Мастерская письма "Давайте говорить друг другу комплименты…"

Разделы: Литература


Мастерская – это новый способ организации деятельности учеников. Она состоит из ряда заданий, которые направляют работу ребят в нужное русло, но внутри каждого задания школьники абсолютно свободны. Они каждый раз вынуждены осуществлять выбор, выбор пути исследования, выбор средств для достижения цели, выбор темпа работы и т.д.

Мастерская часто начинается с актуализации знаний каждого по данному вопросу, затем эти знания обогащаются знаниями соседа по парте. На следующем этапе знания корректируются в разговоре с другой партой, и только после этого точка зрения группы объявляется классу. В этот момент знания ещё раз корректируется в результате сопоставления своей позиции с позицией других групп.

В отличие от урока на мастерской выстраивается знание, но не даются, не передаются, поэтому, возможно, что так до конца занятия и не прозвучит истинна, которую знает учитель (мастер).

Мастер, включая ребят в поисковую деятельность, расстается со многими методами принуждения, с жестоким надзором за каждым шагом ученика.

Мастерская построена так, что рассчитана на инициативу, свободу действий каждого. Она будит фантазию, стимулирует творчество. Многократное возвращение к выполнению одного задания направляет внимание на поиск новой проблемы в знакомой, казалось бы, изученный ситуации.

Мастер ведёт мастерскую спокойно. От его манеры говорить, слушать, давать задания, общаться с учениками у них исчезает беспокойство. Мастер не борется за знания, хотя дети осваивают материал более прочно и глубоко. Его знания никогда не являются орудием насилия, давления. Мастер не должен придумывать за ученика путь, по которому пройдёт к открытию его мысль.

Одна из главных целей мастерских: создать ситуацию, находясь в которой, ученик сам бы ответил на все возникающие у него вопросы, получил бы ответы, быть может, не похожие ни на какие другие, отличные не только от тех, которые придумал сосед, но и от тех, которые нашел сам мастер.

Никто ни кому не в праве делать замечания, не должен давать отрицательных оценок другому, его работе, ибо всё обязательно оценивается с позитивной установкой. Простота, естественность, выдумка, фантазия, оригинальность ради пробуждения мысли. Спор ученика с самим собой – самая заветная мечта мастера. Спорить, доказывать, обогащать свои выводы выводами друзей.

Ученик работая со словом, начинает лучше понимать себя, друзей, людей. Он становиться более контактным, гибким, у него исчезает ещё один страх – страх перед словом, перед чистым листом бумаги. Все задания мастера, все его действия направлены на то, чтобы подключить воображение ребёнка, создать такую атмосферу, чтобы ребёнок проявил себя как творец. Мастер стремится задействовать разум, мысль ребёнка, сделать их активными, разбудить в человеке то, что в нём скрыто даже для него самого, понять и устранить то, что ему мешает учиться.

Обучение не продукт, а процесс, бесконечный процесс, поэтому часто мастерская не заканчивается конкретного продукта. Мастерская питает ребят фактами, информацией, цель которой – побуждать вопросы.

Мастер стремится изменить не только свою методику, это даже не столь важно, но и себя. Отказаться от части того прошлого, в котором он, будучи учителем, оказывал на ребёнка психологическое давление своем манерой общения, ведения занятий, сеял страх в душах ребят, страх перед учением. Свобода мастера развивает свободу ученика.

Ученик – творец, он получает право на свободный поиск, который отнюдь не всегда должен заканчиваться удачей. Он получает право на самооценку, самое ответственное, самое серьёзное, самое трудное право.

Почему я выбрала мастерскую? Во-первых, потому, что детям она очень нравится, как и мне самой. Во-вторых, мастерские помогают увидеть своих учеников совершенно другими людьми – начинают говорить и писать даже те, от которых на уроках не добьешься и слова. В-третьих, готовясь к мастерской, я начинаю творчески обдумывать каждое задание, каждый вопрос; пишу стихи, готовлю возможные наглядные плакаты, раздаточный материал. Я выступаю в новом амплуа – я – не учитель, я – мастер. Считаю, что в нашей рутине повседневности, мастерские проводить, не только интересно, но и полезно. Итак, начнём!

МАСТЕРСКАЯ
письменное творчество
“ДАВАЙТЕ ГОВОРИТЬ ДРУГ ДГУГУ КОМПЛИМЕНТЫ”

Тему мастерской можно написать на листке ватмана и прикрепить на доску, можно просто написать мелом.

Мастер:

Добрый день, ребятишки:
И девчонки и мальчишки,
Уважаемые гости.
Вас на праздник приглашаем,
Мастерскую начинаем!

Мастер предлагает ребятам сесть в классе с тем, с кем они хотят, чтобы они чувствовали себя комфортно. Для создания хорошего настроения мастер предлагает ребятам посмотреть друг на друга и улыбнуться, повернуться к гостям (если они присутствуют) и улыбнуться им. А для того, чтобы ребята чувствовали себя уверенно на мастерской, над доской весят три небольших плакатика:

  • не ошибается тот, кто ничего не делает
  • у меня всё получится
  • рядом со мной – мои друзья

Мастер напоминает ребятам отличие мастерской от урока: нет учителя и учеников, а есть мастер и подмастерья; нет плохих оценок, а только “5”; нет боязни невыученного материала, так как специально к мастерской не надо было ничего учить.

Мастер предлагает подмастерьям написать:

а) самое трудное слово
б)самое радостное слово
в) самое нежное слово
г) самое ранящее вас слово
д) мусорное слово
е) слово, помогающее вам жить

Желающие читают, обсуждают наиболее удачные слова. Мастер обращает внимание на эпиграф, который написан на доске: “Слово есть поступок”.

(Л.Н. Толстой)

– Какое слово сегодня лишнее на нашей мастерской? Почему? (мусорное слово) Мастер предлагает ребятам “попрощаться” с мусорными словами и зачеркнуть их, постараться больше их не употреблять в своей речи. Обратимся к теме. Как вы понимаете значение слово комплимент? Желающие отвечают. Мастер открывает плакат, где выписано значение слова из Толкового словаря:

КОМПЛИМЕНТ – любезные, приятные слова, лестный отзыв.

Мастер предлагает ребятам нарисовать комплимент (можно объединиться по парам или по группам). Желающие вывешивают свои работы на доску, комплиментируют их. Звучит музыка.

Следующее задание – расписать слово комплимент. Желающие читают свои варианты.

Мастер предлагает свой

к – красота
о – олицетворяет
м – мир
п – помогайте
л – любить
и – и
м – миллион
е – европейцев
н – научатся быть
т – тактичными

(здесь могут быть различные варианты, я написала свой).

Мастер предлагает ребятам поработать в парах – сказать или написать друг другу комплименты.

Оказывается, это простое задание нелегко выполнить, т. к. мы редко говорили приятные слово друг другу. Желающие комплиментируют свои работы.

Мастер предлагает ребятам, от кого они в своем жизни чаще всего слышат комплименты. Конечно же, от мамы! А часто ли мы, говорим маме комплименты? А какие? Желающие отвечают.

Мастер предлагает ребятам написать комплименты своей маме на открытке, приготовленной заранее мастером. Ребята работают, можно включить музыку, желающие показывают свою открытку. Мастер предлагает подарить её своей маме.

Мастер обращает внимание ребят на многоточие, поставленное в конце фразы “Давайте говорить друг другу комплименты ...”.

– Что такое многоточие?

Многоточие – это следы на цыпочках ушедших слов!

Какие же слова ушли из этой фразы? Мастер предлагает ребятам дописать эту фразу на заранее приготовленных мастером листочках. Ребята работают, можно включать песню Б.Окуджавы “Давайте говорить друг другу комплименты”. Желающие комплиментируют свои работы, вывешивают на доску, обсуждают наиболее удачные варианты. Мастер предлагает ребятам прослушать стихотворение, которое он сочинил специально для мастерской:

Люди, не грубите вы друг другу!
Вам на это право не дано!
Тот был друг, а та была подруга,
Но расстались вы давным-давно...
Просто между вами чёрной кошкой
Слово грубое насквозь прошло,
Просто вас обидели немножко,
Но простить так трудно, тяжело.
Жизнь других да и свою не сокращайте,
Слишком мало нам дано прожить.
Комплименты чаще посылайте
В адрес тех, кого могли любить!
И тогда зимой утихнет вьюга,
И растает трёхметровый лёд.
Уважайте и любите вы друг друга,
Всё у вас на лад тогда пойдёт!

Во время чтения стихотворения можно включить какую-то неторопливую мелодию. Я включаю композицию “Профессионал”.

Мы подошли к финалу мастерской. Мастер предлагает ребятам объединиться в группы и обсудить мастерскую:

– что нравилось

– что не понравилось

– чтобы вы хотели дополнить или изменить

Желающие высказываются, мастер внимательно слушает, делает для себя выводы, подводит итоги мастерской.

Мастер:

Всем мальчишкам и девчонкам,
Кто здесь отвечал,
Выставляю я “пятёрки”
В школьный наш журнал!
Всем “спасибо” говорю,
с вами не прощаюсь,
ещё дольше всех люблю
И вами восхищаюсь!
Чтоб я делала без вас?
Вы мой самый лучший класс!
Уважаемые гости!
Приходите к нам ещё!
Будем рады показать вам
своё мастерство!

Звучит музыка, мастерская окончена.

При подготовке к мастерской, я пользовалась книгой А. Окунев “Как учить не уча или 100 мастерских по математике, литературе и для начальной школы” Санкт-Петербург, 1996 г.