Цель мастер-класса:
- передача способов взаимодействия с учащимися в контексте развитие интеллектуальных, коммуникативных, лингвистических и творческих способностей учащихся; осознания значимости чтения для дальнейшего развития;
- овладения смысловым и эстетическим анализом текста, что в конечном итоге сказывается на успешном прохождении итоговой аттестации, способности учащихся определиться с выбором профессии, способствует формированию чёткой гражданской позиции.
Актуальность темы мастер-класса. Уже ни для кого не является открытием, что в последние годы весьма снизился уровень читательской культуры школьников, и, как следствие, - крайнее косноязычие, неумение рассуждать, чётко и аргументировано излагать свои мысли. В этой ситуации возникает необходимость активизировать познавательную и творческую деятельность учащихся.
В моей методической системе находит применение комплексное использование различных педтехнологий. Это личностно-ориентированное, развивающее обучение, технология сотрудничества, диалогическая технология, проблемно-поисковая, информационная, природосообразная. Также в моей методической копилке находят себе место элементы педмастерской, развития критического мышления через чтение и письмо, УДЕ.
Итак, начнём...
1. За окном весна. Она хоть робко и несмело, но всё же вступает в свои права. И протягивая руки навстречу первым ласковым лучам весеннего солнца, так и хочется воскликнуть:
О, я хочу безумно жить,
Все сущее — увековечить,
Безличное — вочеловечить,
Несбывшееся — воплотить!Пусть душит жизни сон тяжелый,
Пусть задыхаюсь в этом сне, -
Быть может, юноша веселый
В грядущем скажет обо мне:
Простим угрюмство — разве это
Сокрытый двигатель его?
Он весь — дитя добра и света,
Он весь — свободы торжество!
2. А какие мысли, чувства, может быть, даже запахи возникают в вашем воображении при слове “весна”? (пробуждение, солнце, первые цветы, свобода, запах мимозы, любовь)
3. Нарисуйте окружность. Обозначьте её центр. Представьте, что этот центр - Вы, а вокруг находятся очень важные, значимые для Вас понятия и качества. Они отделены от внешнего мира чертой. Впишите в круг ценности, составляющие Ваш собственный мир. Чем важнее для Вас какое-то качество, тем ближе к центру будет оно располагаться. Где в Вашем круге будет находиться Любовь? (ответы участников)
4. Как вы думаете, о чём мы с вами будем сегодня говорить на уроке? (о любви) Совершенно верно. Тема урока - “Любовь в рассказе А. И. Куприна “Гранатовый браслет”. И начать наш диалог я хочу высказыванием одного из героев рассказа генерала Аносова. “Люди в наше время разучились любить”, - утверждает он. Согласны ли вы с этим утверждением? (ответы участников)
5. Перед вами находятся высказывания разных героев рассказа “Гранатовый браслет” о любви. Внимательно прочтите их и обсудите в группах. Чья точка зрения вам ближе?
Аносов: “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться”.
Вера Николаевна: “ И что это было: любовь или сумасшествие?”
Желтков: “ Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете....Это не болезнь, не маниакальная идея – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить... “Да святится имя Твое”
Шеин: “...разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое до сих пор ещё не нашло себе истолкователя”.
(ответы участников)
6. Две вставные новеллы в рассказе демонстрируют мужскую любовь, безраздумную готовность к самопожертвованию. А женщины в этих эпизодах выступают как коварное исчадие ада. Неужели женщины вообще не способны на любовь? (ответы участников)
7. Перед вами находится текст. Проработайте его с пометками:
+ согласен
- не согласен
! восхищаюсь
? не понимаю, возмущаюсь
Работа выполняется индивидуально.
“...почти каждая женщина способна в любви на самый высокий героизм.
Пойми, она целует, обнимает, отдается — и она уже мать. Для нее, если она любит, любовь заключает весь смысл жизни — всю вселенную!
Но вовсе не она виновата в том, что любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла просто до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения.
Виноваты мужчины, в двадцать лет пресыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью.
...разве каждая женщина в глубине своего сердца не мечтает о такой любви — единой, всепрощающей, на все готовой, скромной и самоотверженной?
А раз ее нет, женщины мстят. Лет через тридцать женщины займут в мире неслыханную власть. Они будут одеваться, как индийские идолы. Они будут попирать нас, мужчин, как презренных, низкопоклонных рабов. Их сумасбродные прихоти и капризы станут для нас мучительными законами. И все оттого, что мы целыми поколениями не умели преклоняться и благоговеть перед любовью. Это будет месть. Знаешь закон: сила действия равна силе противодействия”.
(ответы участников)
8. А сейчас я предлагаю поработать в группах, составив синквейн. Слово “синквейн” происходит от французского слова “пять” и означает “стихотворение, состоящее из пяти строк”. Вспомним правила построения синквейна.
Синквейн (пять строк)
- 1 строка - слово (существительное). Понятие, о котором идёт речь.
- 2 строка - два определения к этому слову (прилагательные, причастия)
- 3 строка - три глагола
- 4 строка - ключевая фраза
- 5 строка - одно слово - вывод
Постарайтесь в 4 строке, в ключевой фразе, выразить своё отношение к словам генерала Аносова: “Люди в наше время разучились любить”.
9. Для того чтобы создать эмоционально-творческую для создания синквейна, подготовленный ученик выразительно читает финал рассказа под аккомпанемент “Лунной сонаты” Бетховена.
"Успокойся, дорогая, успокойся, успокойся. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Ты ведь моя единая и последняя любовь. Успокойся, я с тобой. Подумай обо мне, и я буду с тобой, потому что мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки. Ты обо мне помнишь? Помнишь? Помнишь? Вот я чувствую твои слезы. Успокойся. Мне спать так сладко, сладко, сладко".
Женни Рейтер вышла из комнаты, уже кончив играть, и увидала княгиню Веру, сидящую на скамейке всю в слезах.
— Что с тобой? — спросила пианистка.
Вера, с глазами, блестящими от слез, беспокойно, взволнованно стала целовать ей лицо, губы, глаза и говорила:
— Нет, нет, — он меня простил теперь. Все хорошо.
10. Участники читают составленные синквейны.
Образцы.
Любовь. | Любовь. |
Безответная. Мучительная. | Окрыляющая. Бездонная. |
Ревнует. Жжёт. Убивает. | Спасает. Возрождает. Чувствует. |
Без любви жить намного проще. | Была и будет во все времена. |
Погибель. | Жизнь. |
11. Так что же такое настоящая любовь? Этот вопрос будет вечно сопровождать человечество. Продолжите фразу: Однажды маленького мальчика спросили, знает ли он, что такое любовь. “Конечно, знаю,- ответил он. - Я люблю одну девочку. Вчера ей подарили конфету. Она её ела, а .......... (мне было сладко)”
12. Мне бы очень хотелось, чтобы это ощущение сладости как можно чаще посещало всех вас. Закройте, пожалуйста, глаза. (На стол перед каждым кладётся букетик весенних цветов) А теперь откройте глаза. Пусть эти скромные цветы станут для вас символом весны, обаяния и любви.
13. Домашним задание для учащихся является написание мини-сочинения “Так что же это было: любовь или сумасшествие?”
Спасибо за внимание!