Быть поэтом – это значит…
Кровью ласкать чужие души
С. Есенин
Теоретические сведения
“Композиция — это состав и определённое
расположение частей, элементов и образов
произведения в некоторой значимой временной
последовательности”. Композиция делает целое из
отдельных частей, самим расположением и
соотношением художественных образов выражает
художественный смысл. Важную роль играет анализ
названия, эпиграфа, первого и последнего
предложений.
Композиция строится с помощью нескольких
композиционных приёмов.
Повтор — перекличка между началом и концом текста, или повторяющаяся деталь как лейтмотив произведения, или рифма.
Усиление — подбор однородных образов или деталей.
Противопоставление — антитеза образов.
Монтаж — два соседних образа рождают
новый смысл.
Композиция организует всю художественную форму
произведения.
В лингвистике изучается языковая композиция, то
есть сопоставление, противопоставление,
чередование словесных рядов.
Композиционный анализ наиболее продуктивен в
работе над литературным произведением.
Звукопись – повтор звуков.
Аллитерация – повтор согласных звуков.
Ассонанс – повтор гласных звуков.
Инверсия – обратный порядок слов.
Цели:
- Познавательные:
- знать композиционные приёмы и их роль в поэтическом тексте, композицию как сопоставление и противопоставление словесных рядов, роль повторов в стихотворении, схему композиционного анализа поэтического текста;
- уметь находить композиционные приёмы и определять их функции в стихотворении, строить словесные тематические ряды, определять роль повторов в тексте, интерпретировать поэтический текст, используя композиционный анализ.
- владеть теоретическими понятиями о поэтических средствах выразительности.
- приобретение умения анализировать произведение в его идейно-художественной целостности.
- Развивающие:
- развивать умение мыслить;
- обогащать и усложнять словарный запас, усложненять смысловую функцию речи.
Оборудование:
1. Раздаточный материал. Тексты
стихотворения С. А.Есенина «Отговорила роща
золотая», схемы композиционного анализа
поэтического текста, схемы анализа поэтического
текста.
2. Наглядный материал: фотография поэта, родные
пейзажи, декоративно-прикладное искусство
русского народа (изделия, иллюстрации), таблицы:
“Схема композиционного анализа поэтического
текста”, “Схема анализа поэтического текста”,
“Композиция”, “Композиционные приёмы
(принципы)”, “Ключевые слова”, “Набор ключевых
слов”.
Подготовка к уроку
1. Домашнее задание.
Чтение стихотворений С. А.Есенина для первой группы.
1) «Гой ты, Русь, моя родная…»,
2) «Не бродить, не мять в кустах багряных»,
3) «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха»,
4) «Разбуди меня завтра рано»,
5) «Пантократор» (глава 4),
6) «О красном вечере задумалась дорога»,
7) «Осень»,
8) «Вот оно глупое счастье»,
9) «Закружилась листва золотая»,
10) «По-осеннему кычет сова»,
11) «Заметался пожар голубой»,
12) «Мне грустно на тебя смотреть»,
13) «Я покинул родимый дом»,
14) «Я последний поэт деревни»
Чтение стихотворений С. А.Есенина для второй группы.
1) «Зелёная причёска»,
2) «Я покинул родимый дом»,
3) «Хорошо под осеннюю свежесть»,
4) «По-осеннему кычет сова»,
5) «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…»,
6) «Сестре Шуре» («Ты запой мне ту песню, что
прежде»),
7) «Этой грусти теперь не рассыпать»,
8) «Певущий зов».
Подготовить стихотворение «Отговорила роща золотая» к анализу: определить ритмический рисунок стихотворения (метр, размер, рифма, строфа), образный строй стиха (символы, метафоры), образное переживание героя стихов, звукопись.
2. Индивидуальные задания; задания группам
- Выразительное чтение наизусть стихотворения “Отговорила роща золотая”.
- В чём художественный смысл есенинской цветописи? (каждый рассматривает 2-3 стихотворения из предложенных (или самостоятельно выбранных), а один из группы сводит все наблюдения в одно сочинение).
- Образ дерева.
Наблюдения сдать учителю для составления
сводной ассоциативной таблицы.
Предлагается найти в стихах С. Есенина цветопись,
заполнить ассоциативную таблицу
(цвет/ассоциации):
Цветовой образ
Образ дерева
(дерево/ассоциации)
ХОД УРОКА
1. Слово учителя. Заключительный урок по творчеству С. А. Есенина позволит нам по-новому увидеть всё изученное, создаст впечатление глубины и неисчерпаемости творчества поэта. Анализируя стихотворение «Отговорила роща золотая», мы раскроем секрет обаяния стихов Есенина, осмыслим всю его поэтическую систему.
2. Звучит песня на слова С. Есенина «Отговорила роща золотая» (Приложение 1, слайд 2).
3. Ученик читает наизусть стихотворение «Отговорила роща золотая» (Приложение 1, слайд 3).
4. Впечатления от стихотворения. Мысли о прочитанном (Приложение 1, слайды 4-5).
5. Проверка домашнего задания (Приложение 1, слайды 6-9).
1) Чтение сочинений
Есенинская лирика чрезвычайно живописна, картины природы нарисованы чистыми, яркими красками. Тона часто контрастны: с синим сочетается золотой, красное пятно выделяется на зелёном. Цвет не только живописен, с ним связан в лирике Есенина определённый смысл. (Цвет, конечно, сам по себе содержит определённый смысл, но в каждой национальной культуре складывается своя символика цвета, и у некоторых поэтов цвет превращается в устойчивый образ-символ). В частности, в поэтике Есенина, связанной с народной основой, фольклором, цвет несёт в себе эмоциональный, оценочный, философский смысл). Зелёный цвет лугов и рощ передаёт чувство слияния человека с природой, говорит о радости приобщения к гармонии мира: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных.
Цветопись:
Золотой | Красный | Синий, голубой | Алый, малиновый, розовый – близок голубому | Зелёный | Белый и чёрный |
«Златая Русь», «золото увяданья» – осень «Златая бревенчатая изба» | С одной – «сойди, явись к нам, красный конь», с другой – «головой размозжась о плетень, пролилась кровью ягод рябина», «грусти ивовая ржавь» | Цвет Оки, неба, родины (голубая Русь),
поле голубое, вечер синий, мать-осина – голубая,
пожар голубой (в сердце) Далёкая Родина. |
Русь – малиновое поле, тоскует о розовом небе, осины загляделись в «розовую водь», «розовая печь» – образ дома, родина, нежность, счастье | «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих
стозвонных», Молодость, юность |
«С белых яблонь дым», «отцвела моя белая липа» |
Цвета осени, они говорят о неизбежности смены старого новым, о краткости и величии жизни. | Светлая радость первого чувства, юности, а вместе – грусти от сознания кратковременности счастья | чувство слияния человека с природой, радость приобщения к гармонии мира | Неизбежность смерти |
Образ дерева:
Берёза | Клён | Роща | яблоня | черёмуха | Верба |
Девушка, Невеста, Любовь, Нежность |
Двойник лирического героя | люди | «Все мы яблони и вишни голубого сада», Жизнь, молодость |
невеста | Мать, нежная и любящая, Родной дом, Уход из дома, тоска |
6. Чтение статьи С. Есенина «Ключи Марии» и «Имажинисты»
– Кто такие имажинисты? Что нового они внесли в поэзию?
7. Слово учителя
– Образ цвета и образ дерева связаны с глубинными основами мироощущения Есенина, с фольклорной почвой. В поэтике Есенина эти образы несут в себе эмоциональный, оценочный, философский смысл. В образе дерева сказались крестьянские представления о единстве бытия, о связи растений, животных и их старшего брата – человека с матерью-природой. Это видно в народном орнаменте, в вышивках, где дерево похоже на человека, деревянной резьбе, излюбленным мотивом которой является переплетение растений, в травяном узоре росписей собора Василия Блаженного (Покровского) в Москве (Приложение 1, слайд 10), в белокаменной резьбе Дмитриевского собора во Владимире, где изображены под раскидистым деревом играющий на музыкальном инструменте царь Давид, а вокруг мирно улыбающиеся львы с цветком на кончике хвоста и лебеди с переплетёнными, как растения, шеями (Приложение 1, слайд 11). Картина Андрея Рублёва «Троица», росписи народных мастеров Палеха (Приложение 1, слайд 12) и Хохломы (Приложение 1, слайд 13), Гжель (Приложение 1, слайды 14-16) и др.
8. Чтение стихотворения учителем
(Картины природы. Приложение 1, слайды 17-21)
9. Анализ стихотворения (тексты у каждого на столе).
10. Работа в группах
– Теперь уже можно приступать к работе над есенинскими текстами в группах. Разбирая стихотворения, мы продолжаем использовать «таблицу цветов», «дерева» в качестве отправной точки. В дальнейшем от нее можно сколь угодно далеко отойти или, наоборот, в любой момент к ней вернуться.
11. Выступление от групп
1 строфа
– «Роща» – образ-символ, что он в себе несёт?
(Живое существо, которое раньше «говорило
весёлым языком», а затем умолкло. Это выражение
судьбы самого поэта)
– О чём говорит эпитет «золотая»?
– Какое символическое значение содержит эпитет
«золотая»?(Поддерживает грустную ноту – цвет
торжественного увядания, но грусть здесь
светлая)
– Какую роль играют два антонима» весёлым»
и «печально» (это ключ ко всему стихотворению,
и такое соединение двух противоположных чувств
характерно для всей лирики поэта).
– Какую роль играет инверсия? (Возвышенность,
поэтичность)
2, 3 строфа тоже контрастны
Яркие цвета – голубой, золотой – усиливают
впечатления симметрии, устойчивости. Другие же
образы – в движении: пролетают журавли, проходит
по земле странник. Вся природа одухотворена: роща
«отговорила», журавли «не жалеют», пролетают
ччччччч2печально2, конопляник «грезит». Всё это
создаёт чувство пронзительной грусти, острой
тоски от сознания кратковременности жизни,
недостижимости гармонии.
2 строфа
Ключевые образы во второй строфе: 1) образ дома, 2) образ странника «не заманит шляться босиком», «дух бродяжий» («Не жалею, не зову, не плачу…»), «В этом мире я только прохожий…» («Сестре Шуре»), «вечно странствующий странник» («Не вернусь я в отчий дом…») и др.
Появляются ассоциации, которые позволяют
расширить смысл слов. Это не просто факты
биографии, а раздумье над законами бытия. Мысль
поэта: человек – странник в мире, он не только
покидает отчий дом, но и уходит из жизни.
Природа как мать грустит о покинувшем дом сыне.
Образы стихотворения приобретают характер
символов, говорящих о жизни и смерти, о
привязанности человека к родной земле, к жизни, о
грусти неизбежного расставания. Всё
стихотворение наполнено острейшей тоской по
уходящей жизни. И это несмотря на слова «не
жалею», «не жаль».
Смысл в поэзии создаётся не только словами, а
всеми средствами стиха. Немалую роль в передаче
чувства играет цвет. С образом прошлого связаны
светлые тона: «роща золотая», «души сиреневая
цветь». Но вот врывается тревожный красный
цвет, и трагизм достигает кульминации.
В конце стихотворение вновь возникает образ
замолкшей рощи, это придаёт стихотворению
композиционную завершённость. Поэт утверждает
величие жизни. Прошлое и настоящее освещают друг
друга: на юности лежит отблеск печального
настоящего, а нынешнее состояние вобрало в себя
красоту «юности весёлой». Главной мыслью
стихотворение перекликается со многими стихами
Есенина.
Стихотворения Есенина включают в себя
несколько планов, это пейзажная лирика,
философская лирика (раздумья о жизни) и мысли о
Родине.
Сопоставительный анализ стихотворений «Отговорила роща золотая» и «Не жалею, не зову, не плачу…»
1) Звучит песня «Не жалею, не зову, не плачу…» в исполнении учащегося.
12. Домашнее задание (на выбор).
- Письменный анализ текста стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…».
- Письменный анализ текста стихотворения «Письмо матери».
- Сочинение «Мой Есенин»