Цель: Ознакомить участников мастер-класса с технологией продуктивного чтения, заинтересовать этой технологией, показав, как она воплощается на практике и какие УУД формирует, научить разрабатывать уроки по данной технологии.
Эпиграф:
Читать – это еще ничего не значит,
что читать и как понимать прочитанное –
вот в чем главное.
К.Д.Ушинский
Вступительное слово
Добрый день, уважаемые коллеги. Вашему вниманию представляю мастер-класс «Технология продуктивного чтения как способ повышения качества образования».
Проблема: современный человек, чем бы он ни занимался в жизни, всегда является читателем, поэтому должен не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать.
Каждый учитель мечтает, чтобы все его ученики приходили на урок подготовленными: полностью прочитали то или иное произведение или параграф. И не просто прочитали, поняли смысл прочитанного.
Федеральный образовательный стандарт начального и основного общего образования поставил перед школой задачу освоения учащимися полноценного чтения, что предполагает готовность школьников к решению таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание текста, поиск информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
При итоговой аттестации выпускник должен понимать смысл прочитанного текста. Будь это задание к тесту или текст в части С. Педагоги, работающие в 9-х и 11-х классах, знают, что большинство ошибок допускается вследствие непонимания самого задания.
Таким образом, данная проблема является актуальной в современной школе, где жизнь ребёнка окружена информационной средой и учащимся порой бывает трудно оторваться от жизни интернетной с приходом вновь в реальную.
Как же быть? Учить правильному, осознанному, увлекательному чтению способствует технология продуктивного чтения, разработанная профессором Н. Н. Светловской.
Продуктивным чтением является такое чтение, при котором вместо скорости прочтения и воспроизведения фактурной информации, ведется перечитывание всех видов текстовой информации, глубокое понимание текста.
Технология универсальная, может применяться на уроках любого цикла. Она направлена на формирование всех универсальных учебных действий.
Всю работу можно разделить на три этапа.
Первый этап технологии – работа с текстом до чтения. Дети читают фамилию автора, заглавие произведения, рассматривают иллюстрацию, которая предшествует тексту, затем высказывают свои предположения о героях, теме, содержании. Завершается этап постановкой цели: «Прочитаем текст, проведём диалог с автором, проверим наши предположения». Цель этапа – вызвать у ребенка мотивацию прочитать текст.
Второй этап – работа с текстом во время чтения: после того, как текст будет прочитан первый раз, в ходе перечитывания («медленного чтения») следует показать, каким мог бы быть диалог с автором. В этом случае нам помогает приём комментированного чтения. Цель этапа – обеспечить полноценное восприятие текста учащимися.
Третий этап – работа с текстом после чтения.
Цель - достигнуть понимания текста на уровне смысла, корректировка читательской интерпретации, доведение читательских впечатлений до уровня законченной мысли
После чтения текста предлагаю такие формы работы как:
- Концептуальная (смысловая беседа по тексту). Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Формулирование основной идеи, главной мысли текста.
- Знакомство с писателем.
- Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.
- Творческие задания, опирающиеся на какую-то сферу читательской деятельности учащихся: эмоции, воображение, осмысление содержания.
Принципы работы по формированию продуктивного чтения:
1. Активная работа со словом;
2. Применение метода «ведение диалога с текстом»;
3. Развитие читательского воображения.
Ученые установили, что на успеваемость школьников влияет более двухсот факторов. Фактором номер один является овладение навыками осознанного чтения. Смысловое чтение – это путь решения познавательных, регулятивных, коммуникативных задач, поиск нужной информации, её интерпретация, самоконтроль, формирование собственной точки зрения.
Достоинства технологии:
- Применима на уроках любого цикла и на любой ступени обучения.
- Ориентирована на развитие личности обучающегося.
- Развивает умение прогнозировать результаты чтения.
- Способствует пониманию текста на уровне смысла…
Технология продуктивного чтения с одной стороны, не настолько сложна, как кажется
(даже с учетом ее многоэтапности), а с другой – не настолько проста, чтобы ее не стоило изучать, совершенствовать и обмениваться опытом ее применения на уроках по разным предметам.
Данная технология помогает большинству наших учащихся вычитывать информацию из текстов разных видов. Этот навык необходим при изучении различных учебных предметов, будь то литература или история, биология, география. Таким образом, продуманная и целенаправленная работа с текстом, направленная на формирование навыков смыслового чтения, является приоритетной задачей в работе учителя в школе на всех ступенях образования.
Ну а теперь приступаем к практической части.
Практическая часть
1 этап. Работа с текстом до чтения
Уважаемые коллеги, вы на время девятиклассники. Попробуем проследить использование технологии продуктивного чтения на примере изучения рассказа Е.В.Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро». Рассказ на сегодня актуален, автор известен не только в нашей Республике, но и за пределами её. В своей педагогической практике беру его на уроках внеклассного чтения, а также именно данный текст включен Ириной Петровной Цыбулько в сборник по подготовке к ОГЭ по русскому языку.Поэтому с текстом в сокращенном варианте мы встречаемся и на уроках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
1) Посмотрите, пожалуйста, на портрет писателя. Вам что-нибудь известно об этом авторе?
2) По названию художественного произведения и по иллюстрациям давайте попробуем предположить, о чём же будет автор нам рассказывать?
3) Может, иллюстрации нам помогут разобраться, кто герои этого произведения? Какова тема этого текста? Высказывают предположения.
4) Какова цель нашего урока? (Осмыслить содержание произведения, определить тему, обозначить проблему)
На этом же этапе ставятся цели урока с учетом готовности учащихся к работе.
Весь рассказ мы читать сразу не будем, будем читать с остановками.
2 этап. Работа с текстом во время чтения. Осмысление содержания
Цель – понимание текста и создание его читательской интерпретации.
Изучающее чтение вслух.
По ходу чтения ведётся «Диалог с автором» (приём).
Чтение текста (с остановками).
I остановка:
- Кто герой произведения?
- От какого лица ведётся повествование?
- Чей голос мы слышим?
- Вступите в диалог с автором?
- Почему Светку в классе не любили?
II остановка:
- Почему ребята не любили Рыжуху брать с собой в походы?
- С чем сравнивает герой её голос?
III остановка:
- Почему в поход Женька не хотел пустить Рыжуху?
- Как вы думаете, что чувствовала Светка, когда её сумку выбросили на пол причала?
IV остановка:
- Что показалось необычным рассказчику в театре?
- Почему только сейчас рассказчик это понимает?
- Какие чувства передают эмоционально окрашенные предложения в тексте?
- Какую роль играют контекстные синонимы «пела-выла»?
Обобщающая беседа.
Ответьте на вопрос: «Что же помогло героине выстоять?».
*Благодаря своему сильному характеру Света не сломилась, выстояла. Умела прощать одноклассникам. Пение спасало девочку. Эта мысль подчеркивается автором использованием ряда однородных членов "в предложении: в её голосе было что-то родственное "с начинающей травой, легкими облаками, теплым воздухом". Мы открываем душевное состояние девочки, ей хорошо на природе. Исцеляло ее озеро. Определим символику озера в рассказе. Во многих древних культурах оно представлялось источником жизни. Погружение в озеро означало возрождение и восстановление. Озеро символизирует идею «уровней» — вода всегда связывается с отношениями между глубоким и поверхностным, внешним и внутренним.
3 этап – работа с текстом после чтения.
Цель – корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.
Учитель ставит концептуальный вопрос к тексту в целом. Далее следуют ответы детей на этот вопрос и беседа. Ее результатом должно стать понимание авторского смысла
- Рассказчик, заканчивая повествование о бездушном отношении одноклассников к Сергеевой, честно пишет: «Светка оказалась золотой. А рыжие мы. Весь класс рыжий». Почему рассказчик делает такой вывод? (Запоздало осознает свою вину, вину одноклассников; сожалеет, что никто из них не захотел увидеть в Светке талант, понять её внутренний мир. Слова «рыжий» – «золотой» употреблены в тексте в переносном значении. Называя Светку «золотой», повествователь подчёркивает, что она расцвела; ее умение петь, которое раздражало всех одноклассников, раскрылось во всей красе. А говоря, что «рыжие» они, «весь класс рыжий» рассказчик сожалеет о том, что Светку дразнили и обижали, смеялись над ее пением. Они, глупые школьники, просто не видели глубины её внутреннего мира. Жизнь, как лакмусовая бумажка, показала истинный «цвет» каждого.называя Светку «золотой», повествователь подчеркивает, что она расцвела (предл.47), её умение петь, которое так раздражало всех одноклассников (предл.7-11), раскрылось во всей красе. Жизнь со временем показала истинный «цвет» каждого).
- Нашла ли Света «СВОЁ ОЗЕРО»? - Почему рассказ назван «Не пускайте Рыжую на озеро»? Согласны ли вы, что достоинство – человеческая «стоимость», оценка деяний и образа жизни человека?
- Другого мучить – так прикольно.
Все счастливы и все довольны.
Подумаешь – немножко больно,
Но мы ж по-дружески, любя.
И громко я кричу: довольно!
Ведь круг замкнется. И невольно
Прошепчешь тихо: «Братцы, больно! -
Когда возьмутся за тебя.
Ваши впечатления о рассказе?
- Что вы можете рассказать о личности автора после прочитанного произведения?
- О чём этот рассказ? (О жестокости. Автор пожнимает проблему жестокости, бездушного отношения среди подростков. Данная тема актуальна и в наши дни).
- По мнению академика РАО Б.М.Бим-Бада, слабость человека проявляется в агрессии, стремлении к разрушению, а сила - в великодушии и благородстве. Согласны ли вы с его мнением? Кого из героев повести можно назвать сильным, а кого слабым человеком?
- Читая и обсуждая рассказ, мы пришли к выводу, что обидев человека, не поддержав его в сложную минуту и предав его, можно сломать ему жизнь, а потом мучиться и жалеть о содеянном. Вот почему нам нужно быть добрее, человечнее, быть отзывчивыми к чужой боли и чужой беде. Нужно научиться сострадать и прощать. Только тогда человек станет духовно и нравственно чище.
Рассказ учителя о писателе и беседа с детьми о его личности рекомендуются после чтения произведения, а не до, поскольку именно после чтения эта информация ляжет на подготовленную почву: ребенок сможет соотнести ее с тем представлением о личности автора, которое у него сложилось в процессе чтения.
Данная технология помогает мне научить детей:
- Медленному чтению художественного текста (по предложениям, по абзацам, по частям);
- Читать не для взрослых, а для самого себя;
- Уделять равное внимание и чтению вслух, и чтению про себя.
- Сформировать умение выражать свою позицию и аргументировано её защищать.
- Понимать текст и видеть позицию автора.
- Осваивать культурные и духовные ценности своего народа.
При использовании на уроках технологии продуктивного чтения у детей формируются УУД:
- владение разными видами смыслового чтения (ПРЕДМ);
- умение вычитывать подтекстовую, концептуальную информацию;
- находить информацию в текстах, таблицах, схемах, иллюстрациях учебника;
- анализировать (выделять главное, составные части) и обобщать (делать выводы) на основе фактов (ПОЗН);
- работать по плану, сверяясь с целью(РЕГ);
- создавать устные и письменные тексты(КОМ);
- развитие мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией (ЛИЧН).
На примере мастер-класса я показала, что продуктивное чтение интересно в любом возрасте, данная технология применима на уроках любого цикла и любой ступени обучения.
Благодарю за помощь и внимание.
Закончить я хочу строками Ф.Тютчева «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовётся…».
Нам не дано предугадать,
Как наше слово отзовётся.
Посеять в душах благодать,
Увы, не всякий раз дается.
Но мы обязаны мечтать
О дивном времени, и веке,
Когда цветком прекрасным стать
Сумеет личность человека
И мы обязаны творить,
Презрев все тяготы мирские,
Чтоб истин светлых заложить
Зачатки в души молодые,
Чтоб верный путь им указать,
Помочь в толпе не раствориться...
Нам не дано предугадать,
Но мы обязаны стремиться!