?
(название темы урока будет подобрано в конце занятия каждым учащимся)
Цели урока:
- Познакомить учащихся с особенностями стиля А. Платонова.
- Дать определение притчи.
- Показать необходимость для человека ежедневного труда, в том числе труда души (проявление добра, любви к людям и миру).
- Выявить личное отношение учащихся к рассматриваемым проблемам.
- Учить умению взаимодействовать в группе, принимать разные точки зрения и вырабатывать единую позицию по обсуждаемым вопросам.
Оборудование урока:
- портрет А. Платонова,
- раздаточный материал,
- отрывок из “Вальса цветов ” П. И.Чайковского,
- видеоряд с изображением цветов,
- аудиозапись из фонохрестоматии к учебнику литературы 6 класса сказки-были А. Платонова «неизвестный цветок»,
- лепесточки из бумаги разного цвета, ватман и листы для групп.
ХОД МАСТЕРСКОЙ
I. Деление на группы
– Выберите лепесток того цвета, который
наиболее соответствует вашему настроению,
ощущению на данный момент.
– Объединитесь в группы по цветам.
– Объясните свой выбор того или иного цвета.
II. Индуктор
– Послушайте «Вальс цветов» П. И. Чайковского, всмотритесь в видеоряд. Есть ли неизвестный для вас цветок?
(Я через экранный проектор показываю ребятам видеозапись «Вальса цветов» с диска наших вятских мастеров фотографии и живописи А. Зирина и Т. Дедовой «Мир нашими глазами». Учителя могут предложить учащимся видеоряд с изображением различных цветов.)
III. Работа с текстом сказки-были А. Платонова «Неизвестный цветок»
- Послушайте и прочитайте произведение А.Платонова «Неизвестный цветок». Запишите свои вопросы к тексту.
- Прочитайте друг другу в группе составленные вопросы. Договоритесь, какие 3 вопроса вы предложите для обсуждения классу, запишите их на ватмане, вывесите на доску.
- Выберите один вопрос, письменно ответьте на него. Озвучьте свою работу.
«Заготовки» учителя:
- Почему так часто употребляются слова с корнем -труд-?
- Что помогло цветку справиться с жизненными невзгодами?
- Почему Дашу заинтересовал маленький цветок?
- Отчего Даше так близки и понятны чувства цветка?
- Почему автор именно детям предоставил право изменить жизнь цветка, пустыря?
- Цветок погибает. Можем ли мы сказать, что он прожил свою жизнь зря?
- Что в этом произведении быль, а что – сказка?
IV. Работа с учебным материалом, введение нового понятия – «притча» (см. Приложение).
– Прочитайте учебный текст о притче.
– Дайте ответы на вопросы к тексту от группы.
V. Работа с афоризмами А. Платонова
– Прочитайте афоризмы А. Платонова из сказки-были «Неизвестный цветок» (см. Приложение). Выберите в группе тот, который
- кажется самым интересным,
- может дополнить афоризмы, представленные в классе,
- может быть использован как название темы сегодняшнего урока.
VI. Работа с новым учебным материалом об особенностях прозы А. Платонова
1) Обсудите в группе, каковы, на ваш взгляд, особенности стиля А. Платонова (вспомните и рассказ «В прекрасном и яростном мире»).
- необычное словоупотребление;
- нарушение лексической сочетаемости слов, примитивизация языка;
- метафоричность;
- совмещение недоговорённости в речи с её же избыточностью;
- совмещение разных стилевых пластов.
Прочитайте учебный текст (см. Приложение), выпишите из него наиболее интересные для вас мысли, мысли, которые стали «открытием» в отношении прозы А. Платонова.
2) Напишите в группе синквейн на тему «Стиль А. Платонова».
(Например:
Стиль
Необычный, своеобразный.
Удивляет, интригует, завораживает.
Хочется перечитать ещё и ещё.
Излом.)
VII. Составление своего текста (приём «текст с пропусками»)
– Подберите однокоренные слова к слову «неизвестный»
(неизвестный, известный, известие,
известить, весть).
– Ответьте на вопрос: «Какую весть несёт
неизвестный цветок А. Платонова?»,–
вставляя и комментируя пропуски в тексте (см. Приложение).
– Озвучьте (вывесите) свои работы.
VIII. Рефлексия
– Что было сложно?
– Что было интересно?
– Ваше пожелание себе? Учителю? Одноклассникам?
(выполняется на лепестках ––>
собирается букет)
IX. Домашнее задание
1. Посетить выставку А. Петрова (просмотр м/ф по рассказу А. Платонова «Корова»).
(Так сложилось, что данный урок проводился в тот момент, когда в нашем городе проходила замечательная выставка удивительного художника-мультипликатора А. Петрова, и задание познакомиться с его работами стало ещё одной ступенькой, ведущей нас в сложный, но интересный мир А. Платонова.)
2. Нарисовать неизвестный цветок (словами/акварельными красками).