией Ивановной. Нет
- Самое любимое занятие у Пушкина в детстве было чтение. да
- Французский язык автор знал лучше русского. да
- Александр Сергеевич погиб от укуса змеи. нет
- Старуха из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» отправляла Старика к Золотой Рыбке 4 раза. да
- В сказке о Мертвой царевне и семи богатырях царевна заснула вечным сном после того как съела пирог?нет
- По свидетельству самого А. С. Пушкина, сказку о Руслане и Людмиле ему поведал Кот Учёный. да
"Кубик Блума" прием технологии критического мышления
Разработанный американским ученым и психологом Бенджамином Блумом.
Для справки: Бенджамин Блум известен как автор уникальной системы алгоритмов педагогической деятельности. Предложенная им теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею". То есть, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.
Понадобится обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
- Назови.
- Почему.
- Объясни.
- Предложи.
- Придумай.
- Поделись.
Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика - с него и должен начинаться вопрос.
Работа над произведением Николая Носова «Живая шляпа»:
А) слушание аудиозаписи произведения;
Б) беседа по содержанию произведения;
В) «кубик Блума»:
- НАЗОВИ главных героев произведения
- ПОЧЕМУ Вовка и Вадик испугались?
- СРАВНИ Вовку и Вадика
- ПРЕДЛОЖИ как нужно действовать в подобной ситуации?
- ПРИДУМАЙ что раскрашивали ребята?
- ПОДЕЛИСЬ какие чувства у тебя вызывает описанный автором случай?
Приём «Логическая цепочка»
Известен в методике давно. Он помогает запомнить и осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, развитие памяти и умение логически мыслить. Метод "Логические цепочки" можно использовать на уроках по всем предметам и на любой стадии урока. Все зависит от целей, которые ставит учитель.
Стратегия приема состоит в построении цепочки из фактов, предложений, слов, дат, правил, цитат в логическом или хронологическом порядке. Построение логической цепочки может проводиться совместно с учителем, в группах/парах на уроке, а также может предлагаться в качестве самостоятельной работы или задания на дом.
После прочтения текста учащимся предлагается построить события в логической последовательности. Данная стратегия помогает при пересказе текстов.
Хочу продемонстрировать вам данную методику на примере сказка «О рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина.
Рассмотри иллюстрации. Определи последовательность событий. Поставь нужные номера.
Ребятам демонстрируются иллюстрации к сказке, им необходимо верно расставить номера возле каждого изображения, в зависимости от последовательности событий.
- Старик закинул в море невод.
- Старик с золотой рыбкой.
- За столом сидит старуха царицей.
- Старуха у разбитого корыта.
Приём «Шесть шляп мышления» или «Шляпы де Боно»
Прием «Шесть шляп мышления» был впервые предложен английским психологом и писателем Эдвардом де Боно. Прием помогает развивать параллельное мышление, увидеть ситуацию с различных точек зрения, представить многогранность проблемы и выявить наиболее оптимальный путь ее решения.
Приём «Шляпы де Боно» на уроке литературного чтения на примере произведения Николая Булгакова «Анна, не грусти!»,
- На доске вы видите изображение шляп, имеющие разные цвета. У каждой шляпы есть своё название, а также вопрос:
Цвет шляпы определяет направление развития мысли:
- Белая - самая нейтральная. Поэтому участники этой группы оперируют только фактами. То есть доказывают, почему все произошло именно так, а не иначе.
- Желтая - солнечная, радостная, позитивная. Участники этой группы ищут выгоды предложенного решения, обрисовывают только положительные моменты.
- Черная - негативная, мрачная, отрицающая. Эта группа должна высказать сомнение, найти аргументы против.
- Красная - эмоции, страсть. Эта группа высказывает только эмоциональное восприятие заданной ситуации, без обоснования своих выводов.
- Зеленая - творческая, креативная. Участники этой группы предлагают новые решения заданной ситуации, которые могут быть самыми фантастическими и неожиданными.
А также:
- Синяя - нейтральная, оценочная. По сути, в этой группе собираются эксперты, аналитики, которые оценивают предложения всех групп и находят оптимальное решение.
- Белая - Аня и Катя катались с горки зимой. Аня упала. Повредила руку. Попала в больницу. Катя не смогла попасть в больницу, чтобы навестить Аню.
- Желтая - Аня и Катя было хорошими подругами. Катя очень ценила свою подругу. Навещала ее, веселила, поддерживала.
- Черная - Из-за неосторожности девочек Аня сломала руку. Кате из-за недуга подруги было обидно и грустно.
- Красная - Грусть, обида, боль, любовь, преданность.
- Зеленая - Катя проснулась и поняла, что все это был просто сон.
- Синяя - могут случится различные ситуации, нужно быть осторожным. Несмотря на обстоятельства и преграды, необходимо сохранить дружбу, поддерживать дорого человека.
Работая по данной технологии, я отмечаю следующие преимущества:
- учащиеся становятся более восприимчивы к опыту других детей: учатся слушать друг друга, несут ответственность за совместный способ познания;
- увеличивается интеллектуальный потенциал участников, расширяется их словарный запас;
- совместная работа способствует лучшему пониманию трудного, информационно насыщенного текста;
- вырабатывается уважение к собственным мыслям и опыту;
- обостряется любознательность, наблюдательность;
- развивает активное слушание;
- повышает самооценку.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
- развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
- учить учащихся самостоятельно добывать знания,
- развивать интерес к предмету,
- позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Активные методы обучения имеют недостатки.