Мастерская по сказке-были А.Платонова "Неизвестный цветок"

Разделы: Литература


?

(название темы урока будет подобрано в конце занятия каждым учащимся)

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с особенностями стиля А. Платонова.
  • Дать определение притчи.
  • Показать необходимость для человека ежедневного труда, в том числе труда души (проявление добра, любви к людям и миру).
  • Выявить личное отношение учащихся к рассматриваемым проблемам.
  • Учить умению взаимодействовать в группе, принимать разные точки зрения и вырабатывать единую позицию по обсуждаемым вопросам.

Оборудование урока:

  • портрет А. Платонова,
  • раздаточный материал,
  • отрывок из “Вальса цветов ” П. И.Чайковского,
  • видеоряд с изображением цветов,
  • аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику литературы 6 класса сказки-были А. Платонова «неизвестный цветок»,
  • лепесточки из бумаги разного цвета, ватман и листы для групп.

ХОД МАСТЕРСКОЙ

I. Деление на группы

– Выберите лепесток того цвета, который наиболее соответствует вашему настроению, ощущению на данный момент.
– Объединитесь в группы по цветам.
– Объясните свой выбор того или иного цвета.

II. Индуктор

– Послушайте «Вальс цветов» П. И. Чайковского, всмотритесь в видеоряд. Есть ли неизвестный для вас цветок?

(Я через экранный проектор показываю ребятам видеозапись «Вальса цветов» с диска наших  вятских мастеров фотографии и живописи А. Зирина и Т. Дедовой «Мир нашими глазами». Учителя могут предложить учащимся видеоряд с изображением различных цветов.)

III. Работа с текстом сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»

  • Послушайте и прочитайте произведение А.Платонова «Неизвестный цветок». Запишите свои вопросы к тексту.
  • Прочитайте друг другу в группе составленные вопросы. Договоритесь, какие 3 вопроса вы предложите для обсуждения классу, запишите их на ватмане, вывесите на доску.
  • Выберите один вопрос, письменно ответьте на него. Озвучьте свою работу.

«Заготовки» учителя:

  • Почему так часто употребляются слова с корнем  -труд-?
  • Что помогло цветку справиться с жизненными невзгодами?
  • Почему Дашу заинтересовал маленький цветок?
  • Отчего Даше так близки и понятны чувства цветка?
  • Почему автор именно детям предоставил право изменить жизнь цветка, пустыря?
  • Цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря?
  • Что в этом произведении быль, а что – сказка?

IV. Работа с учебным материалом, введение нового понятия – «притча» (см. Приложение).

– Прочитайте учебный текст о притче.
– Дайте ответы на вопросы к тексту от группы.

V. Работа с афоризмами А. Платонова

– Прочитайте афоризмы А. Платонова из сказки-были «Неизвестный цветок» (см. Приложение). Выберите в группе тот, который

  • кажется самым интересным,
  • может дополнить афоризмы, представленные в классе,
  • может быть использован как название темы сегодняшнего урока.

VI. Работа с новым учебным материалом об особенностях прозы А. Платонова

1) Обсудите в группе, каковы, на ваш взгляд, особенности стиля А. Платонова (вспомните и рассказ «В прекрасном и яростном мире»).

  • необычное словоупотребление;
  • нарушение лексической сочетаемости слов, примитивизация языка;
  • метафоричность;
  • совмещение недоговорённости в речи с её же избыточностью;
  • совмещение разных стилевых пластов.

Прочитайте учебный текст (см. Приложение), выпишите из него наиболее интересные для вас мысли, мысли, которые стали «открытием» в отношении прозы А. Платонова.

2) Напишите в группе синквейн на тему «Стиль А. Платонова».

(Например:

Стиль
Необычный, своеобразный.
Удивляет, интригует, завораживает.
Хочется перечитать ещё и ещё.
Излом.)

VII. Составление своего текста (приём «текст с пропусками»)

– Подберите однокоренные слова к слову «неизвестный» (неизвестный, известный, известие,  известить, весть).
– Ответьте на вопрос: «Какую весть несёт неизвестный цветок А. Платонова?»,– вставляя и комментируя пропуски в тексте (см. Приложение).
– Озвучьте (вывесите) свои работы.

VIII. Рефлексия

– Что было сложно?
– Что было интересно?
– Ваше пожелание себе? Учителю? Одноклассникам?
(выполняется на лепестках ––> собирается букет)

IX. Домашнее задание

1. Посетить выставку А. Петрова (просмотр м/ф по рассказу А. Платонова «Корова»).

(Так сложилось, что данный урок проводился в тот момент, когда в нашем городе проходила замечательная выставка удивительного художника-мультипликатора А. Петрова, и задание познакомиться с его работами стало ещё одной ступенькой, ведущей нас в сложный, но интересный мир А. Платонова.)

2. Нарисовать неизвестный цветок (словами/акварельными красками).