Цели
- Обучающие: способствовать формированию у учащихся представления о басне как жанре, её жанровых особенностях.
- Воспитывающие: воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям; воспитание культуры общения и самостоятельности.
- Развивающие: способствовать развитию у учащихся умения наблюдать, выделять существенные признаки, делать выводы, развивать ассоциативное мышление у детей; способствовать развитию творческих способностей школьников.
Ход мастерской
Включение в работу
Доброго всем дня. Тема сегодняшнего занятия “Басня как жанр”. Как вы думаете, о чем следует говорить в связи с этой темой? … Попробуем ответить на эти вопросы. Работать мы будем в группах и все вместе. Усаживайтесь поудобнее. Мы начинаем разговор о басне. Хотя, наверное, я не права, вы ведь знакомы уже с произведениями, именуемыми в литературе баснями? Да. Мы читали и даже учили наизусть басни.
Индуктор
Напишите слова и выражения-смысловые ассоциации, возникающие в вашем воображении, когда вы слышите слово “басня”. (Сначала слова пишет каждый, затем они прочитываются вслух. Индивидуальные списки дополняются тем, что понравилось из предложенного другими.)
Работа с материалом
Ученикам предлагается подойти к столу и взять листок с текстом басни (любой листок). Сейчас вам предстоит работа с текстами, поэтому давайте уделим минутку здоровью наших глаз.
Упражнение выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд. Затем открыть глаза на 3-5 секунд. Повторить 6-8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Продолжаем учиться. Каждый должен прочитать свою басню и те басни, которые выбрали для себя члены его группы.
Затем группа должна представить свои выводы на листе “Признаки басни”.
Социализация
После обсуждения в группе, свои выводы ребята представляют вниманию всех. Записи с выводами о признаках басни вывешиваются на стенде “Афиша”. Идет свободное общение. Дети ходят по классу, смотрят, задают вопросы, высказывают свои мнения.
Кульминация
Но ведь многие из перечисленных вами признаков мы можем отнести и к другим жанрам, не басням. Как быть? Значит надо выделить, найти те признаки, которые являются обязательными только для басни. Проанализируем еще раз наши списки с признаками басни.
( Идет обсуждение в группах).
На этом этапе может возникнуть ситуация, когда учащиеся сами скажут о необходимости обратиться к специальной литературе, т. е. о необходимости пополнить свои знания.
Работа с материалом
Примените новые знания. Найдите обязательные признаки жанра в выбранных вами баснях. (Работа в малых группах.)
Рефлексия
Представьте басню как жанр, используя в качестве подсказки все имеющиеся у вас записи.
Учащиеся представляют результат своей деятельности.
Вот, пожалуй, все на сегодня о басне как жанре. И прежде чем попрощаться, я хотела бы узнать ваши впечатления о сегодняшнем занятии. Что же за урок у нас сегодня получился?
Многое из сказанного вами в начале урока мы смогли использовать для определения басни как жанра, но не все. А это значит, что разговор о басне должен быть продолжен.
Мастерская по русскому языку в 7 классе. Описание внешности и действий.
Цели
Обучающие: обеспечить усвоение роли художественного текста в процессе обучения.
Воспитательные: содействовать воспитанию у учащихся навыков, способствующих улучшению памяти; эстетическому образованию.
Развивающие: развивать умение пересказывать текст устно и письменно; продолжить работу над анализом прозаического текста.
Тип урока: развитие речи.
Вид урока: изложение.
Методы и приемы: эвристическая беседа, упражнения для развития памяти и внимания.
Словарь урока: А. Г. Рубинштейн, тапер, эпитет, сравнение, метафора.
К уроку потребуется: портрет А.Г. Рубинштейна, тексты изложения для учащихся, книга “Все обо всех”, орфографические словари, грамзапись 7 Вальса Шопена, схемы “Тип текста”, “Стиль текста”.
Ход мастерской
Звучит фортепьянная музыка.
- Что мы сейчас слушали? Вальс.
- А какой инструмент звучал? Фортепьяно или пианино.
- А знаете ли вы, что в конце девятнадцатого - начале двадцатого века именно пианино стало невероятно популярным инструментом, а связано это было с таким видом искусства как кино. Кто может объяснить этот факт? …
- Пианиста, который сопровождал кадры фильма, называли французским словом "тапер", что обозначает “музыкант, играющий за плату на частных вечерах”.
У А.И. Куприна есть рассказ, который так и называется “Тапер”.
Сегодня мы будем работать над отрывком из этого рассказа, вам предстоит написать изложение.
Чтение отрывка из рассказа “Тапер”.
Текст изложения
Не переставая играть, он увидел, как в залу вошел пожилой господин, к которому, точно по волшебству, приковались глаза всех присутствующих. Вошедший был немного выше среднего роста и довольно широк в кости, но не полон. Держался он с такой изящной, неуловимо небрежной и в то же время величавой простотой, которая свойственна только людям большого света. Сразу было видно, что этот человек привык чувствовать себя одинаково свободно и в маленькой гостиной, и перед тысячной толпой, и в залах королевских дворцов. Всего замечательнее было его лицо - одно из тех лиц, которые запечатлеваются в памяти на всю жизнь с первого взгляда: большой четырехугольный лоб был изборожден суровыми, почти гневными морщинами; глаза, глубоко сидевшие в орбитах, с повисшими над ними складками верхних век, смотрели тяжело, утомленно и недовольно; узкие бритые губы были энергично и крепко сжаты, указывая на железную волю в характере незнакомца, а нижняя челюсть, сильно выдвинувшаяся вперед и твердо обрисованная, придавала физиономии отпечаток властности и упорства. Общее впечатление довершала длинная грива густых, небрежно заброшенных назад волос, делавшая эту характерную, Гордую голову похожей на львиную… Юрий Азагаров решил в уме, что новоприбывший гость, должно быть, очень важный господин, потому что даже чопорные пожилые дамы встретили его почтительными улыбками…
Героем этого отрывка является А.Г. Рубинштейн. И вальс, который мы слушали в начале урока, - это одно из любимых его произведений, автором которого является Шопен.
Выступление ученицы об А.Г. Рубиншнейне. (Материал ученица получила за несколько минут до урока). Жанна, не торопись садиться на свое место, скажи, пожалуйста, когда ты узнала о Рубинштейне? Сегодня.
Ты готовила материал дома? Нет, в школе до урока.
Ребята, вам приятно было слушать Жанну? Она хорошо рассказала? …
А что помогло тебе справиться с этим заданием? Наверное, у меня хорошая память.
У Жанны хорошая память, но все ли могут похвастаться хорошей памятью? …
Кстати, память относится к психофизическому здоровью человека: тренируешь память-– улучшаешь здоровье. Мы сегодня будем писать изложение. Какой вид памяти важен при этом виде работы? Слуховая, зрительная.
Выполним упражнение, тренирующее слуховую память. Я сейчас назову 12 двузначных чисел. Вы должны запомнить их. Ничего записывать нельзя. Когда я кончу читать, надо по моему сигналу записать все числа, которые вы запомнили, в любом порядке.
Выполнение упражнения. Проверка.
А теперь давайте зрительно представим наш текст, ведь у многих зрительная память лучше развита, чем слуховая.
Что представляет собой текст? Это описание, описание внешности и действий. Написан в художественном стиле. Доказательством тому является наличие изобразительно-выразительных средств языка. (Учащиеся приводят примеры.)
С точки зрения композиции отмечаем, что текст состоит из двух абзацев, содержание которых соответствует плану текта-описания.
Сравним:
1. Представление объекта речи. Вошел пожилой господин.
2. Признаки объекта речи. Выше среднего роста; держался свободно; лицо- лоб, глаза, губы, нижняя челюсть, волосы.
3. Заключение, вывод. Важный господин.
Запомнить и пересказать текст вам поможет и то, насколько вы будете внимательны. Попробуем сосредоточить свое внимание. (Выполнение упражнения “Счет по порядку”. Учащиеся произносят числа по порядку, но если в записи числа есть цифра 1, то хлопают в ладоши и не произносят его. Темп увеличивается по кругу. Упражнение выполняется в течение двух минут.)
4. Текст читается учителем 2 раза.
5. Учащиеся работают с черновиками, проверяют составленный текст с помощью орфографического словаря.
6. Изложение оформляется в тетрадях по развитию речи.
7. Обсуждение мастерской.