Идея выбора моей исследовательской темы “ Воспитание духовности на уроках литературы” связана с глубоким убеждением важности данного исследования, т.к. она тесно связана с глобальной миссией нашего центра образования – Миссией развития Личности.
Первостепенное значение в формировании нравственных ценностей оказывают уроки литературы.
Актуальная задача наших уроков – превратить каждый урок литературы в урок нравственности, любви и добра.
Ближе всего мне, по сравнению с другими технологиями, технология Е.Н. Ильина:
- - Главной задачей словесника – говорит он, - следует определить создание на уроке особого духовного пространства.
- “Когда человек теряет нравственные ценности, он становится неконтролируемым”
- Метод духовного контакта.“Духовная ладошка Ильина”: любить человека, понимать, сострадать, принимать, помогать человеку.
- “Чтобы воспитать душу, надо её иметь самому”, - говорит он.Надо, чтобы сам человек светился.
Е.Н. Ильин считает, что вслед за чтением и математикой уважение и ответственность должны стать главными предметами.
Т.е. методика и технология Ильина целенаправленно подчиняет обучению нравственных и духовных ценностей человека.
Считаю, что духовным развитием должна быть пронизана вся программа и весь образ жизни школы.
Живительный источник для русского человека – православие.
В течение 1000 лет шло формирование русского христианства.
Дух и нравственные ценности всегда были предметом изучения религии и философии.
Я работаю по программе по литературе под редакцией Кутузова.
Мною составлено полностью планирование “Духовной литературы” с 5-11 классы
В пояснительной записке к программе сказано, что “это сквозной раздел курса “Духовная литература”.
Надо постоянно помнить, что духовная литература – это особая литература.
Цели программы:
- Показать учащимся место духовной литературы в русской культуре.
- Познакомить учащихся с произведениями духовной литературы и искусства.
Если я сегодня помогу учащимся лучше узнать духовную литературу, то для них будет яснее понять в будущем произведения А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского и др.
В работе с учащимися я выделяю для себя следующие элементы в духовном развитии:
- Самосознание (умение сознавать свою сущность)
- Смирение (сознавать собственную незначимость в историческом пространстве)
- Пытливость (поиск смысла жизни, склонность размышлять над вечными вопросами бытия)
- Способности к нравственной оценке (умение различать жизненные ценности)
- Созидательность (потребность выразить свои чувства, сокровенные мысли).
Именно в поиске духовного счастья, основанного на духовных категориях добра, красоты, истины и любви, человечество всегда искало знание о внутренней духовной действительности людей.
Что в результате получила я?
А. Возросла роль семьи в духовном развитии.
- Большое значение имеет помощь и поддержка семьи.
- Стало легче давать темы по духовной литературе.
- Дети развиваются, становятся более пытливыми, больше знают.
- Родительский день. Чтят ушедших.Уход за местом захоронения.
- Составление творческой работы “Моё родословное дерево.
Используют материал:
Убийство священника в Н-Уральске в рождественскую ночь
- Совместное чтение книг.
- Посещение церкви, храма
- Крещение детей
- Носят крестики, не стыдятся
- С уважением говорят о Боге
- Дома у многих есть Библия, “Ветхий завет”,
- “Новый завет” и другая духовная литература.
Раздумье:
Почему воссиял
Крест и радуга
О вечном и преходящем
- Знание молитвы “Отче наш”.(Все рассказывают)
- Тоболова Наташа.(пример)
- Телевидение
- Главный праздник – Рождество.
- Президент идет в Храм
Вывод: роль семьи неоценима.
Б. Появился новый учебник, в котором данная тема освещается глубоко.
Начало темы – с самых истоков:
- Библия
- Евангелия
- “Ветхий завет”, “Новый завет”, “Евангелия” и другая духовная литература.
Все это дети узнают через учебник.
Например: (дополнительная литература)
- Что такое Молитва.
- Что обозначает слово “Аминь” (История православия)
- О клятве (не клянись, не божись: всякая божба – грех)
- О милостыне (не на показ)
- О посте (не делай постного лица)
В. Роль Библии
Верующие считают её святым божественным откровением.
Библия – это главная книга. Вера великих людей в Бога.
- А. Македонский: “Не в силе Бог, а в правде” - Урок “Религия и наука”
- Н. Коперник – основоположник современной астрономии, польский священник.
- Иоганн Кеплер. Ученый – лютерианец. Совершил свое открытие (закон движения Планет), используя мистическую доктрину гармонии мира.
- Галилео Галилей верил в Бога.
- Чарльз Дарвин изучал медицину и богословие. Намеревался стать священником одной из Лондонских церквей.
- Преходящее и вечное в художественной литературе Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского.
Г. Создана система уроков внеклассных занятий по данной теме:
- Что такое добро и зло
- Существует ли Бог
- Жизнь Иисуса
- Что есть Бог
- Жизнь после смерти
- Религия и наука о религии
- Роль личности: анализ раскрытия
- Моё дерево жизни
- Жестокость и сочувствие
- Жестокость и прощение
- Что значит быть честным.
Урок “религия и наука о религии” вызвала очень большой интерес у учащихся.
Подготовлена конференция отцов на тему “Путь любви” в основе, которой лежит 20 заповедей любви.
Особенно выделили следующее:
- Любовь – Почему власть любви сильнее денег?Любовь – это духовное счастье, делает человека сильным. Любовь- наше биологическое существование не имеет смысла, если оно не украшено любовью.
- Любовь самоукоряет.
- Любовь не гордится
Ответы на волнующие всех нас вопросы о взаимоотношениях родителей и детей.
- - Что такое гордыня
- - Родитель с гордыней в душе всегда будет врагом детства.
- - Отсюда многие семейные беды. Родитель становится деспотом своей семьи, а деспотизм рождает отчуждение и одиночество.
- - Конфликт детей и отцов.
Идеальные родители: Л.Н. Толстой, Я.Корчак, Моцарт, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский
ВЫВОД:
Возвышая себя, человек забывает правило: что возноситься – то должно упасть.
Раздражительность - самый страшный враг семейного воспитания.
Урок внеклассного занятия
“Способность к прощению”
Фрагмент урока (для мастер-класса)
Урок со зрителями
Способность к прощению
Цели и задачи:
- Что обозначает слово “Прощение”
- Формирование нравственной ценности – способности и умение прощать.
- Сравнить толкование и понятие данной нравственной ценности слушателями и трактовкой христианской литературы “Евангелие от Матфея 5:43-47
Ход урока:
Игра в парах. Оборудование.
Задание по карточкам №1 | Получила ответы: |
1.Простить, значит 2.Если бы вы простили кого-то Опишите свои чувства |
1.Забыть, отпустить обиду, извинить, помиловать, не помнить зла. 2.Я не стала больше злиться на неё. Я не могу с ним подружиться. |
№2 1. Что обозначает слово простить 1.Значит быть к нему справедливым, |
1.Значит быть к нему справедливым, добрым, не ссорится больше. |
2. .Если бы простили кого-то.Опишите свои чувства | 2.Я не стал мстить, как камень упал с души моей. Мне стало хорошо на душе: нельзя же так долго сердиться |
Ответы учащихся | Ответы взрослых |
Вывод: прощение – это отказ от ответных действий, от желания мстить, наказать, не гневаться, быть милостивым.
Если вы простили: не стало злости, я не стала мстить, я забыла обиду.
А что сказано в “Евангелии”?
“Евангелие от Матфея” 5:43-47
- “Вы слышали, что сказано: люби ближнего и ненавидь врага своего”
А я Вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас. Да будите сынами отца Вашего.
Что такое прощение?
- Это умение отказаться от ответных действий, от желания наказать обидчика, умение быть милостивым.
Что значит простить? ИТОГ:
- Это не означает, что вы признаете поступок правильным.
- Прощение означает, что вы прощаете человека, который совершил этот поступок, но это также не означает, что мы снимаем с него ответственность за его действия.
Напротив, родители погибшего могут простить убийцу, но они никогда не забудут это трагическое событие, навсегда лишивших их дочери или сына и.т.д.
Пример: Кинофильм “Волчица”
Ответы учащихся 6,7,8,10 классов
10 класс
- Человек должен уметь прощать
- Прощение- это поступок души.
- Это освобождение от вины обидчика.
- Это раскаяние.
- Это желание искупить вину.
7,8 классы
- - Нельзя жить с ненавистью.
- -Надо уметь прощать.
6 класс
-Надо: забыть, поддержать, поверить, помощь, понять, общаться, не предавать, простить.